Почему школу необходимо защищать от церкви  


В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Авторство: Рослов Владимир

Почему школу необходимо защищать от церкви


15.03.2013 Статьи/Образование

Ни для кого не секрет, что в России XXI-го века осуществляется активный процесс по  введению религии в систему светского государственного образования. Нынешняя власть, широко используя имеющиеся в её распоряжении административные ресурсы,  всемерно способствует проведению  политики приобщения  населения к религиозным ценностям. Прежде всего,  эта политика направлена на детей.   Можно  уже с уверенностью констатировать  тот факт, что двери российских образовательных учреждений настежь распахнулись перед религией на условиях закрепления преимущественных прав за Русской Православной Церковью.  Прямолинейным  и волевым порядком  Церкви отводится ведущая идеологическая роль во всех звеньях  народного образования, что само по себе является  грубейшим нарушением принципов светского обучения и воспитания, закреплённых в Конституции Российской Федерации.  И это не   может не вызывать тревоги за судьбы  нации и необходимости общественного отпора и сопротивления губительному курсу.  

Перспективы прогрессивного развития любой нации определяющим образом зависят от состояния системы массового образования, которой располагает нация в рассматриваемый исторический отрезок  времени. Говоря по-иному, школа – это настоящее и будущее нации. Благополучное функционирование школьного организма является фундаментом цивилизационных процессов, протекающих в государстве, во всём общественном организме.

Коренным, основополагающим свойством массовой школы, выработанным в ходе длительной социальной эволюции, является её светскость. В своём сущностном исполнении светскость являет духовную среду воспитания и обучения.  Светскость школы надёжно и незыблемо защищается законами даже тех государств, где церковь и другие религиозные структуры пользуются высоким общественным статусом. В современном мире всюду, за исключением  государств-теократий,  государственная школа функционирует на условиях  независимости от религиозных институтов. Такое положение школы является её культурно-историческим достоянием, призванным обеспечивать надёжную передачу от поколения к поколению жизненного опыта человечества.

Сама история цивилизации со всей очевидностью утвердила и закрепила во всём мире в качестве первоосновы общественного  воспитания подрастающих поколений  форму «светской школы». Одним из главнейших критериев её реализации является степень соответствия свойств и качеств воспитываемой личности современным требованиям жизни. Пушкинские слова «В просвещении стать с веком наравне» как нельзя лучше характеризуют тенденции современного образования. Научная педагогическая концепция «светской школы» исходит из идеи целостного становления личности в структуре общественных отношений, деятельностной направленности, гражданской активности, в органическом единстве её мировоззренческого сознания, чувств и воли.

К великому огорчению, в условиях наблюдающихся политических реалий России «светская школа» утрачивает свои позиции, уступая натиску Русской Православной Церкви, ставшей одним из влиятельнейших государственных институтов и идеологической опорой нынешнего политического режима  в стране.  Фактически неуклонно реализуются планы  ползучей   «православизации» отечественного образования на всех его этапах, начиная со стадии раннего дошкольного образования и заканчивая различными уровнями высшей школы.  «Светская школа», являющаяся культурно-историческим достижением человечества, приносится, по соображениям временной политической конъюнктуры, в жертву Церкви, становится её своеобразным филиалом.  Высокопоставленные российские чиновники откровенно  заявляют, что разрешение проблем нынешней российской школы не мыслимо без внедрения в её живой организм церковных начал.  Неоспоримой иллюстрацией подобных утверждений могут служить слова одного из замминистров образования, произнесённые с трибуны представительного форума российских учителей: «Светскость в российских школах будет осуществляться через православие». Задумаемся над смыслом сказанного. Не значит ли такое заявление, что школа одновременно может существовать как светское  и как религиозное учреждение? Иначе, как  абсурдом, такую точку зрения на роль и предназначение школы назвать трудно. И в действительности современное российское образование ввергается в состояние когнитивного диссонанса, крайне опасного для психического здоровья детей и нации в целом. Школа автоматически превращается в придаток Церкви и начинает занимать подчинённое по отношению к ней положение. Меняется школьная атмосфера. Падает ценность научных знаний, и их место завоёвывается  ценностями церковного порядка. Внедряются церковные методы и средства воспитательного воздействия, направленность которых рассчитана на все сферы психической жизни ребёнка: подсознательную, бессознательную, эмоциональную и когнитивную,  что оказывает сильное влияние  на ещё не окрепшие сознание, волю, мировоззрение.   В последнее время отмечается особый интерес церкви к дошкольному воспитанию детей. Дело в том, что первые годы жизни – важный  этап в онтогенетическом развитии человека,  и он отмечается высоким уровнем сенситивности. Фундаментальные качества личности, её мировоззренческие позиции закладываются именно в это время. Всё случающееся с детьми, их первые впечатления  запоминаются ярко на всю жизнь. В дошкольном возрасте наличествуют наиболее благоприятные психологические условия для любой  религиозной обработки: что взрослый ни скажет – всё воспринимается за непререкаемую истину и прочно закрепляется на уровне чувств.

