Доказательства чуда Иисуса Навина

В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

РУБРИКИ

Яндекс.Метрика

Авторство: Галабурда Кирилл

Доказательства чуда Иисуса Навина

20.11.2014 Статьи/Чудеса

Когда я заканчивал школу, огромное впечатление на меня произвёл "Закон божий" Серафима Слободского - книга замеченная, удостоенная признания и до сих пор популярная. Сбежав от сталинских репрессий, Сюра вольготно окопался близ Нью-Йорка и в своей приходской школе наставлял американчиков святоотеческому мракобесию. Нации, из которой вышли Юлий Аксельрод и Фредерик Скиннер, советский поп рассказывал, что "центральным органом чувства принято считать сердце". На родине Ричарда Фейнмана о. Серафим поучал, что "свет есть следствие колебания эфира". Вкладу выдающихся биологов США в разработку синтетической теории эволюции мракобес противопоставил Адама, у которого бог "взял одно из рёбер его и закрыл то место плотью".

И вот развитие у меня атеистического мировоззрения было замедлено тем, как Серафим Слободской описывает и обосновывает т.н. чудо Иисуса Навина, когда по требованию древнееврейского богатыря Солнце остановилось в небе и "почти целый день" не заходило за горизонт (Книга Иисуса Навина, глава 10, стт. 12-14).

"Повествование св. Библии об Иисусе Навине, 'остановившем Солнце', является одним из излюбленных мест нападок и возражений со стороны безбожников. Но новейшие исследования и открытия науки, а также археологические работы, производимые в Месопотамии, с несомненностью подтверждают историческую достоверность всех библейских событий...

Наука доказала, что свет имеет вокальное свойство; иначе говоря, быстрое колебание или дрожание в эфирных волнах, что и представляет собою свет, - вызывает особенный звук, хотя наши уши не имеют достаточной чувствительности, чтобы расслышать его. Существует мнение многих учёных, что действие Солнца на Землю заставляет последнюю вращаться вокруг её оси.

Чтобы день мог быть продлён, по желанию Иисуса Навина, вращение Земли вокруг её оси - если принять эту теорию за правильную - должно было бы, до некоторой степени, задержаться. Причём явление это могло бы иметь место в результате нейтрализации уменьшения или, в некотором роде, противодействия в процессе влияния Солнца на Землю.

Отсюда явствует, что слова Иисуса Навина находятся в точном согласии с открытиями современной науки: 'Солнце, будь безмолвно, или бездейственно'.

Если, поэтому, влияние Солнца временно было уменьшено, Земля должна была вращаться намного медленнее, и день должен был быть длиннее...

А. Гук сообщает, что один опытный учёный в. Копенгагене сообщил ему, что имел некоторую догадку, насчёт падавших с неба 'больших камней', приведших в замешательство амореян", с которыми воевал Иисус Навин. "Он предполагал под камнями хвост или известную часть большой планеты, которая подошла на соответствующее расстояние к Земле. Этот учёный высказал своё убеждение, что, если бы было предпринято исследование на указанном месте, то были бы обнаружены камни метеорного происхождения.

Мы имеем здесь, пожалуй, объяснение всего чудесного события.

Известно, что небесные тела обнаруживают свойство взаимного магнитного притяжения, и не будет безосновательно предполагать, что приближение большой кометы в сфере влияния Земли могло, в значительной степени, быть препятствием к воздействию Солнца на Землю.

Могло ли здесь иметь место контр-притяжение?

- Думаю, - говорит А. Гук, - ни один учёный сказать нам этого не может. Но, во всяком случае, замечательно то, что этот дождь метеорных камней, - которые отлично могли бы быть хвостом какой-нибудь огромной кометы, - должен был совпасть с нарушением в процессе вращения Земли вокруг её оси.

Учёный Мануил Великовский также не без основания утверждает, что прошедшая вблизи Земли комета, стала планетой Венерой. Он свидетельствует, что древние индусские документы, а также египетская письменность, знавшие о существовании планет и относящиеся к четвёртому тысячелетию до Рождества Христова, не упоминают о Венере. С другой стороны, вавилонские записи, относящиеся к тысячному году до Р.X., говорят о появлении новой планеты, как о 'ярком светиле, присоединившемся к другим светилам'. С этого времени в астрономических трудах начинает фигурировать планета Венера.

Всё же для таких вещей, какие описаны в Книге Иисуса Навина, астрономия требует фактов, и история подтверждает, что это действительно, имело место.

Проф. Тоттен в Америке очень тщательно исследовал этот предмет, с астрономической точки зрения, и результаты опубликовал в математическом вычислении. Оказывается, что не больше, чем, однажды, Солнце, Луна и Земля находились в положениях, подобных описанным в Книге Иисуса Навина. Работая над своими вычислениями, обхватывающими время от наших дней до времени Иисуса Навина, профессор находит, что невозможно не придти к заключению, что целые сутки, в двадцать четыре часа, были прибавлены к мировой истории.

Е. Мандер, учёный при Королевской обсерватории в Гринвиче - этом замечательном центре астрономической науки и исследований, также опубликовал работу на этот предмет. Он определил время дня, когда это чудесное явление имело место, обнаружив точное место, на котором Иисус Навин должен был тогда находиться.

Но это ещё не все! Нужно обратить внимание на построение библейского текста: 'Стояло Солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день'. Вычисления профессора Тоттена устанавливают, что, хотя к мировой истории как-то прибавились точно двадцать четыре часа, однако, ко времени Иисуса Навина может быть отнесено только двадцать три часа и двадцать минут, как и сказано в Писании - 'почти целый день'.

Следовательно, для требуемых астрономическими вычислениями, упомянутых двадцати четырёх часов не хватает ещё сорока минут. Тут мы опять имеем образец точности свящ. страниц Библии. В 4 Книге царств, гл. 20, 8-11, мы читаем, что по просьбе царя Езекии Господь дал знамение через пророка Исаию, - тень на солнечных часах возвратилась назад на десять ступеней. 'Десять ступеней' равняются как раз сорока минутам. Эти-то сорок минут и пополняют с точностью до минуты, таинственно наросшие в истории нашей планеты двадцать четыре часа, о которых говорит профессор Тоттен.

- Посмотрим теперь, что говорит история об удлинённых сутках Иисуса Навина, - говорит учёный А. Гук.

Есть три древних восточных народа, которые сохранили их исторические данные, - это: греки, египтяне и китайцы. Все они имеют сказания об одном необыкновенном длинном дне. Грек Геродот, который назван 'отцом истории', за 480 лет до Рождества Христова рассказывал, что некоторые египетские жрецы показывали ему записи об удлинении суток намного больше, чем двадцать четыре часа. В древних китайских записях прямо утверждается, что это событие произошло в царствование императора Ио, и в китайских родословных списках указано, что этот император царствовал в Китае во время Иисуса Навина.

Лорд Кингсбороу, предпринявший специальное обследование первобытных индейцев в Америке, устанавливает, что мексиканцы, которые достигли высокой степени цивилизации, задолго до того, как Америка была открыта европейцами, - имеют сказание, что Солнце 'стояло неподвижно' целый день, и это было в том году, который они называют 'Семь кроликов'. Год же 'Семи кроликов' соответствует точно тому времени, когда Иисус Навин с израильтянами завоёвывал Палестину.

Таким образом, мы имеем независимые друг от друга доказательства истинности библейского повествования, не подлежащие никакому сомнению, - от греков, египтян, китайцев и мексиканцев. Утверждение такого хора свидетелей нельзя не принять за абсолютно последнее слово.

