В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Что немцу хорошо, то русскому – смерть?

 

Вдоль границ католического мира может возникнуть новое атеистическое общество

Одним из главных преимуществ новоизбранного Папы Римского Бенедикта XVI представители официального Православия считают принципиальную консервативность в вероучительных вопросах, а также в соблюдении нравственных библейских норм. Сотрудники Отдела внешних церковных связей РПЦ МП, как и лояльные Московской патриархии эксперты, прежде всего, в лице диакона Андрея Кураева, превратили обсуждение отношений двух Церквей-сестер при новом понтифике в демонстрацию собственной незыблемой ортодоксии. Католики, подчеркивают представители РПЦ МП, вынуждены бороться с секулярной Европой, тогда как Православие твердо идет по пути религиозного возрождения собственного народа. Однако если европейцы стали секулярными и перестали ходить в костелы в результате долгой и мирной "культурной эволюции", то в России отторжение от Церкви как правило происходит в форме революционного скачка.

Безусловно, значительная часть атеистов в современном российском обществе была воспитана еще в советское время или же на основе постсоветского идейного синкретизма, чуждого какой-либо определенной организованности. В то же время следует признать, что настоящий советский атеист (я имею в виду распространенный в советский период тип общественного сознания) уже вымирает. В 90-е гг. появилась и православная интеллигенция, и антиклерикально настроенная масса людей, объявляющих, впрочем, о своей принадлежности к "православной культуре". Но в настоящее время появляется и новое поколение атеистов, вырастающих из среды интеллигенции, настроенной антиклерикально. "Новые атеисты" четко разделяют православные корни русской культуры от православной веры, а тем более от института Церкви. Что породило секулярную оппозицию в обществе, являющемся объектом активной пропаганды церковной идеологии?

На этот вопрос можно ответить кратко: причиной антиклерикальной реакции является образ жизни официальной Церкви. О том, что, не достигнув "приличного" в современном мире образа жизни, нельзя достичь "приличного" для современного мира уровня жизни, писал применительно к российской истории философ и социолог Дмитрий Фурман [1]. Признавать принципы разделения Церкви и государства, свободы совести и консервативные моральные нормы – это одно, а их реализовывать – это совершенно другое. По словам Фурмана, "расстояние от признания этих положений до их реализации – не меньшее, чем от признания, что врать нехорошо, до честности".

В уже секулярном обществе РПЦ МП стремится стать государственной религией. Для того, чтобы это стало реальностью, не нужно заключать особых конкордатов между Патриархом и президентом. Необходимо только, как этого просят идеологи Московской патриархии, признать Православие государствообразующей религией, ввести во всех школах "Основы православной культуры", создать православный телеканал и использовать РПЦ МП для "спасения России от демографического кризиса". Добиваясь абсолютной лояльности властям со стороны православных активистов, церковное руководство стремится пресечь любые формы социальной активности верующих. Как дается понять в определении Священного Синода РПЦ МП от 20 апреля этого года, излишни дополнительные крестные ходы, не надо лишний раз "покаянно прославлять" государя императора Николая II и надо прекратить патриотическую самодеятельность представителей Церкви под разного рода лозунгами. В синодальном определении подразумевалось, но не указывалось прямо, что нельзя говорить о православной монархии или о каком-либо другом строе, как о единственно верном пути развития российского государства. Кроме того, мало ли к чему приведут массовые крестные ходы, ведь патриоты настроены против социальных реформ президента В.В. Путина.

