Авторство: Рослов Владимир
Конституция - светская, символы - религиозные
19.04.2015 Статьи/Конституция и религии
У каждого государства есть своя официальная символика, традиционно выражающаяся
триединством флага, герба и гимна. Понятно, что учреждение каждого символа совершается
не случайно, а с глубоко продуманной целью выразить в условном и лаконичном виде
главные принципы политического и общественного устройства государства. Смыслы
государственной символики должны соответствовать основному закону государства,
каковым для большинства стран является конституция. У всех народов Европы во все
времена символика служила знаковым отражением свойственного каждому из них миропонимания,
в рамках которого только и могла существовать конкретная национально-государственная
идея. Посмотрим в углублённом порядке, как флаг, герб и гимн Российской Федерации
соотносятся с её Конституцией, имеющей высшую юридическую силу, прямое действие
и применение на всей территории государства.
Чтобы ответить на этот вопрос, нам следует первоначально обратиться к статье
14 Конституции, согласно которой Российская Федерация провозглашена светским государством.
В соответствии с этим «Религиозные объединения отделены от государства». Из этого
вытекает, что никакая религиозная символика не может служить в качестве государственных
символов. Что же мы имеем на самом деле? Исследуем по отдельности содержание
каждого государственного символа России.
Начнём с флага. Цветовая палитра российского государственного флага чаще всего
толкуется так: красный цвет - это державность, синий – Богородица, под покровом
которой находится Русь, и белый - независимость и свобода. Единство цветовых
полос, располагающихся в строгом порядке, указывает на нерушимую связь Русской
Православной церкви, власти монарха и народа. Логично соотносясь с ушедшим в
историю лозунгом «За Веру, Царя, и Отечество!», эти символы вступают в неразрешимый
смысловой конфликт с действующей сегодня Конституцией Российской Федерации.
В гербе Российской Федерации, во многом копирующем символ наследственной самодержавной
власти, в ещё большей степени, чем во флаге, проявляется очевидное несоответствие
конституционному республиканскому строю, законодательно провозглашающему равенство
мировых религий. Так же, как и флаг, герб России построен с учётом православной
религиозной тематики. Любой несведущий, но достаточно внимательный человек обращает
внимание на то, что все три короны двуглавого орла снабжены изображениями крестов,
бесспорных символов христианства. Да и в целом герб как в геральдических знаках
достоинства над головами, так и в инсигниях власти в лапах царственной птицы
передаёт характер державы, как Вселенной Иисуса Христа, истинную веру в которого
ниспослано хранить Помазаннику Божию.
Теократическое содержание флага и герба России напрямую подтверждается словами
российского гимна:
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
В мире сегодня существуют различные по своему политическому устройству государства.
Есть республики, есть монархии, есть и теократии. Что хуже, что лучше – не тема
данного рассуждения. Каждому государственно-политическому образованию соответствует
своя символика. Не может монархическое государство обозначаться республиканскими
символами, а республиканское – монархическими. Аналогично светское государство
не может обозначаться религиозной символикой, так же, как государство, предпочитающее
использовать религиозные символы, не может именоваться светским государством.
Теократическая составляющая российской государственной символики очевидна и вступает
в противоречие с Конституцией России, провозглашающей светский характер государства.
Обнаруживаемый когнитивный диссонанс подлежит устранению. Конституция и государственные
символы нуждаются в приведении к общему знаменателю. Не пора ли нам об этом задуматься?
Владимир Рослов
Посмотреть и оставить отзывы (24)
Последние публикации на сопряженные темы
К проблеме упоминания бога в конституцииКонституция и богГубернатор Питера "слил" Исаакиевский соборСлучай на конференции (быль)Дело Виктора Краснова: не допустить обвинительного прецедента!
Пришествий на страницу: 1565