Экономический мираж и парадоксы взглядов на проблему деятельности исламского банкинга  


В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Авторство: Иванеев С.

Экономический мираж и парадоксы взглядов на проблему деятельности исламского банкинга


29.05.2013 СМИ/Ислам

«Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками» (Саади)

 

В последнее время в среде российских ученых, как ни странно, превалирует мнение о «полезности» исламских банков в условиях мирового финансового кризиса.

Очевидно, это связано с тем, что благодаря действующей власти наша страна стала неконкурентоспособным государством в мире и превращается на глазах в третьеразрядную страну.

Не смогли избежать этой ошибки и некоторые из участников XIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы правового регулирования экономики в современной России», прошедшей 24 мая сего года в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ), когда выступили с обсуждением доклада автора, посвященного деятельности исламского банкинга.

При этом из уст одного маститого и известного профессора в адрес автора прозвучало серьезное обвинение в «подмене понятий» на проблему деятельности исламского банкинга.

Поэтому, во имя истины и искренне уважая религиозные чувства мусульман, постараюсь объективно раскрыть вопросы деятельности исламского банкинга.

Среди российских мусульман, а теперь и некоторых ученых появился устойчивый миф о том, что в России «осуществляется попытка противопоставить Православное христианство и Ислам, столкнув их в открытом, в том числе вооружённом, противостоянии»[i], забывая о том, что, признавая истиной только веру в «своего бога», любая религия считает остальные вероисповедания в лучшем случае ошибочными. А то и прямо враждебными, а потому не чурается открытых призывов уничтожать неверных.

Достаточно вспомнить о джихаде. Или известные в истории России еврейские погромы, антисемитизм, гонения на еретиков и старообрядцев, их четвертование и сожжение. Современное шельмование и преследование на бытовом и законодательном уровне по инициативе РПЦ так называемых иноверцев и сектантов. Вся эта межрелигиозная вражда является существенным негативным фактором, мешающим сближению этнонациональных общностей, а подчас и развитию межгосударственных отношений.

Однажды Гегель обронил замечательную фразу о том, что изучение любого объекта начинается с исследования его генезиса, и это хорошо сделал один из лучших западных историков-востоковедов Бернард Льюис: «Чтобы подчеркнуть вызов христианству, халиф впервые начал чеканить золотые монеты, что являлось прерогативой римских императоров. Важно отметить, что первые исламские золотые монеты назывались динарами – производными от римского denarius. На некоторых монетах было выбито имя халифа, его титул – Предводитель верных… С точки зрения мусульман, евреи, а позднее христиане сбились с верного пути и следуют ложным доктринам. Обе религии были замещены исламом – последним совершенным откровением. Было еще одно послание, от омейядского халифа Абд аль-Малика императору Священной Римской империи Оттону I: «Твоя вера извращена, твое время прошло. Отныне я являюсь правителем Божественной империи на земле». Смысл этого был понятен очень хорошо, и император счел чеканку золотых монет халифом поводом для начала войны. В течение тысячи лет борьба велась исламскими халифами из столицы, переносившейся из Медины в Дамаск, затем в Багдад, Каир и Стамбул, против христианских императоров в Константинополе, Вене и, позднее, против государей, принявших другие титулы в более далеких западных странах. Каждый из них был в свое время главной целью джихада»[ii].

25 сентября 2009 г. исполнилось 40 лет организационного оформления «третьего» пути в мировой политике и экономике – создания в 1969 году Организации Исламская Конференция (ОИК) с сетью ее специализированных учреждений. Начав с 25 государств-учредителей, ОИК в настоящее время насчитывает среди своих членов 57 государств из 191 государства-члена ООН.

Сегодня Организация исламского сотрудничества (ОИС (до 2011 — Организация Исламская конференция (ОИК)); англ. Organisation of Islamic Cooperation (OIC), араб. منظمة التعاون الاسلامي‎‎) - международная организация исламских стран является самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной мусульманской международной организацией.

Практика создания и функционирования специализированных  экономических учреждений в рамках ОИК(ОИС) показала, что главным    инструментом реализации целей исламского мирового порядка выступают исламские банки.

