В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

ЖЖ для Патриарха
Второй прогноз Перси Шелли

    Если б я жил в Сахаре,
    я бы писал о песке:
    о красном песке - в ударе,
    о сером песке - в тоске.

От стереотипов коммуникации ужасно сложно избавляться - особенно когда осознаешь их пользу. Вот, например, такой стереотип: в начале статьи неплохо бы изложить ее основную мысль. Читатель сразу втыкает, о чем речь, и даже если автор начнет растекаться мышью по хрефу, он все равно уже на поводке. Поэтому данный текст стоило бы начать фразой типа: "В этом футурологическом прогнозе будут оскорблены религиозные чувства не только маркетологов ООО РПЦ, но и чувства рядовых сектантов Живого Журнала".

С другой стороны, от стереотипов все-таки хочется избавляться. Как возникает это желание - вопрос сложный, особенно с учетом полезных стереотипов. Очевидно, однако, что отказ от стереотипа - это чаще всего переход к другому стереотипу, который в чем-то интересней и как будто полезней. Скажем, в начале этой статьи стоит четверостишие. Все подумали, что это эпиграф? А я на самом деле возьму да и продолжу вставлять эти самые четверостишия, так что вместе со статьей как бы невзначай опубликуется целое стихотворение.

    Смеясь бы я пел: "Как отлично
    ходить по песку без носок!"
    И ныл бы про меланхоличный,
    синий, вечерний песок...

Нетрудно заметить, что на сегодняшний день стереотипы Интернета, о которых "РЖ" писал несколько лет назад, благополучно себя исчерпали. Это были "мифы неподключенных": так виделась Сеть людям, которые были страшно далеки от нее. Море порнографии и рецепты бомб, массовые фальсификации и уничтожение литературы - всего этого боялись глаза, но руки делали: подключались. Оказалось, что не страшно. Оказалось, можно много и дешево. И вот уже сетевые СМИ, которые еще вчера были достижением прогресса (новости не завтра, а прямо сейчас!), теперь навевают скуку и называются "мусоросборниками".

Как это случилось? Да просто "стереотипы доступа" отошли на второй план, сменяясь более продвинутыми "стереотипами сервиса". Когда коньяк продается только в привокзальном буфете, счастьем является "достать". Но когда коньяк на каждом углу, можно поговорить и о комфорте: кому-то надо побыстрее и с собой, а кому-то - в отполированном снифтере с лимончиком на блюдце, и непременно под Blue Valentines.

И вот тут получается забавная фишка. Многие люди, сами того не осознавая, считают комфортом просто противоположность своего нынешнего существования. Поняв такой "стереотип сервиса" для каждого конкретного класса юзера, можно с новой силой заниматься маркетингом мусора: чтобы создать для данного класса подходящий мусоросборник, надо просто дать ему ИЛЛЮЗОРНУЮ систему с ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ идеологией в основе.

    Формы моей любимой
    (которая так далека!)
    сравнил бы с неизгладимой
    формой барханов песка...

В настоящее время в Сети обнаруживаются два больших класса юзеров - "совки" и "зубочистки". "Зубочистки" - это западные индивидуалисты, изоляционисты и чистюли. Вся их жизнь проходит за таком множеством заборов своего "я", что к тридцати годам все они заводят психотерапевтов, которые объясняют им, что для разговора с соседом надо проделать в заборе хотя бы минимальную дырку и хотя бы чуть-чуть запачкаться.

Понятно, какой сервис любят "зубочистки"? Противоположность. Reality show в духе Big Brother и Survivor, где много дырок в заборах, много грязи. В Интернете "зубочистки" тащатся от идеологии "открытого кода" и коммунистических P2P-обменников типа Napster. Собственно, сама великая и ужасная Паутина придумана "зубочистками" как большая иллюзия взлома заборов.

