В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Геннадий Шевелев, председатель СПб отделения Российского гуманистического общества

Российское гуманистическое общество

Невиданный масштаб приобретает распространение в современной России суеверий, построенной на них лженауки и религиозного слеповерия. Наблюдая это, любой здравомыслящий человек задается вопросами: “Что происходит с нашим разумом? Можно ли как-то противостоять сползанию мировоззрения россиян назад в средневековье?”

Здесь уместно задаться вопросом: почему вообще Homo sapience верит в сверхъестественное? Ответ прост: потому что он руководствуется в жизни не только разумом, но и эмоциями. Само по себе это вполне нормально, иначе не было бы любви, поэзии, музыки и прочего, что украшает жизнь. Но эмоции не всегда подвластны рассудку. Вот и мистика расцветает на почве такой присущей практически всем людям эмоции, которую можно назвать искушением сверхъестественным, соблазном потустороннего. Нередко человек, испытывая чувство попранной справедливости, желание обрести защиту и не находя её в реальности, думает: “Эх, появилась бы сейчас какая-нибудь таинственная сила и помогла мне”. Разумный человек тут же одернет себя и скажет: “Увы, чудес не бывает. Надо наводить порядок своими руками”. А другой, не найдя в себе силы преодолеть соблазн веры в таинственное, направляет стопы к гадалке, экстрасенсу, “целителю”, астрологу или священнику. Хорошо это или плохо? Для людей, нуждающихся в психо-терапевтической помощи и готовых ради временного облегчения выслушивать любую дезинформацию (в том числе сказки о небожителях), видимо, неплохо. Но хорошо ли будет с точки зрения прогресса России, если такие настроения охватят большинство людей, т.е. будут господствовать в общественной жизни? Хорошо ли это будет для российской науки?

К счастью, в России есть люди, которые отвечают на эти вопросы отрицательно и проявляют решимость действовать. Первоначально они активизировались на философском факультете МГУ, учредив в 1995 г. Межрегиональное общественное объединение “Российское гуманистическое общество” (РГО). На идею объединиться и оформиться организационно их навел пример современных зарубежных коллег по убеждениям. К сожалению, о деятельности последних у нас почти не знают. Видя, с какой настойчивостью внедряются в нашей стране разные “импортные” религиозные секты, люди невольно думают, что активно действующих антимистически и атеистически мыслящих людей на Западе просто нет. Но это не так: во всем мире, включая такие “отсталые” страны, как Бангладеш, Гана, Заир, Нигерия, существуют и действуют объединения светских гуманистов. Они объединены в Международный гуманистический и этический союз еще с 1953 года. Ведущая роль в нем по праву принадлежит выдающемуся современному философу-гуманисту Полу Куртцу (США), Президенту Международной Академии Гуманизма. Его перу принадлежат недавно изданные РГО книги “Искушение потусторонним” и “Мужество стать”.

Что же такое светский гуманизм? Его истоки восходят к глубокой древности. Гуманисты всегда ставили во главу угла Человека и считают, что он может и должен сам определять смысл и образ своей жизни, а не уповать на потусторонние силы и плоды мифотворчества. Человек, а не вымышленный Бог превыше всего! Отсюда видно, что гуманизм по мировоззрению противостоит религии. Но, стремясь завуалировать объективную бесчеловечность религии, философы от теологии выдвинули понятие религиозного гуманизма. И вот, чтобы не путать его с подлинным гуманизмом, введен в обращение термин светского, т.е. нерелигиозного или секулярного гуманизма (от латинского слова saecularis – светский).

В РГО состоят академики РАН Виталий Гинзбург, Эдуард Кругляков, Сергей Капица и Гарри Абелев, известная общественная деятельница Элла Памфилова и другие весьма авторитетные люди.

Общество издает ежеквартальный журнал “Здравый смысл”, на который существует подписка. В. Гинзбург пишет о нем так (статья “Разум и вера” в Вестнике РАН, 1999, т. 69, № 6): “Голоса атеистов почти не слышны. Одни боятся действовать вопреки конъюнктуре и моде; другим, вероятно, и не дают возможности высказываться. Единственное известное мне исключение – журнал “Здравый смысл”. Лестную оценку этому изданию дал писатель Даниил Гранин, написавший редактору: “Получил журнал. Неожиданно чтение оказалось интересным и настолько, что прочел весь номер. При нынешней изжоге от печати это для меня удивительно. Попробую подписаться”.