- Это же подтверждают, - говорит учёный М. Великовский, - финляндские, японские, перуанские и другие легенды".

Признаться, подобное обилие учёных, подтверждающих своими исследованиями остановку земного вращения, подействовало на меня удручающе. Вторит "Закону божию" протестант Алексей Опарин, прилагающий нечеловеческие усилия по примирению науки с библейскими сказками. Вот что он добавляет к цитатам из Серафима Слободского.

"Рассказывается об одной из битв с коалицией ханаанских царей, в ходе которой израильтяне одерживали победу, однако наступающая ночь могла позволить врагу скрыться и таким образом война могла затянуться. И вот в самый разгар сражения 'Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами:

- Стой, Солнце, над Гаваоном, и Луна, над долиною Аиалонскою!
И остановилось Солнце, и Луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в Книге праведного: 'Стояло Солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день'? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь так слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля' (Нав. 10:12-14).

Как видим, произошло событие, действительно не имеющее аналогов во всемирной истории. Многие сегодня считают, что принять это событие могут только глубоко (если не фанатично) верующие люди. Для всех же остальных оно является явной сказкой. Однако, это не так. Битва в Аиалонской долине с чудесной остановкой Солнца, описанная в Книге Навина, является такой же реальной и исторически задокументированной, как Бородинская или Сталинградская битва. Более того, она зарегистрирована в истории не рукой летописца или камерой военного корреспондента, а астрономическими звёздными часами. Но обо всём по порядку. Остановка Солнца - событие, безусловно, неординарное, и поэтому если Библия права в своём сообщении, то у других народов Земли должны были сохраниться воспоминания об этом необыкновенном дне. И эти воспоминания есть! Мы приведём лишь некоторые из них.

• Египет. Древнегреческий историк V века до х.э. Геродот, путешествуя по Египту, узнал от жрецов, которые показали ему древние летописи, о небывалом долгом дне, бывшем за 1000 лет до него. Вот как это он сам описывает:
    'В это время, рассказывали жрецы, Солнце четыре раза восходило не на своём обычном месте: именно, дважды восходило там, где теперь заходит, и дважды заходило там, где теперь восходит. И от этого не произошло в Египте никакой перемены в смысле плодородия почвы и растений, режима реки, болезней или людской смертности'.
  • Индия. В своей обширной работе 'Ключ к хронологии индусов' доктор Ч. Хамильтон приводит жизнеописание Кришны, в котором сказано, что во время, соответствующее современному летоисчислению, около XV в. до х.э., 'Солнце замедлило своё движение и не заходило, заслушавшись благочестивным пением Akroon'a, восхваляющего добродетели Кришны, во время путешествия последнего в Биндреблы. Когда же он прибыл туда в целости и сохранности, Солнце зашло с опозданием около двенадцати часов'.
  • Доколумбовая Америка. Лорд Кингсборд, на протяжении долгого времени изучавший быт индейцев Мексики, установил, что в сказаниях этих племён (в частности летопись Куаухтитлан) упоминается, что в год Семи кроликов, бывший около XV в. до х. э. (соответственно современной хронологии) был необычайно долгий день. Эти данные были подтверждены и И. Великовским.
  • Финляндия и Япония. Доктор Иммануил Великовский, исследуя сказания многих народов Земли от финнов до жителей Японии, установил, что у многих из них есть упоминания о двойном дне.
  • Древний Китай. В период правления императора Яо (Yao) летописи зафиксировали весьма долгий день.
  • Древний Рим. В работе знаменитого римского историка Иосифа Флавия, жившего в I в. х. э., есть прямое свидетельство о небывалом дне, имевшем место при Иисусе Навине...

Другое свидетельство правоты Нав. 10:13 может быть основано на астрономических данных. Выходит так, что один полный день отсутствует в наших астрономических вычислениях. В различных случаях сэр Эдвин Балле, британский астроном профессор Пикеринг из обсерватории Гарварда, Моундерс из Гринвича, и Тоттен Ейл относят этот факт ко времени Иисуса... Эти факты получили широкое распространение в конце 1960-х, после того, как Мария Кэтрин Брайен издала статью в 'Evening Star', штат Индиана. Согласно статье, компьютерные вычисления позиции Солнца, Луны и планет не сходились должным образом. Эти вычисления были необходимы, и должны были быть точны, чтобы расположить орбиты спутников (ретрансляционных телецентров) и космических полётов с человеком. Однако, когда длинный день Иисуса и отступление Солнца назад на десять ступеней во 4-Царств 20:9-11 были приняты во внимание, все вычисления совпали совершенно.

Сегодня даже атеистически настроенные учёные пришли к выводу, что событие, описанное в Нав. 10:12-14 не противоречит законам физики и астрономии", пусть и случилось "вопреки всем существующим законам"! "Хотя сегодня существует несколько весьма аргументированных научных объяснений", в которых "подробно анализируются физико-астрономо-математические аспекты этого вопроса", всё равно "какой точно из механизмов использовал Господь, мы ответить не можем".

А теперь подробнее.

Естественнонаучные доказательства

Доказательства Тоттена

Сущность теории американского офицера Чарльза "Ейла" Тоттена (1851 - 1908) изложена в его основательной, но мутной книге "Joshua's Long Day and the Dial of Ahaz, a Scientific Vindication and 'a Midnight Cry'" (1890) и в разровненном виде такова. Прежде всего, если "Иисус (якобы находившийся на 31°53′ северной широты 35°7′ восточной долготы. - Тоттен) ...сказал пред израильтянами: Стой, Солнце, над Гаваоном (31°51′ с.ш., 35°10′ в.д. - Тоттен), и Луна - над долиною Аиалонскою (31°51′ с.ш., 35°02′ в.д. - Тоттен)", то на веку Иисуса Навина величина угла "Луна - Иисус - Солнце" составила 35°10′−35°02′=00°07′. Известно, что если центры обоих светил сближаются на расстояние, меньшее, чем 16°30′, то лунный диск перекрывает диск Солнца - происходит солнечное затмение. Следовательно, чудо Иисуса Навина произошло во время солнечного затмения. Подобно тому, как по предсказанию затмения Фалесом Милетским выяснили, когда философ жил, так и тут по дате современного Тоттену затмения профессор установил, что чудо Иисуса Навина могло произойти в затмение за 1217530 дней до того - в одну из сред 1441 г. до н.э., в 1043.

Почему же Тоттен уверен, будто чудо Иисуса Навина произошло именно в это затмение? Учёного убеждает библейская хронология.

"The Battle of Beth Horon must have occurred during the first five years which succeeded the 'passage of the Jordan' (которое, как верующие высчитывают по Ветхому завету, было спустя 2553 лет после творения мира, то есть в 2553 г. AM - К.Г.) and which preceded the 'division of the land'.

Caleb was 40 years old when sent out with the spies (Josh. 14:7), and was 85 when the land was divided (14:10), hence, the 'division' was affected 5 years after their occupancy of it. For Caleb must have spent 40 of these remaining 45 years, in the wilderness with the rest of the host - i.e., from the middle of 2513 AM - the date of the Exodus - to the middle of 2553 AM - that of the entrance into Palestine.

The Battle of Beth Horon could not have occurred after the 'division of the land', for long before that event we are expressly told (Josh. 11:23), that 'the land rested from war'; nor, of course, could the battle have occurred before the passage of the Jordan".

