Проф. Дулуман Е.К. –
Доктор философских наук,
кандидат богословия.

Верующие и неверующие! Давайте жить дружно!!

(Статья для вдумчивых и находчивых!!!)

СОДЕРЖАНИЕ:

1. 2:1 в пользу верующих
2. Что такое верующий и с чем его попы едят
3. Роль жрецов в формировании религиозного мировоззрения верующего
4. Статистика распознает верующих.
а. Источники статистических и качественных данных
б. Верующие глазами социологов
5. На сколько тверды “твердые” верующие?
6. Сводная таблица №1
7. Социологический массив между верующими и неверующими
8. Нерелигиозные в социологических материалах
9. Таблица №2
10. Сводная таблица №3
11. За атеистами всегда качественное большинство
12. Выход и вывод.

1. 2:1 в пользу верующих

В настоящее время на Земном шаре насчитывается 2/3 верующих и только 1/3 неверующих, атеистов. Мы не будем сейчас обсуждать, насколько крепка и осознана вера людей, осознающих себя верующими, насколько сильны и осознаны атеистические убеждения людей, отрицающих существование Бога. Будем считать, что это тема отдельного, возможно, одного из следующих разговоров на атеистическом сайте. Примем за факт соотношение верующих и неверующих в мире как соотношение два к одному (2:1) в пользу верующих.

При этом не надо забывать, что мы, неверующие бывшего Советского Союза, хотя и принадлежим к населению земли в целом, но живем в своей отдельно взятой СНГ (Стране “Независимых” Государств). Мы живем не во Франции, но и не в Иране, не в Бангладеш, не в Соединенных Штатах Америки. У нас, говоря словами Ф.И. Тютчева, собственная и “особенная стать”. Будем считать также, что мы, жители СНГ, по уровню своего духовного развития находимся на уровне вот того злополучного миллиарда “богатеньких Буратино” (стран развитого капитализма) и на уровне почти полутора миллиардного Китая. А в этой ойкумене в 2,5 миллиардов населения земного шара соотношение верующих и неверующих находится в совершенно иной пропорции.

В очерченной нами ойкумене, за вычитанием Китая, Кубы и Северной Кореи, средства массовой информации сейчас находятся в руках или самих религиозных организаций или в руках сильно сочувствующих религии и работающих на ее положительный имидж закупленных/оплачиваемых сотрудников. Безнадежно было бы ожидать от “сверхъестественных” (неестественных) средств информации естественных (объективных) данных о тех или иных параметрах религии. Чтобы в их, загаженной прорелигиозным флером, информации добраться до голой правды жизни, ее, информацию, надо хорошенько поскрести. Вот этим мы и займемся. Но сначала, давайте договоримся и определимся по некоторым, как часто говорится в весьма серьёзных документах, категориям и понятиям. Что такое “верующий” и что такое “неверующий”.

2. Что такое верующий и с чем его попы едят

Верующий – это человек, который: 1. признает существование сверхъестественных существ (богов, чертей, духов, колдунов, ведьм); 2. признает вмешательство этих существ в обыденную (естественную, обычную, повседневную, ) жизнь человека и общества; 3. ищет с этими существами взаимообщения, для чего активно, своим поведением, угождает этим самим существам, добивается от них желаемых (или защищается от неприятных) для себя воздействий.

Договорились? Договориться мало, - надо крепко-накрепко запомнить, что верующий верит в существование сверхъестественных существ не словесно, а всамделешне, и на основании этой веры соответственно ведет себя и общается со сверхъестественным миром.

Сверхъестественных существ много. Мы сократим их число за счет низших и нечистых духов. Оставим только одно сверхъестественное существо – Бога, того Бога, каким Он официально провозглашается христианской, мусульманской и иудейской религиями. По учению этих религий, Бог – существо, которое, как и человек, имеет ум, чувства и волю. Отсюда, Бог - не только Существо, Он вместе с этим – Личность. Только такой Бог – Существо и Личность одновременно! - может вмешиваться в пользу верующего в текущие процессы в природе и события в человеческом обществе или в жизни отдельного человека. Только с таким Богом – Существом и Личностью - может общаться верующий. Только от такого Бога – Существа и Личности - верующий может ожидать отклика на свое обращение к Нему. (Конечно, значительное число этих верующих общается и с духами низшего пошиба: ангелами, небесными святыми, нечистыми духами и их посредниками – колдунами, ворожеями, чертями… Общение с ними нередко осуждается официальной церковью, считается греховных делом. Мы тоже проигнорируем всех духов, которые ниже Бога.) И будем постоянно иметь в виду только того верующего, который признает этого Бога – Существо и Личность -, для общения с ним посещает церковь или молитвенное собрание и в силу это принадлежит к той или иной определенной церкви, вероисповеданию, секте.

При этом надо помнить и не забывать, что нет верующего вообще, а есть верующий, который принадлежит к весьма и весьма определенной религиозной общине, церкви, вероисповеданию, секте. Если кто-то говорит, что он просто верующий и не принадлежит к какой-либо религии, что он верующий вообще, то такого не бывает и быть не может. Если верующий и не христианин, и не мусульманин, и не иудей, и не буддист, и не зороастриец, и не синтоист, и не…, и не… и не…, то он, по его же словам, - верующий никакой или точнее: никакой не верующий. Он вообще неверующий. Если верующий называет себя христианином, но говорит, что он и не католик, и не православный, и не баптист, и не пятидесятник, и не иеговист, и не лютеранин и не…, и не…, и не… , то он - христианин никакой или точнее: никакой не верующий христианин. Он вообще не христианин.

