Автор Тема: Четвертый удар по религии,социологический(социальный).  (Прочитано 13587 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн modus

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 568
  • Репутация: +8/-80
Цитата: "Владимир Владимирович"
А поподробнее?
Подробности  нужно искать самому.
 
Цитата: "Владимир Владимирович"
Концептуализм же (напомню Вам) отрицает реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но признает существование в уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности.  
Но!  Если бы не было действительности, не было бы и концептов.  А значит, понятия, базирующиеся на реальности, существуют.
Хотелось бы лучше понять какой смысл вкладывается в выражение «понятие базирующееся на реальности»?
Цитата: "Владимир Владимирович"
Самого же сознания независимого от содержания не существует.
Сознание существует независимо от того или иного его содержания. Всегда какое-то содержание есть, но само содержание, это не есть само сознание, ведь раз сознание содержит то одно то другое, то оно не сводится ни на одно ни на другое.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 13 977
  • Репутация: +172/-39
Цитировать
Подробности нужно искать самому.
"Верю, потому что нелепо" (с)?

Цитировать
Хотелось бы лучше понять какой смысл вкладывается в выражение «понятие базирующееся на реальности»?
Концептуалистский.  Философию изучали?

Цитировать
Сознание существует независимо от того или иного его содержания. Всегда какое-то содержание есть, но само содержание, это не есть само сознание, ведь раз сознание содержит то одно то другое, то оно не сводится ни на одно ни на другое.
Хотя бутылка содержит материю (воду), она тоже состоит из материи, и отличаются они несущественно.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн modus

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 568
  • Репутация: +8/-80
Цитата: "Владимир Владимирович"
Цитировать
Хотелось бы лучше понять какой смысл вкладывается в выражение «понятие базирующееся на реальности»?
Концептуалистский.  Философию изучали?
Вы видно думаете, что концептуалистский подход представлеет что-то осмысленное  и завершенное что можно было бы изучить как и теорему Пифагора например и на который можно было бы потом ссылаться как на справочник?   Или может быть вы думаете что философия это что-то такое единое и цельное  как и учебник по алгебре?
Цитата: "Владимир Владимирович"
Хотя бутылка содержит материю (воду), она тоже состоит из материи, и отличаются они несущественно.
Ну ну, мы же говорили, что материя  это не субстанция. А вот сознание  эт окак раз субстанция, во всяком случае очень на то похоже...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 13 977
  • Репутация: +172/-39
Цитировать
Вы видно думаете, что концептуалистский подход представлеет что-то осмысленное и завершенное что можно было бы изучить как и теорему Пифагора например и на который можно было бы потом ссылаться как на справочник? Или может быть вы думаете что философия это что-то такое единое и цельное как и учебник по алгебре?
Что б не разводить дискуссию, придется мне еще раз цитировать самого себя:
Концептуализм же (напомню Вам) отрицает реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но признает существование в уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности. Но! Если бы не было действительности, не было бы и концептов. А значит, понятия, базирующиеся на реальности, существуют.
Вы (в платоновском духе) считаете, что идея предшествует (хотя бы во времени) предмету, я так не думаю.  Старый как пень спор материализма и идеализма.  Только идеализм у Вас неклассический.

Цитировать
Ну ну, мы же говорили, что материя это не субстанция. А вот сознание эт окак раз субстанция, во всяком случае очень на то похоже...
Отнюдь нет.  Как называлось дерево, когда на Земле не было того, кто мог его назвать - человека?

А проверяется, что первичнее, просто: берется хороший каменный топор (люблю первобытность за эту конкретику) и раз! - по голове, содержащей сознание.  Что от этого сознания останется?
Или тоньше эксперимент.  Берем и делаем операцию на мозгу, удаляем что-нибудь.  Может ли сознание существовать без мозга?
Да, Базаров и прочие нигилисты были правы: подобно тому как печень вырабатывает желчь, мозг вырабатывает мысли.  А нравится это какому-нибудь Соловьеву или Бердяеву или нет - это уже подробности их биографии.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн modus

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 568
  • Репутация: +8/-80
Цитата: "Владимир Владимирович"
Концептуализм же (напомню Вам) отрицает реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но признает существование в уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности. Но! Если бы не было действительности, не было бы и концептов. А значит, понятия, базирующиеся на реальности, существуют.
Опять-таки выражение «понятия базирующееся на реальности» - не имеет сколько –нибудь точного смысла.
Цитата: "Владимир Владимирович"
Вы (в платоновском духе) считаете, что идея предшествует (хотя бы во времени) предмету, я так не думаю.  Старый как пень спор материализма и идеализма.  Только идеализм у Вас неклассический.
Я то как раз стою скорее на  Аристотелевской позиции, только я не называю её словом «концептуализм». Да идеи отдельно от вещей не существуют, но не существуют от тех или иных вещей а не вообще от всех. Например идея слона прекрасно существует в моем уме отдельно от самого слона. Идея слона будет существоать и после того как ни одного слона во вселенной вообще не останется. Но моя идея слона, не тождественно идеи студента биофака  о слоне, а идея студента биофака не тождественна идеи доктора биологических наук о том же слоне. Так вот, идея, «архетип вещи» это не то знание которое имеет тот или иной человек, а то знание которое имеет о предмете Бог от вечности. Это знание не воображаемое (как я уподоблял в соседней теме) а это знание «понятийное», что для Бога в богословии характеризуется словом «логос». Логосы – это предвечные замыслы Бога о всякой твари, сами логосы не тварны, а потому и не вещи, это акциденции Божественного «ума», но  так как не существует идей отдельно от вещей, то паравильней бало Ба говорить не просто об идеях (непонятно в каком мире идей существующих) а о Боге, в состоянии «задумчивости» о том или ином предмете. Не существует идей Божих, в отрыве от самого Бога, существует Бог в замысле о предмете.
Что касается «общего» и единичного, то я лично считаю, что общее может быть усмотрено в предмете только умом, самостоятельно оно вообще не существует,  оно даже не существует в единичных вещах. Да между вещами есть объективно общее, но само это общее т.е. то что существует в них объективно, ни в коей мере не есть то, что мы думаем об этом. Т.е. это объективно общее не тождественно ни какой мысли о нём. Вообще это общее не обязано во всех случаях быть познаваемым.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 13 977
  • Репутация: +172/-39
Цитировать
Опять-таки выражение «понятия базирующееся на реальности» - не имеет сколько –нибудь точного смысла.
Имеет.  Есть явления (назовем это так), но в чистом виде, "необидеенные".  Потом появляется разумный индивид, который (для пользы дела) начинает строить обобщения.  Эти обобщения и есть идеи.  Но без реальных явлений, это будут идеи не имеющие смысла.  Помните Кэролла?
Цитировать
Twas brillig, and the slithy toves
Did gyre and gymble in the wabe;
And mimsy were the borogoves
And the mome raths outgrabe.
Как и все нормальные люди, Алиса попросила "перевести" ей этих всех бармаглотов (точнее бороговов) на нормальный язык, то есть выразить одно понятие через другое, реальное и более того - общепринятое.  А у Вас получается, что идея независима от реальности.  Такого не бывает.

