Источник: Еженедельный журнал

45 минут православия

Хорошее - значит национальное и божественное. Так думают многие российские учителя, даже те, кто не знает, какой рукой следует креститься

Николай Митрохин


Молиться на уроках нельзя, поэтому занятие 'по религии' в курской школе начинается призывом 'сложите ладони вместе и подумайте о хорошем' (Фото: Павел Горшков)
Молиться на уроках нельзя, поэтому занятие 'по религии' в курской школе начинается призывом 'сложите ладони вместе и подумайте о хорошем' (Фото: Павел Горшков)

10-11 октября в Москве и Сергиевом Посаде прошла конференция <Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования>.

Устроители - полпреды президента в Центральном округе (Георгий Полтавченко), а также Приволжском (Сергей Кириенко) и Южном (Виктор Казанцев сам, правда, не приехал, прислал представителя), руководители Министерства образования, думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций и члены Межрелигиозного совета (представители православия, мусульманства и иудаизма) - сошлись в едином мнении, что <вопросы религиозного воспитания стали общезначимыми> (по выражению Полтавченко). Все выступавшие с небольшими вариациями говорили примерно одно и то же: в обществе наблюдается деградация нравственного начала, растут детская преступность, наркомания и алкоголизм. Нужно вернуть людям высший смысл жизни (потерянный с крушением коммунистических идеалов), и для этого необходимо духовное просвещение, а не просто прагматичное <обучение>, которым школа занималась на протяжении всех последних лет. И здесь <неоценим потенциал традиционной культуры и духовности>. А следовательно, имеющийся опыт преподавания дисциплин типа <Основы православной (духовной) культуры (этики)> нужно внедрять в масштабах всей страны. Неправильно считать, что совместные действия государства и конфессий в сфере образования противоречат принципам светского государства. Светское - значит свободное от власти клерикалов, а вовсе не отторгающее любое религиозное знание.

Затеявшие конференцию представители власти и чиновники Министерства образования (конференция в основном и устраивалась для региональных руководителей образовательного блока) всей душой одобряют <объединение полномочий в зоне совместных ведений> (как назвал приход церкви в школу Сергей Кириенко). Замминистра образования Леонид Гребнев, например, прямо заявил, что <надо многое сделать, чтобы религиозное измерение образования, особенно гуманитарного, стало нормой>.

Из государственных мужей только зампредседателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрей Себенцов высказал недоумение по поводу столь однозначного понимания духовно-нравственных ценностей. <Есть духовность и духовность>, - сказал он, подразумевая, видимо, многовековую историю светской гуманистической традиции, но мысль свою развивать не стал.

Обобщенные материалы конференции должны быть направлены президенту Владимиру Путину и в правительство РФ.

Мы же предлагаем читателям очерк нашего корреспондента, который побывал в регионах, где <Основы православной культуры> уже преподаются в школах.

Вот уже семнадцать лет Курскую епархию РПЦ возглавляет яростный государственник и апологет <русского православия> митрополит Ювеналий (Тарасов). Этот священнослужитель стоит на том, что православие не только религия, но и идеология, <цементирующая> государство и нацию. В этом он сумел убедить областные власти, в частности, и председателя Курского областного управления образования Виктора Александровича Некрасова: <Мы признаем, что культура и история России основаны на православии, - сказал он в интервью корреспонденту <Журнала>. - И оно у нас главная конфессия. Но запомните: у нас в рамках курса православной культуры нет никаких обрядов>. Последнее замечание адресовано было Министерству образования, которое призвано следить за тем, чтобы школы не становились местом отправления культа.

Идеи Ювеналия разделял и бывший губернатор Руцкой, который 15 декабря 1996 года подписал постановление <Об утверждении программы изучения православной культуры в Курской области>. Разработка этой программы была поручена общественному совету при губернаторе, который возглавил все тот же митрополит Ювеналий. Деньги выделила областная Дума: 200 млн неденоминированных рублей только на 1997 год. Непосредственно над составлением учебных планов курса <Основы православной культуры> трудилась <Лаборатория русской школы>, созданная на базе кафедры культурологии областного педуниверситета. Несмотря на отсутствие у участников какого-либо опыта в этой области, а также ожесточенное сопротивление части учителей, курс был введен в 300 школах области.