Мы в данном случае проигнорируем тех, кто подобно украинской Марине Цвигун, именуемой себя Марией Деви Христос, или некоему забравшемуся в хакасские леса Виссариону, именуемый себя Господом Богом, которые создают религию новую, религию вокруг себя. Основатели религии да руководители религиозной организации при теоретическом рассмотрении специфики верующего нами в расчет не берутся.

И еще одно очень важное в особенностях верований верующего. От твердо убежден, что содержание его верований – это его собственные, выстраданные им и добытые им, верования. Это, мол, он сам знает, что есть Бог, что есть загробная жизнь, что Бог – это Святая Троица, что не соблюдать субботнего покоя или кушать мясное во время церковного поста - грех, что мощи святого Пантелеймона исцеляют, а воспроизведенная на фотобумаге и обложенная фольгой икона “святого” прелюбодея и заядлого курильщика Его Императорского Величества Николая Второго источает из ничего благовонное миро… Но если присмотреться (а присматриваться нужно всегда) к верующему, то все эти элементы его собственных религиозных верований – не его изобретение, не его умозаключение, не его выдумка. Все это в верующем - от извращенного воспитания в семье (1), от слепого (стихийного) усвоения им традиционных и отсталых элементов общественного сознания (2) и, самое главное, - от попа, проповедника, руководителя той религиозной общины, к которой принадлежит верующий (3).

3. Роль жрецов в формировании религиозного мировоззрения верующего

Изложенные выше и ставшие общеизвестными в религиоведении истины в настоящее время блестяще подтверждены проводимыми в мире социологическими исследованиями.

Так, американский социолог Скотт Фумма (Scott Thumma) в конце 1999 года опубликовал результаты своего многолетнего (с 1992 года) исследования причин количественного разнообразия в посещении верующими своих церквей. Среди прочего он тщательно исследовал 365 церквей, которые постоянно переполнены, которые еженедельно посещают более 2.000 постоянных прихожан. Социолог установил, что причины массового, буквально - паломничества в эти церкви, кроются в личности священников, которые возглавляют те или иные храмы и ведут в них богослужение, “удачным исполнением ими роли харизматического проповедника”. Сказанные в проповеди таких священников слова становятся личными убеждениями слушающих его верующих.

[Для любопытствующих сверх меры этой статьи скажу, что наиболее посещаемой церковью в мире в настоящее время является храм Иода в Сеуле, который принадлежит христианской церкви Полного Евангелия (Yoida Full Gospel Church), членами и посетителями которой является свыше 20.000 верующих. Греческую церковь Входа Господнего в Иерусалим (Willow Creek Community Church) в Чикаго посещают 14.650 верующих; Независимую Церковь Первых баптистов (Independent First Baptist Church) в Харамонде штата Индиана – 12.000 верующих. А наиболее известными харизматическими священниками в США в настоящее время считаются проповедники: Джери Фолвелл (Jerry Falwell), Роберт Шуллер (Robert Schuller), Джек Хилес (Jack Hyles), Оурэл Робертс (Oral Roberts) и Джеймс Коуплэнд (James Copeland). Последний из них является создателем и руководителем так называемой Церкви либерального христианства, или Новой либеральной религии. Его шокирующие верующих и неверующих проповеди регулярно публикуются средствами массой информации, размещаются на страницах Интернета. В России такой мегацерковью может быть назван Троице-Сергиев монастырь и Елоховская церковь Московской Патриархии, где за харизматиков сходят в первом случае – всячески рекламируемые насельники первого, а во втором – сверхблагодатный немец в роли русского патриота и патриарха Алексия Второго. В Украине такой мегацерковью является приход Киево-Печерской Лавры. А обладающими личной харизматичностью я бы назвал в России моего бывшего соученика по духовной академии, диссидента, патриота и поэта отца Димитрия Дудко, опального московского православного священника Григория Кочеткова, покойного митрополита Санкт-Петербугрского Иоанна Снычова и покойного протоиерея Александра Меня. К слову, с двумя последними я был лично знаком во время пребывания в церковном мире. Первый из них был глубоко верующим еще со времен пребывания в семинарии; второй – не имел глубоких религиозных убеждений, но имел очень уж импозантный вид, любил и умел играть роль вождя доверившихся ему христиан. Оба умели убедительно для слушателей говорить и со страстью для читателей писать.]

Проповедники религии как харизматические в силу личных качеств, так и харизматичные в силу своего места в религиозной общине (возглавляет общину верующих, посвящен в сан и обладает благодатью священства, одет в культовое облачение и прочее) формируют, уточняют и углубляют религиозное мировоззрение верующих. Да и сам верующий свои религиозные догмы сверяет с каноническими догмами своего вероисповедания и “подтягивается” к ним. А поэтому слушая или читая своих пастырей верующий с радостным благоговением, вслед за Осликом из детского мультфильма, приходит к заключению:

“И-а, и-йа, и-я, и я…
И я того же мнения!”

А поэтому при обращении к изучению, научному анализу и критике религиозных представлений нужно прежде всего четко себе установить, с какими и чьими религиозными представлениями мы имеем дело. Религиозные убеждения верующих – чистосердечны, бесхитростны, которые словами поэта он может выразить: “И в небесах я вижу Бога”. Религиозные представления попов да проповедников религии усматриваются ими не в небесах, а в заумных богословских книгах; пришли к ним не от Бога, а от Лукавого. Если поп иногда и подымает очи на небеса, то только для того, чтобы незаметнее и доходнее пошарить по земле. Целью и жертвой такого “пошаривание” всегда являются простые доверчивые богомольцы. Об этом хорошо говорил в свое время крупный советский поэт и воинствующий атеист Демьян Бедный в басне “Паук”, разумея под пауком священнослужителей православной церкви:

Паук весело живет,
Паутинушку плетет,
В паутину ловит мух, -
Молодаек и старух.
Мухи жалобно жужжат,
Пауку несут деньжат,
Все, что нажили горбом…
Ди-линь-Бом! Ди-линь-Бом!