Цитировать
Я то как раз стою скорее на Аристотелевской позиции, только я не называю её словом «концептуализм». Да идеи отдельно от вещей не существуют, но не существуют от тех или иных вещей а не вообще от всех. Например идея слона прекрасно существует в моем уме отдельно от самого слона. Идея слона будет существоать и после того как ни одного слона во вселенной вообще не останется.
Опять чуть не заделался свадебным академиком, потому что Вы опять сказали то, что я и ожидал.  Ключевое слово "после того".  А до?  Может ли в Вашем уме существовать идея слона до появления на Земле такого животного или до того, как Вы о нем узнаете?
К тому же концептуальное обобщение - это классификация, которая опирается на определенный набор признаков.
Например, Вы - вид хомо сапиенс
род - хомо
семейство - гоминиды
отряд - приматы
класс - млекопитающие
подтип - позвоночные
тип - хордовые
царство - животные
Все эти признаки присущи Вам (позвоночник, питание молоком в раннем детстве), поэтому, кстати, отрицать эволюцию человека просто неумно (как преступнику, оставившему отпечатки пальцев неумно отрицать свою причастность к чему-либо).
А теперь скажите, могла ли быть такая классификация ДО появления хордовых, млекопитающих, приматов?

Цитировать
Так вот, идея, «архетип вещи» это не то знание которое имеет тот или иной человек, а то знание которое имеет о предмете Бог от вечности. Это знание не воображаемое (как я уподоблял в соседней теме) а это знание «понятийное», что для Бога в богословии характеризуется словом «логос». Логосы – это предвечные замыслы Бога о всякой твари, сами логосы не тварны, а потому и не вещи, это акциденции Божественного «ума», но так как не существует идей отдельно от вещей, то паравильней бало Ба говорить не просто об идеях (непонятно в каком мире идей существующих) а о Боге, в состоянии «задумчивости» о том или ином предмете. Не существует идей Божих, в отрыве от самого Бога, существует Бог в замысле о предмете.
Чистейшей воды платонизм!  Только переведенный на язык христианства.
И точно не концептуализм.  Концептуализм вообще не предполагает иного обобщения, чем человеческое.  Абеляр - известный концептуалист - вполне мог сослаться на библию, поскольку там Адам концептуализировал (называл, давал имена) окружающему миру.  Вы мне, конечно, возразите, что еще раньше божество само назвало (сотворив называнием) элементы окружающего мира.  Никто не спорит.  Так и повествуется.  Но тогда здесь лишняя работа Адама.  Если божество уже все назвало и концептуализировало, Адаму нет смысла проделывать ту же самую работу.  В общем, бог тут лишний.  Или Адам лишний.  Выбирайте.

К тому же. если логосы не тварны - они у Вас начинают конкурировать с божеством, да еще и во множественном числе.  И Вы логически должны прийти к политеизму. :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:

Цитировать
Что касается «общего» и единичного, то я лично считаю, что общее может быть усмотрено в предмете только умом, самостоятельно оно вообще не существует, оно даже не существует в единичных вещах. Да между вещами есть объективно общее, но само это общее т.е. то что существует в них объективно, ни в коей мере не есть то, что мы думаем об этом. Т.е. это объективно общее не тождественно ни какой мысли о нём. Вообще это общее не обязано во всех случаях быть познаваемым.
Опять агностицизм.  Нельзя запрячь в одну телегу платонизм (классический объективный идеализм) и агностицизм.  Тут или - или.  Кант на этом и прогорел со своей "вещью в себе".  
Практика же показывает, что человечество (именно так, а не отдельный человек) уничтожает эту сферу непознанного.  Познанием.  Впрочем, если мир бесконечен, процесс познания тоже будет (теоретически) бесконечным, и тогда Вы правы насчет нетождественности.  Но для этого Вам надо как минимум признавать бесконечность мира, т.е. его несотворенность (поскольку все сотворенное конечно).
Убедил?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн modus

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 568
  • Репутация: +8/-80
Цитата: "Владимир Владимирович"
Имеет.  Есть явления (назовем это так), но в чистом виде, "необидеенные".  Потом появляется разумный индивид, который (для пользы дела) начинает строить обобщения.  
Что вы называете явлениями? То, что дано в актах чувственного познания?
 
