В чем причины живучести религиозных верований  


В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Авторство: Магнитогорский металл

В чем причины живучести религиозных верований


16.09.2014 СМИ/Религии

Советские антирелигиозные статьи.
(Беседа первая)
Магнитогорский металл.- 19 марта, среда, 1958 - № 33(2809) – С. 2.

Религия возникла в глубокой древности, еще в те времена, когда человек выделился из царства животных. Перед многочисленными и грозными явлениями природы человек сам себе казался бессильным, обреченным на произвол загадочных и непостижимых для него сил.

В дальнейшем, с развитием цивилизации, с расколом общества на противоположные, антагонистические классы, возникли глубокие социальные корни религии. Вместе с силами природы на человека начали давить общественные силы. Они, как и силы природы, отражались в сознании человека извращенно, фантастически. Основой социальных корней религии явились частная собственность на средства производства и эксплуатация человека человеком.

Только уничтожение капиталистического строя и ликвидация эксплуатации человека человеком создают благоприятные условия для освобождения человеческого сознания от религиозных верований, предрассудков и суеверий. Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожившая власть помещиков и капиталистов, отделив церковь от государства, обеспечила народу действительную свободу совести. Каждый гражданин получил право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, быть атеистом.

Победа социализма в СССР уничтожила эксплуатацию человека человеком, создала морально-политическое единство советского общества, обеспечила господство марксистско-ленинской идеологии, подорвала самые глубокие социальные корни религии. На этом основании большинство граждан СССР освободилось от религиозных верований, предрассудков и суеверий. Вместе с тем нельзя не учитывать того, что имеются и такие граждане, которые, активно участвуя в жизни нашей страны и честно выполняя перед Родиной свой гражданский долг, находятся еще под влиянием различного рода религиозных верований.

Чем объяснить подобное положение? Почему религия так цепко держится в сознании людей? Одной из основных причин живучести религиозных верований является то, что сознание людей в своем развитии отстает от развития материальных условий жизни. Иначе и быть не может. Прежде чем выразить в сознании те или иные материальные изменения, надо, чтобы эти изменения произошли в действительности. Поэтому вначале развивается и изменяется общественное бытие, и затем уже, в зависимости от него, развивается и изменяется общественное сознание.

Сущность происшедших или происходящих материальных изменений не сразу отражается в сознании людей. Это сложный, иногда очень длительный процесс осмысливания, усвоения людьми тех материальных изменений, которые произошли в действительности. Например, теория научного социализма возникла не сразу с появлением капиталистического способа производства и пролетариата. Потребовался длительный период для того, чтобы человеческая мысль сумела правильно понять законы общественного развития, сделать скачок от утопического социализма к научному.

Или возьмем другой пример. Крестьянин-единоличник вступил в колхоз. Его материальное положение изменилось, он порвал с частной собственностью, вступил в область социалистических производственных отношений. Но его психология, мировоззрение не сразу изменились. На какое-то время над ним еще довлеют частнособственнические взгляды, привычки.

В нашей стране за годы советского строя произошли величайшие социально-экономические изменения. Однако у нас до сих пор имеются еще люди, не свободные от предрассудков и суеверий старого общества. Их сознание не вполне еще пришло в соответствии с социалистическим бытием.

В. ЕЛФИМОВ.
Кандидат философских наук

(Беседа вторая) //Магнитогорский металл.- 23 марта, воскресенье, 1958 - № 34-35 (2811) – С.

4. Религия в значительной мере живет за счет традиции, привычки. Традиция — это страшная консервативная сила, она грузом прошлого давит на людей, держит сознание человека в рамках старых представлений и понятий. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых»,— писал К. Маркс. (Соч., т. 8, стр. 119).

Советский социалистический строй не порождает и не воспроизводит религию, она живет за счет минувших веков, за счет некритического повторения ложных представлений прошлого.

Некоторые советские люди отправляют религиозные праздники вовсе не потому, что они имеют внутреннюю религиозную потребность, а по традиции, по унаследованной привычке. «Отцы праздновали и нам велели»,— говорят они.