(Далее поэт призывает верующих осмотреться да увидеть настоящее лицо паука, его богошкурные интересы.)

Гуманисты и атеисты призваны к тому, чтобы во имя интересов верующих и вместе с ними не смаковать сетями хитромудрых и головокружительных богословских паутин (почитайте хотя бы елейное, местами – ядовитое, пустозвонство: ”Ди-линь-Бом!”, “Ди-линь-Бом!” бездетного отца диакона Андрея Кураева), а рвать их.

4. Статистика распознает верующих.

а. Источники статистических и качественных данных

Установлением количества и групп верующих, их всесторонним изучением в настоящее время занимается социология. Правда, между данными различных социологических исследований есть определенное расхождение, их можно истолковывать по-разному, давать диаметрально противоположные оценки. К примеру, руководитель самого авторитетного в мире учреждения, который лично занимается исследованием религиозности в США, побывав в Англии, пишет: “40% американцев еженедельно посещают богослужение в своем храме. Это удивительно высокий показатель, особенно если учесть, что в Италии еженедельно посещают богослужение только 5% граждан, а в Англии – всего 5%”. (G.H.Gallup. Religion in America. Princenton Religion Research Center, 1996.). В это же время Англию посетил некий благочестивы американский пастор и по возвращении домой заявил, что 70% англичан верят в Бога и ежедневно посещаю богослужения. Но ни заявление ученого, ни заявление богослова не отвечают действительности, противоречат итогам всех других социологических исследований. А вот пример из подсчета атеистов. Виднейший атеист Америки второй половины ХХ столетия Меделин Мюррей О’Хэер, о которой публиковался материал на “А-сайте”, говорила, что в США имеется 25 миллионов атеистов. Если считать, что атеистом может быть только взрослый человек, то не трудно подсчитать, что среди взрослого населения США насчитывается 15-20% атеистов, что в коре неверно, как то мы увидим ниже.

Чтобы избежать односторонности, мы попытались обобщить, по законам корреляции, данные о количестве верующих и неверующих свыше десятка наиболее авторитетных современных социологических исследований. Среди них выделяются исследования всемирно-известной Организации Геллапа (The Gallup Organization, Inc.], сочинения ее руководителя, Джорджа Х Геллапа, который в своей корпорации занимается исследованием именно религий (George H. Gallup, Jr. Religion in America (Princeton, N.J.: Princeton Religion Research Center, 1996); многолетние исследования социологов Мичаганского университета под руководством известного социолога и религиоведа Дайяны Сванброу, результаты которых публикуются в ежеквартальнике “Сообщение новостей” ("News Release” " By Diane Swanbrow.). Ценные материалы социологических исследований религии ежегодно обобщаются и публикуются в издательстве “Энциклопедия Британики” с приложением таблиц: Статистические таблицы веры ("Table of Faiths "), Статистические таблицы Свободомыслия (“Tables of Freethought”), Статистические таблицы Атеизма (“Tables of Atheism”). Исследованием религиозности верующих постоянно и плодотворно занимается ряд религиозных организаций, таких как Всемирная Миссия Общества Назаренов (Nazarene World Mission Society) и Общество Мормонов (публикации в их издании “Salt Lake Tribune”) в США; Межконфессиональный церковный диалог Объединения церквей ("United Church of Canada Inter-Faith Dialogue ") в Канаде; финансируемые церковными организациями Германии исследования Марбургского Университета (“Religious Studies Media and Information Service, Marburg, Germany”.). Ценные данные приводятся в монографических исследований Роберта Вафноу (Wuthnow, Robert. The Restructuring of American Religion: Society and Faith Since World War II, Princeton, NJ: Princeton University Press,1988.), Вайнифреда Гэллахера (Gallagher, Winifred. Working on God. New York: Random House,1999.), Томаса Ц. Ривеса (Reeves, Thomas C. The Empty Church: Does Organized Religion Matter Anymore? Simon & Schuster: New York, NY,1998.), Сары Даймонга (Diamong, Sara. Not by Politics Alone: The Enduring Influence of the Christian Right. New York: The Guilford Press,1998).

Сообщество “Adherents.com” в этом году опубликовали в Интернете обобщенные ими материалы 49 тысяч статистических исследований религиозности в 4.200 регионах ейкумены. В этом же году Атеисты и Агностики на своих Интернетовских страницах (http://atheism.about.com/library/irf99/) разместили отчеты посольств США о положении религии, атеизма и свободы совести во всех странах их пребывания.

Автор читаемой сейчас вами статьи сам с 1962 года постоянно занимается социологическим исследованием религиозности верующих, опубликовал несколько статей на эту тему, а в соавторстве с Б. Лобовиком и В. Танчером - монографию “Современный верующий” (Москва, Политиздат, 1970), которая переведена на ряд европейских языков и высоко оценена специалистами; собрал обильный материал об отношении современной, постперестроечной, молодежи к религии, частично опубликовал в университетских газетах свои обобщения по ним. Для уточнения чисел в приведенных ниже таблицах использованы тематические публикации последних лет в прессе России и Украины. Думаю, что до приводимых мною данных читатель может отнестись со значительной долей доверия. Во всяком случае, каждую приведенную в таблицах цифру автор может подкрепить рядом документов, если таковыми считать материалы многочисленных социологических исследований.