Вот смотрите: как легко можно доказать, каждое число натурального ряда – абсолютно уникально т.е. существует по крайней мере одно свойство, каковым обладает только оно одно во всей вселенной.  Но некоторые совокупности чисел мы можем рассматривать как одно целое, указывая какое-либо свойство каковым обладают они все. Например множество четных чисел, или множество чисел, которые в остатке дают  4 при делении на 7 или каким либо  другим способом. Вот такое обобщение суть что такое? Идея? А число пять это что? Не идея?
Ни число два, ни некое понятие, скажем «четность» которое объемлет совершенно все числа делящееся на два – не существует в том же смысле, в каком существует камень на дороге. Но одно из них конкретно, другое общее понятие, хотя оба существуют в уме и не существуют отдельно от ума кого –либо.  Поэтому реальность НИКОГДА не сводится на общее или конкретное. Нельзя говорить, что конкретные единичные вещи существуют реально, а вот их обобщения только в уме .И то и другое может вполне существовать в уме.  
Цитата: "Владимир Владимирович"
Эти обобщения и есть идеи.  Но без реальных явлений, это будут идеи не имеющие смысла.  
Смысл это частный случай идей.
Цитата: "Владимир Владимирович"
Как и все нормальные люди, Алиса попросила "перевести" ей этих всех бармаглотов (точнее бороговов) на нормальный язык, то есть выразить одно понятие через другое, реальное и более того - общепринятое.  А у Вас получается, что идея независима от реальности.  Такого не бывает.
Идея – это вид реальности, только существующий несамостоятельно. (нельзя сказать, что идей не существует ни в каком смысле, а раз существует хоть в каком-то смысле, то в том в каком они существуют в том они и реальны, а они реальны не как не зависимые вещи)
Цитата: "Владимир Владимирович"
Опять чуть не заделался свадебным академиком, потому что Вы опять сказали то, что я и ожидал.  Ключевое слово "после того".  А до?  
Хоть до хоть после. Только не нужно отождествлять мои идеи с идеями Творца.
Цитата: "Владимир Владимирович"
Может ли в Вашем уме существовать идея слона до появления на Земле такого животного или до того, как Вы о нем узнаете?
До того как будет существовать слон – может, до того как я узнаю – не может ( в моем уме). Но идея слона от вечности существует в уме Творца.
Цитата: "Владимир Владимирович"
К тому же концептуальное обобщение - это классификация, которая опирается на определенный набор признаков.
Существуют множества неподдающиеся конструктивной классификации т.е. такой, чтобы по любому объекту входящему в его состав, можно было бы точно сказать – принадлежит ли он некоторому подномножеству или не принадлежит ему.
Цитата: "Владимир Владимирович"
Чистейшей воды платонизм!  Только переведенный на язык христианства.
И точно не концептуализм.  Концептуализм вообще не предполагает иного обобщения, чем человеческое.  Абеляр - известный концептуалист - вполне мог сослаться на библию, поскольку там Адам концептуализировал (называл, давал имена) окружающему миру.  Вы мне, конечно, возразите, что еще раньше божество само назвало (сотворив называнием) элементы окружающего мира.  Никто не спорит.  Так и повествуется.  Но тогда здесь лишняя работа Адама.  Если божество уже все назвало и концептуализировало, Адаму нет смысла проделывать ту же самую работу.  В общем, бог тут лишний.  Или Адам лишний.  Выбирайте.
Ещё раз Вам говорю – не следует вести себя так, как будто бы концептуализм есть что-то осмысленное и целостное.  
Это говорение подобно диалектике - представляет собой словесную муть, не имеющую никакой строгости, чтобы можно было точно  понять о чем они там говорят.
Цитата: "Владимир Владимирович"
К тому же. если логосы не тварны - они у Вас начинают конкурировать с божеством, да еще и во множественном числе.
Я же ясно сказал, что логосы – это Божественные замыслы, без Бога они не существуют т.е. они не суть субстанции отдельные от Бога, а акциденции Его Разума.
Цитата: "Владимир Владимирович"
Практика же показывает, что человечество (именно так, а не отдельный человек) уничтожает эту сферу непознанного.  Познанием.  Впрочем, если мир бесконечен, процесс познания тоже будет (теоретически) бесконечным, и тогда Вы правы насчет нетождественности.  Но для этого Вам надо как минимум признавать бесконечность мира, т.е. его несотворенность (поскольку все сотворенное конечно).
Убедил?
Дело там совершенно в другом.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 13 977
  • Репутация: +172/-39
Цитировать
Что вы называете явлениями? То, что дано в актах чувственного познания?
А откуда у Вас такое недоверие к органам чувств?
С другой стороны. я то говорю об объектах (которые могут видеться как явления, - для наблюдателя).

Цитировать
Вот смотрите: как легко можно доказать, каждое число натурального ряда – абсолютно уникально т.е. существует по крайней мере одно свойство, каковым обладает только оно одно во всей вселенной. Но некоторые совокупности чисел мы можем рассматривать как одно целое, указывая какое-либо свойство каковым обладают они все. Например множество четных чисел, или множество чисел, которые в остатке дают 4 при делении на 7 или каким либо другим способом. Вот такое обобщение суть что такое? Идея? А число пять это что? Не идея?
Ни число два, ни некое понятие, скажем «четность» которое объемлет совершенно все числа делящееся на два – не существует в том же смысле, в каком существует камень на дороге. Но одно из них конкретно, другое общее понятие, хотя оба существуют в уме и не существуют отдельно от ума кого –либо. Поэтому реальность НИКОГДА не сводится на общее или конкретное. Нельзя говорить, что конкретные единичные вещи существуют реально, а вот их обобщения только в уме .И то и другое может вполне существовать в уме.
Вся математика - это условность.  Нет прямых линий и круглых кругов.  Это просто инструментарий для познания и описания действительности.  Не меньше, но и не больше.

