Термин "Логос" впервые в иудейской теологии применил Филон Александрийский, который приспосабливал иудаизм для эллинистического мира. Сам термин начинает употребление в 6 веке до н.э. Гераклитом. Та же тенденция слияния с греческим миром повлияла и на ту группу христиан, которая использовала в качестве "Евангелия" так называемое писание "от Иоанна", которая была ближе всего к гностикам.
Основу употребления понятия "логос" у Иоанна составляли разнообразные ветхозаветные значения этого слова. Бог творит словом мир (Быт. 1:3; Пс.32:9); о Его слове порой говорится в полуличностной форме (Пс. 106:20; 147:4,7); Логос активен, динамичен, достигает намеченных целей (Ис. 50:10,11). Мудрость Божия носит персонифицированный характер (Пр. 8) Ангел Господень иногда отождествляется с Богом, а иногда есть самостоятельная сущность (Суд.2:1) имя Бога полуперсонализировано (Исх.23:21; 3Цар. 8:29). (ТЭС)
Помимо того что мудрецы персонифицировали мудрость (Сир. 24), они определяли Бога как
me'mra' - "слово". Соответствующие примеры встречаются в таргумах.
В греческой философии у разных философов точное значение слова "логос" варьируется, но обычно оно соответствует "разуму" и отражает воззрения греков на невозможность прямого контакта божества с материей. (ТЭС) В философии стоиков Логос - это и божественный разум, и разум, разлитый в мире (а потому - и в человеческои уме).
В александрийском иудаизме слово целиком персонифицировалось в творении. В писаниях Филона Александрийского слово "логос" встречается 1300 раз; это орудие, посредством которого Бог творит мир из ничего; более того, это путь, на котором Бог познается (т.е. посредством разума).
Понятие "логос" часто встречается в герметической литературе. Появившись в послехристианскую эпоху, произведения герметической литературы тем не меннее испытали влияние эллинистического иудаизма. Учение герметиков о Логосе, в чем-то близкое учению Филона, имело хождение в кругах языческих мистиков. (ТЭС)
Понятие "Логос" в Иоанна 1 радикально отличается от его употребления философами. Для греков это преимущественно "разум"; для Иоанна - преимущественно "слово". Общее для Филона и Н.З. употребление языка побудило многих говорить о влиянии Филона на Иоанна. Однако если для Филона "логос" - это "оно", то для Иоанна - "Он". Филон не идет здесь дальше Платона, он не считает возможным воплощение Логоса, не отождествляет Логос и Мессию. У Иоанна же Логос не только орудие творения Божьего, Он Сам Бог, который воплощается, открывается и искупает.
Источник Иоаннова учения о Логосе - это сама личность и служение Иисуса: "Иисуса не надо толковать через Логос. Логос становится понятен, когда мы размышляем об Иисусе". (W.F. Howard,IB)
Как видите, не так все просто и попытки объяснить все какой-то одной причиной по большей части несостоятельны. :lol: