В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Если требуется новая паркетная доска Goodwin, мы предлагаем все виды стилей.

Ричард Кэрриер

(Richard Carrier)
1969 год рождения;
Историк, языковед, религиовед;
Член совета Ассоциации
“Атеисты в Интернете”,
ряда других научных
и общественных организаций.

Вопросы к атеизму и ответы на них

(What is Atheism Really All About? )

Тот, кто принимает решение по спорному вопросу,
не выслушав противоположной сторны,
поступает несправедливо.”
Эней Луций СЕНЕКА

 

 

Что такое атеизм?

Атеист – это человек, который не верит в существование каких бы то ни было богов.

И почему это Вы не верите в Бога?

Только потому, что в пользу существования Бога имеется не больше свидетельств, чем свидетельств в пользу существования Зевса. В силу всего этого я не верю в существование библейского Бога Иеговы [или, как его еще называют, Саваофа, Господа Бога, Аллаха, Яхве, Сущего и тому подобное]. Если бы Бог существовал, то он был бы больше самого меня заинтересован, чтобы открытся мне. Но поскольку он мне никаким образом не открывается, никаким образом не свидетельствует о себе, то у меня нет оснований доверять каждому встречному и поперечному, который начинает говорить мне о существовании его бога.


Но разве Вы не хотите попасть в Царство небесное, в рай?

Я не верю в существоание потусторонней жизни после смерти: я не верю в существование рая или ада. Но если небесное царство, рай, и существуют; если Бог лично подбирает насельников для рая; если этот Бог, согласно Вашим словам, является и должен быть добрым и чесным существом, - то он будет оценивать меня, как человека, будет оценивать меня не за мои, не присущие и противоестественные качества религиозного фанатика и изувера [страстотерпца, голодающего, любящего врагов человечества, презирающего человеческие радости, отказывающегося от разума, доверяющего противоразумным и антинаучным мифам о мире и человеке], и не по моей вере в него. [Для чего Богe моя вера, если он не вложил эту веру в меня-человека, как он вложил в меня-человека инстинкты размножения, питания, чувства приятного и непрятного; одарил меня здравым смыслом и разумом, а не безумием и слепой верой. Здавомыслящий и разумный человек, который, к примеру, знает положение а мире с верой в бога, не может и не должен верить в истинность всех существующих и здравствующих в мире религиий и их богов.]

А можете ли Вы посмотреть со стороны на то, в чем счастье и смысл жизни человека?

Я не могу вообразить себе более полным смысл и счастье человека, чем то, каким я,как атеист, знаю об этом. Я лично, к примеру, живу активной духовной жизнью, которая наполняет мое сущетсование смыслом. Я исполнен жаждой бытия и размышления. Я нашел свою любовь, занятие для своего разума, меня устраивает образ моей жизни. Я имею прекрасный круг друзей, а своей просветительской деятельностью общаюсь со весем человечеством. Всего это для меня более, чем достаточно, чтобы быть счастливым, видеть в этом смысл своей жизни.

Как Выможете утешаться делами грешных людей и не видеть всего того хорошего, что творит Бог?

- Вы предлагаете мне во всем хорошем в мире видеть проявление творческого могущества доброго Бога, а во всем плохом обвинять человечество. Но ведь в мире существует много зла, которое имеет вовсе не человеческое происхождение. Разве это человек создает болезнотворческие бактерии, изобрел наркотический опиумный мак, устраивает катастрофические землетрясения, наводнения, извержения вулканов, засухи, а отсюда - эпидемии [В первой мировой войне, развязанной людьми, было уничтожено 10 миллинов человек. Это, конечно великого зло. Но в 1918 году, после окончание первой мировой войны, от эпидемии , от “испанки”, в христианейшей Западной Европе, - а не в ставшей большевистской России – умерло 18 миллионов человек, что является еще большим злом от Бога], наркомания, одномоментная гибель, без разбору, тисяч людей, исчезновения с лица земли сел и городов, голод и прочие стихийные беды. И все это Бог в равной мере осуществляет “над злыми и добрыми, изливает на праведных и неправедных” (Матфея, 5:45).

В тоже время мы видим в мире много того хорошого, что является проявлением исключительно любви человеческой, сотворено усилиями гениев рода человечского. Возьмите, к примеру, хотя бы дружбу между людьми, во имя которщй совершается много добрых дел; обратите внимание на вакцинацию, которая противостоит созданным Богом болезнотворным бактериям. А разве не исключительно человеческими усилиями произведено озелениение созданных богом пустынь, созданы ирригационные ситемы, не говоря уже о весьма положительных плодах научно-технического прогресса, который во много крат облегчил, продолжил и улучшил жизнь человека.