В Уставе РГО говорится, что в число его целей входят оппонирование и критика различных форм фанатизма, мистицизма, традиционных и нетрадиционных форм религиозного мировоззрения, суеверий и других ненаучных и антинаучных идей и практик, а также организация научного изучения и независимой экспертизы заявлений о таинственных, мистических, паранормальных явлениях для выяснения их реальной достоверности.

За годы советской власти мы привыкли к тому, что подобные задачи ставило перед собой само государство, где безраздельно господствовала одна партия, которая свела атеистическое мировоззрение до уровня жесткого, воинствующего, репрессивного безбожия. Но вот пришли другие времена, и теперь мы живем в стране, где конституционно провозглашены и фактически существуют свобода слова и печати, совести и вероисповеданий, плюрализм мнений. Теперь нельзя просто запретить деятельность людей с другими взглядами, если это не предусмотрено законом. С оппонентами в области мировоззрения можно состязаться только риторически, путем словесного разъяснения своей позиции и дискуссии. Такова позиция светских гуманистов.

Реализуя эту позицию, автор обратился в марте 1999 г. через городскую газету к петербуржцам со статьей “Плюрализм так плюрализм”, в которой были такие слова:

“Человека, искренне верующего в бога, переубедить невозможно. И вряд ли нужно. Наша Конституция защищает право граждан верить или не верить и говорить об этом, где захочется, вплоть до использования СМИ. Но сейчас получилось так, что в России громко звучит только голос церкви и верующих, чему каждый день даёт массу примеров. Церковь пользуется гласной моральной и негласной финансовой помощью со стороны государства. Ощущая её, она всё больше смелеет и уже открыто посягает на незрелые детские умы, добиваясь проникновения в государственную школу, и министр образования готов потворствовать этому (“Известия” от 03.02.99).

Вопрос о том, нужен ли в наше время атеизм, казалось бы, риторический, но приходится сталкиваться с мнением даже ученых-естественников, что сейчас не время говорить о безбожии, надо помалкивать на эту тему и даже каяться за преступления, совершенные в отношении церкви в советское время. Но почему вместе с преступниками должны каяться просто неверующие люди, “грех” которых состоит лишь в том, что они скептически, с позиций здравого смысла воспринимают религиозные мифы? Почему обязаны просить прощения у церкви те, кто противостоит её лишь мировоззренчески? Требовать покаяния не за содеянное, а лишь за образ мыслей абсурдно. Нет, убежденные безбожники не должны сдавать свои позиции только потому, что сложилась неблагоприятная конъюнктура, ибо это будет во вред прогрессу, просвещению, науке, т.е., в конечном счёте, людям, как ныне живущим, так и, в еще большей степени, нашим потомкам.

Приходится слышать и такой довод: “Я не верю в бога, но стоит мне сказать об этом вслух, как я тотчас буду обвинен в принадлежности к коммунистам. А я вовсе не коммунист и никогда им не был, я только атеист, что не одно и то же. Поэтому лучше буду молчать, пока не наступят более благоприятные времена”. Такой довод, конечно, имеет право на существование, но если им руководствоваться, то благоприятные времена могут не наступить вовсе. Безмолвие атеистов – это не “индифферентность”, которой модно сейчас прикрывать мировоззренческую беспринципность, а прямое подыгрывание церкви, которой это безмолвие очень выгодно на фоне поднятой ею и щедро оплачиваемой пропагандистско-рекламной кампании. Не слыша голосов атеистов, но постоянно слыша и видя почти во всех СМИ религиозные высказывания и сюжеты, бывшие советские люди, воспитанные в убеждении, что надо всегда идти за большинством и шарахаться от меньшинства, невольно заключают, что идея безбожия посрамлена, что таинственный вершитель человеческих судеб всё-таки существует и нет смысла противиться его воле, а надо безропотно отдать себя в его руки, покориться и ждать от него манны небесной.

Чтобы этого не произошло, в России должен сложиться подлинный, а не только продекларированный мировоззренческий плюрализм. Для этого в СМИ должны “озвучиваться” не только верующие, но и атеисты, которых вместо этого клеймят там всякими ругательными словами вроде “безумцев”, “клинических идиотов” и, как сказано выше, “коммунистов”. Если так пойдет и дальше, то, чего доброго, безбожников начнут отстреливать. Атеисты не должны быть каждый сам по себе, изолированы друг от друга стеной замалчивания, воздвигнутой СМИ. Сейчас каждый из них как бы сидит в камере-одиночке и не ведает, что у него еще остались единомышленники. Надо разрушить эту стену. Тогда атеисты, увидев и услышав друг друга, воодушевятся и обретут утраченный оптимизм. А многие россияне, потерявшие атеистов из поля зрения и решившие поэтому, что их больше нет, что надо пока не поздно, спешить в объятия церкви, одумаются.

