В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Источник: Еженедельный журнал

45 минут православия

Хорошее - значит национальное и божественное. Так думают многие российские учителя, даже те, кто не знает, какой рукой следует креститься

Николай Митрохин


Молиться на уроках нельзя, поэтому занятие 'по религии' в курской школе начинается призывом 'сложите ладони вместе и подумайте о хорошем' (Фото: Павел Горшков)
Молиться на уроках нельзя, поэтому занятие 'по религии' в курской школе начинается призывом 'сложите ладони вместе и подумайте о хорошем' (Фото: Павел Горшков)

10-11 октября в Москве и Сергиевом Посаде прошла конференция <Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования>.

Устроители - полпреды президента в Центральном округе (Георгий Полтавченко), а также Приволжском (Сергей Кириенко) и Южном (Виктор Казанцев сам, правда, не приехал, прислал представителя), руководители Министерства образования, думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций и члены Межрелигиозного совета (представители православия, мусульманства и иудаизма) - сошлись в едином мнении, что <вопросы религиозного воспитания стали общезначимыми> (по выражению Полтавченко). Все выступавшие с небольшими вариациями говорили примерно одно и то же: в обществе наблюдается деградация нравственного начала, растут детская преступность, наркомания и алкоголизм. Нужно вернуть людям высший смысл жизни (потерянный с крушением коммунистических идеалов), и для этого необходимо духовное просвещение, а не просто прагматичное <обучение>, которым школа занималась на протяжении всех последних лет. И здесь <неоценим потенциал традиционной культуры и духовности>. А следовательно, имеющийся опыт преподавания дисциплин типа <Основы православной (духовной) культуры (этики)> нужно внедрять в масштабах всей страны. Неправильно считать, что совместные действия государства и конфессий в сфере образования противоречат принципам светского государства. Светское - значит свободное от власти клерикалов, а вовсе не отторгающее любое религиозное знание.

Затеявшие конференцию представители власти и чиновники Министерства образования (конференция в основном и устраивалась для региональных руководителей образовательного блока) всей душой одобряют <объединение полномочий в зоне совместных ведений> (как назвал приход церкви в школу Сергей Кириенко). Замминистра образования Леонид Гребнев, например, прямо заявил, что <надо многое сделать, чтобы религиозное измерение образования, особенно гуманитарного, стало нормой>.

Из государственных мужей только зампредседателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрей Себенцов высказал недоумение по поводу столь однозначного понимания духовно-нравственных ценностей. <Есть духовность и духовность>, - сказал он, подразумевая, видимо, многовековую историю светской гуманистической традиции, но мысль свою развивать не стал.

Обобщенные материалы конференции должны быть направлены президенту Владимиру Путину и в правительство РФ.

Мы же предлагаем читателям очерк нашего корреспондента, который побывал в регионах, где <Основы православной культуры> уже преподаются в школах.

Вот уже семнадцать лет Курскую епархию РПЦ возглавляет яростный государственник и апологет <русского православия> митрополит Ювеналий (Тарасов). Этот священнослужитель стоит на том, что православие не только религия, но и идеология, <цементирующая> государство и нацию. В этом он сумел убедить областные власти, в частности, и председателя Курского областного управления образования Виктора Александровича Некрасова: <Мы признаем, что культура и история России основаны на православии, - сказал он в интервью корреспонденту <Журнала>. - И оно у нас главная конфессия. Но запомните: у нас в рамках курса православной культуры нет никаких обрядов>. Последнее замечание адресовано было Министерству образования, которое призвано следить за тем, чтобы школы не становились местом отправления культа.

Идеи Ювеналия разделял и бывший губернатор Руцкой, который 15 декабря 1996 года подписал постановление <Об утверждении программы изучения православной культуры в Курской области>. Разработка этой программы была поручена общественному совету при губернаторе, который возглавил все тот же митрополит Ювеналий. Деньги выделила областная Дума: 200 млн неденоминированных рублей только на 1997 год. Непосредственно над составлением учебных планов курса <Основы православной культуры> трудилась <Лаборатория русской школы>, созданная на базе кафедры культурологии областного педуниверситета. Несмотря на отсутствие у участников какого-либо опыта в этой области, а также ожесточенное сопротивление части учителей, курс был введен в 300 школах области.