Цитировать
Смысл это частный случай идей.
Я неточно выразился.  Идея не будет иметь основания.  Да и самой идеи не будет.  Ей нечего будет обобщать.

Цитировать
Идея – это вид реальности, только существующий несамостоятельно. (нельзя сказать, что идей не существует ни в каком смысле, а раз существует хоть в каком-то смысле, то в том в каком они существуют в том они и реальны, а они реальны не как не зависимые вещи)
Вот здесь некто из материалистов с Вами спорить не будет.  Только они подчеркнут, что эта несамостоятельность критическая, и она не позволяет говорить ни о каком "духовном мире" (заодно, как Вы наверное знаете, "духовных миров" много - у каждой религии - свой, и не стоит делать вид, что они тождественны, любой историк религии (я в т.ч.) этот обман расколет в два счета; а поскольку мы имеем одну реальность (дважды два везде равно четырем) и множество надутых верующими "мыльных пузырей" духовности, вывод я делаю однозначный: эти "мыльные пузыри", которые к тому же еще и противоречат друг другу, чистая выдумка, которой неуклюже придан вид правдоподобности, благо религия с определенных пор начала эксплуатировать философию и добилась от нее некоторой дани в виде "богодоказательств"; все эти богодоказательства стоят недорого (Кант, как Вы знаете, с ними расправился и соорудил свое, еще более неуклюжее: в сущности он сказал "хочу, значит есть; не хочу, значит не есть" т.е. поставил онтологию в зависимость от аксиологии, тут и до романтизма недалеко) и осталось только тертуллиановское Credo quia absurdum est; я всегда уважал Тертуллиана за эту фразу, хотя она немного вырвана из контекста (контекст был: "если это настолько абсурдно, то это примечательно и в этом есть доказательство"), но это ничего не меняет, и непонятно, зачем этой корове (религии) - седло (философия)? это седло слишком жмет).

Цитировать
Хоть до хоть после. Только не нужно отождествлять мои идеи с идеями Творца.
Почему же это не надо?
Как Вы можете доказать, что само существование Вашего "Творца" не выдумано Вами?  "Творец" придумал слона, Вы придумали "Творца".  Попробуйте опровергнуть.

Цитировать
До того как будет существовать слон – может, до того как я узнаю – не может ( в моем уме). Но идея слона от вечности существует в уме Творца.
Допустим.  А как насчет идеи паровоза?  Она в чьем уме существует?  И как насчет времени ее появления?

Цитировать
Существуют множества неподдающиеся конструктивной классификации т.е. такой, чтобы по любому объекту входящему в его состав, можно было бы точно сказать – принадлежит ли он некоторому подномножеству или не принадлежит ему.
Но вопрос: нужна ли нам такая классификация.  Мы уже давно не делим животных на водоплавающих и летающих.  Делим по другому.

Цитировать
Ещё раз Вам говорю – не следует вести себя так, как будто бы концептуализм есть что-то осмысленное и целостное.
Это говорение подобно диалектике - представляет собой словесную муть, не имеющую никакой строгости, чтобы можно было точно понять о чем они там говорят.
Так все-таки кто лишний?  Божество или Адам? :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:

Цитировать
Я же ясно сказал, что логосы – это Божественные замыслы, без Бога они не существуют т.е. они не суть субстанции отдельные от Бога, а акциденции Его Разума.
Даже если они противоречат друг другу?

Цитировать
Дело там совершенно в другом.
В чем?

Вам нужно бесконечное божество.  Для этого Вы намекаете на конечность Вселенной, хотя никто еще не обнаружил ее "края" (да и во времени тоже: сингулярность не может быть описана современными (!) законами физики, но утверждать, что сингулярность - это библейское "ничто", мы не можем).  Доказать конечность Вселенной Вы не можете, а поэтому просто снимаете аргумент ее бесконечности.  В этой бесконечной Вселенной затерялась наша Галактика, в ней - мелкая звезда по имени Солнце, а на третьей ее планете - Вы.  Вам это не нравится, и Вы уходите от реальности в религию (т.е. выдумывание разумных существ, которые служат Вам для преодоления страха перед реальной бесконечностью).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн modus

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 568
  • Репутация: +8/-80
Цитата: "Владимир Владимирович"
А откуда у Вас такое недоверие к органам чувств?
Какое «такое»?
 
Цитата: "Владимир Владимирович"
С другой стороны. я то говорю об объектах (которые могут видеться как явления, - для наблюдателя).
Что такое «явление»? Что-то что ты видишь, слышишь и т.д.?
Цитата: "Владимир Владимирович"
Вся математика - это условность.  
Не в том главная суть про которую вам говорили.
И что значит «условность»?
Математические объекты прекрасно существуют в нашем воображении, подвергнуть сомнению их существование в воображении – абсолютно невозможно, именно потому что мы о них говорим потому они и существуют именно как то о чем мы говорим. Поэтому чтобы указать в каком смысле они не существуют, нужно этот смысл и указать.
А вот доказать существование предметов данных в чувственном познании – эта задача совсем не простая. Великий Платон применял в этом случае слово «вера»...
 
