Патриарх Кирилл и его советники ошиблись со вторым законом термодинамики

В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

РУБРИКИ

Яндекс.Метрика

Авторство: Чащихин Устин

Патриарх Кирилл и его советники ошиблись со вторым законом термодинамики

09.04.2013 Статьи/Патриарх Кирилл

Энтропия может падать самопроизвольно из-за выигрыша в энтальпии, поэтому эволюция согласуется с термодинамикой

31 марта 2013 года патриарх Кирилл сделал заявление, опубликованное многими СМИ, за которое на экзамене по физической химии ставят двойку:

Есть раздел физики, который называется термодинамикой. Второй закон термодинамики предполагает нарастание в мире, в космосе так называемой энтропии. Что же такое энтропия? Это разрушение, это хаос, это нарастание беспорядка; и ученые точно доказали, что всякая система стремится к такому разрушению. Никакая система не может преодолеть энтропию, опираясь на внутренний ресурс. Только божественная сила, энергия со стороны может преодолеть энтропию человеческого рода, его распад и его гибель". [1]

В связи с этим я как выпускник химического факультета МГУ и автор книги “Основы научного атеизма” [2], хочу сделать краткий ликбез по физической химии.

Во-первых, в природе нет стремления к разрушению, а есть лишь принцип стремления к равновесию и достижения максимальной энтропии только в замкнутых системах, а после достижения термодинамического равновесия энтропия не растет дальше, а остается постоянной и ничего не разрушается и не меняется. Подробнее - патриарху и креационистам рекомендую почитать вузовский учебник по физике Ландау [3].

Во-вторых, этот принцип применим ТОЛЬКО для замкнутых физических систем, а не для открытых систем, и тем более не для химических реакций, где снижение энтропии – обычное дело, будни химика. А человечество и планета Земля не являются замкнутыми системами, ибо поглощают энергию извне – солнечный свет инициирует фотосинтез, который образует углеводы, которыми питаются люди (и животные).

Поэтому нельзя применять этот принцип для открытых систем – человечества и Земли и для протекающих в них химических реакций.

В открытых системах энтропия может снижаться запросто благодаря энергии химических связей или энергии солнечного света. Самоорганизация - рост порядка - падение энтропии - может происходить в открытых системах, если проигрыш в энтропии перекрывается выигрышем в энтальпии. В химии энтальпия – мера энергии химических связей; при образовании новых более сильных химических связей выделяется тепловая энергия. Связь энтропии с энтальпией выражается энергией Гиббса, которая известна любому химику. Не энтропия, а именно энергия Гиббса однозначно определяет направление химической реакции в открытой системе (прямая, обратная или равновесие). Энтропия при этом может падать.

Примеры самопроизвольного роста порядка - снижения энтропии за счет выигрыша в энтальпии - формирование снежинок, кристаллизация, выпадение осадка, фотосинтез во флоре, рождение ребенка из двух одноклеточных микроорганизмов - сперматозоида и яйцеклетки и т.п. Кстати, в матке беременной женщины природа повторяет путь, пройденный эволюцией за миллиарды лет - от одноклеточных до человека. Здесь везде энтропия и хаос падают, а порядок растет за счет выигрыша в энтальпии – образуются новые химические связи. Это - многократно проверенный экспериментальный факт.

Фотосинтез во флоре – это синтез углеводов из углекислого газа и воды под действием хлорофилла и солнечного света. Это – процесс, идущий с падением энтропии, но с поглощением энергии солнечного света. В любом живом растении при дневном свете энтропия падает сама без божественного вмешательства. Растения снижают энтропию каждый день и запасают энергию Солнца. Хаос обратим – это факт. Есть целый класс подобных реакций, идущих с поглощением энергии – это эндотермические реакции.

При этом снизить энтропию может не только внутренняя энергия химических связей, но и иные факторы, например гравитация в физике и конкуренция в биологии и экономике. Из газопылевых туманностей в космосе благодаря естественной причине - гравитации - возникают звезды и планеты. Падает энтропия и растет порядок. И совершенно очевидный и легко проверяемый пример падения энтропии – прогресс в результате свободной конкуренции и естественного отбора в экономике. И наконец, теория эволюции Дарвина объясняет эволюционный прогресс в биологии теми же самыми факторами прогресса - свободной конкуренцией и естественным отбором. Кстати, из-за отсутствия свободной конкуренции в политике и экономике и стал деградировать СССР и затем рухнул. Поэтому, с позиций науки, надо развивать и защищать свободную конкуренцию в политике и экономике. Это необходимо для прогресса общества.

Кроме того, нет экспериментальных данных, которые демонстрировали бы в проверяемом опыте ни снижение энтропии с помощью божественной благодати, ни само наличие божественной благодати, тем более как вида энергии (по заявлению патриарха), который можно было бы измерить в джоулях или калориях.

Поэтому заявление предстоятеля РПЦ об энтропии не соответствует современным научным знаниям.

Совсем неуместно связывать энтропию, привлекать второе начало термодинамики для обоснования соблюдения поста.

А вот сказать о вреде постов уместно. О вреде постов для здоровья русского народа еще в 18 веке с позиций науки писал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов в своем письме “О СОХРАНЕНИИ И РАЗМНОЖЕНИИ РОССИЙСКОГО НАРОДА” (1761 г.). Он напоминал, что православие пришло к нам из Греции, Малой Азии. Он связывал это с очевидными отличиями климата и пищи народов Средиземноморья от климата и пищи населения России. После долгой зимы, отсутствия витаминов, солнечного света здоровье слабеет. Ослаблять его дальше, ограничивая себя в питании, а затем переедать – наносить непоправимый вред организму вплоть до смерти. Ломоносов писал и о смертельных исходах после православных постов, а отнюдь не о получении жизненной энергии и сил.

