Что происходит со светской школой?  


В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Авторство: Рослов Владимир

Что происходит со светской школой?


08.08.2014 Статьи/Образование

Мы привычно воспринимаем школу как научное учреждение младшего звена. И это правильно. Школа призвана дать ребёнку основы реалистического мировосприятия, вооружить его знаниями, многотрудно добытыми человечеством в ходе всего своего существования. Проверенные опытом, эти знания оформлены в законы, которыми мы руководствуемся в повседневной жизни. Эти законы лежат в основе различных наук, преподаваемых в школе. Содержание школьного обучения основывается на положениях, соответствующих общепринятым фактам, и отражает современное состояние наук. Научность - важнейший дидактический принцип светского учебного заведения. В то же время, светскость школы – это тот глубоко укоренившийся принцип, который добыт человечеством в ходе культурно-исторической эволюции.
 
 
 
Школа, из которой науки уходят, заменяясь на нечто с ними не согласующееся, перестаёт быть школой в её установившемся понимании. Как раз нечто подобное в последние два десятилетия происходит с российской массовой школой. Шаг за шагом отступая от принципов светскости, она превращается в некий образовательный гибрид, в котором, наряду с научными знаниями о мире, уживаются и знания мифологические. В нарушение целостности учебно-воспитательного процесса прослеживается тенденция установить приоритет мифологических (религиозных) представлений над представлениями научными. Обнаруживается функциональный подход использования религиозных форм воспитания, имеющих свою специфику и направленность, при отказе от форм светского воспитания, имеющих совершенно другую методическую базу и целевую сущность.
 
Создаётся твёрдое впечатление, что школа выполняет некий заказ, заключающийся в воспитании послушного государству человека, в подобие образам богопослушания, представленным в вероучениях. Вооружение учащихся знаниями на современном научном уровне отодвигается на второй план. Человеку, которым государство манипулирует, совсем не обязательно знать законы физики. Послушание – важнее наук. Если всё валить в один мешок – не поднимешь. Вот и происходит сброс научного багажа школы в угоду сохранения инструментов для воспитания веры. Одновременно с помощью школы решается такая чуждая ей социальная функция как миссионерство – пропаганда и распространение церковью и активно верующими учителями православного вероучения. Внедряя в школьное образование мифологическую картину мира, систему своих взглядов на природу, общество, самих себя как особый род жизни, церковь воспитывает у учащихся способность иллюзорно воспринимать те системы социальных отношений, в которых человек не в состоянии сам управлять природными и общественно-культурными силами.
 
Но совсем от науки отказаться нельзя. И школа учит одновременно быть и светским и религиозным человеком, что усугубляет когнитивный диссонанс, существующий в масштабе всей нации. Обучение в школе перестаёт быть процессом познания действительности, а превращается в процесс освоения (изучения) представлений о мире с точки зрения той или иной религии. Фактически на познании мира, на его исследовании ставится жирная точка. Наряду с нарушениями научного принципа обучения в современной российской массовой школе нарушаются также и другие важнейшие дидактические принципы, из которых нужно в первую очередь указать на необходимость связи обучения с жизнью и принцип систематичности и последовательности обучения. На практике получается так, что одно и то же жизненное явление на разных уроках рассматривается по-разному – на одних уроках – по-научному, а на других – с религиозной точки зрения. Ни к чему иному, как к амбивалентному восприятию мира это не ведёт, а во многих случаях провоцирует у учащихся появление серьёзных психических отклонений.
 
Внедрение в практику российской школы знаний, базирующихся на мифологии той или иной религии, является посягательством на главенствующий принцип светского образования – его научность. Научное мировоззрение представляет собой органическое единство конкретно-исторического содержательного взгляда на мир, научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненную позицию человека. Отход от этого принципа предполагает воспитание принципиально иного типа личности, личности, чьи ценностные установки связаны с безусловным подчинением силам метафизического порядка. Такая личность теряет способности к творческому осмыслению и переделке мира, руководствуясь взглядами предопределённости на всё происходящее в мире, в том числе и в политической жизни. Христианская формула «Нет власти не от Бога» как нельзя лучше удовлетворяет господствующую власть и служит ей идеологическим объяснением ограничения свобод в обществе. Религиозные подходы в воспитании сковывают развитие конкретно-исторического мышления учащихся, ограничивают их возможности уже в школе овладевать способами грамотной оценки событий в стране и за рубежом, самостоятельно разбираться в потоке научной и политической информации мировоззренческого характера. Просматривается попытка с помощью религий воспитать человека, удобного для власти, который бы некритично поддерживал бы все её действия как внутри страны, так и в международной политике.
 