б. Верующий глазами социологов

Современные социологи к верующим относят тех, кто на вопрос “Верите ли вы в Бога?” (Вариант: “Признаете ли вы существование Бога?”, “Считаете ли вы что Бог есть?”, “Считаете ли вы себя верующим?” и подобные) ответил положительно, без уточнения того, как этот верующий представляет себе Бога?, молится ли он Ему? принадлежит ли к какой-нибудь церкви или секте?. Именно вот это количество верующих и составляет сейчас 2/3 населения земного шара.

Количество этих верующих в процентном отношении ко всему населению той или иной страны показано нами в первой колонке цифр. По этим процентам можно со значительной степенью достоверности судить об уровне индивидуальной религиозности (1) и авторитете религии в общественном сознании данной страны (2).

Но не всякого человека, признающего существование Бога или называющего себя верующим, можно назвать верующим на самом деле, человеком религиозным, точнее – человеком религиозного мировоззрения. [Напомним, что религия – это прежде всего мировоззрение, в основе которого лежит вера в существование теистического (вероисповедного) и всегда/везде личностного Бога; а верующий – это человек, у которого именно такое, религиозное, мировоззрение.]

В религиоведении за показатели (признаки) религиозности верующего принимаются различные показатели. И это частично справедливо. Ведь в каждой религии показателем религиозности на самом деле являются признаки не одинаковые. Так, например, без значительных ошибок можно считать верующим того, кто назвал себя, к примеру, баптистом или евангелистом, и принял крещение. Крещенный у баптистов или евангелистов в самом деле является верующим. Но, например, крещенный в православной церкви сплошь и рядом не является верующим. Для того, чтобы назвавший себя православным был признан настоящим верующим, он должен положительно ответить на вопрос о своей , минимум, ежегодной исповеди и причащении.

После продолжительных дискуссий социологи пришли к заключению, что настоящим верующим, имеющим религиозное мировоззрение, может быть признан человек, посещающий, как минимум, один раз в неделю богослужение своей религиозной общины (церкви, костела, мечети, синагоги, пагоды, молитвенного дома). Таким образом, перефразируя слова Иисуса Христа, можно сказать: “Не всякий говорящий “Есть Бог”, “Есть Бог” , входит в число настоящих верующих. Верующий – это тот, которые еженедельно входит в церковь Божию” (Евангелие от Матфея, 7:21 – “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.”) Как видно из проведенных в следующем столбце процентов зачисляющих себя в верующие только значительно меньше половины из них являются настоящими, твердыми, верующими.

5. На сколько тверды твердые верующие?

Мне могут возразить, и возразить основательно, что верующие, которые не посещают еженедельно богослужения, тоже могут быть людьми глубоко убежденными в правоте религии, иметь твердое религиозное мировоззрение. Да, запросто! Но это никак не может изменить общей картины, поскольку среди тех, кто еженедельно посещает общественные богослужения запросто могут быть верующие с не твердым религиозными мировоззрением или даже маловерующие. Сошлемся на мнение русских и финских социологов, проводивших на протяжении 1996-1997 года совместные исследование религиозности в России. Они пишут:

Дело в том, что в обществе, в котором господствуют "прорелигиозные" настроения и религия приобретает официальный статус, самоидентификация себя как верующих неизбежно приобретает черты, схожие с самоидентификацией как неверующего или атеиста в годы советской власти - она становится "конформистской", люди отвечают так, как отвечать "прилично", как от них ждут. Поэтому обязательно надо спуститься на еще более глубокий уровень и посмотреть, какая мировоззренческая реальность скрывается за этой "верой в Бога". И тут выясняется, что у большинства за ней не стоит почти никакого реального содержания.”

Киммо Каариайнен, Д.Е. Фурман.

Верующие, атеисты и прочие
(эволюция российской религиозности).

"Вопросы философии" , №6 за 1997 г.

Среди исследуемых они обнаружили только 4% таких, которых отнесли к твердым, настоящим верующим. Но далее пишут:

Таких, однако, как выяснилось, - ничтожно мало, всего 4%. Да и их "ортодоксальность" при ближайшем рассмотрении оказывается несколько сомнительной. Так, даже среди них только 65% верят и 14% не верят в загробное существование души, только 44% - в воскрешение мертвых, зато 29% верят в астрологию и 41% - в переселение душ. Поэтому, если бы социологи еще немножко "ужесточили" бы критерий включения в категорию "твердых верующих", она, очевидно, просто исчезла бы из выборки”.

Там же.

Не лучше обстоят дела с твердыми верующими, ежедневно посещающих молитвенные собрания, в современных странах так называемого развитого капитализма. В этом году видный американский протестантский богослов, красноречивый проповедник и пастырь доктор Эд Балкли (Ed Bulkley) на основании обобщения своего личного наблюдения и ряда социологических опросов написал очень читабельную книгу: “На сколько важным для вас является ваш Бог” (HOW BIG IS YOUR GOD? – Дословно: “Как велик ваш Бог?” Фрагменты из этой книги мы планируем в ближайшем будущем разместить на нашем “А-Сайте” в русском переводе.) Он пишет:

“Недавно проведенный социологический опрос показал, что у регулярно посещающих молитвенные собрания христиан-протестантов уровень разводов выше, чем в целом по стране. Так называемая церковная молодежь занимаются сексом в такой же мере, как и молодежь неверующих. Банды христианской молодежи собираются на балконах наших молитвенных домов и за время богослужения успевают обменяться между собой наркотиками и спланировать очередную драку с другими бандами…

… Между верующими язычниками и христианами, либералами и консерваторами, неверующими и евангелистами мало различий в их образе жизни. Протестантские христиане смотрят те же телевизионные программы, читают ту же порнографическую литературу, пользуются тем же вульгарным и приблатненным языком, а для успокоения своих душевных треволнений прибегают, не к молитвам Богу, а к тем же психологическим методам, как и те, для кого вообще не существует даже понятия о святом Боге.”