Чтобы противостоять все более сгущающимся над Россией сумеркам разума и рассвету религиозного слеповерия, безбожникам надо объединиться. Эту задачу наряду с другими поставило перед собой Российское гуманистическое общество. Это первая в истории России негосударственная организация, цель которой – поддержка и развитие идеи нерелигиозного гуманизма, гуманистического стиля мышления и образа жизни.

Председатель РГО и главный редактор журнала “Здравый смысл” В.А. Кувакин пишет:

“Демократия, наука, искусство и образование влачат жалкое существование; подобно стервятникам, к ним слетаются священники, шарлатаны, мистификаторы, псевдоученые, эксплуататоры низменных чувств и слабостей человека. Дорога в Новое Средневековье широко открыта…

Никому не нужен свободный, живущий своим умом человек. На него натравливали попов и жандармов, чекистов и толпы оболваненных людей. Сегодня на него набрасываются церковь, секты, стаи магов и экстрасенсов, дианетиков и кашпировских, пирамидальщиков, бандитов, корыстных политиков, реклама и СМИ…

РГО – это, возможно, капля в общественной жизни страны. Но она есть – живая и развивающаяся.… Это уникальный плацдарм здравого смысла и человечности. Мы помогаем гуманистам узнать и найти друг друга. Мы создали возможность их общения. Наш журнал становится центром притяжения, обсуждения и осмысления идей гуманности, рациональности и разумности…

Вот почему я говорю: скептики, оптимисты и гуманисты, свободомыслящие, реалисты и трезвомыслящие россияне – объединяйтесь: нам нечего терять, кроме человеческих слабостей и иллюзий”.

Уверен, что под этими словами сегодня готовы мысленно подписаться миллионы наших сограждан. Готовы ли они сделать это открыто?”

Вскоре после этого в Санкт-Петербурге было учреждено региональное отделение РГО. Поскольку поначалу не все чётко представляли, в чём конкретно, кроме чтения журнала, может проявляться их активность, был разработан следующий перечень возможных дел:

  1. самопросвещение путем чтения гуманистической литературы (как минимум, журнала ЗС),
  2. ознакомление с прочитанным друзей, знакомых, сослуживцев и др.,
  3. агитация за выписывание журнала или получение его по рассылке от редакции (что дешевле подписки),
  4. изготовление, размножение и раздача листовок и буклетов РГО,
  5. ответы на письма граждан, заинтересовавшихся деятельностью РГО,
  6. создание и функционирование библиотеки Отделения,
  7. выступления на собраниях с информацией об РГО,
  8. выступления с лекциями просветительского характера,
  9. выступления в печати,
  10. инициирование гуманистических передач на радио и ТВ,
  11. оформление стендов с материалами РГО в публичных местах (по месту работы, в фойе кинотеатров, дворцов культуры, учебных заведениях и т.п.),
  12. установление связей и сотрудничества с другими общественными объединениями гуманистического толка,
  13. привлечение состоятельных людей, разделяющих идеи РГО, к финансовому участию в работе Отделения,
  14. организация семинаров, школ, конференций и т.п.

Мы понимаем, что для активного участия в реализации ряда пунктов перечня требуется немало свободного времени, которое есть далеко не у всех работающих людей, поэтому не упрекаем тех, кто ограничивается только первыми тремя пунктами, ибо считаем, что рано или поздно и этот минимум должен дать плоды. Но у нас есть и подлинные активисты, чьими усилиями осуществляется деятельность по большинству других пунктов. Некоторые члены Отделения являются талантливыми публицистами. Это прежде всего широко известный петербургский писатель Михаил Чулаки, биолог и религиовед Михаил Богословский, публицист Петр Тревогин. Их перу принадлежит немало статей, посвященных защите подлинной науки, здравомыслия и развенчиванию ложных верований. Мы рады, что в городе существуют газеты и журналы, которые решаются их публиковать.

