В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

У нас не забалуешь

Марина Колдобская. Из серии 'Год всеобщего примирения и согласия' www.guelman.ru/artists/koldob.html Когда накануне закрытия "Арт-Москвы-2001" я бродила по залам ЦДХ, ко мне неожиданно подошел средних лет мужчина в строгом сером костюме и сурово спросил: "Ну, как вам это?" Дело было на полпути от развеселой, перманентно надувающейся и опадающей коровы со складывающимися рогами и болтающейся внутри куклой под названием "Евразия", к "Фонтану дружбы народов" - аккуратно развешанным на плечиках рубашечкам, рукава которых выделывали лихие выкрутасы под что-то вроде "семь-сорок".

"Впечатляюще!" - сказала я, ожидая продолжения. Оно последовало без промедления.
"Вот и я говорю, - пристально глядя мне в глаза, сообщил незнакомец. - Совсем эти художники распустились. Их бы всех собрать, да в храм, да святой водой - чтоб все бесы из них вышли! А то сплошное богохульство кругом!"

"Хорошо, что не на костер!" - подумала я и, любезно улыбаясь православному ценителю искусства, поспешно направилась к другому стенду. Однако кармы избежать оказалось трудно. Минут через 10 мы вновь встретились и возмущение в голосе гражданина зазвучало еще громче. Не нравилось блюстителю возрождающейся духовности все. Но в особенности возмутили экспонаты из проекта "Чечня" галереи Марата Гельмана: икона погибшего в Чечне солдата, на которой он изображен как святой мученик с отрубленной головой в одной руке и орудием убийства - пилой - в другой; картина "Группа крови" с одетой в камуфляжную форму Владимирской Богоматерью. Объяснять, что речь идет о войне, ставшей повседневной и привычной, но не менее кровавой, и шок от упомянутых работ - это возможность напомнить о ежедневно умирающих в Чечне людях, было абсолютно бесполезно. Сознание неофитов, каковых по моде последнего времени в церкви большинство, к подобному восприятию не приспособлено. Дискуссии с такого рода гражданами, как правило, заканчиваются проявлениями агрессивности, в связи с чем вступать в них не рекомендуется.

Тем не менее некоторую пользу общение с незнакомцем принесло. Когда агентство "Благовест-инфо" распространило отзыв об "Арт-Москве-2001" отца Бориса Михайлова, неожиданностью для меня он не стал. Назвать художников "уголовниками" за слишком вольное обращение с религиозными символами - вполне в духе распространенной в церкви идеологии "шаг в сторону - побег". Ситуация, сложившаяся в отношениях общества с церковью, вполне к этому располагает.

Православное духовенство, еще десятилетие назад лишь осторожно наблюдавшее за происходящими переменами, но избегавшее в них участвовать - "как бы чего не вышло", - неожиданно оказалось назначенным на роль духовного лидера России. И ощутило себя в этом качестве довольно комфортно: недавние гонители церкви из числа власть имущих превратились в ее адептов и покровителей, стремление госструктур дружить с новой "руководящей и направляющей" принесло последней значительные финансовые вливания и льготы, а к озвучиванию полезных для общества мыслей духовенства привлекается практически вся государственная пресса.

Забыто при этом было главное: казаться и быть - это разные вещи. А к диалогу с современным обществом церковь не только не готова, но и не стремится: навязывать куда проще, чем доказывать. В отношениях церкви с современным искусством это проявляется наиболее остро, и если художники зачастую, как им, впрочем, и положено, выступают в роли провокаторов, то церковники чаще всего занимают позицию инквизиторов.

На Западе, где тоже не обходится без блюстителей религиозной нравственности, подобные коллизии заканчиваются судами, запрещающими регулировать свободу самовыражения художников. В России - уголовными делами по 282 статье, телесудами и вынужденной эмиграцией людей искусства. Так что в нынешнем "наезде" православного священника-искусствоведа на "Арт-Москву-2001" ничего нового нет. Удивляет разве что отсутствие призывов к расправе над совершившими "надругательство" художниками.

Впрочем, не исключено, что все еще впереди. Главным объектом православной критики на "Арт-Москве-2001" стал Арсен Савадов, вольно обошедшийся с посвященными святому Франциску Ассизскому фресками Джотто. На "Мастерской Арт-Москва" одна работа Савадова из серии "Книга мертвых" была снята со стенда по распоряжению администрации. Зал, где демонстрировалась вся серия, был завешен белым полотнищем и облеплен предупреждениями "Детям до 18 лет вход не рекомендуется". Для ревнителей православия занавес не препятствие: надо лишь войти в зал и... оскорбиться в религиозных чувствах. После этого превратить Савадова в Тер-Оганьяна, в честь которого, кстати, на выставке был накрыт стол, - минутное дело.

Наталия Бабасян 7/5/2001полная версия


Посмотреть и оставить отзывы (0)


ПРОЕКТЫ

Рождественские новогодние чтения


!!Атеизм детям!!


Атеистические рисунки


Поддержи свою веру!


Библейская правда


Страница Иисуса


Танцующий Иисус


Анекдоты


Карты конфессий


Манифест атеизма


Святые отцы


Faq по атеизму


Новый русский атеизм


Делитесь и размножайте:




Исток атеизма Форум
Рубрики
Темы
Авторы
Новости
Новый русский атеизм
Материалы РГО
Поговорим о боге
Дулуман
Книги
Галерея
Юмор
Анекдоты
Страница Иисуса
Танцующий Иисус
Рейтинг@Mail.ru
Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.