В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Роман Садовский

АПОЛОГИЯ САТАНЫ

"И вот тут мы вплотную подходим к
вопросу о роли бога и дьявола в истории. К
вопросу, прямо скажем, запутанному,
архисложному, к вопросу, в котором, на наш
взгляд, все заврались…"
(Братья Стругацкие. "Град обреченный")

Версия 1

Современная христианская традиция рисует окружающее человека мироздание, во всяком случае, духовную его часть как некую дуальную конструкцию, на одном полюсе которой находится Бог, и не просто какой-то там Бог, а некая конкретная личность, с именем, определенными атрибутами и даже чертами характера, а на другом – антагонист этой личности, ее антитеза, тоже обладающий атрибутами, но прямо противоположными божественным. Его называют Сатаной.

При этом христианство с присущим ему максимализмом позиционирует Бога как силу однозначно положительную относительно человека, а Сатану, как вы сами понимаете, так же однозначно отрицательную. Для христианской теологии это то же, что для геометрии аксиома. Ставить под сомнение даже как-то некорректно. Но давайте все-таки попробуем, а для этого обратимся к фактам.

Фактуру по этому вопросу мы можем почерпнуть только из одного источника – из Библии. То есть, конечно, существует и масса других священных текстов, а в них – масса иных Богов и их визави, но чтобы не усложнять и без того сложный вопрос, останемся в рамках иудеохристианства. Труды святых отцов и народные поверья тоже брать в расчет не будем.

Прежде всего надо отметить, что Библия освещает такой важный свой персонаж довольно скудно – количество информации явно не соответствует его значительности. В Ветхом завете, который составляет процентов восемьдесят всего Святого писания он вообще появляется только один раз – чтобы заключить с Господом Богом пари по поводу многострадального Иова.

Конечно, существует целый свод легенд о падшем ангеле, восставшем против Бога, и за это поверженном с небес, но в Библии вы не найдете на это даже намека. Весь этот фольклор возникал по мере развития христианства, а в каноне о нем – ни слова. Правда, некоторые богословы умудряются находить якобы подтверждение этому мифу в одном сомнительном стихе о сыне зари из книги пророка Даниила, но оставим это на их совести. Кто ищет – тот найдет. С чисто библейской же точки зрения, легенда о возгордившемся ангеле – не больше, чем свободная поэзия.

Еще в христианской традиции принято считать (и в этом сходятся абсолютно все толкователи Писания), что змей, посетивший Еву в райском саду, был хорошо зашифровавшимся Сатаной. И хотя в Книге Бытие опять же нет ни слова в подтверждение этого тезиса, его пожалуй можно принять на веру. В самом деле, откуда бы у обыкновенного ужака взялась такая сила убеждения? Да и, если уж на то пошло, и речевого аппарата у него нет.

Вот этот визит на заре времен и считается самой крупной из пакостей, приписываемых "врагу рода человеческого". А точнее то, что в результате люди "познали добро и зло", а заодно получили и все прочие знания.

Так хорошо это или плохо – что люди научились отличать добро от зла, красивое от безобразного, благородство от подлости, и все прочие дуальности?

Несмотря на съеденное перволюдьми яблоко (к слову, еще одна условность христианской традиции – нигде в Библии не сказано, что плод познания был именно яблоком), люди, не знающие добра и зла все же остались. Это – слабоумные от рождения. У них пустые, блаженные глаза, не выражающие ни одной мысли, они пускают изо рта пузыри, а по их подбородку стекает слюна. Они действительно не знают ни добра, ни зла, а также и ничего другого. Неужели это и есть библейский идеал?

Блаженны ли эти люди, как Адам и Ева до грехопадения? Возможно. Во всяком случае, существует парадоксальная версия, что они и являются самыми счастливыми людьми на этом свете – смерти, бедности, старости не боятся, несчастной любви не знают, неутоленных страстей и несбыточных желаний не имеют… Одним словом, блаженны нищие духом. Но вы согласились бы поменяться с ними местами? Уверен, что нет. А если такие желающие вернуть "потерянный рай", сменив на него радость познания и полет мысли, все же найдутся, то нет ничего проще – пусть они попросят знакомого хирурга сделать им лоботомию, и тогда они тоже не будут знать добра и зла. Как в Эдеме.

По Библии, роковым фактором для людей явилось не само Познание как таковое, а его последствия – человек был изгнан из Рая, стал смертным, подверженным болезням, различного рода страданиям, и еще много чего. Но помилуйте, при чем здесь дьявол? Выгнал-то Адама с супругой из Эдема не он, и обрек их на многочисленные неприятности тоже не он, а сам Господь Бог, это было его волевое решение.* Не захотел бы – не стал выгонять, или, в крайнем случае, восстановил бы статус-кво, а злополучное дерево пересадил от греха подальше.