Следует иметь в виду, что непременными качествами всякого организованного воспитания являются целостность и системность, последовательность, органическая совместимость, взаимодействие подсистем в рамках единой общепедагогической системы. Только в этом случае воспитание можно рассматривать как педагогический процесс, представляющий собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм и методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Педагогические системы (религиозная и светская) существенно разнятся между собой и не поддаются механическому слиянию. Каждая из них обладает своими принципиально отличными, противоречащими друг другу свойствами. Светской системе, базирующейся, на научных принципах освоения действительности, присущи свои цели, своё содержание, свои условия, формы и методы воздействия на ребёнка, в то время как религиозная педагогическая система пользуется своими испытанными, присущими ей средствами, основанными на догматах того или иного абсолютизированного вероучения и на закреплённой в качестве реальности мифологии. 

Религиозное воспитание представляет собой особый способ воздействия на все способности детей (ум, волю, чувства), результатом которого должно быть освоение ими основ конкретного вероучения и определённого образа жизни в соответствии с догматами этого вероучения.   И, если светское образование строится на проверенных, поддающихся исследованию и доказанных научными способами знаниях, то религиозное образование утверждает приоритет Веры в развитии познавательной сферы учащихся. Ясно, что ориентация образовательного процесса на Веру, как она трактуется с религиозных позиций, принципиально отличается от ориентации светского образования на знания, добытые строго научным путём. В том и другом случаях действуют совершенно разные гносеологии, и попытки их совмещения чреваты появлением серьёзных психических расстройств у людей, пытающихся произвести такое совмещение либо самостоятельно, либо под воздействием внешних сил. Принятие мифов за реальную действительность, придание им признаков документальности и исторического факта формируют особый тип сознания,  проявляющий, выражаясь евангельским языком,   «уверенность в невидимом». Научный и мифологический способы познания действительности в корне противоположны друг другу, и попытки их совмещения на практике опасны для психического здоровья.  Особенно они опасны для детей, поскольку их психика, в силу особенностей протекания физиологических  процессов,  не получила ещё духовно-нравственной зрелости и легко подвергается  срывам в ответ на получение противоречивой информации об окружающем мире.

Необходимо обратить внимание и на следующее различие рассматриваемых видов педагогики: если светская педагогика озабочена проблемой избавления ребёнка от безотчётных, неоправданных страхов, то религиозное воспитание заинтересовано как раз в обратном – в инициации, закреплении и усилении чувства страха как ведущего регулятора поведения и важнейшей смысловой жизненной установки. В отличие от светской, церковная педагогика культивирует страх в качестве катализатора религиозных взглядов и настроений. Так называемый «Божий страх», воспитываемый Церковью, представляет собой благоприятную питательную среду для возникновения и распространения множественных фобий на все жизненные сферы и отношения с окружающей средой.

Главная заповедь, первостепенно оцениваемая во всех авраамических религиях, требует от верующих, не считаясь ни с какими жертвами,  проявления исключительной любви не к родителям, не к Родине, не к природе, не к людям, которые непосредственно воспринимаемы и осознаваемы, а к фантасмагорическому Богу. Во имя такого бога возможно оправдание любых, самых жестоких жертв и преступлений.

*


Таким образом, отделение школы от религии – это непременное условие сохранения здоровья молодёжи. И кому, как ни государству, следует быть гарантом существования светской школы. Тем не менее, над светской школой России сегодня нависла серьёзнейшая опасность. Уже сейчас состояние двусмысленности и половинчатости становится характерной чертой  образовательных учреждений России. Содержание преподаваемых предметов, вся внутришкольная атмосфера российских школ пронизываются церковным духом. Рациональные силы уступают позиции силам иррациональным. Путаница в умах, своеобразная социальная амбивалентность, - реально прогнозируемый результат искусственного симбиоза науки с религией, берущегося школой на педагогическое вооружение.

