В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Атеизм и гуманизм

1.Вступление.
2.Определения атеизма.
3.Определения гуманизма.
4.Атеизм и гуманизм.
5.Оппонентам.
6.Терминология.

1.С некоторым промежутком времени на сайте НА("Научный Атеизм") были опубликованы критические статьи по поводу атеизма и гуманизма(авторы Warrax и Вязовский).Начну с того, что так же как и А.Вязовский я не являюсь профессиональным философом.Поэтому про многие атеистические понятия я узнавал как и все смертные люди- для начала из словарей, потом из тематической литературы. Для большинства людей такой путь познания самый нормальный и естественный.Определимся со словарями. Благодаря интернету появилось множество электронных словарей, что безусловно удобно.Вопрос в другом: насколько эти словари компетентны, современны (не 20-летней давности), беспристрастны, кто их авторы? Я не слышал, чтобы авторитетнейший коллектив независимых авторов создал специально электронный словарь.Т.е. большинство словарей сканированы из печатных изданий, имеют в основе какой-то ранее изданный бумажный словарь.На одних сайтах об этом говорят прямо, на других молчат несмотря на то, что я специально запрашивал о том сайты по E-mail.

2.Разберёмся со словом атеизм.Словарь русского языка под ред. Ожегова и Шведовой довольно известный.Он регулярно обновляется и пополняется. Насколько словарь исчерпывающий?Авторы пишут, что в словаре раскрываются слова в кратком определении и от словаря нельзя требовать сведений для всестороннего знакомства с предметом.Поэтому ссылаться на словарь Ожегова и Шведовой, при толковании такого слова, как атеизм, будет неправильно.Вот что там написано:

Атеизм [тэ], а, м. Отрицание и опровержение существования бога, отказ от религиозных верований.

| прил. атеистический, ая, ое.

Большой энциклопедический словарь под ред.Прохорова, А.М.1997г.

Российский энциклопедический словарь под ред.Прохорова А.М. в 2-х тт., Москва, изд-во ”Большая Российская энциклопедия”,2001г.Эти словари посолидней, слов в них побольше, вот что там написано:

Атеизм(франц. atheisme, от греч.atheos-безбожный),-исторически разнообразные формы отрицания религии , представлений и культа, утверждение самоценности бытия и мира человека, находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др.,совр.А. рассматривает религию,как иллюзорное сознание.

Новейший словарь иностранных слов и выражений, Москва АСТ, Минск ХАРВЕСТ, 2001год.

Про атеизм пишут так же(по смыслу), как и в двух предыдущ. словарях или чуть иными словами:

АТЕИЗМ (франц.atheisme, др.греч.atheos-безбожный),- исторически разнообразные формы отрицания религ.представлений, разоблачение лживости культов, неверие в существование сверхъестественных сил (духов, богов и т.п.); вместе с тем А. утверждает самоценность бытия этого мира и человека; в прошлом А. выражался в вольнодумстве и свободомыслии, ныне рассматривает религию, как иллюзорное сознание.

Электронные словари:

Словарь русского языка Ожегова и Шведовой: http://mega.km.ru/ojigov/

АТЕИЗМ [тэ], а, м. Совокупность положений, отвергающих веру в Бога, в сверхъестественные силы и вообще всякую религию.

| прил. атеистический, ая, ое.

Подтверждается вступление авторов к печатному варианту (словарь краткий, не полный, исчерпывающее определение надо искать в более полных словарях).

Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/

Современная энциклопедия: http://dic.academic.ru/misc/enc1p.nsf/ByID/NT0000195E

Большой энциклопедический словарь: http://dic.academic.ru/misc/enc3p.nsf/ByID/NT0000F0CE

Про атеизм пишут во всех трёх последних электр. словарях(без иллюзорного сознания в Современн. энцикл.):

АТЕИЗМ (франц. atheisme - от греч. atheos - безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

Нормально будет взять и придерживаться последнего определения атеизма.В этом определении говорится, что атеизм не только отрицание бога, но и утверждение самоценности бытия и мира человека.Это определение дано в большинстве приводимых печатных и электронных словарей.

3.Не буду утомлять читателя со словом гуманизм.Приведу итоги проверки значения слова в разных печатных и электронных словарях:

Словарь русского языка, Ожегов Шведова, печатный,

Словарь русского языка, Ожегов Шведова, электронный: http://mega.km.ru/ojigov/

В обоих версиях слово определено кратко, не полно, в соответствии с предисловием в печатном(см.п.2) словаре:

ГУМАНИЗМ, а, м.

1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времён феодализма.

| прил. гуманистический, ая, ое.

"Новейший словарь иностранных слов и выражений", Москва АСТ,Минск ХАРВЕСТ, 2001год.

"Российский энциклопедический словарь",под ред.Прохорова А.М., Москва, изд-во Большая Российская энциклопедия 2001г.

Электронные словари:

Большой энцикл.словарь: http://dic.academic.ru/

Кирилл и Мефодий универсальная энциклопедия: http://mega.km.ru/

Новый словарь русского языка, толково-словообразовательный, Т.Ф. Ефремова, © М., "Русский язык", 2000, http://www.gramota.ru/

Во всех пяти вышеперечисленных печатных и электронных словарях написано:

Гуманизм-(от латин. humanus-человеческий.человечный),-признание ценности человека, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека, как критерий оценки обществ. отношений.

В более узком смысле светское вольномыслие эпохи возрождения,противопоставление схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произв.классическ.древности.

Большинство словарей сходятся на последнем определении гуманизма.Будем придерживаться этого определения слова.(В некоторых словарях в начале стоит ...Исторически изменяющаяся система воззрений...