Цитата: "Владимир Владимирович"
Вот здесь некто из материалистов с Вами спорить не будет.  Только они подчеркнут, что эта несамостоятельность критическая, и она не позволяет говорить ни о каком "духовном мире"
Видете ли, я же говорю – идеи вечны, это пренципиальное положение .Но чтобы отличать идеи наши от идей Бога Вам как историку религий известно, что некоторые вводят специальное название для Божественных идей – логос.
Когда «логос» - пишется с маленькой буквы ,то предполагается именно Божественная идея. Точнее предполагается определенный богословский концепт – предполагается, что Бог – субстанция, а как бы «движение его ума» в котором присутствует логос – это идея.
Параллеь здесь с Платонизмом следующая: Платон говорит о Парадейгме, как некотором Сверхпервообразце всего сущего, в котором пребывают вот эти идеи. Парадейгма – это предвечный Божественный Ум, Разум, в котором хранятся идеи .Только Платон делал идеи субстанциями, христианство же не  делает такой ошибки.
Цитата: "Владимир Владимирович"
(заодно, как Вы наверное знаете, "духовных миров" много - у каждой религии - свой, и не стоит делать вид, что они тождественны, любой историк религии (я в т.ч.) этот обман расколет в два счета; а поскольку мы имеем одну реальность (дважды два везде равно четырем) и множество надутых верующими "мыльных пузырей" духовности, вывод я делаю однозначный: эти "мыльные пузыри", которые к тому же еще и противоречат друг другу, чистая выдумка, которой неуклюже придан вид правдоподобности,
С этим можно согласиться.
Цитата: "Владимир Владимирович"
благо религия с определенных пор начала эксплуатировать философию и добилась от нее некоторой дани в виде "богодоказательств"; все эти богодоказательства стоят недорого (Кант, как Вы знаете, с ними расправился и соорудил свое, еще более неуклюжее: в сущности он сказал "хочу, значит есть; не хочу, значит не есть" т.е. поставил онтологию в зависимость от аксиологии, тут и до романтизма недалеко) и осталось только тертуллиановское Credo quia absurdum est; я всегда уважал Тертуллиана за эту фразу, хотя она немного вырвана из контекста (контекст был: "если это настолько абсурдно, то это примечательно и в этом есть доказательство"), но это ничего не меняет, и непонятно, зачем этой корове (религии) - седло (философия)?
Религии седло не нужно. Просто метафизика и богословие – это одно и тоже как говорил ещё сам Аристотель.
«Тот мир» - существует, но все философские системы и прочие высказанные вещи только лишь слегка приоткрывают завесу того мира поэтому получается неуклюжесть. Неуклюжесть – это объективная трудность, по другому просто не получается, слишком сложные предметы о которых говорят богословы. Мошенничество происходит тогда, когда пытаются сказать, что неуклюжести этой якобы нет в религии и философии. Нет – это не так, она – есть.
Цитата: "Владимир Владимирович"
Почему же это не надо?
Как Вы можете доказать, что само существование Вашего "Творца" не выдумано Вами?  "Творец" придумал слона, Вы придумали "Творца".  Попробуйте опровергнуть.
Хорошо. Попробую как- нибудь (но без неуклюжести не получится, к сожалению (а может даже к счатью) интуиция это такая же сила нашей позновательной способности как и дискурсивное мышление, нечто может быть схвачено только при помощи неё).
Цитата: "Владимир Владимирович"
Допустим.  А как насчет идеи паровоза?  Она в чьем уме существует?  И как насчет времени ее появления?
Если у меня представление об обезьяне одно, то Бог знает что такое обезьяна в самой сущности, ибо сущность это есть отображение его предвечного замысла о ней. Всё онтологическое наполнение предмета, вся его «чтойность» берется из Божественной идеи. Паровоз – это побольшому счету сцепление разных элементов у которых разная «чтойность». Вот такая вот конфигурация, которая допускается самой физикой пространства- времени и есть паровоз .Его, этот паровоз, Бог тоже знает причем как в принципиальной схеме, так и в конкретный момент в конкретное время. Конкретный паровоз – это элемент «воображения»  Творца, а сама суть паровоза  это идея паровоза.
Цитата: "Владимир Владимирович"
Даже если они противоречат друг другу?
Логосы не могут противоречить друг-другу, это «суть» предметов.
Цитата: "Владимир Владимирович"
В чем?
Попробую пояснить так: мы можем легко разбить стакан, а можно ли разбить «идею стакана»? Мы можем огнем затопить печь, а можно ли «идеей огня» затопить печь? Можно за 100 р. купить кусок пиццы, а можно ли за идею 100 р. купить кусок пиццы? Любой человек скажет что нет. Это означает, что план мыслимого и реального бытия – несоизмеримы, они имеют различны онтологический статус.  Но это мы так просто говорим, опираясь на так наз. «здравый смысл» .К сожалению, ситуация такова, что совершенно исключить здравый смысл не представляется возможным, поскольку тогда, мы остались бы без здравого смысла, т.е. несли бы ахинею…
НО! Существует вот какая проблема – проблема
существования внешнего мира. Эта проблема не та, когда что-то там намямлил В.И. Ленин про материю данную «в чувствах», а про внешнюю реальность как таковую, вне зависимости от того – дана она нам в чувствах или не дана.
Вопрос ставится так: существует ли хоть, что-то, что не является порождением нашего ума? Могли бы мы логически доказать, что  существует вне-нас-бытие? Исторический писсимизм говорит, что это невозможно.  И все же я постараюсь привести некоторые аргументы в пользу того, что если мы говорим не как пустомели, а хоть чуть пытаемся  опираться  на логику, то ситуация на самом деле не так пессимистична как могла бы показаться.
Хорошо, попробуем посмотреть для начала в историю философии .Кажется Гераклит подтолкнул философов на определенные размышления, ведь  Гераклит же предполагал, что мир состоит из огня, поскольку наблюдая за вещами он обнаружил , что неподвижных предметов не существует, но все находится в движении. Однако, если вода Фалеса может иногда и застыть превратившись в лед, то вот застывший огонь –это нонсенс, сама суть огня в том, что он постоянно меняется, горит разными языками пламени. Поэтому мир это конечно огонь… Но ? Вот тут важный вопрос: а какой именно огонь? Является ли огонь в твоем костре огнем из которого состоит весь мир? Конечно нет, ведь костер находится в том конкретном месте, и уже поэтому не находится в холодильнике например. Хорошо, а может ли таким огнем быть огонь зажигалки? Совершенно очевидно что по тем же причинам не может. Получается, что если огонь и лежит в основе этого мира, то уж не тот, ни этот и не другой…  
Не странно ли? Как так получается что куда пальцем не ткни именно это и не лежит в основе мира?  Что ж то за странный огонь? Может это некий «огонь в себе»? Но ведь мы говорили, что сама суть огня состоит в постоянной переменчивости его, он горит разными языками пламени, т.е. там нет статического момента,а только динамизм, поэтому и основы не может быть, ведь основа это что-то одно представленное в разных формах. Остается только согласиться с тем ,что если в основе всего сущего и лежит огонь, то этот огонь довольно странный  - он не находится ни здесь и не там он, отличен от любого «горящего огня», и в тоже время присутствует в  люом горящем огне. Что же это за огонь? Это, конечно идея огня…
Вот кажется Аристотель говорил, что к идеям пришли те, кто рассматривал движение вещей.
Но мы пока не пойдем до Аристотеля, а пойдем до другого философа, который рассуждая над проблемой «что же лежит в основе всего сущего, и лежит ли вообще хоть что –нибудь?» - понял, что количество трудностей здесь столь велико что осмыслить это вряд-ли возможно человеческому уму. Но самый постой путь, это конечно понять для начала что вообще существует, а потом уже из того что существует попытаться выбрать тех или иных кандидатов на роль мировой субстанции. Но что вообще  существует? Как нам узнать, что существует? То что мы видим это миражи, только тени, за которыми стоит настоящая реальность или нет?
Пока и этот вопрос оставим. Коснемся другого вопроса: чтобы нам выбирать из того, что существует было бы не плохо вообще понять –« а существует ли хоть что нибудь?». Если мы считаем что не существует вообще ничего, то мы признаем наше вот это «считание» - как истинное положение, в таком случае, мы говорим, что истинные предложения существуют. Но если существует хоть что-нибудь, значит не верно, что ничего вообще не существует.  Но  что же сущестует? А вот фиг его знает, что там на самом деле существует, то ли огонь, то ли идея огня, то ли и то и другое то ли ни то ни другое… Но уже одного того, что существует хоть что-то  - не мало. Ведь про это «хоть-что-то» мы совершенно справедливо можем сказать – оно существует. Т.е .мы можем сказать – вот то, что существует, вот то и существует. Не правда ли великолепная фраза?