Без лоции

Координатор областной программы изучения православной культуры, руководитель <Лаборатории русской школы>, доктор педагогических наук Владимир Михайлович Меньшиков - идеальный герой писателя-<деревенщика>, настоящий русский интеллигент-патриот, живущий одной жизнью со своим народом. <Курская область обладает лучшими в мире почвами, но при этом вымирает. Абсурд, большинство наших людей <отмороженные>. Вы понимаете? <Мертвые души>. Русских людей, для которых православие является <абсолютным злом>, не так мало. Но теперь первоначальное бешеное сопротивление удалось преодолеть. Мы перестали жать на директоров и требовать от них обязательного введения курса, петь православные песнопения на уроках мы тоже теперь не требуем, поэтому они потихоньку начинают понимать, что мы делаем хорошее дело и сами вводят <Основы>. Когда нас спрашивают: <А что, если на урок придет мусульманин?>, мы отвечаем: <Почему вас волнует это, а не то, что ваши дети сидят без хлеба?> Эта программа объяснит им, что их Бог накормит. Вот посмотрите на итоги опроса, который мы проводили в 2000 году. Из 500 детей 90% высказались за продолжение курса, 80% родителей тоже. Поглядите, вот что пишет в своей анкете Катя... следует фамилия: <Мое духовное здоровье выросло за время этого курса...>

- У вас именные анкеты?
- Ну да.

Я попросил показать программу курса. <Понимаете, - засмущался Меньшиков, - молитвами владыки Ювеналия написаны три учебника, но они пока все у редакторов. Мы-то сначала думали, что учителя годик попреподают предмет и предложат свои варианты программ, а у них, знаете, никакой рефлексии>. Впрочем, у Владимира Михайловича при себе оказались <предварительные разработки, которые были изложены в одном докладе>. Текст этого доклада существует в одном экземпляре - <я с удовольствием дам вам его скопировать>. Присутствовавший при разговоре клерк вызвался <сбегать к ксероксу>, вышел за дверь, и... за те четыре дня, что я был в Курске, больше его увидеть мне не удалось.

Та же картина в Белгороде. Учебное пособие по программе курса <Основы и ценности Православия>, уже три года внедряемого в половине (данные областного управления народного образования) средних школ области, до сих пор лежит в типографии. Методисты в неофициальном порядке распространяют среди преподавателей курс, написанный некой безымянной энтузиасткой.

Ввиду отсутствия программ и в Курске, и в Белгороде учителей натаскивают специальные бригады, направляемые администрацией области. Они ездят по районам и читают учителям в рамках курсов переподготовки циклы лекций, рассчитанные на восемь часов.

Подопытные школьники

Замостянск расположен в ста километрах от Курска, вблизи украинской границы. Коллектив педагогов местной средней школы, по словам учителя географии Валентины Алексеевны Пономаренко, <целенаправленно формирует нормального русского человека>, для чего, в частности, вытравливает по мере сил суржик (своеобразная смесь украинского и русского языков. - <Журнал>). <Наша цель - развитие русской культуры, духовности и народности>. Спрашиваю учительницу литературы Татьяну Николаевну, которая ведет здесь <православный> факультатив: <Сами-то вы веруете?> - <Я, да и многие наши узнали об этом недавно, но поняли, что это нужно. Мы и на курсы Меньшикова с удовольствием съездили - для нас это ликбез>.

<А дети ходят на факультатив?> - спрашиваю завуча замостянской школы Вячеслава Алексеевича Агаркова. <Что значит: ходят - не ходят, раз стоит в основной сетке, идут. Кто их спрашивать будет?>

Хотя местные учителя время от времени и заглядывают в церковь, всерьез к православию, похоже, здесь не относится никто. Кроме одной преподавательницы, с которой нам так и не удалось поговорить - ее по случайному совпадению Меньшиков вызвал к себе в город именно в день нашего посещения Замостья. <Майя Владимировна-то? Ну сейчас она очень верующая, а раньше на партсобраниях много выступала>, - заметил по ее поводу один из коллег.