Это связано с двумя обстоятельствами: исламский экономический порядок, задуманный как альтернатива светскому, мог   опираться   только   на  экономические возможности стран - участниц движения «Исламская солидарность». Такие возможности имелись исключительно в виде нефтедолларов, а не развитых производительных сил и опыта организации экономики на комплексной основе; кроме того, банки - одно из наиболее эффек­тивных экономических средств дифференцированной политики[iii].

(ОИК) - своего рода ООН мусульманского мира. Она была создана в 1969 г. в противовес не­подконтрольной Саудам и слишком «социализирующей» Лиге араб­ских государств. После ввода советских войск в Афганистан ОИК призвала к «священной войне» с неверным захватчиком, позднее осу­дила «хомейнизм и шиитский активизм», а в 90-е годы поддерживала мусульман Боснии, Чечни и Косово[iv].

ОИС располагает рядом «техни­ческих агентств», главное из которых - Исламский банк развития (создан в 1973 г.).

В частности, после наложения на Пакистан санк­ций в связи с его ядерными испытаниями этот банк увеличил ему ссуду со $ 150 млн. до $ 400 млн.[v] 

Часть нефтяной ренты Саудовская Аравия направляет на фи­нансирование 875 исламских центров и строительство мечетей по всему миру от Аргентины до Японии и Фиджи, и один из рычагов  влияния Саудов в мире - исламские банки, например «Дар-уль-Маль-уль-Исламий» и «Даллах-уль-Барака».

Исламская политика Саудов - чисто оборонительная. По сло­вам одного дипломата, они руководствуются тремя принципами:

1) «прежде всего действовать без шума»; 2) «все можно купить»; 3) «оставьте нас в покое». В этом ключ к их поддержке исла­мизма[vi].

Теоретики исламского банковского дела критически относятся к принципам функционирования классического «капиталистиче­ского» банка, так как деятельность последнего противоречит шариату, запрещающему предоставление денег под проценты, и несовместима с основами «исламской экономики», с ее отношением к распреде­лению богатств и вкладов[vii].

Запрещая «рибаа» (взимание ссудного процента), шариат разрешает «баи» (торговлю) и предоставление средств без взятия процента. Такая норма восходит к суре «Корова» (278-280) Корана:

278  (278) «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось из роста, если вы верующие».

279  (279) «Если же вы этого не сделаете, то услышите про войну от Аллаха и Его посланника. А если обратитесь, то вам - ваш капитал. Не обижайте, и вы не будете обижены!».

280  (280) «А если кто в тягости, то - ожидание до облегчения, -ведь оказать милость - лучше для вас, если вы знаете».

Существует точка зрения, что стих 278 относится к деньгам, оставленным курейшитами у жителей Таифа[viii].

Глава религиозной общины шиитов в Ираке аятолла Мухаммед Бакир Аль-Садр отмечал, что «исламская банковская система воз­можна только в условиях мусульманского общества, неотъемлемой частью которого она должна стать»[ix]. Чтобы эта система соответствовала исламской философии и идеологии, она должна основываться на следующих принципах:

1) ведущая роль в аккумуляции капитала должна принадлежать государству. Никакие банковские вклады в частные секторы эконо­мики не допускаются;

2) исламское правительство в накоплении банковского капитала не стремится к получению фиксированного процента, а исходит из своей экономической доктрины;

3) запрещаются  взятие  процента,  накопление и трата золота и серебра;

4) утверждение принципа «закята» - отчисление определенного процента в пользу бедных;

5) воспитание в духе ислама, порицающего страсть к наживе.

Поскольку представления в исламе о роли и функциях банков не совпадают с реальной ситуацией в международном банковском деле - элементе финансовой системы мирового хозяйства сегодня, возникла объективная необходимость в адаптировании норм шари­ата к формам и методам банковских операций. Как отмечалось выше, исламская банковская система запрещает взятие «рибаа» (ссудного процента), поскольку шариат рассматривает это как прибыль, полу­ченную без приложения производственных усилий[x].

