В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Остеопатах biosfere.ru.

Золотая клетка

Александра САМАРИНА

Источник: www.og.ru

Уральский священник усыновил 28 детей. И взял под опеку еще 22 ребенка. А еще он выстроил для них город. Этакий православный Ватикан - со своей системой жизнеобеспечения, образования и охраны.

Частные владения

В поселке Саракташ, что в ста километрах от Оренбурга, возводится гигантский церковный комплекс: храмы, гимназия, приют... А через дорогу от него начинаются <частные владения> отца Николая, состоящие из усадьбы с двумя флигелями (мальчики и девочки живут по отдельности), домовой церкви и сада. С улицы нельзя пройти на территорию <владений> - калитка заперта намертво, и нет на ней ни звонка, ни примитивного молоточка, чтобы постучать. Только мелькает в глубине здания, за окнами, белый монашеский плат.

Самих детей показать категорически отказываются.

Пробую заговорить с мальчиками, показавшимися на улице. Сыновья Николая Стремского поворачиваются спиной и убегают. Вроде бы - обычные деревенские мальчишки, не страдающие избытком воспитанности. Вот только один из подростков почему-то привычным, как показалось, жестом закрывает курткой лицо.

Гимназисты в рясах

Накопившиеся неясности пытаюсь разрешить у настоятеля Обители милосердия отца Николая. Его нет. <В командировке>, - отвечает секретарь Елена.

- Вы должны понять, - объясняет она, - здесь у нас почти монастырь.

Однако: среди <усыновленных> - два десятка детей, которым батюшка приходится опекуном, за которых получает от государства деньги на содержание. Так почему бы, собственно, общественности - в лице журналиста - не поинтересоваться, как живут опекаемые младенцы?

Иду в единственное место в обители, где (по моим представлениям) не действует запрет на общение. Объект стопроцентного федерального подчинения - школа. Удается поговорить недолго с преподавателем Львом Борисовичем - 19-летним парнем, обучающимся здесь же, в духовном училище при гимназии. Говорит - признают детишки лишь папин авторитет, его одного слушаются беспрекословно. Видимо, молодому наставнику не слишком доверяют - в учительскую входят директор и военрук: <Мы должны присутствовать...>

Обучаются в гимназии 70 человек, пятьдесят их них, понятно, братья и сестры Стремские. Утром мальчики, после обеда - девочки. Программа: в дополнение к базовой - предметы <духовные> (от 60 до 100 часов в год в зависимости от возраста): жития святых, закон божий, катехизис и т.д. В классах - по четыре-пять человек, за порядком следит не только учитель: в дверях - зеркальные окошки, изнутри ничего не видно, зато снаружи можно вести ненавязчивое наблюдение.

Местные жители не спешат отдавать детей в гимназию Стремского, полагая духовное образование весьма ограниченным, предпочитают обычные светские школы.

Отец Николай истово блюдет нравственность и душевную незамутненность подопечных: в районо по секрету поделились смешной информацией - в учебниках русского языка батюшка вычеркивает слово <кудесник>, как языческое, а в произведениях Гоголя, по понятным соображениям, - слово <черт>. Что за образование у саракташского лингвиста-надомника? В Оренбурге, в комитете по связям с религиозными организациями, читаю биографию Стремского: единственное законченное очное образование - ПТУ, отделение экскаваторщиков. Узнаю заодно: в начале восьмидесятых отслужил два года в армии, и не где-нибудь - в Туркменистане.

Гимназия государственная, и начальствует здесь Саракташский отдел народного образования. Начальствует весьма условно: при мне сотрудница районо, попытавшаяся войти туда вместе с корреспондентом <ОГ> - показать учебный процесс в действии, - была без церемоний выдворена за порог.

Детей совершенно явно изолировали - от кого? Что такого могут они рассказать постороннему человеку о своем житье-бытье? О чем проговориться? Закрытость несет в себе нешуточную угрозу.

- Года три назад, - рассказывает Олег Новиков, замначальника комитета, - здесь шестеро ребятишек заболели дизентерией. Врачей не впустили в дом - и тем пришлось обратиться за помощью в правоохранительные органы, доктора вошли в <частные владения> под милицейским конвоем.

Крестный папа

К массовому усыновлению отец Николай приступил в начале девяностых, когда приехал в Саракташ вместе с женой, матушкой Галиной. Местные органы народного образования охотно давали разрешение, потому как священник пояснил - церковь содержит семью своего сотрудника независимо от ее размеров. Этого объяснения оказалось достаточно, хотя по закону усыновитель обязан предоставить документы о доходах. Однако чиновники во время дежурных визитов убеждались: усыновленные чувствуют себя превосходно, души не чают в приемных родителях.

Уточняю в Министерстве народного образования: насколько правомерны действия местных властей, безропотно дающих разрешение на усыновление одной семьей десятков детей?

- Никаких ограничений в законе нет, - поясняет начальник отдела усыновления Варвара Цехоня. - Органы опеки лишь проверяют, как живут дети, и, если все в порядке с жилищными условиями и с содержанием, дают разрешение.

Отец Николай, с которым удалось-таки поговорить - позже, по телефону, не видит в своем поступке странностей:

- Матушка Галина очень любит детей. Так получилось - взяли сначала двоих, потом еще нескольких. Пошла по округе молва, детей стали привозить к нам домой.