Полезно напомнить еще два заблуждения об энтропии, бытующие среди верующих и которые опровергает  наука.

Верующие, не знающие университетского курса физической химии, иногда делают подобные заявления о том, что якобы рост энтропии опровергает теорию эволюции и что якобы эволюция невозможна по второму закону термодинамики. Это не так. Второй закон термодинамики согласуется с эволюцией. См. выше – пример фотосинтеза. Все процессы эволюционного прогресса снижают энтропию за счет выигрыша в энтальпии.

По аналогичным причинам антинаучно связывать рост энтропии в замкнутых системах с религиозной верой в конец света. Энтропия растет, а потом в другом процессе энтропия падает за счет выигрыша в энтальпии. Выросла яблоня – энтропия упала, люди съели яблоки – энтропия выросла, и люди получили энергию солнечного света, полученного когда-то яблоней, а затем люди бросили семечко в землю, оно проросло и выросла новая яблоня – энтропия снова упала. И так далее по кругу. Произошел взрыв сверхновой – звезда умерла, энтропия выросла, образовалась газопылевая туманность, которая за счет гравитации сформировала новую звезду с новыми планетами – энтропия снова упала. И так далее. А по закону сохранения энергии энергия никуда не исчезает и ниоткуда не берется, а просто переходит из одного вида энергии в другой. Поэтому материя не была сотворена и никогда не исчезнет. Поэтому ни сотворение, ни конец света физически невозможны. Второй закон термодинамики - не повод для веры ни в сотворение мира, ни в конец света.

Путь к прогрессу и выходу из кризиса – развитие науки, а не религии

Причина самоорганизации общества  - наука, а не религия. И религия не может преодолеть деградацию общества. Только наука может преодолеть деградацию общества.

Как уже говорилось, для прогресса в обществе необходимо развивать и защищать свободную конкуренцию в политике и экономике.

Напротив, антинаучное религиозное мышление типа "хаоса становится все больше и будет конец света" не просто ложно и антинаучно, оно глубоко пессимистично. Такой пессимизм не даст построить великую и процветающую страну, а доведет страну до ручки, как это уже много раз случалось с христианскими странами, ожидавшими скорый конец света – гибель Римской и Византийской империй, раздробление Киевской Руси и пр.

Народ, который финансирует религию, а не науку, обречен стать сырьевым придатком тех стран, которые финансируют науку, а не религию – например, светских Европы, США и Японии и атеистического Китая, а затем исчезнуть с лица Земли после продажи последней бочки нефти атеистам, которые знают, что делать с нефтью. Да, эволюция и сейчас продолжает совершенствовать вид Человека Разумного - народы, игнорирующие науку, отсеиваются естественным отбором и обречены на вымирание. Поэтому надежда на выживание у России только одна – поумнеть, а ум тренируется наукой.

Религия давно опровергнута научно. Нет никакой “тверди небесной, твёрдой, как литое зеркало” (Быт. 1:6-8, Иов 37, 18) – небо газообразно. И еще 150 лет назад - в 1863 году великий русский ученый Михаил Иванович Сеченов в своей книге “Рефлексы головного мозга” на опыте доказал материальную природу сознания и отсутствие души у человека. Значит, нет ни рая, ни ада. Для современной нейрофизиологии материальность сознания – такие же будни, как снижение энтропии для химиков и биологов.

И не надо говорить, что религия нужна для морали – ведь у людей УЖЕ есть природная мораль, данная нам эволюцией – разум и инстинкты. И даже христиане не торопятся кастрировать себя по учению Христа (Матфея 19:12) и сжигать своих детей на костре по примеру Авраама и Иеффая (Судей 11:30-40; Бытие 22:1-10; Евреям 11:17), потому что понимают, что так делать нельзя, т.е. даже верующие здесь руководствуются отнюдь не Евангелием, а инстинктом и разумом, а это и есть научно-атеистическая светская мораль. Верующим осталось только ЧЕСТНО признаться, что они отвергают Библию и сами не живут по ней, а не выдумывать еще тысячи новых толкований неудобных мест Библии. Будьте честны перед собой и перед людьми – к честности вас призывают ученые-атеисты.

За науку, демократию и Отечество!

Устин Валерьевич Чащихин,
автор книги "Основы научного атеизма", http://ateism.biz
образование: химический факультет МГУ, ВШЭ

Список литературы

[1] цитата по: Патриарх Кирилл: Только благодать может остановить цивилизационную энтропию http://www.rosbalt.ru/main/2013/04/01/1112288.htm
см. также: Хаос в мире может остановить лишь Божественная энергия - патриарх Кирилл http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=50622l

[2] Чащихин У.В., "Основы научного атеизма" (Москва, Оргсервис-2000, 2013) http://ateism.biz

[3] Ландау Л.Д., Лившиц Е.М., Теоретическая физика, в 10 томах. Том 5. Статистическая физика. (Москва, Физматлит, 2002), параграфы 7-8, стр. 40-52.

Источник: http://ateism.biz/enthropy_cyrill.htm

Посмотреть и оставить отзывы (66)

Последние публикации на сопряженные темы

• Путин дважды оттолкнул патриарха
  • Рейтинг русофобов
  • Воцерквление пингвинов
  • Оскорбление религиозных чувств
  • Патриарх Гундяев освятил стадион "Спартака"

Пришествий на страницу: 127

Faq по атеизму

Faq по СССР

Новый русский атеизм

Делитесь и размножайте:

Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.