ЖЖ для Патриарха
Второй прогноз
Перси Шелли
Е
сли б я жил в
Сахаре,
я бы писал о песке:
о красном песке - в ударе,
о сером песке - в тоске.
От стереотипов коммуникации ужасно сложно
избавляться - особенно когда осознаешь их пользу.
Вот, например, такой стереотип: в начале статьи
неплохо бы изложить ее основную мысль. Читатель
сразу втыкает, о чем речь, и даже если автор
начнет растекаться мышью по хрефу, он все равно
уже на поводке. Поэтому данный текст стоило бы
начать фразой типа: "В этом футурологическом
прогнозе будут оскорблены религиозные чувства
не только маркетологов ООО РПЦ, но и чувства
рядовых сектантов Живого Журнала".
С другой стороны, от стереотипов все-таки
хочется избавляться. Как возникает это желание -
вопрос сложный, особенно с учетом полезных
стереотипов. Очевидно, однако, что отказ от
стереотипа - это чаще всего переход к другому
стереотипу, который в чем-то интересней и как
будто полезней. Скажем, в начале этой статьи
стоит четверостишие. Все подумали, что это
эпиграф? А я на самом деле возьму да и продолжу
вставлять эти самые четверостишия, так что
вместе со статьей как бы невзначай опубликуется
целое стихотворение.
Смеясь бы я пел: "Как отлично
ходить по песку без носок!"
И ныл бы про меланхоличный,
синий, вечерний песок...
Нетрудно заметить, что на сегодняшний день
стереотипы Интернета, о которых "РЖ" писал
несколько лет назад, благополучно себя
исчерпали. Это были "мифы неподключенных":
так виделась Сеть людям, которые были страшно
далеки от нее. Море порнографии и рецепты бомб,
массовые фальсификации и уничтожение литературы
- всего этого боялись глаза, но руки делали:
подключались. Оказалось, что не страшно.
Оказалось, можно много и дешево. И вот уже сетевые
СМИ, которые еще вчера были достижением
прогресса (новости не завтра, а прямо сейчас!),
теперь навевают скуку и называются
"мусоросборниками".
Как это случилось? Да просто "стереотипы
доступа" отошли на второй план, сменяясь более
продвинутыми "стереотипами сервиса". Когда
коньяк продается только в привокзальном буфете,
счастьем является "достать". Но когда коньяк
на каждом углу, можно поговорить и о комфорте:
кому-то надо побыстрее и с собой, а кому-то - в
отполированном снифтере с лимончиком на блюдце,
и непременно под Blue Valentines.
И вот тут получается забавная фишка. Многие
люди, сами того не осознавая, считают комфортом
просто противоположность своего нынешнего
существования. Поняв такой "стереотип
сервиса" для каждого конкретного класса юзера,
можно с новой силой заниматься маркетингом
мусора: чтобы создать для данного класса
подходящий мусоросборник, надо просто дать ему
ИЛЛЮЗОРНУЮ систему с ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ идеологией
в основе.
В настоящее время в Сети обнаруживаются два
больших класса юзеров - "совки" и
"зубочистки". "Зубочистки" - это
западные индивидуалисты, изоляционисты и
чистюли. Вся их жизнь проходит за таком
множеством заборов своего "я", что к
тридцати годам все они заводят психотерапевтов,
которые объясняют им, что для разговора с соседом
надо проделать в заборе хотя бы минимальную
дырку и хотя бы чуть-чуть запачкаться.
Понятно, какой сервис любят "зубочистки"?
Противоположность. Reality show в духе Big Brother и Survivor,
где много дырок в заборах, много грязи. В
Интернете "зубочистки" тащатся от идеологии
"открытого кода" и коммунистических
P2P-обменников типа Napster. Собственно, сама великая
и ужасная Паутина придумана "зубочистками"
как большая иллюзия взлома заборов.
Среди "совков", то есть людей с тяжелым
наследием коллективной российской жизни и
коллективной ментальности, популярны совсем
другие мусоросборники - те, где есть хотя бы
виртуальный блеск "избранности". Простые
домохозяйки в этом случае утешаются
бразильскими сериалами - гениальная формула
"Богатые тоже плачут" позволяет ощутить
почти кровное родство с этими красивыми донами
Педрами, красиво страдающими на красивых виллах
у моря.
Что же касается домохозяек поцивильнее, но того
же "совкового" типа, для них есть своя норка
в Интернете: система создания микроэлит под
названием "Живой
Журнал". Как отмечали в беседе со мной многие
пользователи этой системы, их привлекает в ЖЖ не
столько возможность вести дневник в Сети (да кто
из нас не вел дневник в Сети?) и не столько
возможность читать чужие дневники (а кто их не
читал?), сколько возможность очень четко
настроить список "посвященных" во все эти
процессы.
Я и сам убедился в сектантской силе этой
системы, когда в прошлом году один известный
деятель Рунета пригласил меня поучаствовать в
написании книги о русском Интернете. Вообще-то, я
давно носился с такими идеями и, наверное, мог бы
принять его предложение... если бы он не предложил
мне для этого завести свой эккаунт в ЖЖ. По его
словам, только таким способом я смог бы увидеть
те материалы книги, которые уже есть, и принять
участие в процессе. Почему человек не мог
выложить текст на собственном сайте и прислать
мне ссылку? Возможно, он и сам не задумывался об
этом. Но я уверен: после того, как я завел бы свой
эккаунт в ЖЖ, этот человек так же легко предложил
бы мне проделать какой-то следующий ритуал, вроде
покупки колоды магических карт. А еще через
неделю я бы уже плясал у костра с девушками в
одном кружевном белье и, закатив в небо глаза,
прославлял бы Великую Белую Мать.