Значит, из всех солнечных затмений прошлого Тоттен выбрал именно такое, которое, по его мнению, попадает в промежуток между 2553 и 2558 гг. от творения мира. Но даже если допустить, что в библейские времена Солнце показалось на зените Гаваона, а Луна - на зените Аиалона, то это ещё не означает, будто "стояло Солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день". Просто затмение во время военной победы вошло в древнееврейскую легенду, а это отнюдь не свидетельство в пользу чуда Иисуса Навина.

На это у профессора Тоттена есть удивительный ответ. Из сочинений т.н. Британской хронологической ассоциации он вычитал, будто 1 января 0 г. от творения мира было ещё одно солнечное затмение!

"The interesting circumstances of the first eclipse of history (№1, Solar) of the regular team, have been calculated by the Premier Chronologist of the British Association (Mr. J.B. Dimbleby, The Shrubbery, Chatham Place, South Hackney, Eng.). It is found to have occurred upon Friday, the 1st day of the 4th civil month of the year 0 AM"
Если считать возможные затмения именно от этой даты, якобы можно выяснить, что во времена Иисуса Навина затмение произошло 933285 дней спустя. Между затмением во вторник 2555 г. от творения мира, в 1152, и затмением в среду 1441 г. до н.э., в 1043, будто бы лежит промежуток в "почти целый день", упомянутый Библией. Следовательно, чудо Иисуса Навина действительно произошло!

Не совсем. На что прежде всего следует обратить внимание - так это на подозрительную точность результатов. Тоттен сам признаётся, что принял данные Британской хронологической ассоциации (точнее, её главаря с фамилией Димблеби) безо всякой проверки.

"It is of course impossible to give any adequate idea of the scope of the calculations which have conspired to bring out the astro-chronological results... The results at which we have been permitted to arrive were only rendered possible by the previous publications of the British Chronological Society... We are particularly indebted to them for the basis of our chronological tables at the end of this volume".

К сожалению, сочинений Иависа Димблеби в Интернете не найти, и убедиться в достоверности его расчётов русскоязычному читателю не дано. Но вместо нас с выкладками БХА ознакомился профессор какой-то Библейской семинарии Роберт Ньюман и вот какие вынес наблюдения.

"Totten does cite the source for his exact creation date. It was calculated by the British Chronological Association. This group, headed by premier chronologist Jabez Bunting Dimbleby, used to publish an almanac entitled 'All Past Time', in which they claimed to be able to account for every day since creation. Their 1885 almanac suggests that they established their chronology by adding up the numbers given in the Old Testament, using a liberal supply of speculation regarding ancient methods of keeping the lunar and solar calendars aligned. The work is dauntingly technical, but a few minutes' reading convinced me that their method of interpreting Scripture is often arbitrary".
Необходимо подчеркнуть, что это пишет не какой-нибудь советский безбожник, а искренне верующий христианин, который был бы рад подтвердить достоверность чуда. Куда деться, если Тоттен доказывает свою теорию заявлениями, которые сами требуют доказательств?

Однако самое главное, что данные БХА при всей своей безосновательности ещё и ошибочны. Если открыть каталог солнечных затмений XV в. до н.э., составленный NASA, то видим, что в 1441 г. до н.э. никакого солнечного затмения над Палестиной не было. Следовательно, теория Тоттена совершенно ложна, и астрономическая наука никак не доказала чуда Иисуса Навина.

Апелляция к авторитету Мандера

Строго говоря, Владимир Мандер вовсе не претендует на то, чтобы дать доказательство чуда Иисуса Навина. Он лишь высказывает свои предположения, ничем их, однако, не подтверждая. Но всё равно поучительно будет вчитаться в 1 главу 4-го тома мандеровской книги "The Astronomy of the Bible".

В Библии короля Якова Иисус Навин приказывает светилам: "стой, Солнце, upon Gibeon, и Луна, in the valley of Ajalon". Предлоги "in" и "upon" отличаются от употреблённого в Синодальной Библии "над". Мандера они навели на мысль, что Иисусу Навину виделось, будто Солнце словно прилегло на Гаваон, а Луна, по видимости, зарылась в грунт Аиалонской долины. Т.е., оба светила находились тогда возле горизонта: дневное - на долготе Гаваона, а ночное - на долготе Аиалона.

"It would be quite natural to associate the Sun and Moon with distant objects if they were only some five or six degrees high; it would be rather straining the point to do so if they were more than ten degrees high; and if they were fifteen or more degrees high, it would be quite impossible...

Therefore the one must have been rising and the other setting, and Joshua must have been standing between Gibeon and the valley of Ajalon, so that the two places were nearly in opposite directions from him. The Moon must have been in the west and the Sun in the east, for the valley of Ajalon is west of Gibeon. That is to say, it cannot have been more than an hour after sunrise, and it cannot have been more than an hour before moonset".

Уже в этих словах видно опровержение теории Тоттена, за которую так любят цепляться верующие. Ведь если прав Мандер, то никакого солнечного затмения во время чуда Иисуса Навина и в помине не было: при тоттеновском затмении свечение Солнца ослабнет как минимум втрое, что уже не может считаться полноценным световым "днём".

Солнце и Луна "could not be both in the same quarter of the sky; both rising or both setting. For this would mean that the Moon was not only very near the Sun in the sky, but was very near to conjunction - in other words, to new Moon. She could, therefore, have only shown a slender thread of light, and it is perfectly certain that Joshua, facing the Sun in such a country as southern Palestine could not possibly have perceived the thin pale arch of light, which would have been all that the Moon could then have presented to him".

Чтобы определить вид неба во время чуда Иисуса Навина, Мандер тоже прибегает к библейской хронологии.

Опираясь на Нав. 4:19, Мандер выводит, будто "the Israelites had entered the land of Canaan on the 10th day of the first month, that is to say, very shortly after the spring equinox - March 21 of our present calendar. Seven weeks after that equinox - May 11 - the Sun attains a declination of 18° north. From this time its declination increases day by day until the summer solstice, when, in Joshua's time, it was nearly 24° north. After that it slowly diminishes, and on August 4 it is 18° again. For twelve weeks, therefore - very nearly a quarter of the entire year - the Sun's northern declination is never less than 18°. The date of the battle", в которой участвовал Иисус Навин, "must have fallen somewhere within this period...

We thus know, roughly speaking, what was the declination of the Sun - that is to say, its distance from the equator of the heavens - at the time of the battle; it was not less than 18° north of the equator, it could not have been more than 24°".

И тут оказывается, что Мандер сам себя запутал: нет такой точки между Гаваоном и Аиалоном, откуда Иисус Навин мог наблюдать Солнце и Луну в указанных положениях, поскольку между Гаваоном и Аиалоном лежит де 17° в.д. Так что Солнце у Мандера вдруг перемещается с горизонта на зенит!

"If we adopt the idea most generally formed of the meaning of Joshua's command, namely, that he saw the sun low down over Gibeon in one direction, and the moon low down over the valley of Ajalon in another, we can judge of the apparent bearing of those two heavenly bodies from an examination of the map. And since, if we may judge from the map of the Palestine Exploration Fund, the valley of Ajalon lies about 17° north of west from Gibeon, and runs nearly in that direction from it, the Moon must, to Joshua, have seemed about 17° north of west, and the Sun 17° south of east. But for any date within the three summer months, the Sun in the latitude of Gibeon, when it bears 17° south of east, must be at least 56° high. At this height it would seem overhead, and would not give the slightest idea of association with any distant terrestrial object".
Эти слова означают, что никакого "точного места, на котором Иисус Навин должен был тогда находиться", Мандер не нашёл. Даже более того, наткнулся на противоречие между: "стой, Солнце, над Гаваоном" (Нав. 10:12) и: "стояло Солнце среди неба" (Нав. 10:13), т.е., вдалеке от горизонта, на котором его ищет Мандер. Говорить, будто Мандер "определил время дня", не сумев выбрать между рассветом и полуднем, весьма безответственно.

