В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Газета “Тихоокеанская звезда”
№ 166 (23497)
от 31 августа 1999 г.
г. Хабаровск
vva@toz.khv.ru

Церковь ввела “коммерческую цензуру”?

Епископ Хабаровский хочет навести порядок в муниципальном храме торговли

Немало были озадачены продавцы хабаровского магазина “Книжный мир” визитом необычной делегации. Облаченные в черные рясы представители Хабаровской епархии доставили директору магазина строгое послание от самого Владыки, епископа Хабаровского Марка. В своем письме Владыка настоятельно попросил дирекцию магазина... прекратить продажу литературы духовного содержания.

Отдел духовной литературы открылся в “Книжном мире” сравнительно недавно, в июне. И, надо заметить, революции в деле отечественной книготорговли это не произвело. Подобные отделы уже давным-давно действуют в книжных магазинах по всей России. Был бы спрос - будет и предложение.

А в том, что в Хабаровске есть спрос на духовную литературу, сотрудники “Книжного мира” убедились давно. Уже три года в этот магазин поступает продукция “Всероссийского библейского общества” и стабильно раскупается. Да так, что в конце концов эту “нишу” решено было расширить. И вот уже в мае нынешнего года магазин заключил договор с одной из московских книготорговых фирм, которая начала поставлять в Хабаровск печатную продукцию Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Тогда и возникла идея сконцентрировать сию продукцию в едином отделе. Что не только вполне естественно, но даже и гуманно по отношению к покупателю. Зачем же ему книги духовного содержания разыскивать между “философскими” и “художественными” и “историческими” стеллажами?

Читатель, к слову, появление нового отдела в “Книжном мире” оценил. Сретенский монастырь предложил нам литературу не только “религиозную”, вроде “Молитвослова”, но и “справочного” характера: брошюрки “Начинающему христианину”, “Твой ангел-хранитель”, “Как вести себя на кладбище”. А кроме всего прочего - эстампы, деревянные иконы (не освященные, а, стало быть, относящиеся просто к предметам искусства). И, наконец, прекрасно изданную классику “Очарованный странник” Николая Лескова, “Лето Господне” Ивана Шмелева...

В общем, надо ли пояснять, как удивились сотрудники “Книжного мира”, узнав из письма епископа Марка, что всему этому - не место в книжном магазине? Свою позицию Владыка аргументировал тем, что деньги, вырученные от продажи книг в магазине, “идут на личное обогащение”. В то время как деньги, вырученные от продажи книг в церкви, идут “на восстановление храмов”. В связи со всем вышеизложенным епископ Марк в достаточно жесткой форме потребовал от дирекции “Книжного мира” “предъявить” ему договор между магазином и Патриархией, а также лицензию, разрешающую магазину продажу церковной литературы. А отдел, соответственно, закрыть.

...Нет слов, храмы надо восстанавливать, и кто бы с этим спорил. Однако же и значение духовной литературы давно уже вышло за узкоцерковные рамки. Она стала нашим общим культурным наследием. Ее читают школьники и студенты, люди самых разных конфессий и атеисты. Да и надо ли объяснять, что в церковь и в магазин люди ходят, так сказать, не за одним и тем же?

Большим преувеличением сотрудникам магазина показались и слова насчет “личного обогащения”. “Книжный мир” - предприятие муниципальное. Выживает, как и все. Содержит рабочие места. Платит налоги. Да и вообще: вырученные от продажи духовной литературы средства возвращаются в лоно Русской православной церкви - в Сретенский монастырь. О чем дирекция магазина и сообщила епископу Хабаровскому Марку в ответном письме. На этом бы истории и закончиться. Ан нет. Видимо, епископу Хабаровскому Марку удалось найти взаимопонимание с Хабаровской краевой администрацией. Ибо уже через несколько дней магазин “Книжный мир” получил команду из краевого управления торговли и питания: отдел духовной литературы закрыть! И хотя можно сколько угодно спорить, что наша экономика уже давно не “командно-административная”, отдел закрыли.