И страсть меня мучила б, точно
песчаные бури и зной -
я звал бы ее в песочный
замок, построенный мной.
Возможно, я многое потерял, не подсев ни на
элитный ЖЖ, ни на коммунистический Napster. Однако
именно неучастие в этих хороводах позволяет мне
сообщить вам, что ждет вышеописанные
"стереотипы сервиса" в будущем. Очевидно,
что в обоих случаях люди, поиграв в виртуальную
противоположность, снова будут понемногу
возвращаться к реальности.
С "зубочистками" это уже происходит: Napster
закрыт, зато музыкальная индустрия взяла на
вооружение его методы и открывает собственные
интернет-сервисы по подписке. Платежная система
PayPal, своего рода "денежный Napster", вышла на
прошлой неделе на биржу, и ее акции в первый же
день вдвое поднялись в цене. "Зубочистки"
возвращаются к своим ценностям, хотя и глядят на
них уже несколько иначе, с учетом "путешествия
в противоположность": оказывается, кое в каких
областях можно и поделиться с соседом для своей
пользы.
Аналогичный процесс возвращения в реальность
предстоит и "совкам" с их игрушечными
ЖЖ-сектами, поскольку над страной развалившегося
коммунизма поднимает голову новый кандидат на
единственно верное и всенародное учение: Культ
Черного Мерседеса, который, как мы уже писали,
вскоре будет преобразован в Православно-Оздоровительную
Церковь (ПОЦ). Кстати, как выяснилось, в провинциях
процесс уже идет именно по этому сценарию.
И как философ отчаянный,
сидя в песках один,
понял бы: жизнь - лишь случайная
цепь песчаных лавин!
Однако я вспомнил о попах совсем не в связи с
Олимпиадой, которая завалила наши телеканалы
своими порнографическими трансляциями и тем
самым на время задвинула батюшек подальше от
камеры. Дело в том, что отложив на время захват
мостов, вокзалов и телевидения, батюшки вполне
успешно двинулись в Интернет - что доказывает их супероперативная
реакция на наш прошлый прогноз. А ведь еще пару
лет назад они и вовсе не заходили в Сеть, хотя там
публиковались и более эффектные картинки нашего
православного будущего:
"В проходе выросли три черные
пуленепробиваемые ряс-палатки, увенчанные тремя
головами с одинаковой стрижкой в стиле
"брит-поп". Золоченые крестообразные АКЭЛы
покачивались на крепких шеях, разбрасывая
ослепительные зайчики. Такие же крестики, но в
миниатюре - эмблема святназа - сияли в петлицах.
Слезоточивые гранаты РПЦ-5 звякали на поясах.
Старший по очереди поглядел в глаза женщинам с
картофельными носами, затем уставился на меня. У
него были глаза цвета заварки, которую находишь в
чайнике, вернувшись домой из месячного отпуска.
Очевидно, мои глаза так же мало понравились
старшему патрульному, как и его глаза - мне. Он
положил одну руку на блестящую перекладину
своего электронного АК, другой рукой вынул из
широкого кармана ряс-палатки небольшой пакетик
из черной бумаги. Подняв пакетик двумя пальцами к
моему лицу, алексиевец произнес тихим голосом
василиска:
- Соя морозоустойчивая "Осень патриарха".
Улучшает обмен веществ. Незаменима при гастрите
и во время Великого поста. Желаете приобрести,
брат мой?"
Это было опубликовано в Рунете еще в 1998 году.
Некоторые утверждают, что именно из-за таких
точных прогнозов "Паутину" до сих
пор не издавали на бумаге. Это сомнительно. Но вот
что точно - четыре года назад по крайней мере
никто не обещал подать на нас в
суд на следующий же день после публикации!
Теперь же совершенно очевидно: агенты Черного
Мерса уже здесь, уже наблюдают за Интернетом. И
наиболее пристальным объектом их внимания
становится "Живой Журнал".
О нет, они не будут его закрывать. Наоборот!
Лучший способ контролировать подполье - это
создать его самостоятельно, как описано еще у
Оруэлла. В России тот же метод активно применяло
КГБ, самостоятельно создавая диссидентские
кружки и рок-клубы. На очереди - "Живой
Журнал", система откровений "только для
своих", хотя "свои" довольно виртуальны.
Получается просто идеальная система для
служения той священной службы, которая и опасна,
и трудна, и на первый взгляд как будто ни к чему.
С улыбкой же, в просветлении
вещал бы о Вечном Пути,
песчинки, как поколения,
пересыпая в горсти...
Короче - у тебя уже есть свой "Живой
Журнал", дружок? Тогда огляди внимательно
список "близких друзей", которым ты
позволяешь читать свои тайные записи. Возможно,
под маской какой-нибудь "подружки"
скрывается опытный спортоиерей
Православно-Оздоровительной Церкви. И он
внимательно подсчитывает, сколько раз ты
использовал оскорбительное слово "поп" из
той самой сказки Пушкина, которая со следующего
года будет запрещена для изучения в начальных
школах.
PS. Кстати, в начале статьи я как будто обещал
оскорбить чьи-то религиозные чувства. Нетрудно
догадаться, что это было рекламное
преувеличение. Настоящее религиозное чувство
оскорбить невозможно. Так что если при любом
упоминании твоей религии в прессе тебя начинает
дергать - это не избыток религиозного чувства, а
наоборот, сердечная недостаточность. И в этом
случае тебе не поможет ни Черный Мерс, ни Белая
Мать.
Но я не живу в Сахаре -
машины шумят за окном,
и дождь перманентно шпарит.
Я и пишу о нем.
версия
для печати
Посмотреть и оставить отзывы (0)