Из проведенных и проанализированных нами исследований мы можем, перефразируя слова Маркса и Энгельс с примесью слов апостола Павла, заявить: “ПРИЗРАК АТЕИЗМА, КАК РЫКАЮЩИЙ ЗВЕРЬ, БРОДИТ ПО ХРАМАМ И МОЛИТВЕННЫМ ДОМАМ, “В ПОИСКАХ ТОГО, КОГО ЕЩЕ МОЖНО ПРОГЛОТИТЬ” (Манифест Коммунистической партии; I-ое Петра, 5:8).

Во третьей колонке цифр Таблицы итогов социологических исследований приведены проценты верующих, которые то ли ежедневно, то ли раз в месяц или в квартал посещают молитвенное собрание общины своего вероисповедания. Люди могут так редко посещать богослужения не столько в силу уровня своей религиозности, хотя это исключать нельзя, но и по другим внешним причинам: занятости, бедности, болезней, расстояния и так далее. Обобщенно мы можем говорить, что верующими являются те, у которых вообще возникает внутренняя потребность посетить храм не столько ради “приличия” (хотя и такое нередко бывает), но помолится, поговорить с Богом, как говорят, “отвести душу”.

В третье колонке цифр к верующим добавлены те, кто посещает церковь не столько для удовлетворения своих личных религиозных потребностей, сколько ради того или иного случая: престольного праздника, шумного и красочного пасхального богослужения, венчания, крещения, похорон. Он идет в церковь не помолится, а отдать дань заведенным в окружении обычаям, по традиции и так далее. Такой человек, хоть и может сказать, что он верит в Бога, но фактически Бог у него не в душе (не в духовном мире собственного мировоззрения) , а только на словах, на языке, от Которого (Бога) он, язык, очищается с первым же очередным плевком. Но мы вместе с социологами оставляем этих “язычников” в числе процентов верующих, поскольку такие, с позволения сказать, верующие не только не пренебрегают верой в Небесного Царя, но и обеспечивают львиную долю материального обеспечения Его, Бога, земных слуг, “на небеса посматривающих, а по земле пошаривающих”.

А теперь предлагаем посетителям сайта познакомится с итогами социологических исследований верующих:

6. Сводная таблица №1 посещения церкви или молитвенного собрания теми, кто на вопросы социологического исследования причислил себя к верующим

 

Страна

Всего верующих

Посещают церковь или молитвенное собрание
(нарастающим итогом)

Еженедельно

Всех тех, кто не менее раза в год или квартал
(+ 1-х)
Раз в год или по случаю
(+ 1-х и 2-х)
1.Россия 8-12% (1970/1990)   3 – 5% 8 – 10% 12-15%
38% (1996) 7% 26% 36-40%
32% (1997) 4% (2%?-Michagan) 14% 32%
32% (46,9%?- -Мчедлов) (2000) 6% 12% 32%
2.Украина 10-15% (1970/1990) 6% 10% 12-15%
  34% (1997) 10% 18% 34-40%
  33% (2000) 10% 18% 33%
3. США 89-97% (разброс) 31-37% 48% 60%
4. Польша 97% (1997) 55% 75% 93%
5. Турция 90% (1998) 43% - -
6. Пуэрто-Рико 93% (1997) 52% 70% 90%
7. Ирландия 99% (1991) 81% 90% 95%
8. Бельгия 70% (1997) 44% - -
9. Канада 87% 38% (1991)
21% (1998)
- -
10. Нигерия 99% 89% (1997) - -
11. Филиппины 98% 68% (1997) - -
11а. Индия 85% 42% (1997) - -
12. ЮАР 80% 56% (1997) - -
13. Португалия 78% 47% (1997) - -
14. Перу 68% 43% (1997) - -
15. Мексика 72% 46% (1997) - -
16. Италия 90-45% 70% (1955)
30% (1985)
15% (1999)
- -
17. Южная Корея 30% 14% (1997) - -
18. Англия 40%
26%
16%
19%
27% (1991)
10% (1993)
6% (1997)
2,5% (1999)
- -
19. Франция 35% 20% (1997) - -
20. Западная Германия 28% 14% (1997) 20% 28%
21. Восточная Германия 8% 5% (1997) 6% 7%
22. Венгрия 53% 21% (1991)
14% (1997)
42%
23%
53%
49%
23. Словакия 57% 32% (1998) 41% 55%
24. Чехия 60%
38%
14% (1991)
9% (1997)
29%
13%
43%
19%
25. Румыния 65% 20% (1993)
18% (1999)
42% 60%
26. Беларусь 41% 15% (1994)
6% (1999)
38% 40%
27. Литва 49% 16% (1991) 21% 39%
28. Латвия 38% 5% (1997) 9% 30%
29. Эстония 20% 4% (1997) 13% 16%
30. Болгария 42% 21% (1997) 39% 40%
31. Азербайджан 32% 6% (1997) 19% 31%
32. Армения 44% 8% (1997) 19% 44%
33. Австрия 62% 30% (1997)
23% (1999)
42% 58%
34. Хорватия 61% 22% (1997) 39% 51%
35. Финляндия 23% 4% (1997) - -
36. Грузия 26% 10% (1997) 15% 26%
38. Югославия 39% 7% (1997) - -
39. Япония 20-60% 3% (1997) - -
40. Молдова 36% 10% (1997) 25% 36%
41. Норвегия 23% 5% (1997) 23% 40%
42. Швеция 25% 4% (1997) 12% 35%
43. Голландия 57%
38%
35% (1991)
18% (1997)
40%
32%
57%
38%

 

7. Социологический массив между верующими и неверующими

В социологический исчисленьях, как и в самой жизни, убежденные атеисты и убежденные верующие четко не противостоят другу другу лицом к лицу, впритык, непосредственно, безо всяких “прокладок”. Между лицами с прочным религиозным мировоззрением и лицами с четким атеистическим мировоззрением находится своеобразное ничейное поле, за обладанием которым ведется практическая борьба между религией и атеизмом.

