Часть І

4. Из Назарета - в Вифлеем или из Вифлеема - в Назарет?

В пользу того, что за евангельским Иисусом Христом скрывается прочная фигура исторического Иисуса, который стал Христом, в евангелиях можно найти достаточно. Вот одно из убедительных свидетельств.

Реальный Иисус был родом из поселения Назарет Ряд исследователей ссылаются на то, что в дошедших до нас исторических документах город Назарет упоминается только с 3 столетия,  и на основании этого отрицают существование Назарета в начале нашей эры. "Как это Иисус Христос умудрился родится в городе, который появился через три столетия после его рождения?" - таким риторическим вопросом они отрицают историческое существование Иисуса Христа. Но это не научно. Если, к примеру, село Заплазы Одесской области впервые упоминается в документах с конца 18 столетия, то это не значит, что его до этого не существовало. Существовало! Его основали и заселили турки. Во время русско-турецкой войны конца 18 столетия турков изгнали из Таврического края. Часть турецкого населения села Заплазы осталось на месте, приняло православие. А потом уже село было заселено переселенцами из России, Украины, польских земель. Да мало ли существует поселений, которые не отражаются в исторически достоверных документах? в Галилеи. Не случайно в рассказах всех канонических и апокрифических евангелий его называют Иисусом Назарянином  Матвея, 1:24; 2:33; 4:67; 21:11;  Марка, 10:47; Луки, 4:34; 18:37; 24:19;  Иоанна, 1:45; 18:5; 19:19; Деяния 2:22; 3:6; 4:10;10,38; 24:5; 26:9. . На основе анализа слов, произнесенных Иисусом Христом на кресте В Евангелии от Матфея ( 27:46) эти слова передаются в греческом написании: "" (Hili, Hili, lema sabachphani; Или, Или, лема савахфани) - Боже, Боже, зачем ты меня оставил? А в Евангелии от Марка ( 15:34) эти слова Иисуса Христа на кресте передаются несколько по-другому:  "" - Элои, Элои, лема савахвани" , некоторые исследователи пришли к выводу, что Спаситель разговаривал по-еврейски на Галилейском диалекте. Есть и другие доказательства, что Иисус Христос был родом из Галилеи После смерти Ирода Великого (4 год до нашей эры) Иудейское царство перешло под управление римских наместников - префектов и прокураторов. Наследие Ирода Великого, которое занимало всю Палестину, было поделено на четыре части, на тетрархии: Иудею, Самарию, Галилею и Десятиградие. Последнее располагалось на левом берегу Иордана и было заселено эллинами. Евреи Иудеи пренебрежительно относились  к жителям других тетрархий, в том числе к тамошним евреям. По сообщениям первых трёх евангелий, которые исследователями называются синоптическими, вся деятельность Иисуса Христа проходила в Галилее. В столицу Иудеи, Иерусалим, он пришёл только за неделю до праздника, начал проповедовать, изгонять торгующих из храма, объявлять себя Сыном Бога, за что был обвинён иудейскими церковными властями (Синедрионом), осуждён и передан римским властям как государственный, против Римской империи, преступник. Только четвёртое Евангелие, от Иоанна, которое было написано во второй половине второго столетия, приурочивает основную деятельность Иисуса Христа к Иерусалиму и Иудее, что, по нашему мнению, не только противоречит сообщениям синоптических евангелий, но и действительному положению вещей..

Но появление иудейского Мессии-Христа из Галилеи, а тем более из никому неизвестного Назарета, не предусматривалось библейскими пророчествами В библейских пророчествах  можно вычитать различные указания на племя (колено)  и место, откуда к  евреям должен  прийти Мессия. Об этом мы более подробно скажем ниже., во всяком случае - теми пророчествами, которые в изобилии используют все авторы канонических и апокрифических евангелий. Это хорошо осознавалось евреями Иудеи в начале нашей эры, что выпукло выражается в евангельских рассказах. Так, Нафанаил, услышав от своего Галилейского земляка Филиппа рассказ о встрече с Иисусом, появление которого, мол, предсказывал Моисей и библейские пророки, с удивлением спрашивает: "А разве может появиться что-то хорошее (для иудейского народа) из Назарета?" (Иоанна, 1:46). Пророки, которых почитали в Иудее, говорили, что Мессия должен произойти, как и его далёкий предок Давид, из Вифлеема. Учитывая эти пророчества Матфей и Лука, описывают рождение Иисуса Христа в Вифлееме. Матфей при этом даже ссылается на соответствующие слова пророка Михея (5:2). Но по описанию Евангелия от Матвея, родители Иисуса Христа постоянно проживали именно в Вифлееме, что соответствует библейским пророчествам, но расходится, по нашему мнению, с действительным положением вещей. Более образованный автор Евангелия от Луки констатирует факт проживания родителей именно в Назарете. А поскольку для авторов обоих евангелий авторитетными являются и пророчество о Вифлееме и факт проживания Иисуса Христа в Назарете, то каждый из евангелистов вынуждён своими домыслами выстроить цепочку связи Вифлеема с Назаретом. Матвей старается показать, как Иисус из Вифлеема попал на жительство в Назарет, а Лука - как житель Назарета умудрился родиться в Вифлееме. И вот что придумывает каждый из них.

