В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Мистическое и медийное

Церковь становится жертвой "медийного пиара". Обратим ли этот процесс?

Широкомасштабная дискуссия в прессе о том, кто является наиболее вероятным кандидатом на патриарший престол, разговоры о кадровых перестановках на вершине церковной власти продолжают формировать образ РПЦ МП как некоей грандиозной административной корпорации.

В лучшем случае РПЦ МП начинает выглядеть как крупнейший "комбинат духовных услуг", сносно отлаженный "механизм удовлетворения религиозных потребностей", "православный Ватикан", а в худшем - как чисто светская административная идеологическая структура-олигарх, которая под маской Православия реализует свои собственные вполне земные интересы. Кроме того, несмотря на запрет священнослужителям участвовать в выборах, Церковь рассматривают как значимый политический субъект, давно вошедший в "большую политику". Церковь все больше начинает восприниматься в светской среде лишь в своей административной или даже политической "ипостаси".

А ее "мистическая ипостась" уходит на задний план - как будто таковой не существует вообще. И действительно, при любых обстоятельствах, пиар-пространство не предоставляет особого простора для мистики. Могут ли представлять интерес для журналистики такие вещи как внутренняя духовная жизнь православных - будь то клирики или миряне. Эта сфера сама по себе является интимной, поэтому судить о Церкви журналистика может только по тем или иным внешним проявлениям - по тому, что "на поверхности".

Но беда состоит в том, что даже тем, кто умеет смотреть на РПЦ МП "изнутри", эта "поверхность" при взгляде "извне" мешает "защитить" Церковь от "масс-медийного суда". Ведь такие элементы ее бытия, как административное принуждение, "вертикаль церковно-иерархической власти", интриги внутри епископата подтверждают точку зрения светских СМИ. Серьезно "подливает масло в огонь" и бесправие мирян. Ведь дистанция между ними и духовенством по мере укрепления позиций Православия в России продолжает увеличиваться. В принятом в 2000 году новом Уставе РПЦ МП, ознаменовавшем новую ступень ее клерикализации, фактически отменена обязательность Поместных Соборов, в которых миряне могли бы сказать свое слово. Миряне оказались устранены от участия в выборах Патриарха. Как метко заметил один из известных российских церковных социологов, "демократия" в современной РПЦ осталась на уровне сбора пожертвований и принятия решений о покупке новых ведер и швабр в приходском храме".

Каков же выход из создавшегося положения? А особенно интересно, что в данной ситуации предпринимают сами православные верующие, "церковные низы" РПЦ МП, которых не устраивает позиция полного обскурантизма по отношению к "падшему миру" и положение безмолвной "послушной" паствы, вообще не желающей смотреть на Церковь "извне"?

В качестве одного из "разрешительных вариантов" православные верующие даже предлагают некую концепцию разделения понятий "церковной организации" и самой Церкви. Говорится, что административная структура Церкви, Московская патриархия - это одно, а сама Церковь, как "мистическое Тело Христово", - совершенное другое. Но такая "диалектика" скорее служит иезуитским "обходным путем", чем реальным выходом. К тому же, она может привести к возникновению некоего "православного протестантизма", в рамках которого нельзя будет говорить о видимых границах Церкви.

Другой, уже испробованный вариант состоит в перманентном давлении "церковных низов" на епископат, как это было в течение более чем 10 лет с кампанией за канонизацию Царской Семьи. Но сегодняшние кампании по глорификации Грозного и Распутина лишь утверждают священноначалие РПЦ МП в мысли, что "яйца курицу не учат", что мирян к решению церковных вопросов допускать нельзя. Мол, допусти их на Поместный Собор - так они такой "религиозный огород нагородят", что и вовек будет не разобраться. И такое "экклезиологическое недоверие", недооценивающее силу Христа, пребывающего с верующими в Него "до скончания века", в свою очередь, снова выставляет РПЦ МП в образе "идеологической корпорации".

Однако сегодня можно назвать еще один "разрешительный вариант", который осознают немногие. Он достаточно радикален и в секулярных условиях беспрецедентно нов, по крайней мере, для Православия.

Нетрудно видеть, что сегодня те самые бесправные миряне, на которых в Церкви мало кто обращает внимание, для воздействия на тот же епископат имеют в своем распоряжении свои рычаги. В отличие от духовенства, не осмеливающегося высказаться, даже если оно этого и желает, миряне вольны пользоваться теми же масс-медиа достаточно свободно и говорить буквально все и обо всем - насколько кому позволяет личная совесть и стремление не навредить Церкви. И нужно заметить, что таких высказывающихся мирян становится все больше, а их активность растет. Чем меньше им удается сказать "внутри Церкви" - тембольше они говорят "вне". И говорят не только об отдельных вопросах церковной жизни, а выдвигают идею единого механизма решения этих вопросов ? создания некоего светского центра, своего рода "совета по делам религий". Появись такой орган, и возможно, голос еще недавних неофитов зазвучит сильнее, чем голос видных членов Священного Синода. А, возможно, этот голос сможет оспаривать позицию Патриарха, о кандидатуре которого сегодня так много гадают.

Не окажется ли для тех, кто говорит сегодня от имени всей Церкви, "последнее горше первого"?.. Поэтому, не лучше ли сегодняшним противникам соборности задуматься о завтрашних последствиях ее "оскудения"? Ведь они могут быть действительно непредсказуемы:

Антон Виноградский для "Портала-Credo.Ru"


Посмотреть и оставить отзывы (0)


ПРОЕКТЫ

Рождественские новогодние чтения


!!Атеизм детям!!


Атеистические рисунки


Поддержи свою веру!


Библейская правда


Страница Иисуса


Танцующий Иисус


Анекдоты


Карты конфессий


Манифест атеизма


Святые отцы


Faq по атеизму

Faq по СССР


Новый русский атеизм


Делитесь и размножайте:




Исток атеизма Форум
Рубрики
Темы
Авторы
Новости
Новый русский атеизм
Материалы РГО
Поговорим о боге
Дулуман
Книги
Галерея
Юмор
Анекдоты
Страница Иисуса
Танцующий Иисус
Рейтинг@Mail.ru
Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.