Путь по социологическому массиву от верующих к атеистам усеян значительной прослойкой людей колеблющихся (“Может Бог есть, а может Бога и вовсе нет. Но я по привычке или из-за расчетов буду держать сторону Бога. Авось пригодится, авось не повредит.” Они у нас частично зафиксированы в третьей колонке вместе с твердыми верующими). Преодолев путь на массиве колеблющихся верующих социолог приводит нас на поле тех, кто придерживается религии по традиции (“Не нами заведено, не на нас пусть заканчивается”; “Родители и окружающие ходят в церковь, крестят детей, отмечают престольные праздники. И я пойду в церковь, окрещу ребенка, пойду крестным, отмечу престол”).

Таким образом отправляясь от твердых верующих через верующих колеблющихся и посещающих церкви только по случаю крещения, венчания и похорон, мы постепенно и вплотную приближаемся к массиву людей нерелигиозных. Так, ходящие в церковь “по случаю” до неузнаваемости смешиваются с массивом нерелигиозных людей, накладываются на них и служат как бы одной из двойной полоски переходного “цельносварного” моста к мировоззренчески нерелигиозному массиву людей. В своей совокупности этот “цельносварный” переходной мост от религии к атеизму и от атеизма к религии состоит из суммы количества посещающих церковь “по случаю” Таблицы верующих (См. Таблицу №1 выше) и количества не определившихся атеистов Таблицы нерелигиозного населения (См. Таблицу №3 ниже). В России этот массив составляет сейчас, примерно, не менее 44% (20% +22%) взрослого населения страны, на Украине – 35% (15%+20%).

8. Нерелигиозные в социологических материалах

Нерелигиозные люди – это те, которые не верят в существование Бога, а в их практической жизни церковь не имеет никакого значения. Для них как бы не существует ни Бога, ни церкви.

Исследуя состояние и уровень распространения атеизма среди граждан различных стран, современные социологи капиталистических стран считают, что в мире существует три страны, в которых на официальном уровне провозглашено господство атеизма в общественном сознания, и эти страны они исключают из числа исследуемых ими стран по интересующему их и нас вопросу. Такими для них является Северная Корея, государственной идеологией которой является атеистическая концепция Чучхе, Китай и Куба. До начал 1990 годов к этим странам на первом месте причислялась Албания, которая официальными властями была провозглашена страной атеистической, в общественном сознании которой безраздельно господствует марксистско-ленинской мировоззрение. Социологи вероисповедных организаций до недавнего времени к этим странам причисляли и СССР. Один из американских проповедников, длительное время пребывавший на Украине в конце 70-х –начале 80-х годов ХХ-го столетия, писал о нас так: “Они все там отмечены печатью антихриста на лбу, - все атеисты”.

Состоянием на первую половину 1990-х годов к 10 наиболее атеистическим странам в мире современным социологами западных стран причисляются:

9. Таблица №2

Страна

Процент “твердых” атеистов

Восточная Германия

88.20%

Югославия

29.80

Россия

27.30

Израиль

25.60

Нидерланды

24.10

Венгрия

23.30

Норвегия

14.90

Британия

14.00

Западная Германия

12.10

Новая Зеландия

11.50

Следует сказать, что специального социологического исследования нерелигиозного населения еще нигде, даже в условиях советской действительности, не проводилось. Данные о нерелигиозном населении и об атеистах косвенно извлекались из исследований верующих. Таким образом, социологические данные о нерелигиозном населении были, так сказать, побочным продуктом исследований по прямым проблемам религии. Отсюда, некоторая скудность социологических материалов о нерелигиозных и атеистах, бедная интерпретации их. К тому же, по целому ряду причин, социологически исследовать особенности духовного мира нерелигиозных людей гораздо и гораздо труднее. Это дело - очень и очень тонкое; это дело – очень и очень сложное.

Атеистическое мировоззрение более разнообразно нежели мировоззрение религиозное. Атеистов, в отличие от верующих, труднее сбить в стадо единоверцев, расписать их по каким-то вероисповедным овчарням. К тому же, для большинства атеистов в центре их личного мировоззрение стоит не отрицание существования Бога или безразличное отношение к Нему, а совершенно другие пункты и проблемы мировоззрения. Как это парадоксально не звучит, но у подавляющего большинства атеистов элементы их собственно атеистического мировоззрения лежат на периферии их духовной жизни. Во всяком случае, ни один атеист не видит смысл своей жизни в отрицании существования Бога в то время, как для верующего вера в существование Бога никогда не является второстепенным вопросом.