Религиозные обряды, дополненные чтением малопонятных, так называемых «священных книг», иногда травмируют психику человека, уводят его до религиозного экстаза, до самоотрицания. Так, 10 июля 1955 года ученица 7-го класса Пусторадецкой школы Кадуйского района, Вологодской области, Н. Спирина на почве религиозного фанатизма покончила жизнь самоубийством, оставив записку: «Я не жалею, что расстаюсь с жизнью, скоро я увижу господа бога и его мать — пресвятую Марию». Так школьница стала жертвой религиозного дурмана.

Живучесть религиозных верований объясняется отсутствием необходимых знаний, правильного материалистического взгляда на мир. Без знаний нельзя выработать научного мировоззрения, нельзя освободиться от предрассудков и суеверий. Знание — та великая сила, которая вытесняет религиозные верования, указывает пути познания и преобразования мира. Приобретение научных знаний требует воли, упорства, труда, а религия этого не требует, она основана на слепой и покорной вере.

Отсутствие научных знаний дает возможность служителям культа и религиозным проповедникам приобщать людей к вере. Это особенно удается тогда, когда человеку приходится переживать личные трудности. Газета «Комсомольская правда» 24 марта 1957 года опубликовала статью Е. Дулумана «Как я стал атеистом». В этой статье показано, как благородное стремление юноши жить по-настоящему, а не «небо коптить» было использовано служителем культа для того, чтобы привить ему религиозное мировоззрение. Сбитый с толку опытным религиозным пропагандистом, Е. Дулуман поступил вначале в духовную семинарию, а затем и в духовную академию. Религиозный дурман тушил в нем здравый рассудок, пытливость, мысли, отрывал от живой жизни, заводил в тупик предрассудков, суеверий и мистики. Находясь под постоянным религиозным воздействием, Е. Дулуман чуть было не стал религиозным фанатиком. Но потом, взявшись за изучение естествознания и марксистской философии, он освободился от религиозных верований.

(Окончание) //Магнитогорский металл.- 2 апреля, среда, 1958 - № 39 (2815) – С. 2.

Религиозная традиция сильна формами и методами воздействия на сознание человека. В течение многих столетий религиозные организации и служители культа разработали и отточили гибкие и разнообразные формы и методы религиозного воспитания людей. Любое явление действительности религия старается истолковать как проявление «божьей воли», она заполняет сознание человека ложными догмами и мифическими образами. Религия поворачивает человеческую мысль от науки и знания в сторону покорной веры. Поэтому нет другого пути преодоления религиозного мировоззрения, кроме пути науки, знания.

Наука давно установила, что никакого потустороннего мира не было и нет. Земля — одна из планет солнечной системы, она совершает свое движение по объективным законам небесной механики и не нуждается ни в какой божественной силе.

Наука настолько изучила законы Вселенной, что практически поставила вопрос о создании и запуске искусственных спутников Земли. Ныне мир является свидетелем величайшего научно-технического подвига: искусственные спутники Земли, созданные умом и руками советского человека, были успешно запущены.

Это великое достижение советской науки и техники наглядно показывает, что только сам человек, опираясь на знание, может действительно творить чудеса. Наука и практическая человеческая деятельность неуклонно вытесняют религию.

Человек открыл величайшую тайну природы — атомную энергию создал электронные счетные машины, которые по его воле проводят сложнейшие математические вычисления, переводят текст с одного языка на другой. Человек заставил силу воды, пара, газа, электричества служить себе, выполнять огромную по объему и трудности работу.

Таким образом, не религия, а наука помогает человечеству все глубже и глубже познавать объективные законы развития природы и общества, помогает поставить силы природы на службу человеку.

В. ЕЛФИМОВ.
Кандидат философских наук.



Вениамин Федорович Елфимов (23.10.1912—07.03.1989) специалист в области философии религии, научного атеизма; кандидат филос. наук, доцент.
Посмотреть и оставить отзывы (6)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Осеннее эссе о религии
  • Притча о суеверии
  • Компромисс с совестью
  • На всех «истово верующих»
  • Апология Вселенского Осла

    Пришествий на страницу: 73

  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму

    Faq по СССР


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.