Система религиозного воспитания в школе имеет целью получить устойчивый педагогический результат в виде внушения ребёнку веры в бога, доведённой нередко до фанатизма. Её сила обусловлена опорой на все сферы личности ребёнка в целом: подсознательную, бессознательную, эмоциональную, а также на сознание, волю, навыки и привычные формы поведения. И эта система, в той или иной степени, пошагово осуществляется в российской школе вопреки Конституции, согласно которой Российская Федерация является светским государством, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
 
Представители религиозной педагогики в последнее время усилили своё внимание дошкольному воспитанию. Стратегия – верная, с расчётом на не столь отдалённую перспективу. Объясняется она тем, что маленький человек воспринимает, оценивает события и реагирует на них чувством, с помощью которого, минуя сознание, в подсознании формируется механизм управления поведением и стимулированием поступков. Страх божий, вера во Всемогущего, надежда на высшее покровительство и спасение укрепляются в области подсознательного, существуют автономно, консервативно, слабо поддаваясь влиянию сознания и опытного знания. В результате создаются благоприятные условия для интенсивного религиозного самовоспитания, для превращения Православия в константу национального сознания. В дальнейшем молодые люди обращаются к религии в поисках путей ухода от проблем общественной жизни и духовно-нравственного удовлетворения. Ярким примером может служить умножающийся уход молодёжи в монастыри, число которых в России за последнее время достигло уже многих сотен.
 
Церковная экспансия в российское образование началась задолго до официального включения в школьные программы предмета под названием «Основы православной культуры» (ОПК). Курс ОПК явился своеобразной вехой клерикализации российской школы. Надо отметить, что культурологичность названия служит лишь прикрытием целей катехизации детей и формирования религиозности у будущих поколений россиян. Было подготовлено несколько учебников. Самый известный из них – учебник ОПК Аллы Бородиной – является, по сути, пересказом "Закона Божия".
 
Включение предмета ОПК в школьные программы встретило определённое сопротивление в различных общественных кругах. Тем не менее, предмет, в конце концов, получил свою обязательную прописку в наших школах, несмотря на то, что в его содержании отмечались элементы национализма и ксенофобии. Здравые попытки воспрепятствовать преподаванию в школе сильно идеологизированного курса православия были проигнорированы. Не были приняты в расчёт также обращение 10 ведущих российских академиков к руководству страны за отмену преподавания курса ОПК и мнения ведущих специалистов, отмечавших все опасности учебного курса, в котором подчёркивается, что разделение на русских и нерусских, на православных и неправославных, традиционных и нетрадиционных сектантов провоцирует межнациональные и межрелигиозные конфликты. Протестом против государственной политики клерикализации общества явилась попытка выступления панк-группы «Pussy Riot» на амвоне московского храма Христа Спасителя.
 
В своё время Патриарх Алексий II, вынужденный защищаться от обвинений в церковной экспансии в систему светского образования, предложил считать светским такое образование, которое 1) не находится в финансовой и административной зависимости от религиозных организаций, и 2) не готовит клириков. Но такая характеристика светского образования не выдерживает серьёзной критики. Здесь важен вектор духовного зрения. В царское время школа находилась в полной административной и денежной зависимости от государства, а не церкви. В то же время, в большинстве этих школ господствовало православное вероучение. Административная и финансовая зависимость школы сама по себе ничего не говорит о характере образования.
 
Сегодня светское образование рассматривается с учётом следующих признаков:
 
Соблюдение школой права граждан на свободу совести, включая право на конфиденциальность убеждений, свободу открыто исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободу мировоззренческого самоопределения, свободу мнений и убеждений;
 
Публичность образовательного процесса, основанного на открытости образования, его проницательности для общественного контроля и приоритете гражданских ценностей перед религиозными. Это означает, что образование перестаёт быть светским, если оно подчинено уставу, распорядку или системе ценностей, существенно расходящихся с гражданским кодексом и нормами гражданского общежития. Государственные школы, допускающие добровольное посещение в своих стенах религиозных занятий, и утверждающие не общегражданские, а конфессиональные ценности и идеалы (например, Православия), также не могут считаться местом получения светского образования;
 
Независимость школы от санкционирования и давления религии или идеологии, от религиозных объединений и структур, чья деятельность направлена на распространение идеологии или на обучение таковым;
 
Несвязанность образования с проведением религиозных обрядов в рамках образовательных программ, с обучением или навязыванием какой-либо религии или идеологии, с катехизацией или «воцерковлением», ненаправленность образования на профессиональную подготовку служителей культа.
 
Анализируя сегодняшнее положение российского образования, можно говорить о «хромающем отделении» школы от религии. В школах допущена сама возможность нарушения принципа светскости. Школьные администрации, педагогические коллективы и отдельные учителя, руководствуясь личными мировоззренческими позициями, могут вести целенаправленное религиозное воспитание, не встречая на этом пути серьёзного сопротивления. В общественное сознание внедряется мысль, согласно которой оценка действий человека и связанная с этой оценкой квалификация его духовно-нравственного достоинства является исключительной монополией церкви. Понятия духовности и религиозности, с точки зрения господствующей идеологии, становятся синонимичными категориями. Неверующий человек объявляется человеком недуховным. Повсеместно происходит нарушение 28-ой статьи Конституции, согласно которой «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
 
Педагог-психолог Владимир Рослов

Посмотреть и оставить отзывы (65)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Забытая мелодия для флейты, сломанной об голову ученика
  • "Хроники Норкина": Религиозное образование
  • ОПК – всё началось с обмана
  • Религия, спорт и семья могут стать основными направлениями в патриотическом воспитании
  • Борьба за преодоление религиозных влияний в советской школе (1917—1919 гг.)

    Пришествий на страницу: 164

  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму

    Faq по СССР


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.