Есть, конечно, зло и человеческого происхождения. Есть и люди злые. Но каждый человек и все человечество обладают огромными возможностями (потенциями) добра. А Бог, по убеждению верующих, потенциально и актуально обладает неограниченными возможностями добра. Если он обладает возможностями добра, то почему при своем всемогуществе он допускает проявление зла и никак не разскрывается свое добро во всем его великолепии. А ведь сколько простора на нашей земле для того, чтобы Бог осуществил свои благодеяния! Почему он не уберегает от зла хотя бы невинных детей, которых, к примеру, от голода ежегодно умирает 20-30 миллионов? Разве ему трудно хотя бы предотвратить рождение тех, кто изначально осужден ислючительно на муки и раннюю смерть? Почему Бог не предотвратил рождения таких извергов рода человеческого, как Нерон, Калигулла, Тамерлан, Торквемада, Гитлер? Почему не преватить во всем мире оружия в цветы? Если бы существовал добрый и всемогущий Бог, то он бы обязательно это сделал. Если бы, к примеру, у какого-то доброго человека появилась подобная божественная возможность, он сделал бы это непременно. Как видим, “грешный” по вашим словам человек гораздо и гораздо лучше вашего, верующие, воображаемого Бога.

Или еще. Если доктор спасает кому-либо жизнь, мы безгранично благодарны и доктору, и обществу, которое научило его спасать людей. Но совсем противоестественно видеть, когда верующие благодарят Бога за то, что он мог сделать доброе дело, но не сделал его. Если любящий и добрый Бог существует, то мы , прежде всего, не имели бы нужды в докторах.

Если Бог не сущестует, то откуда, по Вашему мнению, появилась Вселенная?

Я даже не знаю, имела ли Вселенная начало, еще меньше я знаю о том, откуда и каким образом она могла появиться. Этого, по-моему, никто не знает. Если предположить, что Вселенную создал Бога, то это предположение не решает вопроса, а подымает еще один, дополнительный вопрос: “А откуда появился этот Бог, который начал создавать Вселенную?” Вы скажете, что Бог ниоткуда не появлялся, ибо он существует вечно? Допустим. Но… Но если предполагаемый Бог сущетвует вечно [а мы никак не знаем: существует ли этот Бог или не существует? Даже верующие не знают, что Бог есть, а только верят в его существование], то почему этот Бог, в существовании которого мы не убеждены, существует вечно, а Вселенная, о которой мы – и верующие и неверующие - точно знаем, что она существует, не может существовать вечно?

А как быть с моралью?

Мне не нравятся те люди, которые оскорбляют меня или лгут мне, которые двуличны или принебрежительны к другим. Если бы я уподобился аморальным людям, то не избежал бы осуждения окружающих меня. Да я и сам перестал бы уважать себя. А поэтому я буду избегать следовать поведению плохих людей. А без уважение окружающих меня и без уважения самого себя я никогда не мог бы быть счастливым, какими бы рассуждениями я не оправдывал свое мерзкое поведение. Отсюда, я могу уважать сам себя и быть счастливым только в том случае, если я сам буду честным, принципиальным, благожелательным по отношению к другим. В силу этого я буду подражать поведению хороших людей и сам быть хорошим с моральной точки зрения. Я нахожу, что добродетель скрепляет дружбу, увеличивает доверие ко мне соседей и окружающиах меня людей, что очень существенно для того, что бы у меня сложилась хорошая, наполненная смыслом и радостями жизнь.

А что с Вами будет, когда Вы умрете?

Я вижу, что мой организм, мой мозг - это то, в чем воплощено мое существование, что дает мне возможность осознавать свое существование; от их состояния зависит мое здоровье, моя способность мыслить и возможность жить человеком, - быть тем, кем я есть. Когда тело умрет, вместе с ним умру, перестану сущестованть, и я; перестанет работать мой мозг, прекратится и моя духовная жизнь. Я вовсе не нахожу это уж очень трагичным. Мы наслаждаемся тем, что мы испытываем, даже если эти наш опыт и наслаждения от него не вечны. Я люблю жизнь и не хочу, чтобы прекратилась моя любовь и радости моей жизни. Но я не боюсь смерти. Боятся смерти бессмысленно. С моей смертью для меня прекращается все, в том числе, и страх смерти. После смерти для меня лично ничего нет. А бояться “Ничего” – смысла нет.


А как Вы относитесь ко тем фактам, когда люди испытали на своем опыте существование Бога?

