Проф. Дулуман Е.К. –
доктор философских наук,
кандидат богословия.
СЪЕЗД АМЕРИКАНСКИХ АТЕИСТОВ
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Движение атеистов в США.
2. “Американские атеисты”.
3. Конвент американских атеистов
4. В плане работы Конвента
американских атеистов.
5. Декларация “Американских атеистов” о
содержании своей деятельности.
1. Движение атеистов в США.
В Соединенных Штатах Америки
существует несколько влиятельных организаций,
ведущих борьбу против религиозного мракобесия,
фундаментализма, за свободу совести и
пропагандирующих атеистическое мировоззрение.
Среди них такие организации, как “Объединенные
атеисты”, “Общество гуманистов”, “Общество
светского гуманизма”, “Общество Бертрана
Рассела”, “Свободмыслящие”, “Общество по
исследованию паранормальных явлений”,
“Скептики”, близко к ним примыкают
“Агностики”, “Деисты”, “Пантеисты” и
организации с другими названиями. Наиболее
крупными и влиятельными среди них является
движение “За свободу от религиозного
фундаментализма” (FFRF – Freedom From Religious Foundation) и,
конечно, прежде всего – “Американские атеисты”
(American atheists).
Все американские атеистические,
гуманистические, агностические, скептические
организации существуют на правах полной
самостоятельности и ни в коей мере не зависят
друг от друга, не влияют друг на друга, не
вмешиваются в дела друг друга, не несут друг за
друга ни материальной, ни моральной ни
идеологической ответственности. Каждая из
организаций – полностью сама по себе. Они,
конечно, координируют свои
общественно-политические акции, превращая их в
акции мощные и действенные. Но в тоже время мною
со стороны и в процессе письменного общения
наблюдается между атеистами Америки
своеобразное “конкурентное соревнование”,
некоторое умолчание об успехах друг друга и
даже… “тихие” конфликты по самым различным
поводам. Вот вам, крайний случай. Блестящий
колумнист (ведущий постоянную колонку, рубрику в
газете или журнале) журнала “Свободомыслящий”
(“Freethinker”) Джудит Хайэс (Judith Hayes), автор
увлекательнейшей книги, бестселлера,
“Счастливые еретики” (Happy Heretics), после
многолетнего и плодотворного сотрудничества с
журналом публично рассорилась со
свободомыслящими и порвала с ними отношения,
хотя осталась на тех же позициях воиствующего
атеизма. (В нашем плане уже давно числится
публикация на “А-сайте” перевода на русский
язык хотя бы одной статьи Джудит Хайэс и одной
главы из ее книги “Счасливые еретики”.)
2. “Американские атеисты”
Организация “Американские
атеисты” создана в 1963-1965 годах стараниеми
виднейшей американской общественной
деятельницы Мадалин Мюррей О’Хайэр, краткую
подвижническую биографию которой мы уже
публиковали на “А-Сайте”. В настоящее время
общество “Американские атеисты” имеет свои
отделения во всех 50 штатах США. Они имеют свое
издательство, публикуют свой ежеквартальник, во
всех штатах ведут свои радио- и телелекторий,
читают публичные лекции, проводят устные и
письменные дискуссии со своими оппонентами,
огранизовывают и участвуют во многих
общественных движениях и актах в защиту свободы
совести американских граждан. Ряд изданных книг
виднейших членов “Американских атеистов” стали
учебниками и классикой по всем аспектам
атеистического мировоззрения. В философском
плане американские атеисты стоят на позициях
последовательного диалектического
материализма, хотя и не называют себя
марксистами, а предпочитают называть себя
“материалистами”, “последовательными
материалистами”, “натуралистами”,
“материалистическими атеистами” (Кто посещает
“А-сайт”, тот знает, что кроме атеизма
материалистического есть еще и атеизм
идеалистический.)
3. Конвент американских атеистов
С 13 по 15 апреля этого, 2001 года, в
пасхальные дни, (со Страстного Четверга до дня
Воскресения Иисуса Христа включительно), будет
проходить 27-ой Конвент Американских Атеистов. В
обращении к своим членам и единомышленникам
разослано и опубликовано во всех средствах
массовой информации США такое приглашение:
Опять,
точно во время пасхальных торжеств, Американские
атеисты собираются в городе Орландо штата
Флорида на свою 27-ую Национальную Конвенцию. Присоедияйтесь
к нам на три дня в гостинице “Марриот” аэропорта
города Орландо, где будут проводится наши
мероприятия, включающие в себя список
великолепных выступающих, совместный ужин с
ведущими членами нашей организации. К вашим
услугам специальный книжный магазин
тематической литературой, група специального и
штатного городского обслуживающего персонала. |
Накануне, 12 апреля 2001 года,
в гостиничном зале Конвента будет проведено ряд
мероприятий в память семьи О’Хайэр, которая во
главе с Мадалин на протяжении 32 лет принимала
активнейшее участи в атеистическом движении США.
