В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Санкт-Петербургское отделение Российского гуманистического общества

О гуманизме в Голландии

(Изложение доклада, сделанного 17.05.2001 г. в Санкт-Петербургском государственном университете)

Голландия - специфическая страна, и ситуация в ней, в том числе в области гуманизма, существенно отличается от российской. У нас очень высокая плотность населения: на площади 20 тыс. кв. км (что в 500 раз меньше площади России) живет 16 млн человек. Очень многое определяется борьбой с морем, которое является не только географическим, но и культурообразующим фактором, сказывающимся на менталитете нации. Постоянная опасность наводнений порождает ситуацию взаимопомощи, в условиях наводнений стираются классовые, социальные и прочие различия, перед стихией все равны и оказывают помощь всем. Поэтому менталитет населения Голландии эгалитарный. Это не значит, что не существует богатых и бедных, но в отличие, например, от англичан богатые голландцы не проявляют снобизм, а ведут себя как равные среди других граждан.

Это способствует тому, что Голландия является очень плюралистичной и толерантной страной. На ее территории много различных церквей, но позитивным шагом явилось отделение церкви от государства. Государство хотя и может, как раньше, финансировать из своего кармана церкви, но должно при этом соблюдать принцип равенства, который состоит в том, что если, например, часть родителей предпочитает отдавать своих детей в протестантские школы или классы, то государство берется финансировать их образование, но при этом обязано финансировать и обучение в образовательных учреждениях других религиозных конфессий, а также атеистических.

Например, Университет гуманистических исследований в г. Утрехте, где я работаю, финансируется государством наравне с университетами религиозных конфессий. Он получает в год в переводе на российские деньги около 50 млн руб. А голландские гуманистические организации, реализующие свои программы в странах Азии, Африки и Латинской Америки, получают до 300 млн руб.

Известно, что в слово "гуманизм" исторически вкладывалось разное содержание. Одно из них состоит в том, что гуманизм считается как бы историческим продолжением христианства в том смысле, что христианская церковь - это уже пройденный человечеством этап и должна быть заменена некоторой, условно говоря, религией гуманизма, т.е. на смену религии, основанной на вере в Бога, должна прийти религия, основанная на вере в Человека и Человечество. Такое значение слова "гуманизм", изначально имевшее атеистический и агностический смысл, впервые появилось в Голландии в 1860 г. С тех пор оно стало набирать все больше и больше сторонников, а с начала ХХ в. стало у нас доминирующим.

Если в 1869 г. только 0,1 % населения считала себя находящейся вне церкви, то в 1920 г. - 7,8 %, в 1971 г. - 23 %, а сейчас - уже 60 %.

Первая гуманистическая организация была создана в Голландии еще в 1856 г. под названием "Восход солнца". Она была достаточно сильной и радикальной и весьма активно боролась с церковью.

Второй важной гуманистической организацией является Ассоциация "Хуманитас", основанная в 1945 г. Она ведет практическую социальную работу и создавалась в противовес "Восходу солнца" как менее радикальная и более позитивно ориентивованная. Это нечто вроде варианта "Армии спасения" для оказания помощи детям, престарелым и больным людям. Организация имеет около 10 тыс. членов, которые работают на добровольных началах по выходным и в праздники. Но есть и 150 штатных работников.
Интересно, что наряду с теми учреждениями, например, домами престарелых, где помощь оказывается всем без разбору, "Хуманитас" создает и такие, где помогают только неверующим.

Ассоциация гуманистов "Вербонд", к которой принадлежу я, основана в 1946 г. Поскольку голландское общество в то время все еще оставалось в значительной мере христианским, мы поставили своей задачей способствовать изменению его характера в сторону большей антиклерикализации.

Наша деятельность с тех пор все более расширяется и направлена, среди прочего, на то, чтобы увеличивать количество нехристианских политиков на всех уровнях и профессоров в университетах. И в том, что, как свидетельствуют приведенные выше цифры, все большая часть населения Голландии видит себя вне церкви, есть и наша заслуга.

