В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Почему в российской прессе отсутствует религиозная тема?

Михаил Рогожников

Загадочная ситуация, сложившаяся в российской прессе с религиозной журналистикой, весьма занимательна: такая журналистика отсутствует. То есть, если судить по ежедневным газетам, крупным еженедельникам, телевидению и радио, то в России в Бога не верят.

В газетах нет религиозных отделов, даже нерегулярных. Некоторым исключением можно считать публикуемые "Коммерсантом" тексты поздравлений с религиозными праздниками, которые подписаны обычно высшими духовными лицами традиционных религий. Но это, понятно, не журналистика. Полноценным исключением можно считать "НГ-религии", хотя здесь мы имеем дело, скорее, со специализированным изданием, чем с присутствием религиозной темы в обычной прессе.

Специализированной (как правило, на проблемах какой-то одной конфессии) периодики очень много, но считать большую ее часть журналистикой можно лишь с большой натяжкой. Там не встретишь новостей, кроме официоза, совсем нет независимых журналистских расследований, нельзя найти непредвзятый комментарий. Лучшие из таких изданий представляют собой даже не публицистику, а катехизаторство. Я отношу этот тип изданий к лучшим образцам современной религиозной журналистики.

А журналистики на религиозные темы нет. Одно время за нее могли сойти расследования - кто и на что потратил деньги, вырученные от торговли льготными сигаретами, и почему вообще Церковь торгует табаком. За исчерпанием этой темы, а также кратким всплеском интереса к проблеме богословских взглядов о. Георгия Кочеткова и к нестроениям в Екатеринбургской епархии, религиозная журналистика прекратила свое существование, по сути, не начавшись.

Исследование причин этого явления обещает быть увлекательным, уж слишком оно парадоксально в стране, где, по разным данным, от 10 до 80% людей являются православными, а мусульмане, те и вовсе прирастают числом, и где, кстати, визит Папы Римского в страну-соседку попал на первые полосы. Итак, каковы могут быть причины парадокса? В силу опыта я могу анализировать его только на примерах Православной Церкви, поэтому о них и буду говорить.

Во-первых, данный парадокс, вероятно, вызван исключительной закрытостью верхов Русской Православной Церкви. А причина такой закрытости, если учесть, что Церковь не занимается разведкой и контрразведкой, обороной и охраной общественной безопасности, может быть только одна: в Церкви творится нечто такое, о чем стыдно рассказывать. Причем творится в самых верхах. Вероятнее всего, что на самом деле ничего особенного там не творится: идет борьба за власть, как текущая - за существующие посты, так и стратегическая - за место будущего Патриарха, идет воровство, идет череда разного рода прегрешений, в общем, все то, что происходит всегда и везде. Но РПЦ, заняв когда-то позицию презюмирования собственной безгрешности - не как Церкви, а как земного института, - теперь боится сознаться в малейшем грехе, опасаясь, что это разрушит весь конструкт. То, что в него никто не верит, неважно; важно, что об этом никто не говорит. Вот вам и закрытость, собственно.

Вторая причина: РПЦ категорически не поощряет существования рядом с собой иных институтов гражданского общества. Причина этого в том, что гражданское общество - всегда движение, свободомыслие, полемика и критика. Это не "бабульки" и не преданные "публицисты", кормящиеся от издательского ли отдела, от других ли встроенных в церковную экономику коштов, либо надеющиеся впредь прокормиться, либо лично фанатичные по причине маргинальности - или маргинальные по причине фанатичности. Ростки чего-либо живого в приходской жизни, которая могла бы быть гражданским обществом "по-церковному", не всегда находят поддержку и защиту у священноначалия. А коль скоро нет гражданской жизни, то нет и предмета для журналистки - в условиях, когда работа церковной иерархии и церковная экономика не освещаются по причинам, о которых сказано выше.

Третья причина не имеет к Церкви непосредственного отношения. Большинство журналистов не только не воцерковлены, а просто глубоко нерелигиозны, и потому, как люди, привыкшие идти в своих предпочтениях или антипатиях до конца (иначе трудно говорить читателю что-то определенное, а другого он не любит), - профессионально ненавидят Церковь. Достаточно вспомнить шипение, доносившееся из редакционных комнат отделов "Общество" крупных газет, когда воссоздавался "ХСС" - так журналисты-интеллигенты предпочитали называть Храм Христа Спасителя. То, что этот Храм закрыл небо очень многим, на самом деле лишь в малой степени связано со злоупотреблениями при его постройке. Злоупотребляют ведь и на МКАД, и на третьем кольце в Москве, так никто же в результате не пересаживается с автомобилей на метро (у кого, понятное дело, есть автомобиль).

Феномен добровольной самоцензуры российской журналистики в отношении русской Церкви, порожденный взаимным неприятием, очертил круг молчания вокруг института, к которому имеют более или менее опосредованное отношение миллионы людей в России. Или десятки миллионов. Есть разные точки зрения. Какая правильная, трудно сказать, так как пресса этот вопрос не изучает, а она у нас в стране, впрочем, как и за рубежом, является главным правдоискателем.

Что ж, таким образом разговор о журналистике получился разговором о проблемах собственно Церкви. Это и понятно, журналистика что, журналистика - зеркало, ее проблемы всегда прежде всего проблемы того, кого или что она отражает. Впрочем, и о самом зеркале мы тоже сказали.

Зная это зеркало изнутри, могу предположить, что то из светских СМИ, которое сумеет открыть для читателей эту - религиозную, не только православную - тему, значительно выиграет в интересе к нему читателей. Как редактор Страны.ru могу заметить, что мы пытаемся. Во всяком случае, то, что сказано о состоянии дел и умов выше, делает появление качественной религиозной журналистики тем более необходимым. Вообще, в этом отношении, может быть, стоит надеяться не на традициолнную и более инертную бумажную прессу или на громоздкое телевидение, а на динамичные интернет-издания, подобные и тому, которое публикует настоящую статью.

Дата публикации:  19 Октября 2001
Религия в России


Посмотреть и оставить отзывы (0)


ПРОЕКТЫ

Рождественские новогодние чтения


!!Атеизм детям!!


Атеистические рисунки


Поддержи свою веру!


Библейская правда


Страница Иисуса


Танцующий Иисус


Анекдоты


Карты конфессий


Манифест атеизма


Святые отцы


Faq по атеизму


Новый русский атеизм


Делитесь и размножайте:




Исток атеизма Форум
Рубрики
Темы
Авторы
Новости
Новый русский атеизм
Материалы РГО
Поговорим о боге
Дулуман
Книги
Галерея
Юмор
Анекдоты
Страница Иисуса
Танцующий Иисус
Рейтинг@Mail.ru
Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.