Союз креста и калькулятора

Vremya.ru

Патриархия просит совета у экономистов

За советом к ученым-экономистам обратился виднейший иерарх Русской православной церкви митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Вчера владыка посетил заседание бюро отделения экономики РАН, где долго и обстоятельно объяснял, зачем церкви нужны деньги, и жаловался на полное неприятие российскими властями и интеллигенцией предпринимательских инициатив РПЦ. <Я пришел к вам, потому что больше идти некуда. Если наш голос не услышат люди науки, то ожидать уже больше нечего>, -- заявил митрополит перед своим докладом.

Конечно, митрополит не стал открывать академикам все статьи расходной части бюджета РПЦ. Говоря о финансовых потребностях церкви, он старался подчеркнуть, что они напрямую связаны с нуждами граждан России. <От церкви ожидают борьбы за нравственное здоровье общества, -- сказал владыка. -- Говорят, что мы должны этим заниматься. Это правильно. Но давайте переведем это в область современного бытия. Должна ли церковь заниматься беспризорными детьми? Да. Но для того, чтобы обеспечить их всем необходимым, нужны помещения, деньги на одежду, еду. Можем ли помочь в лечении наркомании? Да, есть очень хороший опыт сотрудничества с врачами. Но чтобы этот опыт стал повсеместным, также нужны помещения и средства на содержание>. Кроме того, Русская православная церковь хочет принимать больше участия в общении с людьми через телевидение, а для этого также нужны немалые деньги. Еще митрополит рассказал, что очень успешно идет воспитание детей в православных гимназиях и лицеях, которых при известных условиях, по его мнению, могло бы быть гораздо больше.

А вот о возможностях самостоятельно заработать деньги митрополит Кирилл говорил с нескрываемой горечью. Особенно когда вспомнил о реакции общества на таможенные льготы, которые в свое время были предоставлены околоправославным структурам, ввозившим в страну беспошлинные сигареты и водку. В качестве противоположного примера владыка упомянул католические Польшу и Италию, где с пониманием относятся к <побочному> церковному бизнесу. Ссылался иерарх РПЦ и на опыт братской греческой церкви: на Афоне есть гостиницы и доходные дома, принадлежащие монахам и кормящие монастырь. <Посмотрите федеральный бюджет, -- жаловался митрополит. -- Есть ли в нем строка <На нравственное спасение людей>? Ни одна социальная программа церкви не имеет государственную поддержку. Получается, что брать деньги из бюджета нам нельзя, льготы для торговли -- нельзя, заниматься бизнесом нельзя, получить обратно ресурсы нельзя, собственность иметь нельзя. И сама постановка вопроса о церковных доходах считается непорядочной>.

Владыка Кирилл выразил надежду, что ученые хорошо поймут проблемы церковников, поскольку и сами мало зарабатывают. И академические экономисты, пребывающие в массе своей в той возрастной категории, когда уже поневоле задумываешься о вечном, духовного отца не разочаровали. Академики в ответных выступлениях говорили о том, что на самом деле безнравственен бизнес их более юных и не обладающих учеными регалиями коллег (в частности, конечно, Анатолия Чубайса). А заодно предлагали свои рецепты финансового оздоровления церкви. Например, академик Николай Петраков, видимо учитывая богатый опыт РПЦ в борьбе за собственность с другими православными церквами за рубежом, посоветовал священнослужителям предложить свои услуги российскому МИДу. <Сейчас идет процесс возвращения бывшей российской собственности за границей, -- сказал г-н Петраков. -- Помогите в этом, и, мне кажется, тогда вы сможете рассчитывать на проценты>.

Кирилл ВАСИЛЕНКО