Вы имеете в виду тех, которые испытали “сущность Будды” (the essence of Buddha), кто вспомнил свою жизнь в “прошлых воплощениях”, кто испытал на себе силу магических ритуалов, кто общался с духами своих давно умерших предков или кто видел чудо?.. Словом, имеется на столько разнообразные “свидетельства”, что мне трудно отдать предпочтение какому-либо из них, чтобы видеть в нем больше истины или больше лжи. Во всех религия мира, в разных уголках земного шара видят, слышат, чувствуют, испытывают на себе проявление разных богов. И проявление или чудотворение христианского Бога ничем не лучше и ничем не худше проявлений богов буддизма, ислама, индуизма, сатанизма, язычнечества и так далее. Своих богов видят буддисты в Азии, индуисты в Индии, мусульманы на Ближнем Востоке, а христиане на так называемом Западе. Образ Бога и испытание действияй Бога всегда и везде соответсвуют религиозному вероисповеданию человека и его воспитанию с детства. В силу этого американцы, например, в силу родительсткого воспитании, в силу традиции имеют видения преимущественно христианского Бога, прибывающие в Америку мусульмане, синтоисты, буддисты, индуисты видят и чудотворят со своими традиционными богами. Но при строгой проверке то ли чуда, то ли видения ученые и врачи не находять в этих ведениях и чудесах чего-то сверхъестественного.

Но ведь христианские ценности принесли человечеству очень много добра.

Я знаю, что отдельные верующие сделали много доброго, не зависимо от того, был ли он христиаанином, как Мартин Лютер Кинг, или индуистом, как Махатма Ганди, или атеистом, как Элизабет Кади Стентон (Elizabeth Cady Stanton). Честь и подвиг во имя человечества всегда и везде похвальные ценности. Они не являются собственностью только христианства. Все то хорошее общечеловеческое, что мы видим в христианства, это мы видим в учении и поведении других верующих и неверующих. [Не надо при этом забывать, что христианство, как и другие религии, принесло человечеству много лжи и зла. Что касается христианства, достаточно вспомнить Инквизицию, которая уничтожила 3 миллиона еретиков и ведьм; крестовые походы против мусульман; уничтожение индейцев христианами на Американском континенте. Я не говорю уже о страшных войнах последних столетий, которые, как правило, были развязаны христианизованными государствами и осуществлялись между странами, которые считают себя под подкровительством христианского Бога.]


Но Вы сами верите во что-либо?

  • Я верю во много вещей. Я верю в великую потенциальность гуманизма, в силу человеческого разума, во взаимную любовь, в решающее значение в жизни человека и общества научных знаний, человеческой правды и мировоззренческой Истины. Я верю также в красоту и полезность человеческого творчества и в почти неограниченное могущество человеческой воли в преодолении всех препятсвия для решения всех возникающих проблем.
  • Я убежден, что религиозная вера заводит человека в заблуждение и к тому же догматизирует отсталые представления, в то время как мы нуждаемся в здравомыслии и при этом помнить, что человеку (и каждому из нас) свойственно ошибаться. Я убежден, что мы должны предоставить каждому человеку возможность свободно избирать и обсуждать свое мировоззрение; вести тот образ жизни, который больше всего соотвествует его нормальным человеческим вкусам; жить друг с другом в мире и доброжелательности.
  • Я верю, что политические переговоры и компромисы, движимые честными устремленями; уважение к различным мнениям, верованиям и образу жизни, - являются единственным путем к утверждению всеобщего мира и доброй воли; что только использование научных методов исследования и изучения является единственным способом достижения единства мнений об окружающем нас мире и о процессах, происходящих в нем.
  • Я верю, что гораздо лучше проповедывать слова “будьте добрыми по отношению к своим ближним и любите друг друга, как самого себя”, чем подчинить свою жизни и поведение лозунгу: “принимай веру моей религии иби будь ты проклят”. Ведь всегда лучше быть добрыми друг к другу и строить на основании этого то, в чем мы все согласны, чем заставлять всех верить так, как веруем мы.

HUMANITATE MAGIS QUAM RELIGIONE NOBIS OPUS EST
"We need humanity more than religion"
Мы нуждаемся в гуманизме больше, чем в религии

Перевод с английского
и добавление в квадратных скобках -
Евграфа Дулумана.


Посмотреть и оставить отзывы (0)


ПРОЕКТЫ

Рождественские новогодние чтения


!!Атеизм детям!!


Атеистические рисунки


Поддержи свою веру!


Библейская правда


Страница Иисуса


Танцующий Иисус


Анекдоты


Карты конфессий


Манифест атеизма


Святые отцы


Faq по атеизму


Новый русский атеизм


Делитесь и размножайте:




Исток атеизма Форум
Рубрики
Темы
Авторы
Новости
Новый русский атеизм
Материалы РГО
Поговорим о боге
Дулуман
Книги
Галерея
Юмор
Анекдоты
Страница Иисуса
Танцующий Иисус
Рейтинг@Mail.ru
Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.