Но даже если поверить Мандеру, будто Иисус Навин приказывал светилам 22 июля (что отнюдь не доказано учёным), даже если бы Мандер определил, какое положение Солнца соответствует Книге Иисуса Навина, всё равно это не означает, будто "стояло Солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день". Удивительно, но Мандер отрицает чудо Иисуса Навина - отрицает, что световой день не прекращался целые сутки! Поскольку Иисус Навин приказывает Солнцу буквально: "דּוׁם", а глагол "דּמם" означает также затихание, молчание (см. Исх. 15:16, Лев. 10:3, Ив. 29:21, Пс. 30:18, Ис. 23:2, Плч. 2:10, Ам. 5:13), то Иисус Навин, дескать, приказывает Солнцу не остановиться, а заткнуться!

Якобы во время битвы исус-навиновцы "must have been weary, and have felt sorely the heat of the Sun, now blazing right overhead... Joshua's one pressing need at that moment was something to temper the fierce oppression of the Sun, and to refresh his men. This was what he prayed for; this was what was granted him. For the moment the Sun seemed fighting on the side of his enemies, and he bade it: 'Be silent'. Instantly, in answer to his command, a mighty rush of dark storm-clouds came sweeping up from the sea. Refreshed by the sudden coolness, the Israelites set out at once in the pursuit of their enemies".

В то время, как Иосиф Флавий, Чарльз Тоттен, Алексей Опарин с ветру рассказывают, будто остановка Солнца помогла бы евреям оккупировать Палестину, Мандер и вовсе отрицает стратегическую пользу от продления светового дня.

"Would it have helped the Israelites for the day to have been thus actually lengthened? Scarcely so, unless they had been, at the same time, endowed with supernatural, or at all events, with unusual strength. The Israelites had already been 31 hours without sleep or rest, they had made a remarkable march, their enemies had several miles start of them; would not a longer day have simply given the latter a better chance to make good their flight, unless the Israelites were enabled to pursue them with unusual speed? And if the Israelites were so enabled, then no further miracle is required"!

Подводя итоги, можно сказать, что Мандер скорее опровергает библейскую легенду, чем подтверждает её.

Легенда о верующем компьютере

Опарин пересказывает легенду о том, как работники NASA своими компьютерами доказали удлинение светового дня в библейские времена, однако не трудится заглянуть в книгу П. Джеймса и Н. Торпа "Тайны древних цивилизаций" (М.: "Эксмо-пресс", 2001), которую Опарин же предлагает в доказательство чуда Иисуса Навина.

"В 1970-х годах в бульварной прессе циркулировала история о том, как учёные NASA, выполнявшие компьютерные расчёты движения планет в прошлом и будущем, обнаружили 'пропавший день'. Компьютер якобы остановился на конкретной (но не названной) дате в эпоху Иисуса Навина и показал, что из его расчётов выпадает один день. Поражённые учёные проверили оборудование и снова запустили программу, однако сбой произошел на той же самой дате. Потом кто-то вспомнил историю Иисуса Навина, в которой Солнце остановилось на один день (или примерно на день). При более пристальном изучении специалисты NASA предположительно обнаружили, что 'пропавшее' время составляло 23 часа 20 минут, то есть немногим менее суток.

Нелепость этой выдумки бросается в глаза. Никакой компьютер не может рассчитать, что целый день, минута или даже секунда 'пропала' из истории. Ныне это считается образчиком современной мифологии, или городского фольклора - вроде периодически повторяющихся сообщений о рассеянных пожилых дамах, сующих своих пуделей в микроволновую печь, чтобы подсушить их после дождя. Обычно происхождение подобных историй трудно определить, но в данном случае исследователи обнаружили источник: им оказался Гарольд Хилл, утверждавший, что он лично присутствовал в Годдардовском центре космических полётов NASA, когда произошли предполагаемые события. В прошлом Хилл был президентом Curtis Engine Company из Балтимора, участвовавшей в поставках и наладке дизельных генераторов для Годдардовского центра. Однако он никак не был связан с компьютерными операциями, и NASA отрицало, что подобный эпизод вообще имел место.

О причинах, толкнувших Хилла на эту мистификацию, можно только гадать. В конце концов он признался в том, что 'подменил некоторые детали, касающиеся мест и имён'. Иными словами, связь с NASA была вымышленной, однако Хилл по-прежнему настаивал на том, что проблема 'пропавшего дня' существует на самом деле".

Как эта история стала известна М.-К. Брайен, Хилл и сам не знает. Журналистка из штата Индиана взяла письменный отчёт Хилла об этой истории и накропала статью в свою колонку "Evening World" (по мнению Опарина, статья появилась в какой-то "Evening Star") за 10 октября 1969 года. "Various news services picked up the story and it appeared in hundreds of places", - признаётся Гарольд Хилл. Таким образом, Маша Брайен поучаствовала в раздувании газетной утки, и можно не верить её (по словам Опарина) сообщениям, будто Балле и Пикеринг доказали чудо Иисуса Навина.

Апелляция к авторитету Пикеринга

Профессор Эдуард Чарльз Пикеринг (1846 - 1919) услужил мировой науке не просто кропотливой работой над звёздными каталогами, а и предложенной им классификацией звёзд. Наряду с математическими выкладками по теории блеска звёзд, т.н. методом Пикеринга. Вполне понятно, почему верующие хотят как бы сфотографироваться с титулованым учёным на фоне библейских чудес, сделать почётного члена Лондонского королевского общества и члена-корреспондента Петербургской академии наук ещё и почётным прихожанином евангелических церквей. Однако никаких работ Пикеринга, доказывающих чудо Иисуса Навина, я лично не нашёл. Как может показаться из Интернета, знаменитого учёного с Иисусом Навином сосватал баптистский богослов Бернард Рэм (1916 - 1992) на страницах книги "The Christian View of Science and Scripture" (1954) - её тоже в Интернете нигде нет.

Доказательство Эдвина Балле

Насколько можно понять, впервые Эдвин Балле упоминается в богословской книге некоего Гарри Римера "The Harmony of Science and Scripture" (1936). Автор обещает ни много, ни мало как "процитировать" доказательства от Балле, однако никаких цитат совсем не приводит. Сколько людей пыталось отыскать обещанные Римером доказательства и цитаты, но никто ничего до сих пор не нашёл. Вышеназванный Рэм в вышеназванной книге приходит буквально к такому выводу:

"This I have not been able to verify to my own satisfaction... Dr. Kulp has tried to check this theory at Yale (Totten's employer) and in England (Sir Edwin Ball's home), and has found nothing to verify it".
Среди прочих охотников на Балле можно назвать Дональда Саймэника, вынужденного сомневаться в историчности Балле:
"Hill lifted the story from Rimmer (1936), who lifted it from Totten (1890), who claimed it was related by Sir Edwin Ball 'the great British astronomer'. If Ball was so 'great', why is he not listed in the usual bibliographic references to scientists of the period? Why do Ball's books not show up in library archives? Is it possible that Ball was a fictional creation of Totten?"

