И.В. Довгаль

Институт зоологии им. И.И. Шмальгаузена НАН Украины, Киев

Лженаука и религия - две стороны одной медали.
Рецензия на статью А. Хазена "О лженауке, ее последствиях и об ошибках в науке. Наука и жизнь. 2002. № 10. С. 103-109"

К сожалению, мы живем во времена, когда публикация принципиальной статьи в защиту науки от лженауки и поповщины является не просто отрадным фактом, а событием. Поэтому статья бывшего российского, а ныне американского физика А. Хазена не могла остаться незамеченной. Побудило ее автора к написанию создание в Российской Академии Наук комиссии по борьбе с лженаукой. Факт сам по себе отрадный, но совершенно беззубая позиция, занятая уважаемыми членами комиссии не может не настораживать. Понятно и беспокойство А. Хазена на этот счет.

В статье дается оригинальное авторское определение лженауки. Думаю, при его более углубленном анализе (и при желании) можно найти какие-то неточности или неудачные обороты. Однако, за неимением другого, вполне пригодно и это. Не удержусь от того, чтобы процитировать полностью: "Лженаукой называется введение в процесс научной работы, научных публикаций и обсуждений политических и религиозных (подчеркнуто мной, И.Д.) установок, преднамеренной фальсификации экспериментов, прямой или косвенной цензуры, а также методов уголовного мошенничества, использующих научную терминологию, научные степени и звания, в частности при рецензировании научных работ".

Далее автором обсуждаются причины нынешней популярности лженауки в России. Всего их 8. Из наиболее важных, на мой взгляд, укажу внушенное народу "уважение к печатному слову" и "борьбу за деньги". Все перечислять не буду, отмечу только, что их действие вполне распространено, по крайней мере, на всем постсоветском пространстве.

Последняя (8-я) из причин, базируется на гипотезу самого автора и ее вкратце можно сформулировать "потребность к творчеству как форма эндогенной наркомании". Она, пожалуй, наиболее дискуссионна, хотя как возможная причина появления не мыслящих себя вне научно-технического прогресса "старикашек-Эдельвейсов" (из "Тройки" А. и Б. Стругацких), вполне приемлема.

Радует, что, в отличие от многих нынешних авторов научно-популярных журналов, автор не обходит стороной и стыдливо не замалчивает роль религии в формировании лженауки и, я бы сказал, антинаучного мировоззрения. Действительно, любая антинаука имеет религиозную основу - будь то вера в "вышние силы" или в "маленьких зеленых человечков". Я вполне согласен с А. Хазеном, что: "Насаждать всей мощью современных средств массовой информации оккультизм или астрологию есть преступление в прямом уголовном смысле. Сказанное относится и к призывам искать связи науки с религией".

Должен сказать, что надо иметь достаточную смелость и для автора, и для редакции, чтобы опубликовать следующее: "Остается непонятным, как традиционные религии, которым 3300 лет от появления их основ и 2000 лет от возникновения христианства, на протяжении всей своей истории служили источником агрессивного самоуничтожения людей - войн. Они не справились с задачами, которые вызвали их к жизни в прошлом, и возможности для этого на современном уровне развития человечества только уменьшаются. Грозный пример использования религиозной сектой боевого отравляющего вещества - зарина в метро Токио, разрушение религиозными фанатиками Всемирного торгового центра в Нью-Йорке служат вызовом всему человечеству, предупреждающим об опасностях религий".

Безусловно, можно найти в этой статье недостатки, можно не со всем согласится. Но обходить ее вниманием не стоит. Как и другие публикации А. Хазена, часть из которых можно найти на сайте: http://www.kirsoft.com.ru/intell