Этот волевой акт оказался опутан странной завесой таинственности. Директор магазина Нина Чупина наотрез отказалась меня принять и вообще казалась напуганной визитом журналиста. Более того, напрасно пыталась я выяснить поочередно в городском отделе и в краевом управлении торговли, на каком таком основании “наказан” магазин “Книжный мир”, а вместе с ним и широкий читатель. Показательно, что никто из специалистов так и не смог припомнить хоть какой-нибудь инструкции, которая оправдывала бы сей казус. Попутно, кстати, выяснилось, что никакой лицензии на торговлю “церковной” литературой не требуется. Но начальник управления торговли и питания краевой администрации Александр Гудилин тоже отказался со мной беседовать на сей счет.

И я его прекрасно понимаю. Что мог сказать Александр Васильевич? Ведь в России действительно нет ни закона, ни инструкций, запрещающих книжному магазину торговать духовной литературой. И ни в одном законе не написано, что это - исключительное право церкви. Вот насчет издания подобной литературы - да. Есть такая буква в законе “О свободе совести и религиозных объединениях”. Но в случае с хабаровским муниципальным магазином “Книжный мир” эта буква как раз никем не была нарушена. Ведь, как я уже сказала, производил печатную продукцию и иконы Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

Кстати, слово “ставропигиальный” означает, что сей монастырь находится в прямом подчинении у Патриархии. И если уж сам Патриарх Всея Руси ничего не имеет против того, чтобы “подведомственная” обитель издавала литературу и распространяла ее через коммерческую фирму по книжным магазинам, о каком вреде церкви может идти речь?

Конечно, специалисты Хабаровского управления торговли и питания могут и не знать, что означает слово “ставропигиальный”. Но чтобы этого не знали в Хабаровской епархии?

Впрочем, меня лично в этой связи интересует совсем другое. Тяжела жизнь российского производителя, бизнесмена и коммерсанта - просто слов нет. Всякий может его пощипать - и налоговая, и торгинспекция, и СЭС, и пожарные. А теперь, выходит, даже церковь может осуществить над ним этакую “коммерческую цензуру” - была бы поддержка в коридорах власти.

Прецедент, во всяком случае, уже есть. Так почему бы не превратить его теперь в добрую традицию? Скажем, поступят завтра в магазин “Алмаз” золотые нательные крестики производства какой-нибудь Якутской ювелирной фабрики - запретить к продаже! Почему нет? Нательные крестики - это ведь предметы культового назначения.

Но вот что странно. Золотые крестики в продаже можно увидеть повсеместно, а о борьбе церкви с ювелирными магазинами что-то не слышно. И я, кажется, понимаю, почему. Слишком хлопотно было бы продавать в храмах золотые крестики. Охрану заводить, бронированные стекла, то да се... А основной контингент (прихожане) все равно бы покупал крестики из простого металла. Истинно верующему какая разница?

Другое дело - книги. Здесь за рынки сбыта можно и побороться. И кажется мне почему-то, что истинная причина, по которой Хабаровской епархии захотелось навести порядок в магазине “Книжный мир”, - обычная борьба с конкурентом. Я, конечно, не специалист и поэтому могу ошибаться. Но почему бы, действительно, сложившуюся ситуацию не оценить специалистам. Скажем, из антимонопольного комитета?

Ольга НОВАК.

Посмотреть и оставить отзывы (0)


ПРОЕКТЫ

Рождественские новогодние чтения


!!Атеизм детям!!


Атеистические рисунки


Поддержи свою веру!


Библейская правда


Страница Иисуса


Танцующий Иисус


Анекдоты


Карты конфессий


Манифест атеизма


Святые отцы


Faq по атеизму

Faq по СССР


Новый русский атеизм


Делитесь и размножайте:




Исток атеизма Форум
Рубрики
Темы
Авторы
Новости
Новый русский атеизм
Материалы РГО
Поговорим о боге
Дулуман
Книги
Галерея
Юмор
Анекдоты
Страница Иисуса
Танцующий Иисус
Рейтинг@Mail.ru
Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.