ИзяКацман: Охотно. Мое утверждение следующее:
Человек - существо более переменчивое, чем хамелеон с похмелья и имеет тенденцию запутываться в н-ном количестве посаженых им же сосен. Какой бы "моральный кодекс" вы не придумали, сами же через 5 минут найдете в нем противоречия и проблемы.
Steen: Вот поэтому и надо искать какой-то объективный критерий. Тогда хоть легче будет разбираться. А то сейчас такой бардак…. :evil:
ИзяКацман: А жить-то надо ... вот тут-то и вступает в действие закон. Светский закон и религиозный. Законодатели выбирают набор правил, которые по возможности обидит наименьшее число людей, и называют это "справедливостью".
Steen: Изя, мы о нравственном законе или юридическом? Если о юридическом, то это в корне неверно (он меньше всего считается с чьими-то сугубо личными эмоциональными реакциями), а если о нравственном, давайте слово «справедливость» заменим чем-нибудь. Как-то оно раздражает. Какое-то неопределенное и переменчивое, тоже как этот ваш друг с похмелья.
ИзяКацман: Религиозные законы в чем-то пересекаются со светскими ("не убей, не укради"), в чем-то нет ("не прелюбодействуй") и включают в себя более спорные моменты. И механизмы воздействия и наказания не такие жесткие. И соблюдение этих законов - дело относительно добровольное.
Steen: Изя, сейчас на Вас кто-нибудь кА-Ак кинется и будет кричать о кострах инквизиции. Церковь вообще-то грозит за нарушение своих законов лишением жизни вечной или вечными же страданиями в аду, Вы считаете, это не жестоко? :twisted:
ИзяКацман: А вот атеизм по своей природе бессилен создавать законы ...
Steen: Атеизм по своей природе – отрицание, а отрицание не созидающая, а разрушающая сила. Создать по определению ничего не может. И ДАТЬ, кроме свободы от того, что он отрицает.
ИзяКацман: Разумеется, честным людям законы ни к чему. Никакие.
Steen: Изя, честным людям законы нужны, чтобы отличать себя от нечестных. А то все перепутаются. :wink:
Я, собственно, не совсем этого ожидала. Но, Вы уж простите, я отношусь к тому сорту людей, которые только в споре понимают, ЧТО они, собственно, думают. (Поэтому я ужасно благодарна всем, кто со мной спорит).
Дело в том, что любые определения типа «это нравственно», «это безнравственно» бессмысленны, пока у нас нет критерия нравственного и безнравственного. А такого критерия не только нет, но, сомнительно даже, что он вообще возможен, настолько отношения между людьми нечеткие и размытые. Невозможно опираться на чувства людей, потому что по одному и тому же поводу у всех людей РАЗНЫЕ чувства. Невозможно опираться на традиции, потому что традиции не только у разных народов разные, но даже у разных социальных групп внутри одного народа. А мы живем в многонациональном обществе. Сейчас, наверное, даже в дебрях Амазонки невозможно прожить жизнь в мононациональной среде.
Если бы мы смогли выбрать или выработать хотя бы один непротиворечивый критерий, было бы уже легче.
Я имею в виду, нам легче.