Но все дело в том, что исламские банки не могут быть полноценными участниками современного международного ссудного рынка, во всяком случае в открытых формах, так как формальный запрет на взимание процентов не позволяет начислять соответствующие проценты по межбанковским депозитам и ограничивает их активные операции финансированием внешней торговли, операциями на денежном рынке и рынке золота.

В этих условиях наблюдается избыток ликвид­ности банков.    Складывается впе­чатление, что сами банки призваны быть финансовыми институтами «Исламской солидарности», а не участвовать активно в международ­ных финансовых операциях.

Многие граждане в России, тешащие себя иллюзиями получения исламской банковской благодати в период экономического кризиса не знают о том, что кроме финансово-экономической деятельности, Исламский банк развития осуществляет и своеобразную политическую деятельность.

Речь идет о предоставлении «помощи мусульманским общинам», которые получают серьезную финансовую и политическую поддержку со стороны исламских государств, и которые видят в диаспорах не только проводников своих интересов внутри ЕС, но и направление практической реализации концепции «исламской солидарности», которая является важнейшим принципом внешней политики этих стран[xi].

Эта помощь осуществляется в виде операций по предоставлению специальной помощи (Sреcial Аssistanсе Ореrаtions) в рамках двух видов программ в интересах мусульманских общин в государствах - не членах ИБР. Это Программа предоставления специальной помощи (Sреcial Аssistanсе Рrоgram) и Программа предоставления стипендий на обу­чение и подготовку кадров (Scholarship Рrоgram).

Программа предоставления специальной помощи была учрежде­на в 1980 году. Основными ее целями являются:

1) содействовать убыстрению экономического развития и соци­ального прогресса мусульманских общин в странах - не членах ИБР по всему миру;

2) предоставлять помощь и оказывать содействие государствам-членам и мусульманским общинам в случае природных бедствий и голода;

3) облегчать участь мусульманских беженцев по всему миру.

С начала своего осуществления программа предоставления специальной помощи мусульманским общинам в государствах - не членах была направлена, как утверждается в докладах ИБР, на развитие и укрепление институтов в сфере образования, здраво­охранения и социальной деятельности в целях улучшения уровня жизни и сохранения исламской самобытности мусульманских общин[xii].

Можно констатировать, что многие идеологи единства исламского мира стремятся превратить мусульманские общины, проживающие на территории неисламских государств, в инструмент исламизации свет­ских обществ.

В этой связи еще более возрастает значение технологий разносторонней интеграции членов исламских общин в жизнь секуля­ризованных государств[xiii].

Хорошо известно, что не только национал-сепаратисты внутри России, но и многие зарубежные организации пантюркистской и панисламистской направленности активно способствовали усилению политической ак­тивности российских мусульман и ее переводу в деструктивное русло, разыгрывая карту наднациональной «исламской солидарности».

Не будем забывать, что движение «Исламская солидарность», будучи модифицированной формой панисламизма, является реальностью современной мировой политики. В ее основе - концепция  «Уммы»[xiv].

Такой концепции нет ни в одной религии, ни в одном философском учении, хотя отдельные элементы, безуслов­но, являются результатом взаимодействия ведущих мировых религий.

В понятие «Уммы» вкладывается единство мировоззрений и действий всех мусульман, основанное на братской любви, терпимости, взаим­ном уважении и способности понимать других.

«Исламское брат­ство» стирает государственные границы, разницу между черными и белыми, азиатами и африканцами. Принцип такого братства поло­жен в основу исламской концепции мирового порядка[xv].

Ислам - не просто религия.

Современная светская мысль не­дооценивает исламскую идентичность, тогда как для мусульманина отречение от веры - не просто религиозный, а политико-юридический акт. Принадлежность к умме важнее для мусульманина, чем гражданство в том или ином государстве. Это недвусмысленно выразил один молодой англичанин, принявший ислам: «Я не англи­чанин-мусульманин, а мусульманин, живущий в Англии»[xvi]. Поэтому европейские государства не должны рассматривать обраще­ние своих граждан в ислам как просто осуществление духовного вы­бора: встает реальная проблема суверенитета[xvii].