Казалось бы мелочь, но я считаю её самым великим открытием в истории. Что из неё будет вытикать, давайте попробуем понять.

Что собой представляет формула «то ,что существует, то существует»?
Любой кто плохо  изучал логику быстро заметит – это пустопророжнее выражение т.е. тавтология. Но тот кто изучал более серьезно добавит -  «эта формула есть по своей структуре - логическая тавтология т.е. тождественно истинная формула». Вот! Вот главное открытие в истории человечества, когда в условиях полного хаоса в умах, сердцах, и чувствах, когда совершенно не понятно на что можно опереться в любом рассуждении  – мы через мрак вот этого хаоса всеже видим проблеск надежда и истины: мы имеем хотя бы одну заведомо истинную формулу, пусть и совершенно бессодержательную, а иметь хотя бы одну заведомо истинную формулу не так уж и мало в наших условиях!

 
В ней конечно, выражение «то, что существует» есть имя того объекта который существует (ведь мы знаем, что хоть что-то да существует) и чтобы это длинючее выражение за собой по всюду не таскать, можно выражаться проще – «бытие». Что такое бытие ? Это конечно на та муть о которую любят почесать язык диалектики исследую предельные вопросы познания и бытия. Нет, в нашем контексте это просто имя того что существует. Проделав вот эту замену, наша формула приобретает простой лаконичный вид – «бытие - существует».
Ну а далее не сложно будет догадаться до того, что такое небытие… это разумеется также сокращение взятое из формулы - «то, чего не существует, того не существует».

Так как обе формулы тавтологии т.е. тождественно истинны, то и коньюкция двух формул также тождественно истина. Т.е. мы можем выразить это в одной строчке: «бытие существует и небытия – не существует». Или ещё проще:
 
бытие – есть, а небытия –нет. (*)

Вот теперь я уже раскрыл все карты, и В как историк религий не могли не догадаться о каком философе я все время толковал .Именно о том, которого Платон называл «Божественным философом» о котором он даже не осмеливается вынести суждения – о Пармениде Элейском.
Поскольку формула «бытие есть, а небытия –нет» вошла в историю философии именно через Парменида. Но пойдем дальше: поскольку и бытие и небытие, есть просто перезапись слов (сделанное нами для удобства) которые взяты из двух тавтологий, то как бытие так и небытие – не могут быть наполнены нами никаким содержанием, так как  все тавтологии – бессодержательны. Это значит, что суть бытия постигнута в нашем разуме быть НЕ МОЖЕТ.