У нашего движения было два этапа. До 1965 г. был этап становления и эмансипации, когда мы боролись за свое право быть нехристианскими гуманистами. А с начала 1965 г. мы перестали восприниматься как меньшинство и получили соответствующие права. Изменение ситуации привело к тому, что сейчас мы смело приходим в правительство и заявляем: раз есть христианские каналы ТВ, то и мы тоже хотим иметь свои гуманистические каналы и программы; раз есть религиозное образование, то и мы тоже хотим иметь систему нерелигиозного гуманистическое образование. В итоге мы добились того, что наша ассоциация реально финансируется государством наряду с церквами. Это достижение даже породило у нас некоторую проблему, состоящую в том, что мы стали задумываться, а что же нам делать дальше, в чем теперь должна заключаться наша стратегическая цель.

Между разными гуманистическими организациями Голландии существует не конкуренция, а разделение труда. Одна занимается политической борьбой за права гуманистов при помощи выступлений в СМИ и демонстраций, а другая - практической социальной работой, непосредственной помощью людям.

Ситуация с уравниванием с 1965 г. отношения голландского правительства к церкви и ее противникам в смысле их одинакового государственного финансирования хотя и радует, но, с другой стороны, уже не удовлетворяет нас. Хорошо, конечно, что теперь и мы получаем деньги, а церкви, получая меньше, стали беднее и люди из них уходят.
Но мы озабочены теперь другим: почему государство платит не только нам, но и церквам?
Мы говорим: нелепо, что существуют, например, особые протестантские образовательные учреждения, протестантские футбольные клубы и даже протестантские магазины. Нас уже не устраивает, что по действующему закону образовательная ориентация в государственных школах должна быть либо католической, либо протестантской, либо гуманистической и т.д., когда родители-католики создают для своих детей католические классы, которые учатся по католической программе, родители-мусульмане - мусульманские классы и т.д., и все эти классы финансируются государством. Мы пришли к министру образования и заявили, что государственные школы должны давать плюралистическое, внеконфессиональное образование, а не по выбору родителей. Министр отказал, сославшись на то, что все делается по закону.
"Если вы хотите учить своих детей по плюралистической программе, - сказал он, - ничто не мешает вам создавать такие школы и классы, и государство не откажется их финансировать наравне с конфессиональными". Но нас не устраивает сам принцип разделения детей по конфессиональному или любому другому принципу.

До 1970 г. в парламенте Голландии было три партии, и все религиозные, христианские. Позже в стране стали возникать светские партии, но христиане все равно главенствовали во власти.
И вот в 1994 г. произошло историческое событие: к власти впервые пришла коалиция двух светских партий, либералов и социал-демократов. И то, что мы имеем сейчас такие либеральные законы, как закон об абортах, об эвтаназии, о сексуальных меньшинствах и о наркотиках, является заслугой этой нехристианской коалиции.

Победа на выборах 1994 г. не сняла с повестки дня, а обострила поиск ответа на вопрос, в чем теперь должна состоять стратегическая цель голландских гуманистов. И хотя борьба с церковью при помощи атеистической пропаганды остается нашей важной задачей, будет плохо, если мы ограничимся только ею. Есть и другие проблемы, которые должны решаться гуманистами.

Петер Деркс

Посмотреть и оставить отзывы (1)


ПРОЕКТЫ

Рождественские новогодние чтения


!!Атеизм детям!!


Атеистические рисунки


Поддержи свою веру!


Библейская правда


Страница Иисуса


Танцующий Иисус


Анекдоты


Карты конфессий


Манифест атеизма


Святые отцы


Faq по атеизму


Новый русский атеизм


Делитесь и размножайте:




Исток атеизма Форум
Рубрики
Темы
Авторы
Новости
Новый русский атеизм
Материалы РГО
Поговорим о боге
Дулуман
Книги
Галерея
Юмор
Анекдоты
Страница Иисуса
Танцующий Иисус
Рейтинг@Mail.ru
Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.