Когда мы уже покидали школу, одна из учительниц положила последний мазок на полотно: <Вон Федя, - она указала на мальчика, бегавшего по коридору в компании других детей. - Он у нас постится. Ему вообще достается - как-никак внук завроно>.

На показательный урок <Основ православной культуры> в курской школе № 28 нас провожает директор Валерий Игнатьевич Негуков. Его, по словам Меньшикова, удалось <переубедить> только года два назад, зато теперь он все <понимает правильно>. Школа неплохая: кружки, музеи - оазис культуры посреди унылых рабочих кварталов завода <Аккумулятор>. Перед уроком директор делится с нами сокровенным: <Мы хотим восстановить значение Родины, потерянное за последнее десятилетие. Наша задача вернуться к русским национальным ценностям, которые ныне утрачены. Раз в России православие, так мы будем категоричны в этом плане. Не будем смущать детей другими конфессиями. Вот талибы наступают, а наш народ должно сплотить православие>. При всем том он <против преподавания религии в том виде, какой мы знаем по царской России. Это замена одной идеологии другой. Мы ездили на экскурсии в монастыри, встречались с монахами. У них свой фанатизм. Они говорят без учета педагогического момента>. В класс директор вошел вместе с нами: <Я тоже посижу, а то ни разу не был>.

Началось занятие с квазимолитвы. <Сложите ладони вместе и подумайте о хорошем>, - произносит преподаватель Владимир Иванович Зинченко. В присутствии директора и незнакомых людей пятиклассники до конца урока так и сидели, как изваяния, сколько учитель ни размахивал руками, пытаясь их расшевелить.

По словам Негукова, действительно верующих детей в школе немного - вообще-то директор не смог вспомнить ни одного. Те тринадцать, которых мы видели на уроке, записались на факультатив, по его уверению, самостоятельно.

Показательный урок, как и все подобного рода мероприятия, был скучен до зевоты. Когда прозвенел звонок, я попытался выспросить у детей, нужен ли, интересен им факультатив. Но потерпел неудачу - в присутствии учителя школьники отвечали как по-писаному: <Нужен. Интересно. Библию купили родители>.

Самое удивительное, что в этой же школе директор и несколько учителей увлечены валеологией, квазирелигиозной системой пропаганды здорового образа жизни. Уже более трех лет преподавание ряда предметов (основы безопасности жизнедеятельности, ЛФК, биология, программа <Бленд-а-мед> - здоровые зубы>) ведется здесь с позиций этого учения, от которого РПЦ и другие конфессии давно требуют очистить сферу образования.

В школе № 49, одной из лучших в Белгороде, <Основы> преподает литераторша Татьяна Юрьевна Проскурина, переселенка из Казахстана, сумевшая, однако, выиграть городской конкурс учителей в гуманитарной номинации. Урок в десятом классе она начала с призыва поменьше лгать, после чего изложила один из библейских сюжетов. Затем к доске был вызван один из учеников, и тот коротко поведал товарищам житие Сергия Радонежского. Урок Татьяна Юрьевна завершила рассказом о канонизированных РПЦ новомучениках, сопроводив его демонстрацией репродукций с картин Ильи Глазунова. С большим трудом упросив педагогов оставить меня наедине с детьми, я сумел в течение десяти минут побеседовать с ними.

- Сами-то вы верите в то, что говорите на уроке?
- Мы говорим то, что Татьяна Юрьевна велит.

Отец-учитель

Больная тема - присутствие священника в школе. Как выяснилось, большинство курских и белгородских учителей, в том числе те, кто вполне положительно относится к введению <Основ>, выступают против этого. Что касается педагогического начальства, то оно, хоть и сочувствует идеям Ювеналия, предпочитает не высовываться: как сообщили корреспонденту <Журнала> в белгородском Научно-методическом центре, областная администрация дала директорам школ устное указание потихоньку отстранять священников от преподавания, вывести <Основы> из сетки, отказаться от выставления оценок по этому <факультативному> предмету.