Без лоции

Координатор областной программы изучения православной культуры, руководитель <Лаборатории русской школы>, доктор педагогических наук Владимир Михайлович Меньшиков - идеальный герой писателя-<деревенщика>, настоящий русский интеллигент-патриот, живущий одной жизнью со своим народом. <Курская область обладает лучшими в мире почвами, но при этом вымирает. Абсурд, большинство наших людей <отмороженные>. Вы понимаете? <Мертвые души>. Русских людей, для которых православие является <абсолютным злом>, не так мало. Но теперь первоначальное бешеное сопротивление удалось преодолеть. Мы перестали жать на директоров и требовать от них обязательного введения курса, петь православные песнопения на уроках мы тоже теперь не требуем, поэтому они потихоньку начинают понимать, что мы делаем хорошее дело и сами вводят <Основы>. Когда нас спрашивают: <А что, если на урок придет мусульманин?>, мы отвечаем: <Почему вас волнует это, а не то, что ваши дети сидят без хлеба?> Эта программа объяснит им, что их Бог накормит. Вот посмотрите на итоги опроса, который мы проводили в 2000 году. Из 500 детей 90% высказались за продолжение курса, 80% родителей тоже. Поглядите, вот что пишет в своей анкете Катя... следует фамилия: <Мое духовное здоровье выросло за время этого курса...>

- У вас именные анкеты?
- Ну да.

Я попросил показать программу курса. <Понимаете, - засмущался Меньшиков, - молитвами владыки Ювеналия написаны три учебника, но они пока все у редакторов. Мы-то сначала думали, что учителя годик попреподают предмет и предложат свои варианты программ, а у них, знаете, никакой рефлексии>. Впрочем, у Владимира Михайловича при себе оказались <предварительные разработки, которые были изложены в одном докладе>. Текст этого доклада существует в одном экземпляре - <я с удовольствием дам вам его скопировать>. Присутствовавший при разговоре клерк вызвался <сбегать к ксероксу>, вышел за дверь, и... за те четыре дня, что я был в Курске, больше его увидеть мне не удалось.

Та же картина в Белгороде. Учебное пособие по программе курса <Основы и ценности Православия>, уже три года внедряемого в половине (данные областного управления народного образования) средних школ области, до сих пор лежит в типографии. Методисты в неофициальном порядке распространяют среди преподавателей курс, написанный некой безымянной энтузиасткой.

Ввиду отсутствия программ и в Курске, и в Белгороде учителей натаскивают специальные бригады, направляемые администрацией области. Они ездят по районам и читают учителям в рамках курсов переподготовки циклы лекций, рассчитанные на восемь часов.

Подопытные школьники

Замостянск расположен в ста километрах от Курска, вблизи украинской границы. Коллектив педагогов местной средней школы, по словам учителя географии Валентины Алексеевны Пономаренко, <целенаправленно формирует нормального русского человека>, для чего, в частности, вытравливает по мере сил суржик (своеобразная смесь украинского и русского языков. - <Журнал>). <Наша цель - развитие русской культуры, духовности и народности>. Спрашиваю учительницу литературы Татьяну Николаевну, которая ведет здесь <православный> факультатив: <Сами-то вы веруете?> - <Я, да и многие наши узнали об этом недавно, но поняли, что это нужно. Мы и на курсы Меньшикова с удовольствием съездили - для нас это ликбез>.