Иными словами:  суть Бытия не  является ни каким нашим понятием и отлично от любого содержания какое бы мы ему не приписали, и которое отвечает на вопрос «что есть бытие или небытие?». Т.е. бытие по сущности  непостижимо!
Поясню: заметим, что если формула F– тождественно истинна, и формула F-->G– тождественно истинна, то и формула G– тождественно истинна. А это значит, что какое бы мы не взяли количество тождественно истинных формул, и выводов из них – все они будут тавтологиями  и не смогут добавить нам к познанию сущности Бытия – совершенно ничего. Если же взять не тождественно истинное высказывание, то в таком случае, оно потребует доказательства, однако тогда мы попадем в поле действия тропа бесконечности скептиков, который можно кратко изложить так:
 
«Чтобы что-то доказать, нужно несомненно из чего-то исходить. Само же то из чего исходим в свою очередь также нуждается в доказательстве, но мы не можем для доказательства его использовать первое положение, иначе получаем порочный круг. А следовательно, должны для доказательства привлечь некое третье положение. А то в свою очередь также нуждается в доказательстве и т.д. до бесконечности. В итоге имеет цепочку утверждений:
А1
А2
А3
....
Аn
...
где ни одно из них - недоказанное достаточным образом. Но поскольку в вершине списка лежит положение А1, которое вообще говоря произвольно, то в итоге у нас любое утверждение о чем угодно - уходит в эту бесконечность, и ничто не является доказанным достаточным образом.
Если же однако, какой-либо догматик, разорвет процесс рассуждения на шаге k – объявив положение Ak - истинным, то очевидно, он это сделает без достаточных на то оснований. Отсюда, раз истинность положения Аk – не доказана, то не доказана и ложность противоположного " не Аk". А посему именно  оно может оказаться на самом деле истинным. И оба положения в отношении истинности – совершенно равносильны. А потому  вследствие равносильности в противоположных вещах и речах просто вынуждены воздержаться от какого-либо суждения…»

Итак Бытию невозможно приписать ничего одновременно несомненно истинного и содержательного, чтобы отвечало на вопрос «что оно есть такое?». Т.е. никакое наше суждение, если только оно точно истинно, не может нам раскрыть сущность Бытия, все же что раскрыло нам сущность бытия – не истинно, любое же частное свойство – не достоверно (т.е. может быть а может и не быть).
Все это в совокупности и означает, что бытие – непостижимо по сущности,  но тем не менее самым главным является то, что НЕ смотря на то, что бытие по сущености непостижимо ОНО СУЩЕСТВУЕТ!  Вот этот момент представляет для нас очень большую психологическую трудность, которую  можно сформулировать  так: "Фактически вы утверждаете, что  существует то, нам  самим не ведомо что, ведь вы показали, что суть бытия- непостижима так, чтобы мы знали его сущность истинным образом»…
 
Совершенно верно. Именно это и утверждается в формуле " то, что существует, то существует"  или "бытие - существует". Все эти формулы логически равносильны и говорят одно и тоже: солипсизм является отъявленной ложью. Ведь утверждение «то, что существует, то существует» = «бытие существует»  - очевидно тавтология.
Но из того, что эта формула тавтология немедленно следует, что бытию невозможно приписать никакого конкретного содержания раскрывающего сущность Бытия т.е. отвечающего на вопрос «что оно есть такое «то что существует?» или «что такое Бытие?».

Однако тут же встает вопрос: «так на каких все-таки основаниях утверждается существование того, если мы даже не поймем чего?».

Очень просто:  именно это и утверждается в  самой же формуле (*) -  «бытие существует» ведь именно  она это и  говорит  - «то, что существует, то существует» т.е. фактически утверждает существование неведомого.

Опять –таки психологически у нас возникает реакция: «Нефига я не понял, что такое бытие ,существоавние  которого утверждается, ну да ладно... формула действительно говорит ,что бытие существует (хотя и не понял я о чем речь). Но дык мало ли что и кто выражает, какой извините  идиот вам сказал, что эта формула вообще истина?».  Совершенно верно. Но эта формула истинна и она не может быть ложной. Почему? Да потому что она ТОЖДЕСТВЕННО истинна т.е .тавтология . Но в истинном предложении сказано то, что есть НА САМОМ ДЕЛЕ, а потому и то, что она утверждает, что это «неведомое» (Бытие) существует, то оно не ошибается – так оно на самом деле  и  есть.  Но так как оно для нас неведомо впринципе, (см. выше) то оно сущностью пребывает ВСЕГДА вне нашего сознания.
Тем и доказано, что солипсизм является отъявленной ложью. И то, что, существует нечто, что отлично от любого содержания какое бы мы ему не приписали т.е. попросту оно не является никаким нашим понятием. Т.е. отлично от ЛЮБОЙ МЫСЛИ которая даже впринципе могла бы в нашем уме быть. А значит доказано существование ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
Итак: мы православные христиане, признаем существование объективной реальности. Далее я возможно  поясню (через время), почему реальные вещи никогда не постижимы вполноте без Божественного Ума.
Впрочем тут уже не сложно догадаться и самому.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 13 977
  • Репутация: +172/-39
Цитировать
Какое «такое»?
Значит. я не понял Вашего намека.  Органам чувств Вы доверяете?

Цитировать
Что такое «явление»? Что-то что ты видишь, слышишь и т.д.?
Не только.  Это еще и то, что можно осознать.
Кстати, Ваше божество - не явление.

Цитировать
И что значит «условность»?
Вы не хуже меня знаете, что все математические понятия - абстракции.

Цитировать
А вот доказать существование предметов данных в чувственном познании – эта задача совсем не простая. Великий Платон применял в этом случае слово «вера»...
Опять солипсизм...
Я опять повторю ссылку на Кассиля.  Оставить без пищи и посмотреть, на какие сутки Вы согласитесь с тем, что еда - первичная реальность.

