В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Дорога из храма

Vremya.ru

"Спасти церковь от реставраторов" -- под этим странным лозунгом православная община церкви Воскресения Христова в Кадашах уже третий год ведет борьбу за одноименное здание, принадлежащее Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру им. академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ). Схожая ситуация наблюдается и в других церквях, которые занимают сейчас реставраторы, -- в Марфо-Мариинской обители, в пределе Св. Николая при храме великомученицы Екатерины на Большой Ордынке. На днях в Замоскворецком межмуниципальном суде будет рассматриваться очередной иск православных к реставраторам. Художников, спасших храмы от полного разрушения, обвиняют в оскорблении чувств верующих.

Сегодня ВХНРЦ -- это главный центр реставрации древнерусской живописи, русского искусства XVIII века, архитектурных памятников. Около 100 реставраторов выполняют заказы примерно 500 российских музеев. Работают художники и для Московской патриархии. История ВХНРЦ, или, как его называют в профессиональной среде, <Грабарей>, началась в 1918 году. Известный историк искусства Игорь Грабарь и нарком просвещения Анатолий Луначарский образовали Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Это были первые централизованные российские реставрационные мастерские. До революции реставрационное дело было только в Эрмитаже и Русском музее. <Это было время, когда закрывались монастыри, -- рассказывает директор ВХНРЦ Алексей Владимиров. -- Иконы и другие произведения искусства остались бесхозными. Благодаря деятельности отдела и реставраторов этот поток не был разграблен. Все реставрировалось, а потом передавалось в музеи>. В 20--30 годы прошлого века реставраторам удалось сохранить и расчистить от позднейших записей такие всемирно известные шедевры древнерусского искусства, как <Богоматерь Владимирская>, <Троица> Андрея Рублева, <Богоматерь Боголюбская>, <Оранта Ярославская>. В 1934 году мастерские разогнали более чем на 10 лет. О пользе реставраторов советская власть вспомнила, когда стали освобождаться от немцев российские земли, возвращаться на старые места похищенные произведения искусства. Под лаборатории предоставили бывшие церковные постройки. Первой отдали Марфо-Мариинскую обитель на Большой Ордынке, потом, уже в 60-е, церковь Воскресения в Кадашах, Сретенский собор и церковь Св. Екатерины.

Когда реставраторы вошли в первый храм, то увидели в алтаре скульптуру Сталина в пальто, стоящего между двумя ангелами. Фрески выдающегося художника Нестерова были с многочисленными повреждениями. Крыша протекала. Сейчас в храме работает около 30 реставраторов по иконам. Как говорит Алексей Владимиров, церковь восстановлена и в любой момент готова к церковной службе, если только реставраторы освободят место.

<В начале 90-х мы первыми заявили, что все надо возвращать церкви, -- вспоминает Алексей Владимиров. -- Бомбили Министерство культуры письмами, просили дать нам новое помещение в каком-нибудь освободившемся союзном ведомстве. Мы даже вернули Московской патриархии храм Сретенского монастыря с отреставрированными фресками XVII века, в 1994 году передали подворью американской автокефальной церкви храм Св. Екатерины, полностью отреставрированный нами, за наш счет>. Сейчас в главной части екатерининского храма идет служба, а ладан через дырочки в картонной стене проникает в соседний предел Св. Николая, где все еще расположена мастерская реставрации графики. При каждом из храмов, некогда переданных реставраторам, зарегистрирована община. И прихожане все настойчивее требуют от художников освободить помещение. Но дело в том, что уезжать им просто некуда. Здание, выделенное под реставрационные мастерские правительством Москвы еще в 1998 году (по улице Дурова, 24, строение 1), до сих пор не имеет не только крыши, но и межэтажных перекрытий. Только внешние стены с зияющими дырами вместо окон. И груды обломков внутри. По оценкам строителей, минимальная сумма на восстановление дома -- 6 миллионов долларов. И половину этих денег федеральное правительство обещало выделить. Но при одном условии: если столичные власти предоставят здание реставраторам в постоянное пользование, а не во временную аренду на 25 лет, как предлагается заместителем премьера Москвы Олегом Толкачевым. Но мэрия <разбрасываться> собственностью не намерена, ее ответственные сотрудники объясняют, что ВХНРЦ -- организация федерального значения, и, следовательно, не может претендовать на городскую недвижимость.

В результате каждый из храмов сегодня как очаг затянувшегося конфликта. Только по церкви Воскресения в Кадашах Замоскворецкий муниципальный суд рассматривает 9-10 исков в месяц. Поскольку прихожане по очереди жалуются на оскорбление чести и достоинства верующих. <Они шашлыки на крыше устраивают, у них бильярд в церкви поставлен. И вообще, храм они своими действиями доводят до разрушения>, -- убеждали корреспондента газеты <Время новостей> члены кадашевского прихода. Полный список обвинений в виде статей из газеты <Православная Москва> имеется на заборе, окружающем здание. Рядом вывешено и расписание слушаний в Замоскворецком суде с просьбой к прихожанам не пропускать ни одно из этих мероприятий. По словам реставраторов, до полного разрушения храм может довести только плывун, из-за которого проседает фундамент. Но тут уж предъявлять претензии нужно к природе. Фрески же поддерживаются в прекрасном состоянии, бильярда в церкви корреспонденту газеты <Время новостей> обнаружить не удалось. Причем занимаются реставраторы делом вполне богоугодным -- работают с деревянными церковными скульптурами.

И рассудить этот спор служители Фемиды пока не могут. Поэтому верующие порой пытаются сами творить правосудие. Настоятель храма в Кадашах отец Александр Салтыков, в прошлом замдиректора по науке Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева, добился того, что землю, окружающую храм, передали в постоянное пользование общины. Православные выстроили забор, повесили большой замок на ворота. И отказались пускать реставраторов на работу. Пришлось вызывать в храм милицию. Лишь после этого довольно громкого инцидента в конфликт решил вмешаться министр культуры Михаил Швыдкой. Он приехал в кадашевскую церковь, пригласив туда предварительно дирекцию грабаревского центра и главу прихода. Отец Александр сказался занятым и на встречу не пришел.

Кстати, реставраторы не единственные светские служащие, продолжающие работать в церковных зданиях. Например, в церкви Св. Климента (рядом с метро <Третьяковская>) находится спецхран Российской государственной библиотеки. Но главное книгохранилище страны Московская патриархия не штурмует. Видимо, спасает высокий статус.

Кирилл ВАСИЛЕНКО

[А-сайт


В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика


Посмотреть и оставить отзывы (0)


ПРОЕКТЫ

Рождественские новогодние чтения


!!Атеизм детям!!


Атеистические рисунки


Поддержи свою веру!


Библейская правда


Страница Иисуса


Танцующий Иисус


Анекдоты


Карты конфессий


Манифест атеизма


Святые отцы


Faq по атеизму

Faq по СССР


Новый русский атеизм


Делитесь и размножайте:




Навигация и пультовая охрана читать далее.

Исток атеизма Форум
Рубрики
Темы
Авторы
Новости
Новый русский атеизм
Материалы РГО
Поговорим о боге
Дулуман
Книги
Галерея
Юмор
Анекдоты
Страница Иисуса
Танцующий Иисус
Рейтинг@Mail.ru
Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.