И это может привести к печальным для всех нас последствиям, т.к. вся история ислама свидетельствует, что как его отношение к иноверцам, так и способы исламизации населения постоянно изменялись в зависимости от кон­кретных социально-политических, экономических и прочих условий. Однако «во все времена центральной и домини­рующей идеей ислама в отношении к немусульманам была идея превосходства мусульман над ними, а общей тенден­цией развития этих отношений - обращение их на путь «истинной» религии с применением самых различных форм и методов, начиная от  мирных, добровольных и кончая насильственными»[xviii]. 

В 1975 году членами ИБР были 22 государства, к концу 2000 года в состав участников Банка входили 54 государства.

Многие эксперты, рекламирующие в России деятельность ИБР, забывают (либо сознательно скрывают!) главное, что он выступает в качестве действенного инструмента влияния и давления в зоне распространения ислама в целях реализации концепции исламского мирового порядка.

Так что же, новый исламский мировой экономический порядок - мираж или приманка для наиболее отсталых стран зоны распростра­нения ислама в целях их удержания в орбите движения «Исламская солидарность»?

Да, по своим реальным возможностям ИМЭП - эконо­мический мираж, поскольку ни одна из стран - участниц движения «Исламская солидарность» не обладает современной развитой про­мышленной и научно-технологической базой на комплексной основе, а вся зона распространения ислама продолжает оставаться зависимой от развитых западных государств.

Избыточные финансовые средства, которые выделяют нефтедобывающие страны на нужды «солидарно­сти» или ИМЭП, зависят, в свою очередь, от ситуации на мировых рынках нефти и нефтепродуктов, а получатели этих средств вынуж­дены их реализовывать в большинстве случаев на западных рынках технологий[xix].

Именно поэтому, исламская модель экономики и международных эко­номических  отношений не может быть самостоятельной и эффективной.

Скорее исламская модель - это свое­образная идеологическая игрушка для ее создателей и приманка для тех мусульманских стран, которые еще колеблются в отношении исламизации своей общественной жизни[xx].

Подводя итоги в своей статье, необходимо отметить, что реализация концепции исламского мирового порядка угрожает светским принципам миропонимания и светскому праву в России, т.к. может нанести непоправимый ущерб гражданскому обществу и демократии в России.

Цензура на отдельные элементы культурного наследия, дискриминация сообществ с иным мировоззрением, строительство религиозных сооружений в ущерб комфорту местных жителей и инфраструктуре района, введение обязательных религиозных предметов в государственных школах, масштабные государственные преференции отдельным религиозным организациям – тревожные симптомы, ведущие к нарушению прав человека и гражданина, закрепленных в светской Конституции РФ, и создающие угрозу внутренней безопасности государства.

Сегодня уже можно констатировать, что многие сторонники идеи глобального исламского мира посредством радио, телевидения, печати и личных контактов стремятся подогреть религиозно-националистические чувства мусульман в России, гальванизировать идею «святости» мусульманского вероучения.

В ходе развития Интернет-технологий, панисламизм получил ещё один инструмент для развития, используя социальные и организационные ресурсы мировой паутины. В 2011 году благодаря инвестициям мусульманских предпринимателей из России и Турции началась разработка социальной сети Salamworld, которая нацелена на создание единого Интернет-пространства для исламской молодежи: «Первая в мире социальная сеть для мусульман Salamworld создается с целью защитить мусульманскую молодежь от порочного западного влияния и окружить её «халяльной» информацией. В целях разработчиков привлечь в свою систему более 50 млн правоверных молодых мусульман в течение первых пяти лет. «Контент, распространяемый через другие социальные сети, не безопасен и полон порока. Мы не хотим, чтобы наша молодежь воспринимала подобную информацию и идеи», - передает слова Абдулвахеда Ниязова, российского бизнесмена из Сибири, крупнейшая турецкая газета «Хюрриет».

На вопрос о том, что значит «порочная» информация, Ниязов в качестве примера привел клипы Мадонны. На разработку системы российские и турецкие бизнесмены уже инвестировали несколько десятков миллионов долларов» [xxi].

Острота идеологической конфронтации в современном мире обязывает научных исламоведов исключить нейтралитет и компромиссы в мировоззренческой области, облюбованной противниками социального прогресса[xxii].