Изгнание репортера и чиновника из гимназических стен рассматривает как шалость подчиненных:

- Я их за это уже поругал... Даже и не знаю, что случилось. К нам постоянно ездят отовсюду. Мои дети очень доброжелательны, открыты.

Здесь будет город-храм...

Только ли моральное удовлетворение получает отец Николай от общения с детьми?

Отец Леонид, первый зам Оренбургского епископа, утверждает: Стремскому епархия деньгами не помогает. Однако тот не только содержит в сытости уникальное семейство. Который год уже идет в Саракташе невиданное строительство. На площадке храмового комплекса не смолкает рев грузовиков, и едва не выше колокольни взметнулась стрела подъемного крана. Планирует батюшка восстановить копию Оренбургского собора, снесенного в областном центре еще в тридцатые. Не очень понятно, кто будет посещать это исполинское сооружение на полторы тысячи человек - в Саракташе уже есть четыре церкви, и прихожан обычно набирается человек двадцать - тридцать.

Православный ренессанс в оренбургской глубинке, говорят в администрации Саракташа, оплачен деньгами Черномырдина, Вяхирева, <Альфа-банка>. Плюс обильная помощь зарубежных фондов, в основном американских, финских и израильских...

Батюшка и сам бизнесмен из удачливых: в начале девяностых хорошо заработал на перепродаже автомобилей.

Есть у отца Николая еще один источник дохода. При Обители милосердия, как именуется комплекс, существует дом престарелых, личный состав которого - 25 старушек. Захожу в <келью> - комнату в четыре квадратных метра. Хозяйка <апартаментов>, бабушка Надя, рассказывает:

- Жила по соседству с церковью. Восемь лет назад зачастил ко мне священник, говорил: <Ко мне мастер приехал с семьей, ему жить негде, переезжай ко мне в приют, а на меня две комнатки свои перепиши>. Я болела часто, и в конце концов он меня уговорил.

Сопровождающая меня послушница Катя торопит: <Уходите...>

Сегодня почти все строения в квартале - <церковные>. Живут там рабочие и послушники. Об этом поведал мне худощавый мужчина у калитки одного из домов, оказавшийся приезжим - оренбургский завод сантехизделий командировал его на строительство. Интересная деталь: зарплату получает он не от батюшки, а по месту службы.

Благотворительных денег, говорят, не хватает. Бесконечная стройка съедает огромные средства - одних рабочих здесь больше двухсот человек. Интересуюсь у Олега Новикова - что известно в областной администрации о финансовой стороне существования этого маленького православного государства?

- Достоверно не известно ничего, - отвечает, - по законам 1990 года <О свободе вероисповедания> и 1997-го - <О свободе совести и религиозных объединениях> РПЦ не предоставляет нам финансовых отчетов. Зато отец Николай, видимо, испытывая денежные затруднения, просит у нас сегодня 300 тысяч рублей на завершение строительства.


Как сложится судьба усыновленных батюшкой детей? Семьи, в обычном понимании, здесь явно не получилось - скорее это комфортабельный семейный детдом. Однако - не слишком ли большой ценой оплачена сытость и ухоженность его питомцев? Да и разве нет у нас в стране достойных детских учреждений, где хороший обед и чистая простыня не требуют фанатичной преданности благодетелю и непременного приобщения к ценностям православия?

Грустно, но факт: в России, несмотря на провозглашенное отделение церкви от государства, демаркационная линия такого отделения не проведена. РПЦ кроит карту по-своему, бесцеремонно заползая на сопредельную территорию. Не отчитываясь ни перед кем и ни в чем.

Беспрекословное послушание - основной инстинкт обитателей саракташского Ватикана. Говорят, в кабинет благочинного можно войти, трижды постучавшись, - и только тогда изнутри доносится соизволение. <Зазвездился наш отец Николай>, - считают саракташцы.

Единственная организация, представители которой могут в любое время не только постучаться, но и свободно пройти в двери обители, - местное отделение милиции. <Если у вас будут проблемы, - сказали мне там, - заходите, поможем>. И добавили, попросив не называть источника: давно уже прослежены связи отца Николая с местными криминальными группировками, еще со времен автомобильной эпопеи, вот только фактов конкретных нет для привлечения его к ответственности.

Парадная сторона взаимоотношений двух главных силовых структур Саракташа: несколько лет назад здание местного ОВД было освящено, служители церкви ходили по кабинетам с кадилом, а на время таинства личный состав вывели во двор - милиционеры стояли в ожидании рядом с прибывшим на торжество тогдашним губернатором области Владимиром Елагиным. Все истово крестились.

Посмотреть и оставить отзывы (2)


ПРОЕКТЫ

Рождественские новогодние чтения


!!Атеизм детям!!


Атеистические рисунки


Поддержи свою веру!


Библейская правда


Страница Иисуса


Танцующий Иисус


Анекдоты


Карты конфессий


Манифест атеизма


Святые отцы


Faq по атеизму


Новый русский атеизм


Делитесь и размножайте:




Исток атеизма Форум
Рубрики
Темы
Авторы
Новости
Новый русский атеизм
Материалы РГО
Поговорим о боге
Дулуман
Книги
Галерея
Юмор
Анекдоты
Страница Иисуса
Танцующий Иисус
Рейтинг@Mail.ru
Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.