В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Источник: religion.russ.ru

Как принимаются решения в церкви

Максим Шевченко

Часто светские журналисты задаются вопросом о том, кто принимает решения, определяющие общественную и политическую деятельность Русской Православной Церкви. Попробуем кратко проанализировать существующие внутри РПЦ центры интеллектуального влияния.

Московская патриархия в советское время возникла, выжила и укрепилась во многом именно благодаря экуменическим контактам и, не в последнюю очередь, контактам с Римско-католической Церковью. Учебные заведения РКЦ закончили многие влиятельные ныне православные священнослужители. Огромные денежные суммы, передаваемые католической организацией «Церковь в беде» православной иерархии России, серьезно помогли укреплению общественных позиций РПЦ в годы перестройки и в начале 90-х.

Можно смело утверждать, что старшее поколение священноначалия выросло и воспитано на диалоге и в дискуссиях с католиками. Клерикальное сознание ведущих «никодимовцев» (митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, да и многих других) – генетически восходит к католическому пониманию Церкви, как синклита пастырей, решающих за паству все ключевые вопросы. Даже в планировании общественной стороны церковной жизни Патриархия напоминает Ватикан. Синклит пастырей привлекает к работе элитный круг «спецов» - интеллектуалов, являющихся закрытым от постороннего взгляда аппаратом подготовки и разработки политических стратегий, определяющих направление политики Церкви. Наиболее зримо это проявляется в деятельности Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), которому на данный момент нет никакой внутрицерковной альтернативы.

Католический по форме и клерикальный по сути генезис ОВЦС является неистощим предметом ненависти и зависти аморфных церковно-политических групп, борющихся за влияние в Церкви.

Бороться за влияние в Церкви – значит бороться за влияние на мнение Патриарха. Сам Святейший Патриарх очень не любит, когда его вынуждают к принятию определенного решения. Поэтому знающие люди говорят, что решение Патриарха «готовится». Естественно, что подготовить и аргументировано объяснить Патриарху важность конкретной политической позиции способна только хорошо структурированная аналитическая структура, имеющая для Предстоятеля РПЦ статус надежного. «Надежный» не обязательно означает «находящийся в структуре Московской патриархии». «Надежный» – опирающийся на тонкое знание реальной ситуации, опыт и серьезные связи на уровне людей, принимающих решения.

На данный момент это только ОВЦС. Кстати, по текстам выступлений патриарха всегда видно, когда они готовятся вне «Отдела» – тогда в них возможны явные ляпы. Как это случилось, например, на открытии Молодежного православного форума два года назад, когда в розданных печатных материалах в речи Патриарха утверждалось, что «большевики разрушили сотни тысяч храмов и монастырей», хотя на 1917 год храмов в России было всего лишь несколько десятков тысяч.

Попытки сформировать подобный альтернативный центр на основе редакции «Православной энциклопедии», вбирающей в себя православную интеллигенцию, предпринимались на протяжении последних двух лет под прикрытием митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, и оказались несостоятельными. ОВЦС по-прежнему является центром формирования политических решений. А для Сергея Кравца (руководителя «Православной энциклопедии») любая попытка политизации деятельности руководимой им группы богословов и историков крайне нежелательна – она втягивает его в заведомо проигрышное противостояние с влиятельной группой синодалов-«никодимовцев» и прекращает поток щедрых инвестиций. Именно этим объяснялось полуторагодичной давности напряжение, возникшее между Кравцом и Мефодием, отзвуки которого стали известны церковным журналистам.

Еще два года назад некоторые церковные общественные деятели, желающие влиять на ведомство митрополита Кирилла, открыто говорили о необходимости «противопоставить Мефодия Кириллу». С большой надеждой относились они к попыткам Мефодия участвовать в классических «кирилловских» сюжетах – и в первую очередь в формировании концепции церковно-государственных отношений.

Сегодня очевидно, что бывший заведующий хозотделом Московской патриархии и нынешний попечитель Макарьевского фонда не способен консолидировать структурно организованную группу, способную создавать интеллектуальный продукт, адекватный, например, «Социальной доктрине РПЦ», оперативно рожденной в ОВЦС к Архиерейскому собору 2000 года.

Все попытки создания альтернативных общественно-православных «аналитических центров» (связанных с Союзом православных граждан или «Русским домом») не стоит рассматривать всерьез. Их «аналитика» сводится к согласованию трех направлений деятельности:

демонстрации беспредельной "собачей" лояльности к церковному и государственному начальству и попыткам угадать его еще не высказанную волю;

– –

сведению личных счетов с помощью любых, даже самых аморальных приемов (рассылка анонимных клеветнических писем, публикация откровенной лжи);

– –

пережевывание бредовых и маргинальных псевдополитических идей в ксенофобском ура-патриотическом духе, являющееся во многом психологической компенсацией за культурную и этническую инаковость по отношению к России и «русскому» (многие лидеры и идеологи православных фундаменталистов происходят из среды советского еврейства);

Но самой главной аналитической «структурой», ответственной за принятие решений остается сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Он вообще стоит особняком в Русской Православной Церкви – родившись и повзрослев в буржуазной Эстонии, он является выходцем из русской эмиграции первой волны. Патриарх не обладает ни мифологическим сознанием урожденных советских граждан со всеми их комплексами и психологическим компенсациями, ни католически-клерикальным сознанием «никодимовцев».

Он безумно одинок в этой своей инаковости. И именно это одиночество, являющееся подлинным крестом Божиим, позволяет ему успешно лавировать между клерикальной машиной формирования политики и жаждущей власти «православной общественностью».
Страшно представить, что может начаться, когда Господь все-таки призовет к себе нынешнего Патриарха. Ясно одно – внутрицерковное равновесие будет нарушено. Не останется во главе Церкви фигуры, равноудаленной от всех влияний.

Поэтому дай Бог Алексию Второму еще многие, многие, многие лета!

©  Религия в РЖ, 2001-2002. 17 Июля 2002 Оригинал статьи


Посмотреть и оставить отзывы (0)


ПРОЕКТЫ

Рождественские новогодние чтения


!!Атеизм детям!!


Атеистические рисунки


Поддержи свою веру!


Библейская правда


Страница Иисуса


Танцующий Иисус


Анекдоты


Карты конфессий


Манифест атеизма


Святые отцы


Faq по атеизму

Faq по СССР


Новый русский атеизм


Делитесь и размножайте:




Исток атеизма Форум
Рубрики
Темы
Авторы
Новости
Новый русский атеизм
Материалы РГО
Поговорим о боге
Дулуман
Книги
Галерея
Юмор
Анекдоты
Страница Иисуса
Танцующий Иисус
Рейтинг@Mail.ru
Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.