Здесь представлен небольшой дайджест Вязовского на тему инквизиции в РПЦ и нападок РПЦ на ученых.
А. Вязовский 
    "Инквизиция в российской православной
    церкви"
    
Сначала даю источники.
    1. По Алексею Толстому: “Петр I” , том 1, глава 5,
    стр. 191, речь патриарха Иоакима: “… прошу великих
    государей указом вершить Квирина Кульмана, -
    сжечь его живым с книгами…”. 
    Другие источники по неофициальной инквизиции в
    РПЦ:
    2.  “Акты исторические, собранные и изданные
    Археографической комиссией” 1841г. №258.
    3.  “Полное собрание русских летописей” т. 4, с
    158, 1859г.
    4.  “История религий” в 2-х томах И Крывелев, т 2,
    г 4. 
    
Теперь факты о которых идет речь в этих источниках: новгородский архиепископ Геннадий сжег за ересь (т.н. жидовствующие) архимандрита Кассиана, у Некраса Рукавова был вырван язык, после чего, он тоже был сожжен. Но поместонм соборе в 1504 г. были осуждены на сожжение за ересь Иван-Волк Курицын, Дмитрий Коноплев, Иван Максимов, остальных сектантов сослали, заточили в тюрьмы или наложили епитимьи. По обвинению в ереси, богохульстве и колдовстве были казнены врачи Эрнштейн, Леон и Бомелий. Официально инквизиция в РПЦ оформилась при борьбе с раскольниками. Синод, в распоряжение которого были предоставлены сначала штрафные суммы, взимавшиеся с раскольников за непринятие исповеди и причастия в православных церквях, а затем двойной оклад за ношение раскольниками бороды и платья старого покроя, учредил для лучшего сбора этих средств особую контору раскольнических дел, преобразованную затем, во время прибывания синода в Москве при Петре II, в канцелярию розыскных раскольнических дел. Главной задачей этого учреждение был главным образом не сбор штрафов (доход от которых шел РПЦ), а розыск раскольников и расправа над особо упорными (подробнее, кажется, у Авдеева – он здесь есть).
Как раз с началом дискуссии совпал конец
    написания мной статьи об истории
    взаимоотношений религии и науки. Вот выдержка: “
    Перед лицом успехов науки позиция РПЦ могла быть
    выражена следующей формулой: если научные
    открытия опровергают религиозные догматы, то тем
    хуже для науки. Ещё М. Ломоносов (кстати, глубоко
    верующий человек), раздраженный нападками
    церковнослужителей на свои исследования,
    потребовал, чтобы духовенство “не привязывалось
    к ученым” и “не ругало науки”. Учение Ч. Дарвина,
    вызвавшее ожесточенные нападки католиков и
    протестантов, было встречено в штыки и
    православием. Сторонников дарвинизма подвергали
    травле. Из-за гонений духовенства был вынужден
    покинуть Россию сторонник дарвинизма,
    выдающийся биолог, лауреат Нобелевской премии,
    И.И. Мечников. Церковь запретила книгу И.М.
    Сеченова “Рефлексы головного мозга” (1863), сочтя
    ересью учение о естественной природе психики
    человека. Был запрещен кантемировский перевод
    сочинения Фонтенеля “О множественности миров”;
    синод в своем обращении к правительству по этому
    поводу требовал издать указ, “дабы никто отнюдь
    ничего писать и печатать не мог как о
    множественности миров, так и о всём другом, вере
    святой противном, под жесточайшим за
    преступление наказанием”. Было запрещено
    сочинение Тредьяковского “Феоптия” на том
    основании, что там было сказано, “будто Земля
    вертится, а Солнце стоит, и будто Луна ходит вслед
    за Землею”. Настаивая на запрещении книги Поупа
    “О человеке”, духовная цензура мотивировала
    свое требование таким образом: автор “ни из
    священного писания, ни из содержимых в
    православной нашей церкви узаконений ничего не
    заимствуя, единственно все свои мнения на
    естественных и натуральных понятиях полагает,
    присовокупляя к тому и коперникову систему,
    також и мнения о множественности миров,
    священному писанию совсем не согласные”.
    (Цитаты: “История религии” И.А. Крывелев в 2-х
    томах, “Религия в истории и культуре” М.
    Писманик. В пример нападок священников на науку
    могу посоветовать: книга “священноинока” Иова
    Немцева “Круг Земли неподвижен, Солнце ходит”
    1914 г., книгу иеромонаха Арсения “Эволюционная
    теория и библейское учение о происхождении мира
    и человека” 1907 г.)”.
    
 
					
 КОНСТИТУЦИЯ
							КОНСТИТУЦИЯ
						 ЧТО ТАКОЕ АТЕИЗМ?
							ЧТО ТАКОЕ АТЕИЗМ?
						 ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
							ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
						 ИМПЕРИЯ
							ИМПЕРИЯ