Вопрос: основана ли вера на эмоциях или на разуме?
Вера == достоверное знание
Любое знание субъективно, и может иметь различную степень достоверности. Каждый человек самостоятельно оценивает достоверность информации, получаемой из внешнего мира. В конечном итоге, все накопленные знания в совокупности формируют сознание индивидуума, что по сути является отражением объективной действительности в его психике. Таким образом настоящей реальностью для ЛЮБОГО человека является то, во что он верит
С верой в бога всё понятно. Бог представляется верующим в него как объект реальности, хотя на это нет ни малейших оснований
Представление понятия Бога формируется индивидуально, в силу умственных способностей субъекта. Для кого-то, может быть, это и отдельный объект реальности, некое аморфное невидимое существо. Наверное, чем более глупое и нелепое представление Бога построит для себя человек, тем более вероятно, что он сам не поверит в его действительное существование... Чтобы весь дальнейший разговор имел какой-то смысл, надо бы договориться о терминологии, и о том, как именно мы будем понимать, что есть Бог. Думаю, что в контексте данной дискуссии будет достаточно ограничиться несколькими его общепринятыми свойствами:
- Бог способен оказывать непосредственное влияние на то, что происходит в нашей реальности. Это может быть, например: происхождение каких-либо маловероятных, но значимых в жизни субъекта событий; стечение различных обстоятельств; влияние на человеческие эмоции, определяющие как поведение субъекта, так и окружающих его людей
- Бог есть высший разум (или разумное проявление высшей реальности). Как следствие, Бог характеризуется рациональным поведением, то есть его влияние на на нашу реальность имеет определенный смысл
- Бог обнаруживает себя в реальности и сознании субъекта только при условии достаточной веры в его существование
Может ли она основываться на разуме, но утверждаться вопреки фактам?
Может. Но вопреки фактам утверждается только вера в будущее. Вера в настоящее, в том числе и в существование сверхъестественных сил, может основываться исключительно на опыте, полученном в прошлом:
Вера, основанная на фактах == реализм
Вера в лучшее вопреки фактам == оптимизм
Вера в худшее вопреки фактам == пессимизм
Опять же, что считать достоверными фактами, или в чем сомневаться, каждый решает индивидуально, основываясь на своем субъективном опыте, собственных знаниях, их достоверности, и умственных способностях
Верить в Бога или нет? Какая стратегия выгоднее?
Рассмотрим две возможные гипотезы устройства нашего мира:
1. Объективная реальность зависит от сознания (подсознания) индивидуума. То есть информация в его сознании первична, а материя есть вторичное ее проявление
2. Объективная реальность существует независимо от сознания. Индивидуум и его мозг лишь небольшая часть всего материального мира
Допустим, что верно первое предположение, и существует только один самотождественный субъект - Бог, который является всеми и которому принадлежат все тела людей и все независимые потоки сознания. При таком устройстве мира, всё материальное и законы природы являются всего-лишь информацией, возникающей, по-видимому, где-то глубоко в нашем подсознании. Таким образом реальность непрерывно моделируется на основе этой информации, не отображаясь в доступной для анализа индивидуума части сознания. Сознательно управляемое сознание получает только готовые факты. В таком случае, реальность может варьироваться, в зависимости от исходных установок, которые, собственно, определяются верой. То есть, если мы во что-то верим, то к этому в конечном итоге трансформируется наше подсознание и, соответственно, меняется отражение реальности в сознании индивидуума. Например, в таком мире эффекты, предсказываемые теорией относительности могут проявляться не из-за того, что Вселенная так устроена, а потому, что мы верим в истинность данной теории.
Рассмотрим теперь второе предположение. Мне трудно себе представить спонтанное возникновение материи и всей Вселенной из ничего. Но, если предположить, что материя существует независимо от сознания субъекта, тогда очевидно, что слепую веру (без логической и фактической проверки) можно рассматривать как психическое расстройство. Подобные отклонения в сознании были бы всего-лишь фантазиями отдельно взятого индивида, и вряд ли это помогло бы ему выжить в таком мире.
Но, даже при таком устройстве Вселенной нельзя исключать гипотетическое существование Бога во всем материальном (существование разумной жизни на микроуровне), и возможное его влияние на наш мир. Если предположить, что жизнь на микроуровне существует, и имеет способность хоть как-то влиять на вероятности стечения обстоятельств в макромире, тогда вера имеет определяющее значение в механизме нашего взаимодействия с Богом.
Когда человек верит в Бога, то он ожидает, что Бог оказывает непосредственное влияние на его эмоциональное поведение, или посылает ему какие-либо "знаки", которые человек принимает, как руководство к действию. Должно быть, Богу, существующему в микромире довольно трудоемко оказывать существенное влияние на наш мир. В таких условиях ему было бы бессмысленно посылать "знаки" и оказывать влияние на обстоятельства в жизни субъекта, без достаточной обратной связи с ним, которая обеспечивается только верой. Человек, не способный самостоятельно рационально мыслить, может довольно успешно принимать решения ассоциируемые со "знаками", посылаемыми ему всевышним разумом. Таким образом, вера в Бога и способности к ассоциативному мышлению могут компенсировать недостаток логического ума.
Но не будем забывать, что описанное мироустройство является всего-лишь гипотезой, и, следовательно, требует экспериментальной проверки.