<А дети ходят на факультатив?> - спрашиваю завуча замостянской школы Вячеслава Алексеевича Агаркова. <Что значит: ходят - не ходят, раз стоит в основной сетке, идут. Кто их спрашивать будет?>

Хотя местные учителя время от времени и заглядывают в церковь, всерьез к православию, похоже, здесь не относится никто. Кроме одной преподавательницы, с которой нам так и не удалось поговорить - ее по случайному совпадению Меньшиков вызвал к себе в город именно в день нашего посещения Замостья. <Майя Владимировна-то? Ну сейчас она очень верующая, а раньше на партсобраниях много выступала>, - заметил по ее поводу один из коллег.

Когда мы уже покидали школу, одна из учительниц положила последний мазок на полотно: <Вон Федя, - она указала на мальчика, бегавшего по коридору в компании других детей. - Он у нас постится. Ему вообще достается - как-никак внук завроно>.

На показательный урок <Основ православной культуры> в курской школе № 28 нас провожает директор Валерий Игнатьевич Негуков. Его, по словам Меньшикова, удалось <переубедить> только года два назад, зато теперь он все <понимает правильно>. Школа неплохая: кружки, музеи - оазис культуры посреди унылых рабочих кварталов завода <Аккумулятор>. Перед уроком директор делится с нами сокровенным: <Мы хотим восстановить значение Родины, потерянное за последнее десятилетие. Наша задача вернуться к русским национальным ценностям, которые ныне утрачены. Раз в России православие, так мы будем категоричны в этом плане. Не будем смущать детей другими конфессиями. Вот талибы наступают, а наш народ должно сплотить православие>. При всем том он <против преподавания религии в том виде, какой мы знаем по царской России. Это замена одной идеологии другой. Мы ездили на экскурсии в монастыри, встречались с монахами. У них свой фанатизм. Они говорят без учета педагогического момента>. В класс директор вошел вместе с нами: <Я тоже посижу, а то ни разу не был>.

Началось занятие с квазимолитвы. <Сложите ладони вместе и подумайте о хорошем>, - произносит преподаватель Владимир Иванович Зинченко. В присутствии директора и незнакомых людей пятиклассники до конца урока так и сидели, как изваяния, сколько учитель ни размахивал руками, пытаясь их расшевелить.

По словам Негукова, действительно верующих детей в школе немного - вообще-то директор не смог вспомнить ни одного. Те тринадцать, которых мы видели на уроке, записались на факультатив, по его уверению, самостоятельно.

Показательный урок, как и все подобного рода мероприятия, был скучен до зевоты. Когда прозвенел звонок, я попытался выспросить у детей, нужен ли, интересен им факультатив. Но потерпел неудачу - в присутствии учителя школьники отвечали как по-писаному: <Нужен. Интересно. Библию купили родители>.

Самое удивительное, что в этой же школе директор и несколько учителей увлечены валеологией, квазирелигиозной системой пропаганды здорового образа жизни. Уже более трех лет преподавание ряда предметов (основы безопасности жизнедеятельности, ЛФК, биология, программа <Бленд-а-мед> - здоровые зубы>) ведется здесь с позиций этого учения, от которого РПЦ и другие конфессии давно требуют очистить сферу образования.

В школе № 49, одной из лучших в Белгороде, <Основы> преподает литераторша Татьяна Юрьевна Проскурина, переселенка из Казахстана, сумевшая, однако, выиграть городской конкурс учителей в гуманитарной номинации. Урок в десятом классе она начала с призыва поменьше лгать, после чего изложила один из библейских сюжетов. Затем к доске был вызван один из учеников, и тот коротко поведал товарищам житие Сергия Радонежского. Урок Татьяна Юрьевна завершила рассказом о канонизированных РПЦ новомучениках, сопроводив его демонстрацией репродукций с картин Ильи Глазунова. С большим трудом упросив педагогов оставить меня наедине с детьми, я сумел в течение десяти минут побеседовать с ними.

- Сами-то вы верите в то, что говорите на уроке?
- Мы говорим то, что Татьяна Юрьевна велит.