Исторические доказательства

Иосиф Флавий

Сообщение Иосифа Флавия (†I в. н.э.) о чуде Иисуса Навина не является независимым источником, оно пересказывает, а не доказывает Библию.

Геродот

Как мы уже видели, Геродотом (V в. до н.э.) прикрывается и Тоттен, и Серафим Слободской, и Опарин. Вот только абсолютно напрасно.

"Солнце, - у Отца Истории, - четыре раза восходило не на своём обычном месте: именно, дважды восходило там, где теперь заходит, и дважды заходило там, где теперь восходит".

Конечно, описанное событие по-настоящему чудесно, однако к остановке Солнца в зените Гаваона оно никакого отношения не имеет. У Навина светило останавливается, у Геродота - движется. Если Геродотовы информаторы и вправду что-то видели, то явно не чудо Иисуса Навина.

Возможно, Геродот описал чудо Езекии, когда "возвратилось Солнце" (Книга Исайи, гл. 38, 8)? Это было бы очень похоже на правду, если бы не одно "но". Об обратном движении Солнца Геродоту сообщили египтяне, которые в любом случае находились западнее Иерусалима, притом не далее, чем на 8° в.д. Если чудо Езекии произошло утром, с Египта действительно могло показаться, словно Солнце один раз взошло на востоке, зашло за восток и снова взошло на востоке. Однако это не полностью то, что описывает Геродот, у которого Солнце заходит за восток "дважды", да ещё и восходит из запада, что при чудесах Езекии и Навина совсем не возможно.

Так что Геродот опровергает, а не доказывает Библию.

Кромбет

На Интернет-странице геоцентристов, посвящённой чуду Иисуса Навина, сообщается, что "Фернан Кромбет (Fernand Crombette) расшифровал египетскую надпись, гласившую:

'Солнце, озадаченное, оставалось низко на горизонте и не вставало, чем напустило страх на великих лекарей. Два (в оригинале не два, а 'one-and-a-half'. - К.Г.) дня свернулись в один... Луна оставалась на краю горизонта (в оригинале не на краю, а 'in a small angle at the edge of the horizon'. - К.Г.). А Солнце, которое только что взошло в том месте, куда направлялась Луна, не стало двигаться по небу, а замерло на месте. Пока Луна медленно поднималась по узкой дорожке, Солнце прекратило своё движение и светило не ярче, чем на заре'.
Далее описан чрезвычайно сильный прилив, вследствие которого лодки превратились в груды обломков, рыбаки утонули, а значительная часть суши была затоплена" (Пер. с англ. Нат. Кокоз).

Прежде всего, необходимо указать на внутренние противоречия. То нам сообщают, будто Солнце "не вставало", то говорят, что оно "только взошло"; Луна же одновременно и "поднималась", и "оставалась на краю горизонта". Подобный маразматический отрывок уж точно не может свидетельствовать в пользу Библии - по той же причине, почему недееспособные граждане не могут свидетельствовать на суде.

Предположим, однако, что в египетском источнике сообщается о чуде Езекии, которое пускай случилось в утренний для иудеев час. Тогда египтянам покажется, что Солнце объявилось при горизонте, а потом снова нырнуло за горизонт. Однако вместо этого египтяне рассказывают, словно оно "remained low on the horizon". Следовательно, египетские источники противоречат Библии.

Теперь предположим, что в египетском источнике сообщается о чуде Иисуса Навина, при котором Солнце стало "над Гаваоном", то есть в зените населённого пункта, находящегося на 35° в.д. (согласно Тоттену). Тогда египтянам, живущим не далее, чем на 8° в.д. западнее Гаваона, покажется, что высота Солнца над горизонтом составляет 90°-8°=82°. Иначе говоря, Солнце отнюдь не будет "низко на горизонте", как об этом рассказывают египетские источники. Во-вторых, согласно египтянам, чудо Навина длилось "one-and-a-half times the normal period of effective daylight", а согласно Библии - "почти целый день" (Нав. 10:13). Так кому же после этого верить, египтянам или Библии?

На самом деле, никому. Фернан Кромбет (1880 - 1970) не был дипломированным учёным, не был даже исследователем - это просто богослов, пытавшийся приспособить науку к Священному писанию. Ещё Ж.-Ф. Шампольон, разгадавший древнеегипетское письмо, пришёл к выводу, что египетская государственность возникла не позднее, чем за четыре тысячелетия до 2348 г. до н.э. - года, в который, по мнению верующих, произошёл Всемирный потоп. Кромбет, видя угрозу для библейской мифологии, в 1937 г. переезжает в Бельгию изучать египетскую грамоту при Египтологическом фонде королевы Лизаветы. Научной работе Шампольона Кромбет противопоставил свою трёхтомную "Véritable histoire de l'Égypte antique", из которой и взято вышеприведенное египтологическое доказательство чуда Иисуса Навина.

Насколько хорошим переводчиком служил Кромбет, можно судить по тому, что библейское слово "חָרָבָה" означает у него "цветок". Такое значение слову Кромбет приписал для того, чтобы оправдать свою географическую лжетеорию (согласованную с Иез. 5:5), будто до Всемирного потопа вся суша представляла собой радиальносимметричный континент с восемью выступами. Кроме того, Кромбет был воинствующим креационистом (это единственное, что сообщает о нём Википедия) и геоцентристом (опровергал Галилея опытами Майкельсона - Морли в своей книге "Galilée avait - il tort ou raison?").

Короче говоря, раз Кромбета разносят на египтологическом Интернет-форуме, в то, что Кромбет нашёл древнеегипетские летописи о библейских чудесах, верить действительно не стоит.

Зенд-и Вохуман яшт (Брахман яшт)

Геоцентристы не любят останавливаться на упоминании чуда Иисуса Навина в зороастрийской религиозной литературе, поскольку "это не летопись, а пророчество", плохо совместимое со Священной историей и христианской эсхатологией.

"Ормазд сказал Зартошту Спитаману: 'Это - то, что я предсказываю о конце твоего тысячелетия, это - начало эпохи Аушедара. Об Аушедаре известно, что он будет рождён в 1600, и в тридцатилетнем возрасте он обретёт связь со мной, Ормаздом, и утвердится в вере. После этого он сможет повелевать Солнцу: 'Остановитесь!' Солнце останавливается на десять дней и ночей; и когда это случается, все люди мира примут добрую веру маздаяснийскую. Михр, владыка обширных пастбищ, скажет Аушедару, сыну Зартошта:
'O Аушедар, воссоздатель истинной веры! Прикажи Солнцу идти по небу вновь, потому что темно в областях Арезах и Савах, Фрададхафшу и Видадхафшу, Воурбарешти и Воруджерешти, и прославленного Хваниратха'.
Аушедар, духовный сын Зартошт, крикнет Солнцу: 'Иди!' Солнце двинется шагом быстрой лошади, и Варзаванд и всё человечество примет добрую веру маздаяснийскую".

Когда же происходит описанное? Как сказано, через 1000+30=1030 лет после Заратустры, который будто бы жил между X и VI вв. до н.э. Точнее, спустя 30 лет после того, как отцарствуют "косматые демоны, порождения ужаса, ...с восточной стороны", на смену которым придут повстанцы под красными знамёнами, которые "убивают хозяев и разрушают их жилища". Поскольку Краснознамённые (Сорхалемы) восстали в 778-9 гг. н.э., возможно, и Солнце остановилось где-то в это время.