Для того, чтобы переселить Иисуса Христа на постоянное местожительство в Назарет, автору Евангелия от Матфея понадобилось придумать совершенно неестественную историю о трёх восточных волхвах, которых звезда ведёт к дому новорождённого Царя Иудейского Мы называем событие, описываемое в Евангелии от Матфея (2:1-12) неестественным по двум причинам. Во-первых,  хотя бы то, что по  звезде/планете волхвы никак не смогли бы определить дом, в котором находится будущий Царь Иудейский. Если это была не звезда, а какое-то чудесное явление, то чудеса находятся вне природы, вне истории и вне науки. Во-вторых, рождение Царя Иудейского  не такое уж  важное событие, чтобы восточные волхвы, побросав все свои дела, двинулись в длинный путь на поклонение ему. В тогдашнем Царь Иудейский был ничтожной, во всём зависимый от римского наместника в Дамаске, личностью. Царь Иудейский был значительной фигурой только в самой Иудее и для евреев. Поистине, "Сильнее кошки - зверя нет!" Мне могут возразить, что волхвы пришли поклонится будущему Спасителю мира. Но возражающие в таком случае или не читают Евангелия от Матфея или по-христиански кощунствуют. Матфей говорит только о поклонении волхвов будущему Царю Иудейскому. А что касается Спасителя, то неужели Сын Божий опустился до того, что принял поклонения от волхвов, то есть -  колдунов и  чернокнижников, которые,  согласно Библии (Второзаконие, 18:10;Исайи, Михея, 5,12;  Наума, 3:14;8:19; Деяния, 19:19; Апокалипсис, 9:21; 21:8; 22:15), являются служителями сатаны  и  которых Бог терпеть не может?.
К этому он присовокупляет невероятнейшее избиение по приказу царя Ирода младенцев в Вифлееме Последний царь иудейский Ирод Великий был жестоким человеком. До нас дошли сообщения об этом мерзавце в официальных документах Римской империи, историков Иосифа  Флавия, родственника и близкого лично к Ироду философа Филона Александрийского и других современников. Все свидетели крайне отрицательно относятся к Ироду, в своих описаниях не упускают ни одного порочащего Ирода события. Но никто из них даже отдалённо не намекает об избиении младенцев в Вифлееме., бегство Иосифа и Марии с Иисусом в Египет. После смерти Ирода святое семейство возвращается домой. Но по дороге узнаёт, что Иудеей правит сын Ирода Архелай, обходит стороной Иудею, приходит в Галилею и там поселяется в незаметном городке Назарет. В проживании Иисуса Христа в Назарете Матфей видит исполнение пророчества Автор Евангелия от Матфея совсем не кстати привлекает библейское пророчество к названию Иисуса Христа назарянином. В Библии слова о том, что "родившийся назореем наречётся"  сказаны только в Книге Судей в главе 13, стих 3.Но там чётко написано, что это пророчество было высказано бесплодной Маной, жене Цоры. Говорится также, что это пророчество исполнилось, - у Маной родился сын Самсон (13:24).  Здесь же следует сказать, что Матфей совершенно неграмотно связывает проживание Иисуса Христа в Назарете с библейским назорейством. В 6-ой  главе книги Чисел говорится, что назорей (принявший обет назорейства)  не должен пить вина, не кушать виноград, не касаться мёртвых, не стричь волосы. В этом плане изображённый в евангелиях Иисус Христос совершенно не походил на назорея. Свои чудеса он начал с того, что превратил воду в вино (Иоанн, глава 2);  если и пил с грешниками, несомненно - и с алкоголиками (Матфей,  11:18-19; Луки5:30-33), в прощальный вечер поил своих учеников вином. Он прикасался к мёртвым хотя бы в том случае, когда воскрешал их. Следовательно, Христос ни коим образом не был назореем. о том, что Мессия "назореем наречется" (2:23).

У автора Евангелия от Луки противоположная проблема, - проблема заставить жителей Назарета Иосифа и Марию родить Христа у Вифлееме. Для этого он сочиняет рассказ о производимой императором Августом переписи населения "по всей земле" Более подробно о "переписи населения" и других упоминаемых Лукой исторических фактах мы рассказали в статье "Календари, летоисчисление и дата рождения Христа".Статья находится на страницах этого же сайта. и таким образом принуждает Иосифа с его на девятом месяце беременности женой Марией спешить "в Вифлеем - место рождения Давида" (2:1-5), чтобы именно там родить Иисуса. После исполнения определённого Богом пророчества о месте рождения Христа, Иосиф вместе с женой Марией и новорождённым Иисусом спокойно возвращаются домой в Назарет. И никаких тебе поклонений волхвов, ни избиения младенцев, ни бегства в Египет, ни поисков нового места проживания.