Цитировать
Видете ли, я же говорю – идеи вечны, это пренципиальное положение .Но чтобы отличать идеи наши от идей Бога Вам как историку религий известно, что некоторые вводят специальное название для Божественных идей – логос.
Когда «логос» - пишется с маленькой буквы ,то предполагается именно Божественная идея. Точнее предполагается определенный богословский концепт – предполагается, что Бог – субстанция, а как бы «движение его ума» в котором присутствует логос – это идея.
Параллеь здесь с Платонизмом следующая: Платон говорит о Парадейгме, как некотором Сверхпервообразце всего сущего, в котором пребывают вот эти идеи. Парадейгма – это предвечный Божественный Ум, Разум, в котором хранятся идеи .Только Платон делал идеи субстанциями, христианство же не делает такой ошибки.
Это все известно, но недоказуемо.  Можете считать это антиномией.  А антиномия - слабое доказательство.
Более того, Поппер, которого Вы, наверное, не любите, считал антиномию врагом доказательств.  Не происходит верификации истины.
Платон же - не божество, а всего лишь человек.  Несомненно умный (ну так дураку не под силу доказать, что Земля - плоская, это могут только достаточно умственно развитые люди).  Вы же делаете его "царем доказательств", но ведь есть и другие т.з.  Их Вы отметаете с помощью скептицизма.  Откуда такая избирательность?  Здесь верю, а здесь не верю...

Цитировать
С этим можно согласиться.
Тогда не понимаю, чем синтоизм хуже христианства?  Такой же мыльный пузырь.
Нет, я уважаю культурные традиции всех народов, но! я уважаю именно культурные традиции, а не желание культурной традиции быть первой и последней истиной.

Цитировать
Религии седло не нужно. Просто метафизика и богословие – это одно и тоже как говорил ещё сам Аристотель.
Метафизикой философия не исчерпывается.  Где Ваш скептицизм, черт побери?  Попробуйте его применить здесь.

Цитировать
«Тот мир» - существует
Откуда Вам сие известно?  Или это просто Ваше желание?

Цитировать
Хорошо. Попробую как- нибудь (но без неуклюжести не получится, к сожалению (а может даже к счатью) интуиция это такая же сила нашей позновательной способности как и дискурсивное мышление, нечто может быть схвачено только при помощи неё).
Интуиция хороша, когда она не ошибается.  А когда ошибается...
И заодно попробуйте опровергнуть известное изречение насчет того, что если бы быки могли ваять, они изваяли бы бога с рогами.  Это к вопросу: по образу и подобию своему. Получается обратная закономерность - верующий придумывает бога по образу и подобию верующего.  Да только вот "логос" божества в мышлении человечества не изначален: исторические религии Вашего фасона появились только 2600 лет назад.  Маловато по сравнению с 195000 лет существования нашего биологического вида.

Цитировать
Если у меня представление об обезьяне одно, то Бог знает что такое обезьяна в самой сущности, ибо сущность это есть отображение его предвечного замысла о ней. Всё онтологическое наполнение предмета, вся его «чтойность» берется из Божественной идеи. Паровоз – это побольшому счету сцепление разных элементов у которых разная «чтойность». Вот такая вот конфигурация, которая допускается самой физикой пространства- времени и есть паровоз .Его, этот паровоз, Бог тоже знает причем как в принципиальной схеме, так и в конкретный момент в конкретное время. Конкретный паровоз – это элемент «воображения» Творца, а сама суть паровоза это идея паровоза.
Метафизика!  Знаете, что Вольтер о ней сказал о метафизике:
Цитировать
Метафизика - это когда слушающий ничего не понимает и когда говорящий понимает не больше.
К тому же у Вас здесь круг в доказательстве.  "сущность это есть отображение его предвечного замысла о ней", а предвечный замысел - это идея, а идея (божественная) - это сущность.

А вся эта метафизика насчет "внушения человеку идеи паровоза свыше" (так я Вас понял?) - это почти то же самое, что и бесконечная шарманка некоторых "мыслителей" - дескать, не мог человек без инопланетян сам огонь добыть, или с ветки слезть, или пирамиды построить.  Только Вы на место инопланетян ставите божество.

Хотя нет... Вспомнил!  Знаю, откуда Вы это взяли.  Это такая сейчас теория есть: мир как компьютерная программа.  Неубедительно.  Обычная наукообразная сказка, где на место ступы или ковра-самолета ставят компьютер.  А через 100 лет еще что-нибудь изобретется, и это изобретение точно также мифологизируют.  Не могут люди без таинственного и иррационального.  Но эта немогота - тоже не доказательство.

Цитировать
Логосы не могут противоречить друг-другу, это «суть» предметов.
Вот и получается, что противоречивые логосы невозможны, а мир противоречив (это еще Гераклит сказал).  Так что беспрекословное управление миром со стороны бога - это такая полицейская метафизика. :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:

Цитировать
Итак: мы православные христиане, признаем существование объективной реальности.
Вы едите в Москву через Владивосток.  Вам нужен бог и уйма логических ухищрений для доказательств существования объективной реальности.  Материалист (как Лаплас в своей теории) не нуждается в боге для доказательства существования объективной реальности.  Я не хочу сказать, что она самоочевидна, но перед материалистом никогда не встает вопрос "существует ли хоть, что-то, что не является порождением нашего ума?"  Это действительно проблема идеализма.  Кто-то ее решает как Парменид, а кто-то как Дэвид Юм.  Но все это бесполезно.  Идеализм (как едко заметила Британская Энциклопедия) обречен на судьбу Сизифа, материализм - на судьбу Прометея.  Прометей прикован к реальности, ему нет нужды в ней сомневаться.  Сизиф вечно катит в гору свою идею и вечно обречен повторять одно и тоже и сомневаться в существовании реальности.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!