Владимир Филиппов запутался в вопросе о преподавании православной культуры

Даниил Щипков

Дело об ОПК (Основах православной культуры) оказалось запутанным настолько, что разобраться в нем уже не может даже сам министр образования Владимир Филиппов.

Недавно на пресс-конференции в Смоленске он заявил, что православный компонент в школьную образовательную программу будет вводиться по желанию субъектов РФ, которые сами должны разрабатывать соответствующие учебники. Однако спустя несколько дней, в эфире радиостанции "Эхо Москвы", Филиппов отметил, что Минобразования никогда не ставило вопрос о том, чтобы вводить в обязательном порядке в школу атеизм или религию. По его словам, "это может быть решением только совета школы, - регион не имеет права приказать вводить для всех школ страны основы православной культуры... Школа дает право каждому ребенку посещать или не посещать по его выбору этот факультатив".

Региональный компонент учебной программы (наряду с федеральным и школьным) является обязательным для учеников. И если министр действительно оставляет регионам решение о преподавании ОПК, то говорить о факультативности этого предмета не приходится. Если же речь идет о факультативе с согласия родителей, то непонятной остается роль регионов.

Подобная невнятица в высказываниях министра еще раз показывает, что его позиция по этому вопросу остается неопределенной. С одной стороны, он не хочет "обидеть" Русскую Православную Церковь, с другой - вынужден учитывать конституционный принцип светскости российского государства. О последнем, кстати, напомнил президент Путин, выступая 9 февраля на заседании Совета по науке и высоким технологиям, за несколько часов до того, как министр Филиппов вышел в эфир "Эха Москвы".

"У нас есть Конституция и федеральные законы, согласно которым государство отделено от религии, религия - от государства. Ничего в этом плане мы менять не собираемся", - заявил президент. В то же время он дал понять, что тема преподавания знаний о религии в школах не снимается. По его мнению, "нужно подумать, в каком формате и объеме преподавать в школах вопросы истории религии, как это делать в светском государстве". Путин подчеркнул, что этот вопрос должен быть решен "не конфронтационно, но с пользой для молодежи". Президент также считает, что необходимо публичное обсуждение этого вопроса, "по итогам которого будет принято взвешенное решение".

Таким образом, главная идея президента - решение по преподаванию религии в школе не должно быть директивным, оно должно вызреть в обществе. А общество, судя по всему, пока что не готово сказать свое слово, поскольку не очень понимает, что ему предлагают - то ли священников в школе, то ли бездушную культурологию. Церковь, по вполне понятным причинам, стремится приобщить учащихся к ценностям веры. В своем последнем выступлении на "Эхе Москвы" министр Филиппов заявил: "Слово "культура" - это общее понятие... А когда наши школьники стоят перед картинами классиков в Третьяковке, когда не понимают ни одного библейского сюжета - стыдно, потому что все иностранные школьники знают библейские сюжеты".

Министр здесь, конечно, слукавил, поскольку школьники на Западе далеко не так образованны в области истории религии, как может показаться. Однако разница действительно существует - она заключается в политике стран Запада в этой области. Например, в Германии в школах существуют уроки религии, и это не изучение религиоведения или культурологии, а предметы именно вероучительной направленности. Данное обстоятельство не затрагивает светского принципа государства, поскольку речь идет о школьном предмете по выбору. Любой немецкий школьник может вместо уроков религии посещать занятия по этике.

НГ