4.Критика оппонентов (Warrax, Вязовский) сводилась к тому, что атеизм и гуманизм далеки друг от друга, как небо и земля.Посмотрим: так ли это?Атеизм словарно определён, как ещё и ... утверждение самоценности бытия мира и человека...

Если посмотреть чуть повыше(п.3 в конце) на определение гуманизма, то атеизм находится с гуманизмом ближе некуда: ...признание ценности человека, как личности...

В определениях это настолько рядом, что только слепой не заметит, как одно перекликается с другим.Warrax и Вязовский почему-то заключили, что в словарных определениях это совершенно разные вещи, что из первого можно вывести всё, что угодно, кроме второго.

Для большей убедительности можно посмотреть где и в чём отрицает религию и религиозные представления вышеприведённый отрывок из определения атеизма.Вспомним, что:

Религия утверждает второстепенность беспомощность и ничтожность человека по отношению к богу.

Религия учит, что человек вторичен по отнош. к богу, он его раб, его создание, оценка человеку будет дана после смерти.

Религия, ввиду "вечной" загробной жизни, отрицает и умаляет ценность бытия и мира в этой жизни, считает нашу жизнь подготовкой к главному событию-бессмертию и поэтому бытие человека лишено других целей.

Атеизм отрицает в религии второстепенность и ничтожность человека по отношению к богу, утверждает самоценность человека без всякой оглядки на бога, бытиё и мир в этой жизни не считаются никчемными, несамодостаточными.Или другими словами:ЧЕЛОВЕК НЕ ВТОРИЧЕН ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ, ОН НЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЙ, ЧЕЛОВЕК ЦЕНЕН И САМОЦЕНЕН БЕЗ ВСЯКОГО БОГА.

Вот так гуманизм отрицает бога в атеизме. Интересно, а можно ли иначе отреагировать на это религиозное подчинение человека богу, на второстепенность человека перед богом? Warrax и Вязовский сошлись на том, что религию надо отрицать в связке человек-бог, а потом оставить человеку решать на свой выбор: быть ему самоценным, не самоцененным, малоценным, второстепенным после государства и т.д.Всё бы хорошо, если трактовать атеизм, как бога-нет по словарю Ожегова-Шведовой.Правильное определение атеизма шире, чем рассудили оппоненты.Ожеговско-Шведовское определение не исчерпывающее.

5.Во всех критических работах авторы (Warrax, Вязовский) определяют атеизм по словарю Ожегова и Шведовой.Сами авторы словаря признают, что их толкование сокращенное, не полное, не исчерпывающее(см.п.2).Вот это определение ещё раз:

АТЕИЗМ [тэ], а, м. Совокупность положений, отвергающих веру в Бога, в сверхъестественные силы и вообще всякую религию.

| прил. атеистический, ая, ое.

Полноценное понятие атеизма, которое мы нашли в подавляющем большинстве словарей, другое:

АТЕИЗМ (франц. atheisme - от греч. atheos - безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

Исходя из последнего, более точного определения атеизма, критика гуманизма весьма сомнительна.

Warrax и Вязовский сузили словарное определение атеизма до одного тезиса-до отрицания бога.При таком умышленно-суженнном толковании слова атеизм вполне понятны, объяснимы и предсказуемы результаты критики.Зачем нужны словари? Для того, чтобы люди понимали друг друга, отъехав на автобусе одну остановку от своего дома, чтобы не было героев Ильфа и Петрова-Ляписов Трубецких, чтобы мы не заговорили через несколько лет на разных языках в Москве, Новосибирске, Петербурге, Владивостоке, как строители Вавилонской башни.То, что написано в словарях, надо принимать как есть- не убавляя. Надеюсь, с этим Warrax и Вязовский не будут спорить.Если принять определение атеизма по Warraxу и Вязовскому то получится, что в большинстве словарей толкование слова неправильное.Критика оппонентов построена на оспаривании словарного значения атеизма.

6.Разберёмся, можно ли просто безбожника или не верующего в бога, называть атеистом? Как мы выяснили, в словарях атеизм определён гораздо шире, чем бога-нет.Для атеиста не верить в бога необходимо, но не достаточно.Признак весомый, но не исчерпывающий.Т.е.астрологи, колдуны, маги, сатанисты, фашисты, экстрасенсы и другие могут не верить в бога.Это замечательно, в этом пункте атеисты солидарны и единодушны со всеми.Но называть себя атеистами по причине только безбожия ещё нельзя. Философские, мировоззренческие и морально-этическ. системы у этого контингента утверждают совершенно другие ценности, чем у атеистов.Эти ценности не совпадают с толкованием слова атеизм.Для атеизма требуется утверждать... самоценность бытия мира и человека...Атеизм это не только отрицание бога, это ещё и необходимость утверждения гуманизма.

 

С Моисеенко.
E-mail sergosergo@mtu-net.ru


         Копирование, тиражирование, перепечатка, ссылка и прочие способы распространения данной статьи  приветствуются и одобряются автором без всяких претензий.


Посмотреть и оставить отзывы (0)


ПРОЕКТЫ

Рождественские новогодние чтения


!!Атеизм детям!!


Атеистические рисунки


Поддержи свою веру!


Библейская правда


Страница Иисуса


Танцующий Иисус


Анекдоты


Карты конфессий


Манифест атеизма


Святые отцы


Faq по атеизму

Faq по СССР


Новый русский атеизм


Делитесь и размножайте:




Исток атеизма Форум
Рубрики
Темы
Авторы
Новости
Новый русский атеизм
Материалы РГО
Поговорим о боге
Дулуман
Книги
Галерея
Юмор
Анекдоты
Страница Иисуса
Танцующий Иисус
Рейтинг@Mail.ru
Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.