Возможно в будущем мы еще вернемся к сущности и особенностям атеистического мировозщзрения. В даном же случае мы вынуждены воспользоваться выделением тех видов нерелигиозного мировозрения, которые стихийцно уже установились в социологии. Социологическими исследованиями удается уловить людей с твердым атеистическим мировоззрением (“твердые атеисты”, последовательные атеисты, убежденные атеисты); лиц с до конца непродуманным атеистическим мировоззрением или сомневающихся в тех или иных атеистических постулатах (агностики, “мягкие атеисты); стихийных атеистов, которые, просто, не признают и не допускают существования сверхъестественных существ и, наконец, с непродуманным и неопределившимся атеистическим мировоззрением. Наличие разного типа людей неверующих и атеистов легко улавливается в социологических исследованиях, если они начинают детализировать вопросы касательно мировоззрения исследуемых. Так, в 1998-1999 году по заказу Международного Института Эберта группа видных русских ученых под руководством профессора и академика М.П. Мчедлова проводила исследоывание религиозности в России. В итогах исследования отмечалось, что было выявлено 37,6% людей, которые отнесли себя к неверующим, но дальнейшее изучение показало, что только 10,3% из них являются подлинными атеистами, последовательно отрицающими существование сверхъестественных существ, сил и явлений.( ВЕРА В РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ СТАТИСТИКИ. НГ-РЕЛИГИИ 17.05.2000. Михаил Петрович Мчедлов - профессор, директор исследовательского центра “Религия в современном обществе” РНИСиНП).

С учетом только что изложенного и следует рассматривать предложенные ниже вашему вниманию извлеченные из социологических исследований обобщенные показатели удельного веса атеистов, агностиков и прочих неверующих в отдельных странах:

10. Сводная таблица №3 нерелигиозного населения по странам социологического исследования.

Страна

%% Нерелигиозного населения

из них атеисты

твердые

агностики стихийные неопределившиеся
1.Россия 88% (1965/80)
62% (1996)
68% (1998)
72% (2000)
20%
10%
10%
12%
25%
15%
15%
20%
30%
20%
25%
25%
13%
17%
18%
22%
2.Украина 85% (1965/80)
66% (1996)
67% (2000)
12%
10%
9%
25%
15%
17%
33%
20%
21%
25%
21%
20%
3. США 40% (постоянно) 3-5% 8-10% 12-15% 15%
4. Восточная Германи 88,2% (1991)
82% (1997)
20%
15%
30%
30%
30%
25%
8%
12%
5. Западная Германия 72% (1997) 5% 20% 25% 22%
6.Финляндия 77% (1997) - - - -
7. Чехия 60% (1980)
35% (1995)
38% (1997)
40% (1998)
51% (2000)
5%
3%
3%
4%
5%
20%
10%
10%
12%
15%
25%
15%
15%
15%
20%
10%
7%
5%
9%
11%
8. Эстония 67% (1997) 3% 35% 15% 14%
9. Латвия 62% (1997) 4% 20% 25% 11%
10. Литва 51% (1991) 5% 15% 20% 11%
11. Беларусь 59% (1997) 12% 15% 15% 17%
12. Молдова 64% (1997) 10% 15% 20% 19%
13. Румыния 35% (1997) 5% 5% 5% 20%
14. Югославия 61% (1997) 5% 10% 20% 26%
15. Грузия 74% (1997) 10% 20% 20% 24%
16.Венгрия 47% (1991)
51% (1997)
7%
6%
10%
11%
20%
24%
10%
10%
17.Голландия 43% (1991)
62% (1997)
-
3%
-
21%
-
16%
-
22%
18.Израиль 40% (1991) 5% 22% 10% 3%
19. Англия 60% (1991)
81% (1999)
-
6%
-
9%
-
35%
-
33%
20. Норвегия 77% (1997) 4% 12% 40% 21%
21.Новая Зеландия - 3% (1991) 8,5% - -

11. За атеистами всегда качественное большинство

Поскольку Бога нет, то человек – как верующий, так и неверующий – всегда живет по законам земным, естественным, а не по законам небесным, сверхъестественным. И в данном случае разница между верующим и неверующим заключается только в их мировоззрении, в их смотрении на мир. Верующий противоестественно думает, что есть Бог, что все в руках Божьих, все совершается по изволению Бога и что этому мыслимому Богу надо всячески угождать. У неверующего нет таких противоестественных мыслей, что позволяет ему сосредоточится на земных вопросах, целесообразно решать их и не тратить своих физических и духовных сил на неестественное сверхъестественное. Ничего сверхъестественного в мире нет. Есть только вещи познанные и непознанные.

Действия человека на основе знания всегда рациональны и неуклонно приводят к рассчитанному и ожидаемому результату. В области непознанного человек поступает и действует то ли по механизму действующих инстинктов, гадательной интуиции, то ли в силу усвоенных им в обществе целесообразных привычек и традициям. Последние показали свою эффективность не вмешательством или подсказками Бога, а подтвердили свою эффективность нескончаемым числом повторений. В силу этой естественной эффективности человек и действует в сфере познанного и непознанного, стихийно и сознательно игнорируя Бога и все сверхъестественное. Верующий при этом может только мысленно и гадательно примешивать к реальной жизни божество, воздавая ему благодарность за успехи и объясняя свои неудачи нарушением велений божества или его гневом. Причем, в глубине сознания верующего постоянно сидит потаенное осознание чисто гадательного характера своих апелляций к Богу. По конечным заключениям верующего в мире все совершается по божественному велению, а не по верующего хотению. Помогите верующему переместить из его смутного подсознания на уровень ясного сознания его гадательное отношение к Богу: вместо божественных велений поставьте неуклонно действующие законы природы, общества и личной жизни – и перед вами предстанет атеист во всей его красе, в его чистейшем виде.

