Слушайте, а почему определение разума и рациональности вызывает такие проблемы? У меня есть рабочая гипотеза!!! Как вам такой подход?
Разум – механизм, способствующий выживанию, следовательно, его можно толковать через механизмы выживания и взаимодействия со средой.
Итак, рациональность/разум имеют смысл только в той среде, где некоторые явления а)повторяются б)постоянно сопутствуют друг другу. Только в этом случае имеет смысл понятие ЗАКОНОМЕРНОСТИ. Старина Юм заметил – это привычка, что за А последует Б. Встречая А, мы ожидаем тут же увидеть Б.
Допустим, явление А предшествует какому-нибудь важному для жизнедеятельности организма явлению Б. Т.е. А является предупреждением о Б. Например, за снижением освещенности до определенного уровня следует ночь, похолодание и прочий дискомфорт. Первоначально все существа ведут себя одинаково, потом в результате изменчивости образуется существо Х, у которого вслед за наступлением А, следует снижение потребности в Б (снижение освещенности приводит к замедлению расхода энергии). Такое существо доживает до восхода солнца с большим запасом энергии и активнее приступает к питанию/размножению. Постепенно потомки Х вытесняют потомков прочих существ, т.к. они ведут себя РАЦИОНАЛЬНЕЕ.
Таким образом, если в какой-то системе событие А в большинстве случаев предшествует событию Б, то рациональным поведением будет зарегистрировав А, готовиться к наступлению Б.
Я предлагаю связывать разумность с активным поведением, т.е. преобразованием действительности. Разум возможен только если существу есть чем воздействовать на среду.
Допустим, в какой-то системе событие Б следует за событием А, вне зависимости от того, какими причинами А было вызвано. Т.е. А можно назвать причиной Б. Например, движение воды по поверхности клеточной мембраны (явление А) приносит поток свежих питательных веществ Б. Первоначально все существа Х имеют неизменную оболочку, но вот в результате изменчивости образуется существо ХХ, у которого какой-то внутренний процесс вызывает неустойчивость части оболочки. Хаотические подергивания ведут к тому, что существо ХХ постоянно перемещается в свежие, богатые питательными веществами участки воды. Если эффект от действия (приток питательных веществ) выше расходов на действие (затраты энергии), то потомки ХХ получат преимущество над существами Х и будут вытеснять их, оставляя для Х все меньше и меньше питательных веществ.
Таким образом, если в какой-то системе А является причиной Б, некто может своим действием вызвать А, причем выигрыш от Б превышает затраты на А, разумным действием будет нуждаясь в Б совершать А.
Я считаю возможным провести непрерывную линии от этих простейших актов регистрации события и действия к более сложным. Фактически, зачаточный мозг позволяет сцепить достижение некоего полезного Б с действием, вызвавшим его причину, либо с предупреждением о нем. Для этого надо зафиксировать максимум параметров, сопутствующих Б, а потом, через повторение, отфильтровать лишние (случайные). Это первичный акт обучения, т.е. появления нового знания. Фактически, мозг позволяет избежать потери многих поколений, требуемых для закрепления навыка в отсутствии мозга (не ждать вымирания конкурентов), а главное – включить в область используемых менее стабильные зависимости, новые зависимости т.е. выживать в более сложной среде. Нервная система позволяет включить в число рассматриваемых параметров СОБСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. При этом будет закрепляться в потомстве контроль над теми состояниями, которые способны воздействовать на среду (движение, выделение яда, запахов) либо регистрировать какие-то опережающие сигналы (органы чувств).
Люди особенно продвинулись в том, что не только выявляют зависимости, присутствующие в среде обитания, не только используют причину для достижения следствия, но еще способны связывать свое поведение с поведением себе подобных (а это гораздо сложнее, чем просто причина и следствие! ), и умудряются менять свое поведение так, чтобы добиться от других желаемого действия, которое в итоге приводит к Б, которое в одиночку для человека было бы не достижимо. Высшей точкой развития этой способности является РЕЧЬ. Я считаю возможным провести непрерывную линию от появления речи к современной науке.
Как правило, при рассмотрении человека, рациональность связывают с использованием известных закономерностей (знания о мире), а разум – с творческой активностью, постижением нового, так сказать основ бытия.
Естественно, что разум отражает «устройство» мира – он опирается в своем существовании на опыт предшествующих существ, которые выжили именно потому, что использовали существующие закономерности. Для облегчения запоминания, мы НАПЯЛИВАЕМ на эти закономерности наше понимание «устройства», которое, как правило, черпаем из собственного поведения, как наиболее сложной доступной модели (антропоморфизм). Как это и заметил старик Кант. «Вещь в себе» нам не доступна, мы распознаем «вещь для нас» такой, какая она проявляет себя при наших действиях.
С другой стороны, вполне возможно наличие закономерностей, которые в нас «не умещаются». Например, корпускулярно-волновое поведение света нам в ощущениях дано, а вот представить себе его «в уме» дано не каждому (если это вообще возможно). Именно без перечисления и/и, одновременно волночастица.