В белгородской школе № 49 урок по "Основам православной культуры" ведет одна из лучших в городе учительниц, но и ей нечасто удается расшевелить ребят (Фото: Павел Горшков)

Рядовые священники, в свою очередь, не горят желанием преподавать в школе. Перечислив мне шесть или семь своих должностей, клирик Сергиево-Казанского собора в Курске о. Александр Лобанов со вздохом заметил: <И каждый городской священник в таком положении. А еще архиерей закрепил за мной школу № 6. Время от времени заглядываю. Все бы хорошо, но часто туда наведываться у меня просто нет времени>. Социальная (понимай, бесплатная) работа в списке приоритетов клира стоит на последнем месте, после служения в храме, отправления выездных треб и деятельности в епархиальных учреждениях. Да и спрашивают со священников за эту работу в последнюю очередь.

Преподаватели нутром чувствуют, что детей надо учить не только математике и русскому, но еще чему-то <хорошему и правильному>. Литераторша из Замостья Татьяна Николаевна сетует: <Наши дети более чистые, более остро все воспринимают. Мы бы хотели, чтобы они такими и оставались. И чтобы делом занимались, а не пили>. Ей вторит директор 49-й белгородской школы Владимир Ламанов: <Тут вокруг одни новостройки. Чуть ли не 40 процентов учеников - дети переселенцев. Родители работают целыми днями - им не до детей. Только у нас они в людей и могут превратиться>.

Самые разные социальные группы возлагали надежды на программу основ православной культуры, но оказалось, что надежды эти у каждой группы свои.

Власти, ориентируясь на мнение избирателей, выступают за то, чтобы детей учили <всему православному> (то есть <русскому>, иначе говоря - <хорошему>). Однако они категорически против того, чтобы учеников <грузили> православной догматикой, заставляли поститься и причащаться. Все это в их представлении называется словом <фанатизм>.

Многие директора школ и педагоги довольно скептически относятся к <Основам>, рассматривают их скорее как очередной каприз областной администрации. Введение курса без четких программ и методик остается малопонятной самодеятельностью избравших этот путь учителей. Верующих же энтузиастов среди педагогов считанные единицы, причем нельзя сказать, что в трудовых коллективах к ним относятся с пониманием. Из всех белгородских школ, которые мы посетили, только в одной коллеги с уважением отзывались о преподавательнице <Основ>, да и то потому, что она очень хороший учитель литературы. Вместе с тем необходимость в каком-то мировоззренческом предмете ощущают все. Если сформулировать кратко пожелания учителей, то его содержание сводится к формуле: <Русский - лучше всех. А значит, он не должен пить, колоться и воровать>. Такая вот национальная идея.


Основания

Отношения школы и церкви были определены на законодательном уровне в 1993 году письмом Министерства образования РФ <О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ>. В нем говорилось, что церковь в России отделена от государства, поэтому в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах. Однако для совершенствования гуманитарного образования и духовного развития детей не возбраняется преподавание религиоведческих дисциплин в рамках учебной программы (например, <История религий>, <Мировые религии>, <Великие книги человечества> и пр.) и вероучительных - на факультативной основе, если на то имеется желание детей и родителей. В 1999 году в рамках договора <О сотрудничестве Министерства образования РФ и Московской патриархии РПЦ> был создан Координационный совет по взаимодействию церкви и школы, который занимается в основном разработкой программ (уже составлено более 50), методических пособий (об одном из них <Журнал> писал в № 23 2002 г.) и обобщением опыта преподавания.


Митрополит курский Ювеналий (слева) готов охватить своей заботой не только православные гимназии, но и обычные средние школы (Фото: Павел Горшков)


Посмотреть и оставить отзывы (0)


ПРОЕКТЫ

Рождественские новогодние чтения


!!Атеизм детям!!


Атеистические рисунки


Поддержи свою веру!


Библейская правда


Страница Иисуса


Танцующий Иисус


Анекдоты


Карты конфессий


Манифест атеизма


Святые отцы


Faq по атеизму


Новый русский атеизм


Делитесь и размножайте:




Реализуем печи для бани - от бюджетных до элитных.

Исток атеизма Форум
Рубрики
Темы
Авторы
Новости
Новый русский атеизм
Материалы РГО
Поговорим о боге
Дулуман
Книги
Галерея
Юмор
Анекдоты
Страница Иисуса
Танцующий Иисус
Рейтинг@Mail.ru
Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.