В отличие от верующего неверующий всегда духовно находится в том мире, который реально существует вокруг него, что стимулирует его, неверующего, желание не только жить в этом реальном мире, но и знать его. В силу этого познание реального мира, а отсюда культурный, научный и технических прогресс в своей значительной и определяющей мере двигался вперед усилиями именно трезвомыслящих, нерелигиозных людей, в крайнем случае – во всех без исключения случаях двигался несовместимыми с религиозным верованиям принципами и методами. Не смотря на свое мизерное в истории человечества меньшинство, не религиозно мыслящие люди двигали вперед прогресс по всем его параметрам.

Не религиозно мыслящее меньшинство в истории развития общества всегда было качественным большинством. В настоящее время это качественное большинство можно подсчитывать в количественных измерениях. Современные социологические исследования повсеместно показывают, что нерелигиозное население по сравнению с верующими имеет значительный и более высокий (иногда в несколько раз) уровень образования и владеет значительно большим объемом научных знаний; принимает более активное участие в трудовой и общественной деятельности; несет на себе более ответственное бремя за состояние и направление развития страны и всего человечества. Более того, в наиболее развитых странах - вот среди тех 2,5 миллиарда современного населения, которые мы вычленили в своем исследовании - некогда нерелигиозное меньшинство превратилось нерелигиозное большинство.

Не религиозно мыслящие люди никогда не были инициатором религиозных войн, которые веками терзали человечество. Нерелигиозные люди никогда не сжигали на кострах инакомыслящих. Нерелигиозные люди всегда делали научные открытия, которые проклинались верующими, поскольку своим содержанием разрушали нелепые религиозные догмы. Нерелигиозные люди столетиями неизменно физически и духовно преследовались организациями верующих…

В условиях создавшейся в настоящее время исторической переходной конъюнктуры усиливается публичная дискредитация мировоззрения нерелигиозного населения. Оскорбляется честь и человеческое достоинство неверующего. Средства массовой информации навязывают гражданам своих стран, в первую очередь гражданам бывшего Советского Союза, религиозные верования, пропагандируют антинаучные взгляды, насаждают мистику, паранойю, возбуждают религиозное “благочестие” и фанатизм. На средства неверующих налогоплательщиков строят церковные храмы, вводят закон божий в государственных школах и курсы богословия в государственных высших учебных заведениях. Атеистам начисто запрещено не то что пропагандировать, а и хотя бы отвечать на нелепые наветы церковных и богословских злопыхателей… В странах бывшего Советского Союза по отношению к неверующим и атеистам открыто, грубо и цинично попираются свободы и права человека, которые провозглашены Организацией Объединенных Наций, подкреплены Международными Декларациями и Соглашениями, под которыми стоят подписи государственных мужей России, Украины, Беларуси, Узбекистана и других стран СНГ.

От насилия над мировоззрением граждан СНГ страдают не только неверующие, но и верующие, при чем, верующие унижаются властями предержащими более чувствительно, чем атеисты. Безбожные руководители наших государств взяли себе за моду по своему личному усмотрению навязывать людям веру в уподобившегося им, неверующим руководителям, бога, удобное им вероисповедание. Так, в России верующим государством навязывается недоброй памяти Синодальное Православие, а в Украине – “самостоятельному и незалежному” государству сооружается “самостоятельный и незалежный” Киевский Патриархат. И все это, повторимся, преподносится в дар верующим от имени не верующих ни в сон, ни в чох государственных руководителей…

12. Выход и вывод

Какой же выход из создавшегося в странах СНГ положения со свободой слова, совести, религии и убеждения. Мировая практика показывает, что право и свободы человека нужно не только, провозгласить, не только записать и подписать, за права и свободы нужно постоянно бороться. В 1997 и в 1998 году Конгресс США принял два Законы (Акты) о защите тех, кто преследуется по мотивам отношения к религии и заявил, что “эти… преследования являются неким большим злом, чем другие формы попрания прав человека”( that… persecution is somehow a greater evil than other forms of human rights violations). Золотые слова! Прислушиваясь к этим словами, верующие и неверующие должны объединится в борьбе за свои права и свободы.

Объединение верующих и неверующих в борьбе за свободу совести стало обычным делом во всех цивилизованных странах. Объединения верующих и неверующих удесятеряет их силы. Нужны совместные публичные действия, которые не разрешали бы светским руководителями со злым умыслом использовать себе на пользу противоречия между верующими и неверующими, между верующими разных религий и разных вероисповеданий. Религия – это частное и сугубо личное дело выбора свободного человека. Государству неприлично, аморально и вредно влазить в вопросы веры в Бога. Это показала практика решения религиозных вопросов церковными инквизиторами, практика насаждения атеистического мировоззрения коммунистическими бонзами. И верующие и неверующие от этих практик пострадали физически и духовно.

Какой же вывод из написанной статьи?

Статья написана для атеистического сайта и для вдумчивых и находчивых свободомыслящих – верующих и неверующих. Всмотритесь в социологические материалы, сами для себя прокомментируйте их и сделайте выводы. А выводы напрашиваются очевидные. О верующих мы говорили и говорим предостаточно. Надо сказать об атеистах.

В современном обществе атеисты не являются ничтожным меньшинством. Это - во-первых. А во-вторых, атеисты должны публично и громогласно бороться за права и свою свободу иметь то мировоззрение, которое у них уже есть. Ведь попирается достоинство и честь атеиста. А терпеть поношение чести может только тот, у кого этой чести нет (если чести нет, то и попирать нечего), или наша честь мало нам стоит (можно и потерпеть). Но у атеиста есть честь и терпеть ее попрание нельзя. Вот и не терпите! Вспомните толстовское: “Не могу молчать!”