Среди "совков", то есть людей с тяжелым наследием коллективной российской жизни и коллективной ментальности, популярны совсем другие мусоросборники - те, где есть хотя бы виртуальный блеск "избранности". Простые домохозяйки в этом случае утешаются бразильскими сериалами - гениальная формула "Богатые тоже плачут" позволяет ощутить почти кровное родство с этими красивыми донами Педрами, красиво страдающими на красивых виллах у моря.

Что же касается домохозяек поцивильнее, но того же "совкового" типа, для них есть своя норка в Интернете: система создания микроэлит под названием "Живой Журнал". Как отмечали в беседе со мной многие пользователи этой системы, их привлекает в ЖЖ не столько возможность вести дневник в Сети (да кто из нас не вел дневник в Сети?) и не столько возможность читать чужие дневники (а кто их не читал?), сколько возможность очень четко настроить список "посвященных" во все эти процессы.

Я и сам убедился в сектантской силе этой системы, когда в прошлом году один известный деятель Рунета пригласил меня поучаствовать в написании книги о русском Интернете. Вообще-то, я давно носился с такими идеями и, наверное, мог бы принять его предложение... если бы он не предложил мне для этого завести свой эккаунт в ЖЖ. По его словам, только таким способом я смог бы увидеть те материалы книги, которые уже есть, и принять участие в процессе. Почему человек не мог выложить текст на собственном сайте и прислать мне ссылку? Возможно, он и сам не задумывался об этом. Но я уверен: после того, как я завел бы свой эккаунт в ЖЖ, этот человек так же легко предложил бы мне проделать какой-то следующий ритуал, вроде покупки колоды магических карт. А еще через неделю я бы уже плясал у костра с девушками в одном кружевном белье и, закатив в небо глаза, прославлял бы Великую Белую Мать.

    И страсть меня мучила б, точно
    песчаные бури и зной -
    я звал бы ее в песочный
    замок, построенный мной.

Возможно, я многое потерял, не подсев ни на элитный ЖЖ, ни на коммунистический Napster. Однако именно неучастие в этих хороводах позволяет мне сообщить вам, что ждет вышеописанные "стереотипы сервиса" в будущем. Очевидно, что в обоих случаях люди, поиграв в виртуальную противоположность, снова будут понемногу возвращаться к реальности.

С "зубочистками" это уже происходит: Napster закрыт, зато музыкальная индустрия взяла на вооружение его методы и открывает собственные интернет-сервисы по подписке. Платежная система PayPal, своего рода "денежный Napster", вышла на прошлой неделе на биржу, и ее акции в первый же день вдвое поднялись в цене. "Зубочистки" возвращаются к своим ценностям, хотя и глядят на них уже несколько иначе, с учетом "путешествия в противоположность": оказывается, кое в каких областях можно и поделиться с соседом для своей пользы.

Аналогичный процесс возвращения в реальность предстоит и "совкам" с их игрушечными ЖЖ-сектами, поскольку над страной развалившегося коммунизма поднимает голову новый кандидат на единственно верное и всенародное учение: Культ Черного Мерседеса, который, как мы уже писали, вскоре будет преобразован в Православно-Оздоровительную Церковь (ПОЦ). Кстати, как выяснилось, в провинциях процесс уже идет именно по этому сценарию.

    И как философ отчаянный,
    сидя в песках один,
    понял бы: жизнь - лишь случайная
    цепь песчаных лавин!