Итак, если в Авесте идёт речь о чуде Иисуса Навина, то оно произошло уже после смерти Иисуса Навина. Значит, Библия обманывает.

"Ч." Хамильтон

Как уже говорилось, А. Опарин оправдывает чудо Иисуса Навина ссылками на некоего Хамильтона, будто во времена Кришны, "около XV в. до х.э., 'Солнце замедлило своё движение и не заходило... около двенадцати часов'". Автор труда "A Key to the Chronology of the Hindus" (1820) по фамилии Хамильтон действительно существовал (это чуть ли не основатель индийской филологии), вот только он Александр, а не "Ч.", как его нарёк Опарин. Крайне подозрительно, что нигде в Интернете нет 2-го тома Хамильтонова сочинения. Откуда же тогда этот том достал Опарин? На моё письмо с просьбой помочь первоисточником Опарин не ответил, поэтому придётся мне действовать изворотливее.

Энциклопедия "Мифы народов мира" сообщает, что самое раннее упоминание Кришны содержится в Чхандогья-упанишаде (т. 2, статья "Кришна"). Это означает, что о Кришне составителям Риг- и Атхарваведы ничего не было известно, а появляется этот персонаж только во времена упанишад. БСЭ сообщает, что упанишады были сочинены "приблизительно в VII-III вв. до н.э.", и никак не раньше (статья "Упанишады"). Т.о., никакого "жизнеописания Кришны", повествующего о событиях XV в. до н.э., попросту не существует. Если бы чудо Иисуса Навина действительно впечатлило индусов, они бы начали рассказывать о нём уже в самхитах. Следовательно, навиновского чуда никогда не было.

Гюбнер (Хюбнер, Гибнер)

Немецкий географ Иоанн Гюбнер (1668 - 1731) часто цитируется верующими за его "Kurtze Fragen aus der Politischen Historia" (1733), действительно подтверждающий остановку Солнца в небе при царствовании китайского императора Яо (Джао):

"Zu seiner Zeit soll sich das Wunder zugetragen haben, daß die Sonne zehn Tage nach einander nicht untergangen ist, darüber viel Wälder sind entzündet, und viel abscheuliches Ungeziefer ausgehecket worden". Якобы это произошло в период "von M.A. 1591, bis 1691".
Нет другого такого отрывка, который настолько часто цитировался бы сторонниками чуда Иисуса Навина. И Тоттен говорит о мифическом Яо, и о. Серафим с Опариным ссылаются на Тоттена и Яо. А ещё на Иммануила Великовского, который из только что приведенного жалкого отрывочка раздул целую космогоническую теорию, предлагаемую взамен представлениям современных астрономов.

Но никто из них не обратил внимания, что, во-первых, нет и не упомянуто никаких исторических документов, написанных до Хюбнера и рассказывающих об остановке Солнца при сказочном богдыхане; во-вторых, получается, словно Яо родился почти что за тысячу лет до чуда Иисуса Навина (по датировке Тоттена); в-третьих, наконец, чудо Яо длилось целую неделю ("zehn Tage"), а чудо Навина - всего лишь "целый день" (Нав. 10:13).

Великовский пытается изобрести сенсацию из слов Хюбнера, что после 10-дневного стояния Солнца "das Königreich China durch eine grosse Wasser Auth überschwemmet worden". А ведь не нужно быть Марком Поло, чтобы знать, насколько наводнения в Китае - заурядная вещь. И понятно, что при потопе никакие "Wälder" вообще не смогут "sein entzündet".

Поэтому Библия в лучшем случае противоречит китайским легендам, а не подтверждается ими.

Анналы Куаухтитлана: Великовский против Кингсбороу-Кингсборда

Что сообщает ВеликовскийЧто сообщает Кингсбороу-Кингсборд
"В мексиканских Анналах Куаухтитлана - истории империи Кулхуакана и Мексики, написанной на нагуа-индейском языке в XVI веке, - рассказывается, что во время космической катастрофы, которая произошла в отдалённом прошлом, ночь не кончалась очень долго... В мексиканских хрониках указывалось, что мир был лишён света и Солнце не появлялось четырежды. Время этого затянувшегося дня или ночи не могло быть измерено обычными средствами, имевшимися в распоряжении древних" ("Столкновения миров").
Так пишет Великовский и увязывает это событие с тем, как "в библейском повествовании описывается, что Солнце задержалось в небе ещё на один день". Однако сам Великовский упускает из виду, что кулхуаканское чудо просходило "четырежды", а чудо Навина - всего один раз, "и не было такого дня ни прежде ни после того" (Нав. 10:14).
"Лорд Кингсбороу, предпринявший специальное обследование первобытных индейцев в Америке, устанавливает, что мексиканцы, которые достигли высокой степени цивилизации, задолго до того, как Америка была открыта европейцами, - имеют сказание, что Солнце 'стояло неподвижно' целый день, и это было в том году, который они называют 'Семь кроликов'. Год же 'Семи кроликов' соответствует точно тому времени, когда Иисус Навин с израильтянами завоёвывал Палестину" (Серафим Слободскоий).
"Лорд Кингсборд, на протяжении долгого времени изучавший быт индейцев Мексики, установил, что в сказаниях этих племён (в частности летопись Куаухтитлан) упоминается, что в год Семи кроликов, бывший около XV в. до х.э. (соответственно современной хронологии) был необычайно долгий день. Эти данные были подтверждены и И. Великовским" (Опарин).

Вот и приехали! Кингсборд/оу сообщает, что у индейцев день никак не заканчивался, а Великовский "подтверждает", что у индейцев день никак не начинался. Так может, этих Анналов Куаухтитлана и вовсе не существует?

Фольклорные доказательства

Мифы о долгом дне

По логике христиан, раз Солнце двое суток стояло над Гаваоном (35° в.д.), то, значит, все народы, когда-либо жившие в 35° в.д. ± 90° должны рассказывать байки о невероятно долгом дне. Якобы это будет прекрасным доказательством, что чудо Иисуса Навина действительно произошло.

Однако заявления Опарина, будто у "многих народов Земли от финнов до жителей Японии... есть упоминания о двойном дне" - ложь. У литовцев есть миф, противоречащий чуду Навина, якобы "когда-то Солнце стало невидимым на много месяцев, поскольку один могущественный король заключил его в прочную башню". Как и в японском мифе, где "Солнце, огорчённое злодеяниями людей, ушло в пещеру и оставило мир во тьме". Понятно, что если бы была права Библия, то с евразийского небосвода Солнце никуда бы не исчезало, тем более на целые месяцы: в Книге Навина Солнце задерживается над Палестиной и всего лишь на день.

Аналогичным образом всё, что геоцентристы находят в евразийском и африканском фольклоре, только опровергает их теории. О длинном дне в арийской мифологии уже сказано. Забавно, как в доказательство долгого дня геоцентристы приводят сказку... о долгой ночи!

"Западноафриканская история гласит, что ночь длилась слишком долго, потому что сова проспала и не разбудила Солнце".
Геоцентристам невдомёк, что никакой долгой ночи в Африке чудо Иисуса Навина дать не могло. Даже на мысе Альмади Солнце в зените Гаваона будет казаться отстоящим от горизонта на высоту не менее 37°18′. Поэтому фольклор Старого Света свидетельствует как раз против чуда Иисуса Навина, а не в его пользу.

Библейский миф о том, как Солнце остановилось над Гаваоном опровергают тихоокеанские мифы о том, как Солнце заставили остановиться над совершенно противоположной точкой Земного шара.