И вообще, неужели все плоды познания, все мыслители, ученые, философы (в том числе, кстати, и самые христианские), и вообще все, чем по праву гордится человечество – от Сатаны? А от Бога – одни только юродивые и убогие? Уж они точно без греха. И выходит, что всем, что есть у людей лучшего – трепетом любви, страстными порывами, свободой мысли, радостью побед, дерзостью, гордостью, мы обязаны оболганному, постоянно проклинаемому жрецами иудеохристианства и незаслуженно прозванному "врагом рода человеческого" Сатане, который когда-то подвигнул Еву сорвать плод с дерева Познания, и тем вырвал Человека из его убогого, полурастительного, хотя и тепличного существования в Эдеме?

Да, человек до своего "падения" был бессмертен, самодостаточен и счастлив. Счастьем дауна, которому не нужно ничего, кроме хорошего пищеварения и своевременной дефекации, и который всегда и всем доволен, радостно улыбаясь и агукая. Но он и не знал полноты жизни, доступной полноценному, "падшему" человеку, ее надежд и разочарований, взлетов и падений, отчаяния и упоения…

В этом плане библейский Сатана сродни античному Прометею, который принес людям Огонь и Знания. Кстати, киники считали Прометея, как и христиане своего антигероя, злым гением человечества, злоумышленно нарушившим первозданную простоту, в которой люди, по их мнению, были гармоничны и счастливы.

Что же касается насилия, лжи и всевозможных пороков, которые тоже принес человеку плод Познания… Что же, это "зло от юности его", и когда-нибудь он их перерастет. Сам, без чьей-либо помощи извне.

Версия 2

Первые главы библейской книги Бытие, в которых рассказывается история о сотворении мира и грехопадении человека, всегда вызывали у внимательных читателей массу вопросов, и ответов на них не найдено по сей день, несмотря на все старания толкователей Писания в традиционном ключе.

Самый вопиющий из этих вопросов, давно уже ставший притчей во языцех и поводом для всякого рода насмешек над Библией – как всемогущий и всезнающий Бог, которому открыто все прошлое, настоящее и будущее, да еще зная психологию своего собственного создания, мог не просчитать вариант развития событий, который в конечном итоге и реализовался? Ведь подобная задача была бы по силам любому, даже самому заурядному аналитику.

Второе: что за необходимость была сажать настолько опасное дерево прямо под носом у таких любознательных существ, если Он так уж опасался, что они покусятся на его плоды? Все это, если исходить из буквального толкования Библии – самая настоящая подстава, вовсе недостойная такого великого существа, как Господь Бог.

Ответ напрашивается сам: Создатель, конечно же, знал заранее, что рука его любимого создания рано или поздно потянется к запретному плоду (да и как не знать – ведь оно было создано по Его образу и подобию – значит, Он сам на месте человека поступил бы так же), и это было частью Его замысла. И Он сам спровоцировал "грехопадение". Он, а не какой-то злокозненный Сатана.

Таким образом, Бог и Сатана в книге Бытие, а следовательно, и во всей Библии – одно и то же лицо. Точнее, тот, кого люди называют Богом, и тот, кого считают дьяволом – ипостаси одной и той же Сверхсущности. Можно спорить – цельная ли это сущность, троичная, или же она представляет из себя единство противоположностей, как инь-янь, это не принципиально. Важно другое – то, что никакого чистого добра, так же как и чистого зла не существует, это изобретение чисто человеческое.

В Торе, как уже упоминалось, дьявола нет, а все сверхъестественные функции как Бога, так и Сатаны с успехом выполняет Элохим Иегова. А все истерики по поводу силы бесовской и Князя Мира Сего появились намного позже. Что же делать, если люди жить не могут без Сатаны? Такова уж их психология. Надо ведь валить на кого-то последствия собственных раздолбайства и слабости. Не на себя же?


* К слову, и в случае с Иовом ведь не Сатана наслал на его голову все несчастья, они являлись условиями его пари с Богом.


Посмотреть и оставить отзывы (3)


ПРОЕКТЫ

Рождественские новогодние чтения


!!Атеизм детям!!


Атеистические рисунки


Поддержи свою веру!


Библейская правда


Страница Иисуса


Танцующий Иисус


Анекдоты


Карты конфессий


Манифест атеизма


Святые отцы


Faq по атеизму


Новый русский атеизм


Делитесь и размножайте:




Исток атеизма Форум
Рубрики
Темы
Авторы
Новости
Новый русский атеизм
Материалы РГО
Поговорим о боге
Дулуман
Книги
Галерея
Юмор
Анекдоты
Страница Иисуса
Танцующий Иисус
Рейтинг@Mail.ru
Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.