Выступивший на конференции «Светское государство – гарант общественного мира», состоявшейся в Москве, в гостинице «Метрополь» 25 ноября 2012 года, сопредседатель Института свободы совести С.А. Бурьянов справедливо заявил, что «современное государство должно быть нейтральным в мировоззренческой сфере, в т.ч. в силу ее юридической неопределенности. Только в этом случае оно имеет шанс стать подлинно правовым, демократическим, ориентированным на реализацию прав и законных интересов каждого человека. Соответственно, в таком государстве любые конфессиональные, корпоративные и прочие нормы не могут иметь приоритета по отношению к правилам поведения, которые устанавливает и обеспечивает государство».

Таким образом, духовная безопасность является неотъемлемой частью национальной и конституционной безопасности, где свобода совести является основой свободы как таковой в рамках демократического правового государства, где  никакая религия не может быть устойчивой идеологической платформой для объединения людей, а, наоборот, станет источником раздора и противоборства.

Но в атмосфере современной России в любом случае это будет сопровождаться нападками на свободомыслие и атеизм, столь ненавистные всем традиционным религиям. Никогда не было и не может быть мира под оливами любых религий, а если он есть, то это мир забитости, смирения покорных, мир духовной неволи.



[i] Тонконогов А.В., автореферат диссертации на диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук  «Духовная безопасность российского общества в условиях современного геополитического соперничества (социально-философский анализ), М.:, 2011.

[ii] Бернард Льюис, Кризис ислама, «Bedek Media Ltd.», издание на русском языке, 2007

[iii] Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М.: Междунар. Отношения, 2003. – 317 с.

[iv] Лабевьер Р. Доллары террора: Соединенные штаты и исламисты (LABEVIERE R. Les dollars de la terreur: Les Etats-Unis et les islamistes. - P.: Bernard Grasset, 1999. - 439 p. (Книга главного редактора «Radio France Internationale» посвя­щена подъему исламизма в мире в 90-е годы и роли в нем ЦРУ США).

[v] Там же.

[vi] Там же.

[vii] Piscatori J.P. Islamic Values and National Interest: The Foreign Policy of Saudi Arabia // Islam in Foreign Police. - London: Cambridge University Press, 1983. - P. 33.

[viii] Валькова Л.В. Саудовская Аравия в международных отношениях - М. Наука, 1979. - С. 165.

[ix] Там же.

[x] Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М.: Междунар. Отношения, 2003. – 318 с.

[xi]Филь М. С. Мусульманское сообщество в России: проблемы политического участия и социальной адаптации: монография/М. С. Филь. М.: Маркет ДС, 2006. 128 с. (Академическая серия).

[xii] Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 2003. – 434 с.

[xiii] Филь М. С. Мусульманское сообщество в России: проблемы политического участия и социальной адаптации: монография/М. С. Филь. М.: Маркет ДС, 2006. 128 с. (Академическая серия).

[xiv] Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 2003. – 434 с.

[xv] Там же.

[xvi] Дель Валь А. Исламизм и Соединенные Штаты: Союз против Европы DEL VALLE A. Islamisme et Etats-Unis: Une alliance contre I'Europe. — Lausanne: L'Age d'Homme, 1999. - 360 p. (Книга французского исследователя А. дель Валя посвящена совместному наступлению на интересы Европы двух весьма разных сил - мирового исламизма и США).

[xvii] Там же.

[xviii] Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам и вопросы атеистического воспитания: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1988. – 70.

[xix] Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М.: Междунар. Отношения, 2003. – с347

[xx] Там же.

[xxii] Петраш Ю.Г., «Культ святых в исламе», издательство «LAP LAMBERT Academic Publishing», Берлин, 2012.


Посмотреть и оставить отзывы (9)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Современный конституционализм и его значение в решении задач правового воспитания военнослужащих мусульман
  • Экстремистские высказывания татарстанского имама Сейджагфара Лутфуллина
  • Неподвижная гора
  • Как работает право в Сирии и Ираке
  • Парадоксы взглядов на изучение ислама

    Пришествий на страницу: 37

  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму

    Faq по СССР


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.