Однако я вспомнил о попах совсем не в связи с Олимпиадой, которая завалила наши телеканалы своими порнографическими трансляциями и тем самым на время задвинула батюшек подальше от камеры. Дело в том, что отложив на время захват мостов, вокзалов и телевидения, батюшки вполне успешно двинулись в Интернет - что доказывает их супероперативная реакция на наш прошлый прогноз. А ведь еще пару лет назад они и вовсе не заходили в Сеть, хотя там публиковались и более эффектные картинки нашего православного будущего:

"В проходе выросли три черные пуленепробиваемые ряс-палатки, увенчанные тремя головами с одинаковой стрижкой в стиле "брит-поп". Золоченые крестообразные АКЭЛы покачивались на крепких шеях, разбрасывая ослепительные зайчики. Такие же крестики, но в миниатюре - эмблема святназа - сияли в петлицах. Слезоточивые гранаты РПЦ-5 звякали на поясах. Старший по очереди поглядел в глаза женщинам с картофельными носами, затем уставился на меня. У него были глаза цвета заварки, которую находишь в чайнике, вернувшись домой из месячного отпуска. Очевидно, мои глаза так же мало понравились старшему патрульному, как и его глаза - мне. Он положил одну руку на блестящую перекладину своего электронного АК, другой рукой вынул из широкого кармана ряс-палатки небольшой пакетик из черной бумаги. Подняв пакетик двумя пальцами к моему лицу, алексиевец произнес тихим голосом василиска:

- Соя морозоустойчивая "Осень патриарха". Улучшает обмен веществ. Незаменима при гастрите и во время Великого поста. Желаете приобрести, брат мой?"

Это было опубликовано в Рунете еще в 1998 году. Некоторые утверждают, что именно из-за таких точных прогнозов "Паутину" до сих пор не издавали на бумаге. Это сомнительно. Но вот что точно - четыре года назад по крайней мере никто не обещал подать на нас в суд на следующий же день после публикации! Теперь же совершенно очевидно: агенты Черного Мерса уже здесь, уже наблюдают за Интернетом. И наиболее пристальным объектом их внимания становится "Живой Журнал".

О нет, они не будут его закрывать. Наоборот! Лучший способ контролировать подполье - это создать его самостоятельно, как описано еще у Оруэлла. В России тот же метод активно применяло КГБ, самостоятельно создавая диссидентские кружки и рок-клубы. На очереди - "Живой Журнал", система откровений "только для своих", хотя "свои" довольно виртуальны. Получается просто идеальная система для служения той священной службы, которая и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто ни к чему.

    С улыбкой же, в просветлении
    вещал бы о Вечном Пути,
    песчинки, как поколения,
    пересыпая в горсти...

Короче - у тебя уже есть свой "Живой Журнал", дружок? Тогда огляди внимательно список "близких друзей", которым ты позволяешь читать свои тайные записи. Возможно, под маской какой-нибудь "подружки" скрывается опытный спортоиерей Православно-Оздоровительной Церкви. И он внимательно подсчитывает, сколько раз ты использовал оскорбительное слово "поп" из той самой сказки Пушкина, которая со следующего года будет запрещена для изучения в начальных школах.

PS. Кстати, в начале статьи я как будто обещал оскорбить чьи-то религиозные чувства. Нетрудно догадаться, что это было рекламное преувеличение. Настоящее религиозное чувство оскорбить невозможно. Так что если при любом упоминании твоей религии в прессе тебя начинает дергать - это не избыток религиозного чувства, а наоборот, сердечная недостаточность. И в этом случае тебе не поможет ни Черный Мерс, ни Белая Мать.

    Но я не живу в Сахаре -
    машины шумят за окном,
    и дождь перманентно шпарит.
    Я и пишу о нем.

версия для печати


Посмотреть и оставить отзывы (0)


ПРОЕКТЫ

Рождественские новогодние чтения


!!Атеизм детям!!


Атеистические рисунки


Поддержи свою веру!


Библейская правда


Страница Иисуса


Танцующий Иисус


Анекдоты


Карты конфессий


Манифест атеизма


Святые отцы


Faq по атеизму


Новый русский атеизм


Делитесь и размножайте:




Исток атеизма Форум
Рубрики
Темы
Авторы
Новости
Новый русский атеизм
Материалы РГО
Поговорим о боге
Дулуман
Книги
Галерея
Юмор
Анекдоты
Страница Иисуса
Танцующий Иисус
Рейтинг@Mail.ru
Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.