В октябре 1999 г. по инициативе Отделения группа питерских интеллигентов, включавшая, кроме вышеупомянутых М. Чулаки и П. Тревогина, писателей Даниила Гранина, Бориса Стругацкого и Бориса Никольского, депутата Законодательного собрания Леонида Романкова и автора этих строк, обратилась на радио “Петербург” с письменным призывом “Верните в эфир подлинную науку!”, содержавшим предложение организовать постоянно действующий цикл антимистических научно-популярных передач. К участию в нём приглашены писатели, ученые, педагоги, медики, общественные деятели, философы, все, кто озабочен наступлением иррационального на умы людей. В прозвучавших с тех пор передачах освещались такие темы, как астрологические и другие магические прогнозы (включая “предсказания” Нострадамуса), суеверия, уфология, телепатия, смерть и бессмертие, лицемерие церкви, религиозность ученых, деятельность светских гуманистов, предначертанность судьбы, магия чисел, эволюция природы и человека, душа и духовность, целительство и лжемедицина, “лозоходство”, а также почему мы верим в чудеса и существует ли действительная связь между календарным 2000-летием и легендарными христианскими событиями.

Отделение приняло активное участие в подготовке и проведении Международной конференции “Наука и гуманизм – планетарные ценности третьего тысячелетия”, состоявшейся в Санкт-Петербурге в июне 2000 г. Оценивая значение этого представительного форума, председатель РГО, проф. МГУ В.А. Кувакин написал в журнале “Здравый смысл” (№ 16):

“Конференция отразила решимость приверженцев светского государства и ценностей светской культуры противостоять моральной деградации, клерикализации и иррационализации российского общества… Она была вызвана необходимостью привлечь внимание общественного мнения и российских властей к бедственному положению науки, образования и культуры в нашей стране, к недопустимости клерикализации государства и образования, равнодушного отношения к загрязнению информационного пространства и человеческих отношений суевериями, архаичными представлениями и низкосортными ценностями”.

Мы удовлетворены тем, что в петербургском Музее истории религии (б. Музее истории религии и атеизма) не отвергают идею возрождения экспозиции по истории свободомыслия и стремимся к сотрудничеству в этом деле. Отделение собирает свою научно-просветительскую библиотеку. В одном из кинотеатров города имеется стенд, на котором вывешиваются материалы РГО. Делаются попытки создать подобные стенды и в других общественных местах, особенно в учебных заведениях.

Последнее особенно важно, поскольку, к сожалению, в нашем Отделении существует проблема возраста: среди нас почти нет молодых и юных петербуржцев. Поэтому работу с молодежью мы считаем своей первостепенной задачей. Существенный вклад в это дело вносят наши коллеги – педагоги школ и лицеев. Столь же важна работа со студенческой молодежью, в первую очередь, с будущими педагогами и журналистами, которым суждено участвовать в формировании мировоззрения и общественного мнения россиян в XXI столетии. В этом деле мы пытаемся опереться на профессорско-преподавательские составы вузов и факультетов. Большие надежды мы связываем с созданным в 2000 г. сайтом нашего Отделения в Интернете. Адрес сайта: http://humanism.al.ru Кроме того нами инициирована постоянно действующая компьютерная телеконференция с адресом humanism@emissia.spb.su Грустно, что среди нас пока мало философов, хотя кому, как не им, надлежит в первую очередь осмысливать, развивать и пропагандировать плодотворное учение светского гуманизма и защищать его позиции в дискуссиях с оппонентами.

Парадоксально, что среди последних - организации, в названиях которых фигурирует слово “гуманизм”. Это, например, так называемые “Российская гуманистическая партия” и “Международная Коалиция “За Гуманизм!”. Инициатор их создания и идеолог распространяет брошюры и произносит публичные, как он сам выражается, проповеди. Ему принадлежат слова: “Важнейшая препона на пути мессианского преображения России – вопиющая бездуховность… Оная бездуховность – плод откровенного атеизма и богоборчества… Мы надеемся на лучшее, ибо ведаем, что на то есть “Воля Бога”. О планах клерикалов “выиграть битву за умы на фронте российского образования” поведал в Интернете ректор Санкт-Петеpбуpгского Русского христианского гуманитарного института. Подобные “гуманисты” безусловно являются нашими оппонентами.