"Полинезийский бог-герой Мауи... и его братья проделали долгое путешествие на восток, на самый край того места, откуда встаёт Солнце. Тогда они... по обе стороны от него построили длинную и высокую стену из глины; на обоих её концах были хижины из древесных ветвей, в которых они могли спрятаться. Когда всё было закончено, они сделали на своём аркане петли...

Тогда Солнце взошло из того места, будто огонь, который широко и далеко идёт по горам и лесам. Оно встало; его голова прошла через петлю, и оно всё больше и больше просовывало туда своё тело, покуда не прошли передние лапы. Тогда потянули за верёвки, и чудище стало биться и кататься туда-сюда, а петля дёргалась взад-вперед, пока оно вырывалось. Тогда вышел смелый герой Мауи со своим заколдованным оружием. Увы! - Солнце громко закричало, заревело; Мауи сильно ударил его множеством ударов; они надолго задержали его. Наконец, они его выпустили, и затем, ослабевшее от ран, Солнце медленно поползло по своей тропе".

Согласно этой легенде выходит, что Солнце остановилось у побережья Южной Америки, а не на виду у Иисуса Навина или Езекии. К тому же Солнце передвигалось "медленно", чего при Навине не было. Следовательно, Библия врёт.

"Был когда-то человек, который - совсем как белые люди, хотя это было за много-много лет до того, как мы услышали про трубки, мушкеты и священников, - никогда не был доволен тем, что имел... Наконец он решил построить себе дом из огромных камней, так, чтобы он стоял вечно. Стало быть, встал он рано и работал допоздна, но камни были такие тяжёлые, и так далеко они были, а Солнце проходило свой путь так быстро, что работа эта продвигалась очень медленно... Он взял своё каноэ и сделал петлю на растении. Это было плохое время года, когда Солнце тусклое и тяжёлое, так что оно взобралось на небосвод полусонным и уставшим, совсем не глядя кругом, и так и сунуло голову в петлю... Тот человек построил свой дом, а Солнце всё кричало и кричало, покуда остров Савай чуть не утонул, но только когда положили последний камень, ему всё-таки позволили продолжить свой путь".

Согласно этому мифу выходит, что Солнце остановилось на острове Савайи, а не на виду у Иисуса Навина или Езекии. Следовательно, Библия опять врёт.

Мифы о долгой ночи

По логике христиан, раз Солнце двое суток стояло над Гаваоном (35° в.д.), то, значит, все народы, когда-либо жившие в 145° з.д. ± 90° должны рассказывать байки о невероятно долгой ночи. Якобы это будет прекрасным доказательством, что чудо Иисуса Навина действительно произошло.

В книге Уильяма Тайлера Олькотта "Sun Lore of All Ages" (Нью-Йорк, 1914. Недавно выпустили русский перевод этой книги "Мифы о Солнце") геоцентристы с удовольствием отыскали, как оджибве, виандот, догриб, омаха и бунджи рассказывают о длинной ночи. Однако надо учитывать, что именно рассказывают индейцы.

Как видим, только искажением и замалчиванием фактов можно доказать христианские байки. Мифы североамериканских индейцев, приведенные во всей их полноте, в лучшем случае амбивалентны по отношению к мифу об Иисусе Навине.

Но, может, южнее христианам расскажут более приятные небылицы? Вот ацтеки сообщают, что не видели Солнца "for many years" (хотя чудо Навина длилось только один день). После совершённого богами ритуала Солнце появилось, однако совсем не двигалось, оставаясь "on the edge of the sky". Для Иисуса Навина (находящегося на 35° в.д.) "стояло Солнце среди неба" (по Библии), т.е., в зените. Это означает, что из Мексики такого Солнца и вовсе не будет видно, даже на горизонте. Поэтому напрасно "Сахагун, испанский учёный, который приехал в Америку через поколение после Колумба и изучал предания аборигенов, писал, что... Солнце едва поднималось над горизонтом и оставалось на этом месте без всякого движения" (Великовский).

Наконец, христиане надеются отыскать чудо Иисуса Навина в гватемальском эпосе "Пополь-Вух". И вот какие места кажутся им убедительными.

"Великая Мать и Великий Отец, Создательница и Творец, Тепеу и Кукумац, как гласят их имена, говорили:
- Приближается время зари; ...пусть появится человек, человечество на лице земли!..
Это было ещё перед тем, как Солнце, Луна и звёзды появились над головами Создательницы и Творца... Тесто из кукурузной муки пошло на плоть наших первых отцов, четырёх людей, которые были созданы... Они зачали людей, (людей) малых племен и больших племён, и они были началом нас самих... Возникло великое число людей, и в темноте они множились: не были рождены ещё ни Солнце, ни свет, когда они умножались... Вот таким образом они говорили, когда они хранили в сердцах мысль о наступлении зари. И они слагали свои молитвы, наполненные словами любви, полные любви, послушания и страха...
- О ты Создательница, о ты Творец!.. Пусть наступит заря, пусть придёт день!..
Они чередовались, сторожа великую звезду по имени Икоких, которая поднимается первой перед Солнцем, когда занимается день, блестящую Икоких... Они ушли оттуда, они отправились и оставили восток позади себя... И они плакали в своих песнях из-за своего отправления из Тулана; их сердца горевали, когда они уходили (оттуда), когда они навсегда оставляли Тулан.
- Увы нам! Мы не увидим здесь зари, когда поднимается Солнце и озаряет лицо Земли! - говорили они при уходе".

На первый взгляд, чудо Иисуса Навина тут ни при чём - да и на второй тоже. Геоцентристы усматривают здесь доказательство тьмы, опутавшей Америку, когда по приказу Иисуса Навина Солнце стало "над Гаваоном" на "почти целый день". Но ведь индейцы-то ждали Солнца из Гаваона не "день", а целые поколения, если не века! Библии с "Пополь-Вухом" явно не по пути.

Значит, мифология индейцев противоречит Библии. Но мало того! Американский фольклор даже противоречит американской истории.

Андское свидетельство против чуда Иисуса НавинаАндское свидетельство в пользу чуда Иисуса Навина
"На одном перевале в Андах на скалах, которые вздымаются друг напротив друга, стоят две разрушенные башни. В их стены вбиты железные крючья, на которых, как гласит предание, держалась сеть: её растягивали поперёк горного прохода, чтобы поймать восходящее Солнце. По индейской легенде, когда-то Солнце схватили и связали цепью, которая позволяет ему лишь чуть-чуть отклоняться в одну или другую сторону" (Олькотт)."По свидетельству Монтесиноса и других хроникёров,.. в высшей степени необычное событие случилось в эпоху правления Титу Уйапанки Пачакути II, пятнадцатого правителя Древней империи. На третий год его царствования, когда 'добродетель была забыта и люди предавались всевозможным грехам', 'Солнце не всходило в течение двадцати часов'. Другими словами, ночь не закончилась в обычное время, и восход Солнца задержался на двадцать часов. После великого плача, признания своих грехов, после жертв и молитв Солнце, в конце концов, взошло...
Если воспоминания народов Анд верны, то где-то в другом месте - на противоположном конце земли - день должен был продолжаться столько же времени, то есть на двадцать часов больше.
Невероятно, но факт - это событие зафиксировано в письменных источниках, причем не где-нибудь, а в самой Библии" (Захарий Ситчин "Потерянные царства").