Отец-учитель

Больная тема - присутствие священника в школе. Как выяснилось, большинство курских и белгородских учителей, в том числе те, кто вполне положительно относится к введению <Основ>, выступают против этого. Что касается педагогического начальства, то оно, хоть и сочувствует идеям Ювеналия, предпочитает не высовываться: как сообщили корреспонденту <Журнала> в белгородском Научно-методическом центре, областная администрация дала директорам школ устное указание потихоньку отстранять священников от преподавания, вывести <Основы> из сетки, отказаться от выставления оценок по этому <факультативному> предмету.


В белгородской школе № 49 урок по "Основам православной культуры" ведет одна из лучших в городе учительниц, но и ей нечасто удается расшевелить ребят (Фото: Павел Горшков)

Рядовые священники, в свою очередь, не горят желанием преподавать в школе. Перечислив мне шесть или семь своих должностей, клирик Сергиево-Казанского собора в Курске о. Александр Лобанов со вздохом заметил: <И каждый городской священник в таком положении. А еще архиерей закрепил за мной школу № 6. Время от времени заглядываю. Все бы хорошо, но часто туда наведываться у меня просто нет времени>. Социальная (понимай, бесплатная) работа в списке приоритетов клира стоит на последнем месте, после служения в храме, отправления выездных треб и деятельности в епархиальных учреждениях. Да и спрашивают со священников за эту работу в последнюю очередь.

Преподаватели нутром чувствуют, что детей надо учить не только математике и русскому, но еще чему-то <хорошему и правильному>. Литераторша из Замостья Татьяна Николаевна сетует: <Наши дети более чистые, более остро все воспринимают. Мы бы хотели, чтобы они такими и оставались. И чтобы делом занимались, а не пили>. Ей вторит директор 49-й белгородской школы Владимир Ламанов: <Тут вокруг одни новостройки. Чуть ли не 40 процентов учеников - дети переселенцев. Родители работают целыми днями - им не до детей. Только у нас они в людей и могут превратиться>.

Самые разные социальные группы возлагали надежды на программу основ православной культуры, но оказалось, что надежды эти у каждой группы свои.

Власти, ориентируясь на мнение избирателей, выступают за то, чтобы детей учили <всему православному> (то есть <русскому>, иначе говоря - <хорошему>). Однако они категорически против того, чтобы учеников <грузили> православной догматикой, заставляли поститься и причащаться. Все это в их представлении называется словом <фанатизм>.

Многие директора школ и педагоги довольно скептически относятся к <Основам>, рассматривают их скорее как очередной каприз областной администрации. Введение курса без четких программ и методик остается малопонятной самодеятельностью избравших этот путь учителей. Верующих же энтузиастов среди педагогов считанные единицы, причем нельзя сказать, что в трудовых коллективах к ним относятся с пониманием. Из всех белгородских школ, которые мы посетили, только в одной коллеги с уважением отзывались о преподавательнице <Основ>, да и то потому, что она очень хороший учитель литературы. Вместе с тем необходимость в каком-то мировоззренческом предмете ощущают все. Если сформулировать кратко пожелания учителей, то его содержание сводится к формуле: <Русский - лучше всех. А значит, он не должен пить, колоться и воровать>. Такая вот национальная идея.


Основания

Отношения школы и церкви были определены на законодательном уровне в 1993 году письмом Министерства образования РФ <О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ>. В нем говорилось, что церковь в России отделена от государства, поэтому в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах. Однако для совершенствования гуманитарного образования и духовного развития детей не возбраняется преподавание религиоведческих дисциплин в рамках учебной программы (например, <История религий>, <Мировые религии>, <Великие книги человечества> и пр.) и вероучительных - на факультативной основе, если на то имеется желание детей и родителей. В 1999 году в рамках договора <О сотрудничестве Министерства образования РФ и Московской патриархии РПЦ> был создан Координационный совет по взаимодействию церкви и школы, который занимается в основном разработкой программ (уже составлено более 50), методических пособий (об одном из них <Журнал> писал в № 23 2002 г.) и обобщением опыта преподавания.


Митрополит курский Ювеналий (слева) готов охватить своей заботой не только православные гимназии, но и обычные средние школы (Фото: Павел Горшков)