Определенные надежды на совместные действия в области научного просвещения петербуржцев мы возлагаем на общественную организацию “Санкт-Петербургский союз ученых”. Кому, как не ученым, надлежит в первую очередь проявлять заботу о повышении авторитета науки в обществе, используя для этого любые доступные средства, в том числе СМИ. Но на приглашение, адресованное этому ученому содружеству, принять участие в нашем радиоцикле откликнулся только один человек. Более того, некоторые аспекты деятельности СУ вынуждают нас подвергать его нелицеприятной критике. Так, уже много лет в качестве дочерней структуры СУ действует образовательное учреждение “Высшая религиозно-философская школа”, занимающаяся вместе с Духовными академией и семинарией (даже силами одних и тех же преподавателей) подготовкой богословских кадров. Апофеозом мировоззренческого конформизма СУ стало проведение православного молебна в стенах СПб научного центра РАН во время церемонии открытия конференции ВРФШ.

Хочу обратить внимание также на следующее обстоятельство. С начала 90-х г.г. в связи с демократизацией нашей жизни и законодательства произошло не только оживление деятельности традиционных для России религиозных конфессий, но и проникновение в нашу страну из-за рубежа новых религиозных объединений, действующих порой весьма напористо и агрессивно. Это вызывает немалое беспокойство со стороны, главным образом, Русской Православной Церкви, видящей в пришлых церквах своих конкурентов в борьбе за паству. В связи с этим РПЦ хотела бы видеть во всех россиянах, включая атеистов, своих сторонников в деле, как выражаются ее представители, “возрождения российской духовности”. Звучали подобные ноты и в обращениях к нам некоторых петербуржцев. В подобных случаях мы отвечаем, что для светских гуманистов не существует дилеммы, какая религия или секта лучше. Мировоззренчески мы противостоим им всем, но, будучи законопослушными, относимся к ним одинаково терпимо, ограничивая наше противодействие только научно-просветительской работой.

В некотором смысле мы смотрим на широко развернувшие свою деятельность в нашем городе “завозные” религиозные секты даже с завистью. Еще бы, ведь они щедро финансируются зарубежными спонсорами, благодаря чему ведут интенсивное строительство, содержат много сотрудников и оргтехники, печатают свою литературу на высоком полиграфическом уровне и развозят её по России и странам СНГ на собственном транспорте. К сожалению, наше государство и состоятельные люди предпочитают поддерживать не секулярные, а религиозные организации, в первую очередь РПЦ. Государственная власть, надо полагать, поступает так потому, что опирается среди прочего на религиозный электорат. Что касается российских бизнесменов, то их можно разделить на две части. Одни просто не обладают достаточной культурой, чтобы проникнуться гуманистическими идеями. Других, являющихся достаточно образованными и здравомыслящими людьми, отталкивает от нас, светских гуманистов, то, что они ошибочно видят в нас и за нашей спиной тех, кто, долгое время пребывая у власти в СССР, были не только противниками частной собственности и рыночной экономики, но и воинствующими атеистами. И хотя теперь многие из них перековались настолько, что стали выстраиваться в очередь, чтобы облобызать руки церковных иерархов, своей прошлой политикой успели нанести огромный ущерб научному атеизму, сделав из него жупел в глазах многих граждан, в том числе российских деловых людей. Как ни стыдно об этом говорить, но на данном историческом этапе темпы распространения светского гуманизма в России в значительной мере зависят от помощи зарубежных единомышленников.

С автором можно связаться по адресу электронной почты gen@maxik.spb.ru

Сопутствующие документы:
Устав РГО
Бланк заявление вступленияв РГО. Заполненные бланки надо послать председателю РГО, профессору МГУ Валерию Александровичу Кувакину по адресу: 119899, Москва, Воробьёвы горы, МГУ, философский факультет, В.А. Кувакину.

Посмотреть и оставить отзывы (0)


ПРОЕКТЫ

Рождественские новогодние чтения


!!Атеизм детям!!


Атеистические рисунки


Поддержи свою веру!


Библейская правда


Страница Иисуса


Танцующий Иисус


Анекдоты


Карты конфессий


Манифест атеизма


Святые отцы


Faq по атеизму

Faq по СССР


Новый русский атеизм


Делитесь и размножайте:




Исток атеизма Форум
Рубрики
Темы
Авторы
Новости
Новый русский атеизм
Материалы РГО
Поговорим о боге
Дулуман
Книги
Галерея
Юмор
Анекдоты
Страница Иисуса
Танцующий Иисус
Рейтинг@Mail.ru
Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.