4. В плане работы Конвента
американских атеистов
Вкратце скажем об основных, уже заявленных,
докладчиках на 27-ой Конвенции организации
“Американские Атеисты”.
Своим, на 30 минут, приветствием к участникам
откроет работу Конвенции член правления
организации “Американсике атеисты”, секретарь
ее отделения в штате Флорида, Грег МакДауэлл (
Greg
McDOWELL). Затем с полуторачасовым Отчетным докладом
выступит Президент Американских Атеистов Элен
Джонсон (Ellen JOHNSON).
Франк ЦИНДЛЕР, издатель
ежеквартального журнала “Американский атеист”
(
American Atheist Magazine) и газеты, выступит с докладом
“Иисус, которого евреи никогда не знали” (The
Jesus The Jews Never Knew). На эту тему Циндлер написал
исследование, которое будет опубликовано в виде
отдельной, объемной книги и поступит в продажу в
июне этого года. Ее автор на основании документов
1-3 столетия доказывает, что Иисус Христос, как
историческая личность, никогда не существовал.
Член Американского астрономического общества
Филипп Стал (Philip STAHL) предложит для обсуждения
тему: “Современый материализм: несколько
примеров и новых подходов” (Modern Materialism -- Some Examples
and Insights). Ученый незадолго до открытия конвенции
опубликовал книгу: "Атеистическое руководство
к изучению современного материализма” (The Atheist's
Guide To Modern Materialism).
Директор средств массовой информации
из Южной Калифорнии Рон Барье (Ron BARRIER) поделится
итогами проводимых в США публичных дискуссий на
тему “Есть ли Бог?”
На Конвенции Американских атеистов выступят
ведущие представители французский
свободомыслящих (La Libre Pensee) Филипп Бессон и
Критьен Ейшен (Pilippe BESSON, Christian EYSCHEN).
Участники Конвенции увидят и обсудят известный
и нашумевший в США кинофильм “Святотатство” (Blasphemy, the Movie. – Нажав
подчернутое, желающие могут познакомится с
содержанием и, при наличии соотвествующих
возможностей, посмотреть на мониторе своего
компьютера кинофильм на английском языке).
Коментировать все то, что связано с кинофильмом
будет его автор и директор постановки Джон
Мендоза (John MENDOZA), который на протяжении многих
лет сотрудничал с киностудиями Голивудом,
Диснеем, Парамоунтом и рядом других киностудий
Америки. На Конвенции выступит также исполнитель
главной роли в кинофильме “Святотатство”,
бывший профессиональный велосипедист,
кинозвезда Карлос Леон (Carlos LEON), известный по
кинофильмам “Скверные переходы”, “Тирон” ,
“Великий Лебовский” и другим.
Известный, своими пародиями на
элементы культурной жизни современной Америки,
особенно по адресу религиозных культов,
фанатизма, фундаментализма и прочно чувствующих
себя церквей и сект, комик из Нью-Йорка Майкл
Пейдж (MICHAEL PAGE), выступит на Конвенции с рядом
своих произведений на тему: “Мой Бог запросто
побьет твоего Бога”.
Артист, ищущий и экспериментирующий в
области новых музыкальнх стилей, Арло Дж.
Пиджнотти (ARLO J. PIGNOTTI) исполнит ряд написанных
им религиозных китчей, главным среди которых
будет “Священная парафернальная мания!” (Holy
Paraphernalia Mania!), в которой способами музыки покажет
сумеречный мир религиозной святости через
воссоздания библейских героев, употребление
“Тела и Крови Христа” во время причащения,
процедуры изгнания бесов и много из того, что
делается от имени веры в Бога и во имя веры в Бога.
Не лишне заметить, что артист и музыкант Арло
Пиджнотти хорошо знает религию из ее внешней и
внутренней стороны. Сейчас он – член общества
“Американские атеисты”, а до недавнего времени
был верующим и священником в Церкви
Универсальной Жизни (Universal Life Church). Сейчас он
частый гость на кабельном телеведия “Опыт
Атеистической жизни” в городе Остин штата Техас.
Перед учасниками Конвента выступят
общегосударственные чиновники и представители
других, не атеистических, общественных
организаций. Исполнительный директор
объединения “Учителя и родители против насилия
в воспитани учеников” Джордан Райэк ( Jordan RIAK) вынесет
на обсуждение тезисы об отношении религии к
физическим насилиям над детьми. Он же предложит
обсудить проблему о сексуальном воспитании
детей в школе. Витней Симит (Whitney SMITH), издатель
журнала “Бюллетень государственных рангов”
расскажет о том, сколько протестантов, католиков
и иудеев среди высшего командного состава армии
США. Директор департамента SIECUS
(Совет по сексуальной информации и воспитании
Соединенных Штатов) Уильям Смит (WilliamSMITH) будет
говорить о том, что делает государство для того,
чтобы уберечь молодежь от добрачных сексуальных
опытов.