Таким образом, если Солнце зависло в зените над Андами, оно должно было сделать день в Америке и ночь в Гаваоне. В таком случае выйдет, словно Библия и Пачакути обманывают, и чудо Иисуса Навина на самом деле произошло в Новом Свете, а не в Ханаане!

Геоцентристы оправдываются, что все не объяснимые чудом Иисуса Навина американские легенды будто бы свидетельствуют в пользу чуда Езекии. На самом-то деле, если Андский миф - правда, то никакого попятного движения Солнца Езекия бы не увидел: Солнце в зените над Америкой делает ночь в Палестине. Поэтому никакая изворотливость христианских махинаций не спасает.

Выводы

Уже половину тысячелетия библейская легенда о продлении полудня на целые сутки не даёт покоя всем, кто носится или заигрывает с христианством. Даже неучёному обывателю из вполне доступных его простому уму соображений понятно, что так не бывает. Если Солнце вообразить крупным яблоком, то Земля покажется не больше макового зёрнышка. При этом расстояние между Землёй и Солнцем в сто раз больше солнечного диаметра - это всё равно, что маковое зёрнышко положить на 10 м от яблока. И тут какой-то микроб на маковом зёрнышке кричит через космический вакуум: "Стой, Солнце, над Гаваоном"! И Солнце, как уверяет Библия, услышало. Оно нашло на маковом зёрнышке континент Евразию, страну Палестину, город Гаваон и поспешило стать прямо над этой микроскопической точкой.

Нас со школьной скамьи учили, будто Земля вращается вокруг своей оси, а не Солнце вращается вокруг нас. Почему же тогда Иисус Навин приказывает остановиться не Земле в её вращении, а Солнцу, которое и так стоит? А если Солнце вопреки команде не останавливается, Земля безо всякой команды останавливается - почему не вымерло человечество? Все мы читали рассказ Герберта Уэллса об остановке земного вращения, о связанных с такой остановкой катастрофах - но Иисусу Навину всё нипочём, никакие ветры, потопы, землетрясения не мешают ему добивать язычников!

Идиотизм сочинителя Библии, будь это даже сам Господь-бог, вылезает, как ослиные уши. Неудивительно, что чудо Навина брали на вооружение самые разнообразные враги науки. И Мартин Лютер бросал чудо Навина в лицо "дураку", "новому астрологу" Николаю Копернику. И современные геоцентристы опровергают земное вращение доказательствами историчности чуда Навина. И вот уже какой-то Владимир Омич из чуда Навина выводит, будто "теория относительности несостоятельна". Воистину примирение науки с Библией по-настоящему невозможно, в лучшем случае это будет не примирение, а двурушничество.

Да и сами верующие признают, что чуда Иисуса Навина быть не могло - не могло быть, но было! Ведь на то оно и чудо.

Вот только откуда они знают, что это действительно было? Если астрономические расчёты с неумолимостью математических доказательств подтверждают библейские сказки, почему бы не предъявить такие выкладки - вместо того, чтобы просто говорить, будто они есть? Чем ставить компьютер NASA на место пифии, куда убедительнее было бы показать текст сакраментальной программы на каком-нибудь "Algol'е" или "ФОРТРАНе", чтобы алгоритм, подтверждающий чудо Иисуса Навина, можно было запустить на своём домашнем компьютере. Вообще всем, кто с точностью до минуты вычисляет, сколько длился световой день при Навине или Езекии, необходимо дополнительно учесть свидетельство пророка, будто "Солнце и Луна остановились на месте своём пред светом летающих стрел твоих, пред сиянием сверкающих копьев твоих", т.е., божьих, (Авв. 3:11) - без этого вычисления останутся неточными.

Значит, нет оснований верить в чудо Навина, зато есть твёрдые основания в него не верить. Не только естественным, но также и гуманитарным наукам нечем его подтвердить. Ну останавливается Солнце в Библии, останавливается в Авесте (прочих античных рассказов о чуде попросту нет) - и что с того? Вот св. Максим Грек жалуется, как его современники верят, "что в течение всей Светлой седмицы тридневнаго из мёртвых воскресения Господа и Спасителя нашего, Солнце остановило своё движение и ночи не было, но вся Светлая седмица была одним днём, причём Солнце в трёх местах останавливалось по два дня". Полтора тысячелетия спустя, 24 апреля 1547 года, чудо Навина якобы снова повторилось при Карле V во время Мальбергской битвы. Католики рассказывают, словно в 1917 году Солнце спустилось по молитве с неба и кружило возле португальского городка Фатима. По словам кардинала Тедескини, Фатимское чудо повторилось в 1950 году перед Римским папой Пием XII. Уж эти исторические свидетельства ни Тоттен, ни Балле, ни Пикеринг, ни сотрудники NASA в свои астрохронологические расчёты почему-то не включили. А ведь если не сомневаться в правдивости древних сказаний, то байки христианской эры тогда и вовсе истина в последней инстанции!

К тому же, самые первоисточники о двойных сутках доступны только в сочинениях (Великовского, Ситчина), заведомо написанных в поддержку чуда Иисуса Навина. Зато научные работы, не преследующие цели оправдания Библии, (Геродота, Олкота) содержат материалы, в лучшем случае амбивалентные к этому чуду. Разумеется, лишь утаивая противоречащие чуду материалы, замалчивая неудобные подробности (а то и суть), можно навести видимость согласия с Библией. Именно так действуют церковные (Мень, Опарин) и светские мракобесы (Дэникен, Великовский).

Так что же в действительности описано в Книге Иисуса Навина? Из каких соображений всё описано именно так? Необходимо понимать, насколько замечательно чудо Навина соответствует библейским представлениям о Солнце. Полуденное светило, по мнению составителей Библии, достаточно умное, чтобы обходиться без компаса (Пс. 103:19); достаточно эмоциональное, чтобы питать человеческие чувства (Пс. 18:6, Ис. 24:23); достаточно цивилизованное, чтобы не бомжевать и обитать в "אֺהֶל" (Пс. 18:5); достаточно говорливое, чтобы петь дифирамбы (Пс. 148:3); достаточно робкое, чтобы испугаться молнии (Авв. 3:11). Авторы Библии верили, будто небесные светила способны нападать на людей (Суд. 5:20), и Солнце не исключение (Пс. 120:6). Если Солнцу хватает мозгов понимать устные приказы (Ив. 9:7, Мф. 5:45) и кланяться божьим фаворитам (Бт. 37:9), то вполне естественно ожидать, что светило остановится по требованию Иисуса Навина.

В этих представлениях Библия отнюдь не оригинальна. Остановка самого Солнца есть наилучшая демонстрация всемогущества (см. либретто к "Золоту Рейна", партия Локи). Выпрашивание остановки Солнца - прекрасный знак покровительства богов (см. в "Илиаде" 2:412-419). Говорить же вслед за Великовским, будто сочинить миф о космической катастрофе возможно только наблюдая описываемую катастрофу, - это всё равно, как признать, будто Жюль Верн не мог написать "С Земли на Луну" без посещения Луны собственной персоной.

Итак, все доказательства чуда фальшивы, а наука - так же, как здравый смысл - была и остаётся на стороне атеизма.

Посмотреть и оставить отзывы (28)

Последние публикации на сопряженные темы

• Чудеса случаются
  • Не лечит, а калечит
  • Сколько воду не вари — всё вода будет
  • Санал Эдамаруку под угрозой после раскрытия католического «чуда»
  • Возвращение Чайника Рассела

Faq по атеизму

Faq по СССР

Новый русский атеизм

Делитесь и размножайте:

Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.