В многоконфессиональном обществе РПЦ МП добивается того, чтобы религиозные лидеры других конфессий были поражены в правах (и некоторые из них охотно идут на это на определенных условиях) или же вообще исчезли из страны. Самым ярким недавним примером подобного рода является высылка из России 74-летнего епископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России Зигфрида Шпрингера. Депортация епископа произошла накануне визита в Россию председателя Совета Евангелической Церкви в Германии епископа Вольфганга Хубера. Но, что важнее всего, влиятельный и уважаемый епископ Шпрингер был удален из страны перед майскими выборами нового главы немецкой Лютеранской Церкви России. В данном случае, как и в случае с высылкой десятков других католических и протестантских священников, трудно решить – кто же больше способствовал этой чистке круглого стола перед межрелигиозным диалогом: ФСБ или РПЦ МП? Значительное участие в снижении числа авторитетных религиозных лидеров других христианских конфессий принимает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Он курирует Межрелигиозный совет России, куда не пускают католиков. Митрополит Кирилл также является не только противником создания нового Совета по делам религий, но и выступает за ликвидацию Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, так как без лишних свидетелей - в темных кабинетах и в Общественной палате - добиваться своих целей намного удобнее.

В гражданском обществе, чутком по отношению к личным качествам священнослужителей, РПЦ МП старается скрыть от публики даже те факты коррупции и аморального поведения, которые привели к публичному возмущению прихожан. В России не было ни одного открытого церковного разбирательства по поводу священников или епископов, изгнанных из своих приходов и епархий или же замешанных в финансовых махинациях. Духовные лица в рамках РПЦ МП остаются неподсудными, несмотря на формальное провозглашение намерения создать церковный суд, и занимают новые или прежние должности после своего изгнания. Яркий пример подобного отношения к подозреваемым в моральной нечистоплотности священнослужителям предоставили члены Синода, прошедшего 20 апреля этого года. Они удовлетворили прошение архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о назначении иеромонаха Флавиана (Матвеева) наместником Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга. Иеромонах Флавиан уже был настоятелем Крестовоздвиженского монастыря в 1999 году. О. Флавиан являлся также сподвижником епископа Екатеринбургского Никона (Миронова), снятого с должности в результате протеста верующих против епископа-гомосексуалиста и направленного на покаяние в монастырь (покаяние, правда, длилось недолго – сейчас епископ Никон настоятельствует в одном из столичных храмов). В местной и федеральной прессе Флавиана называли ближайшим другом Никона, который после скандала ушел в тень. Теперь консервативные церковные структуры стремятся вернуть все на круги своя.

Сравнение католической и православной ортодоксальности и понимания стабильности в церковной жизни не имеет смысла, потому что ценности и образ жизни "Церквей-сестер" слишком различны. Так же как у секулярного общества в России и в Европе разное отношение к своей традиционной Церкви. В этом отношении следует признать правоту слов главы пресс-службы Московской патриархии священника Владимира Вигилянского о том, что российские правозащитники фактически взяли на себя роль защитников атеистической идеологии [2]. Своеобразное сознание государственного Православия заставляет не только правозащитников, но и, увы, значительную часть общества искать себе моральный идеал за церковной оградой.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"

[1] Д.Е. Фурман. Религия, атеизм и перестройка // На пути к свободе совести. Перестройка: гласность, демократия, социализм. Сост. И общ. Ред. Фурмана Д.Е. и М. Смирнова. М.: Прогресс, 1989, с. 7.

[2] Свящ. Владимир Вигилянский. "Основы православной культуры" как оздоровление нации // Пределы светскости: общественная дискуссия о принципе светскости государства и о путях реализации свободы совести. М.: Центр "Сова", 2005, с. 145.


Посмотреть и оставить отзывы (0)


ПРОЕКТЫ

Рождественские новогодние чтения


!!Атеизм детям!!


Атеистические рисунки


Поддержи свою веру!


Библейская правда


Страница Иисуса


Танцующий Иисус


Анекдоты


Карты конфессий


Манифест атеизма


Святые отцы


Faq по атеизму

Faq по СССР


Новый русский атеизм


Делитесь и размножайте:




Исток атеизма Форум
Рубрики
Темы
Авторы
Новости
Новый русский атеизм
Материалы РГО
Поговорим о боге
Дулуман
Книги
Галерея
Юмор
Анекдоты
Страница Иисуса
Танцующий Иисус
Рейтинг@Mail.ru
Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.