Не может не вызывать опасений и наметившийся откат «воцерковляющейся» школы  от линии демократизации и гуманизации образования, соблюдения современных принципов сотрудничества субъектов образовательного процесса, поскольку такая линия вступает в резкое противоречие со строгой авторитарностью РПЦ, её аллергией на политические и гражданские свободы, приверженностью устрашающим методам воспитания. Уже сейчас проводимая «православизация» школы наносит непоправимый удар по взаимоотношениям детей и взрослых, становится дезинтегрирующим фактором в общешкольном социуме.

Следует учитывать, что никакого общего религиозного воспитания в природе не существует.  О нём можно говорить с большими оговорками. На практике оно всегда проявляется теми несогласующимися отличиями, какие присущи различным религиям.  Существенную роль при этом играет их взаимная позиционная  и догматическая непримиримость. Естественно,  что функционирующие в лоне этих религий воспитательные системы также имеют существенные, не поддающиеся согласованию особенности. Невозможно себе представить, чтобы в одном и том же культовом сооружении проводились богослужебные собрания христиан и мусульман, чтобы верующие православные родители водили своего ребёнка  в воскресную школу, созданную  при баптистской церкви.  Понятно, что и проводимое в стенах одного и того же школьного здания для какой-то части детей воспитание в духе традиционного православия, а для другой в духе одной из ветвей ислама, будет служить  условием разобщения в детском коллективе.  Императивы такого искусственного совмещения неминуемо разрушающе скажутся на школьном образовательном пространстве, единство которого является безусловным  требованием дидактики.   В этих условиях научные знания, приверженность которым  всегда являлась своеобразной объединяющей религией школы, мерилом качества её работы, теряют своё главенствующее значение, уступая место религиозным моральным ценностям, важнейшими из которых являются смирение и послушание по отношению к установленным порядкам и житейским обстоятельствам, слепая вера в существование потусторонних мистических сил.

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что подчинение массового образования церковным интересам, выражающимся в тяге русского православия к эксгумации феодальных устоев, в претензиях на мессианство и декларациях об «особости и жертвенности русского пути», усугубит изоляцию России от магистральных путей мировой цивилизации.

*


С течением временем лишь частично названные способы религиозного воздействия на человека наполняются более детальным, респектабельным и, на первый взгляд, безобидным содержанием, но суть их остаётся неизменной – сохранять и пополнять ряды верующих в конкретных конфессиональных рамках.

Безусловно, внедряясь в систему общегражданского, светского образования, Русская Православная Церковь, как общественная структура, преследует свои интересы и стремится к достижению своих первостепенных целей. Но отвечают ли эти цели сегодняшним историческим задачам, стоящим перед Россией? Должно ли светское государство брать на себя функции религии?

Государство и общество заинтересовано в воспитании не религиозных, а глубоко и всесторонне образованных граждан, владеющих современными научными знаниями и технологиями, активных, творчески ориентированных личностей, обладающих целеустремлённой волей, сознанием личной гражданской ответственности за происходящее в стране, способных обеспечивать социальный, духовный и экономический прогресс нации. И непременным условием этого является сохранение светской школы. При этом следует подчеркнуть, что заключение о несовместимости светской и религиозной систем воспитания ни в коем случае не подразумевает требования к государству вести политику свёртывания и ограничения прав религиозных объединений, как это имело место в Советском Союзе. Применение административных мер как по запрету религий, так и по искусственному насаждению для демократичных сообществ категорически противопоказано. Соблюдение  государственных и религиозных интересов достигается путём независимого существования государства и религии. Государство не вправе препятствовать деятельности религиозных организаций, но оно же не вправе поощрять её в ущерб социальным интересам. Клерикализация образовательной системы нанесёт непоправимый вред нации.


Владимир Рослов, педагог-психолог
Посмотреть и оставить отзывы (57)


Последние публикации на сопряженные темы

  • "Хроники Норкина": Религиозное образование
  • ОПК – всё началось с обмана
  • Религия, спорт и семья могут стать основными направлениями в патриотическом воспитании
  • Борьба за преодоление религиозных влияний в советской школе (1917—1919 гг.)
  • Москва заставляет школы сдавать в безвозмездную аренду классы для воскресных школ РПЦ

    Пришествий на страницу: 65

  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму

    Faq по СССР


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.