Для участников Конвенции, кроме личных и по
интересу взаимообщений, предоставляется
возможность совершить экскурсии по городу,
посетить музеи, театры, раскошные рестораны,
парки и прочее и прочее. Следует сказать, что все
расходы на проезд, проживание в гостинице,
питание, экскурсии и увеселения участники
Конвенции оплачивают полностью со своего
кармана.
5. Декларация “Американских
атеистов” о содержании своей деятельности
Каждая из занимающейся попагандой
атеизма американских организаций имеет свои
неповторимые индивидуальные черты. Особенности
своего идеологического содержания они излагают
в разных и произвольных формах. Гуманисты - в виде
Манифеста І (1933 года) и Манифеста ІІ (1978 года);
другие – раскрытием своего названия (агностики,
деисты, пантеисты); третьи – перечислением
пунктов своей деятельности и так далее. Характер
и направление деятельности “Американских
атеистов” изложен ими в перечни пунктов их
отношения к религии и перечне содержания их
атеизма. Нашим, на территории бывшего СССР,
атеистам, находящимся в настоящее время в стадии
возрождения и становления, интересно будет
сравнить свои попытки сформулировать заявления
о сущности своих мировозренческих позиций и
направление своей деятельнсти с аналогичными
формулировками американских атеистов.
Ниже публикуется перевод позиций
американских атеистов по отношению к религии и
атеизму. Наши дополнительные объяснения
изложены курсивом в скобках.
We
Are Atheists Because ...
(Мы являемся
атеистами, потому что…)
- Нет доказательств существования Бога.
- Нет никакой нужды в Боге или в обращении к нему.
- Добрый Бог был бы бесполезен, если бы он не был
всемогущим. (Будучи не всемогущим, Бог не мог бы
сделать то добро, о котором мы его просим. – Е.Д.)
- Всемогущий Бог нуждается в богослужениях
только в том случае, если он при этом не добрый. (Если
Бог всемогущий и добрый, то нет нужды молится ему.
В силу своего всемогущества и доброты Бог
неминуемо делает только добро, а молитвы Богу -
это попытка сделать насилие над всемогущим богом.
– Е.Д.)
- Нет всемогущего и доброго Бога; сочетания
всемогущества и доброты в Боге
свидетельствовало бы о его несовершенстве.(Всемогущество
свидетельствовало бы о возможности Богу делать
все, а его доброта ограничивала бы его
деятельность только добром. Если же добрый и
всемогущий Бог руководить всем миром, то сам мир
свидетельствует о том, что такой Бог и не
всемогущий и не добрый. – Е.Д.)
- Если существующий мир является наибольшим
совершенством изо всего того, что мог создать
всемогущий и добрый Бог, то рассказы о том, что
Царство небесное намного лучше того мира, в
котором мы живем, является сплошным враньем.
- История свидетельствует, что вера в Бога
органически связана с невежеством и суевериями.
- Никогда и нигде не наблюдается такой
нетерпимости и преследований, нежели те, которые
органически связаны с верой в Бога.
- Вера в Бога всегда противилась каждому
успешному продвиджению к научным знаниям,
свободе и реформам.
- Боги были выдуманы в дни первобытного
невежества людей. Совершенно невероятно, чтобы
первобытные люди, имеющие превратные
представления обо всех окружающих их вещах, уже
знали о происхождении жизни, как то утверждают
современные креационисты. Все, что наука
открывает о сущности явлений мира (гром, молния,
дождь, землетрясение, рождение, болезни, смерть и
прочее), некогда объявлялось непосредственным
делом рук Бога. Бог отступает из той области, в
которую вступает наука. Ни одно научное открытие
не подтверждает того, о чем говорит религия.
- Научные исследования доказали, что все
религиозные пророчества и чудеса были порождены
или невежеством людей или делом рук мошенников.
- Вера в Бога органически связана с
преступнлением перед человечеством, с грубостью,
враждой, ненавистью, злыми намерениями и
жестокостью по отношению к ближнему.
Atheism Teaches That...
(Атеизм учит, что…)
Нет Отца небесного. Гуманисты должны
защитить детей и немощных, в противном случае те
останутся совершенно беззащитными.
Нет Бога, который внял бы нашим молениям. Мы,
люди, должны внимать другу другу и помогать другу
другу.
Нет ада. Мы не должны бояться
несуществующего мстительного Бога или Диавола и
заискивать перед ними.
Нет никакого искупления или спасение верой.
Мы должны лично отвечать за последствия наших
поступков.
У природы нет ни злых, ни благих намерений по
отношению к человеку. Жизнь есть борьба с
преодолимыми и непреодолимыми препятствиями в
природе. Сотрудничество всего человечества
является единственной надеждой выжить в этой
борьбе.
Для нас нет никаких шансов после смерти. Мы
можем и должны выполнить свое предназначение
только здесь, в этой жизни, или никогда где-то еще
и потом.
Нет божественного гаранта Истины, Добра,
Красоты, Справедливости и Свободы. Это -
аттрибуты человечества. Мы, люди, должны защищать
их, в противном случае они исчезнут из нашей
жизни.
|
Посмотреть и оставить отзывы (1)