"Pussy Riot" как панк-православие  


В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Авторство: Контрабанда

"Pussy Riot" как панк-православие


19.03.2012 Церковные разборки/Pussy Riot

  Обсуждать сейчас панк-молебен  Pussy Riot как религиозное явление не совсем удобно. Каким бы ни было это явление само по себе, сейчас гораздо важнее его медийный образ — те круги по воде, которые пошли не ранее, чем было возбуждено уголовное дело по тяжкой статье. Говоря о последствиях этой акции, теперь уже можно совершенно забыть о том, что ею хотели выразить ее авторы. У авторов появились очень серьезные соавторы, и дальнейшее шоу они продолжают разыгрывать ансамблем. Поэтому полемика между Владимиром Голышевым и Александром Шведовым, посвященная аутентичному религиозному посылу акции, представляется мне практически ненужной и даже, может быть, выражаясь возвышенно, политически вредной.

Это я считал себя обязанным  сделать такое предупреждение. А  теперь можно честно признаться, что  религиозный посыл акции интересует меня куда больше, чем ее политические последствия, — хотя я прекрасно  понимаю, что политические последствия  важнее. Поэтому мне тоже интереснее думать о теме, по которой спорят Владимир Голышев и Александр  Шведов, а не о всякой политике, о  которой я тут думаю по обязанности. Так что спасибо, что пригласили высказаться.
 
Тема мне особенно близка потому, что с 2002 года меня обвиняют в создании особого учения — панк-православия, — а я с удовольствием принимаю эти обвинения. Поэтому для меня главный вопрос — соответствует ли панк-молебен идеалам панк-православия. Мой ответ — и да, и нет, хотя больше да.
Сначала почему "нет". Тут  все просто. Я вижу за акцией девушек  восприятие ХХС как настоящего храма  и В.М. Гундяева как настоящего патриарха. Только в этом случае возможно такое искреннее возмущение тем, что он в кого-то не того верует. Мнение девушек о том, что если бы этот патриарх верил в Бога, то было бы "лучше", нужно все-таки понимать не в абстрактном, а в очень конкретном смысле — что тогда бы он соответствовал своему титулу. Но титул, подчеркнем это, девушками не оспаривается. Это из-за несоответствия титула и его человеческого носителя они впали в такую скорбь и возопили ко Богородице, пытаясь очистить то, по их мнению, "место свято", которое было осквернено отправлением на нем культа путинского государства. Девушки и сами потом писали, что авторы акции ходят молиться в храмы РПЦ МП.
 
Как легко можно понять, я с такой позицией категорически  не согласен. Я принадлежу к традиции Катакомбной церкви, которая считала Московскую патриархию отпавшей от настоящей Церкви Христовой вслед за ее основателем и первым советским патриархом Сергием (Страгородским). В этой организации правящая бюрократия всегда обслуживает государственный режим, независимо от степени его безбожности, и всегда предает собственную паству ради собственных шкурных и стяжательских интересов. Я ничего другого от ее патриархов не ожидаю. Для меня естественно, что государственный чиновник высокого ранга верит в Путина. Но и то… мы же видели в декабре, что и он колебался в вере. Если бы девочки-панки это заметили, то, может быть, они бы увидели, насколько даже вера в Путина у него нетверда, и помолились бы об укреплении патриаршей веры, пусть хотя бы и в Путина для начала... Но это я отвлекся.
 
Сказать-то я хотел, что настоящие панк-православные должны понимать, что такое сергианство, и не относиться к сергианской организации как к Церкви. Но, конечно, нельзя требовать всего сразу. Панк-православие — это не догматическая система, а определенный стиль отношения к духовной жизни. Он помогает сориентироваться и в догматике, но лишь при совершении дополнительных усилий. Но даже если в догматике пока все запутано, панк-православие как стиль может и присутствовать. По-моему, тут оно так и есть. Если встать на место верующего  Московской патриархии, который не готов признать отпавшей от Церкви всю ее церковную организацию, то возникает ощущение, будто церковный  корабль захвачен пиратами. Надо что-то делать. Панк-православие — это  именно какие-то активные действия: не обязательно эпатажные, но очень  активные, в прямой противоположности  девизу хиппи make love, not war. Евангелие, надо сказать, нигде не учит любви к неправде, а зато учит войне с неправдой. Например, Христос, завершая свой панегирик другому очень конфликтному человеку, Иоанну Крестителю, говорит: "Царствие Небесное берется штурмом, и штурмующие захватывают его", — это я дословно перевожу на русский с греческого (от Матфея, 11, 12: ἡ βασιλεία τῶν οὐρανῶν βιάζεται καὶ βιασταὶ ἁρπάζουσιν αὐτήν). Панк-православный должен что-то делать, и делать что-то достаточно резкое. Например, уйти отшельничать (не в монастырь, а именно почти в полное одиночество, и вне общения с иерархией; беру пример из жизни). Или стать юродивым — то есть вступить на путь утрированного общения с миром, которое внутренне оказывается разобщением с миром. Это две крайности, можно и посредине что-то выбрать. Но, да — юродство выбирать можно. — Если чувствуешь призвание, и это призвание от Бога: всегда есть риск ошибиться, но никогда не бывает так, чтобы этого риска не было. Девочки выбрали именно его. Тут я на стороне Голышева.
 
Голышев глубоко прав, когда  пишет, что девочки, как и вообще юродивые, сознательно провоцируют  у своих единоверцев (а не у  кого-то еще: юродивые посылаются только к заснувшим духовно единоверцам) те же самые реакции, которые заставили  иудеев распять Христа. Голышев подчеркивает, что он не сравнивает самих девочек  с Христом, но он сравнивает реакции  на них со стороны православных с  реакциями иудеев на Христа. Именно так и есть. А сознательное провоцирование таких реакций — в этом как  раз и состоит подвиг юродства.
 
Аргумент оппонента Голышева о том, что Церковь лишь постепенно и выборочно выносила одобрения  поступкам юродивых, не просто несостоятелен. (Так, признание хорошими только поступков, упомянутых в богослужении в честь юродивого, но не всех тех, что перечислены в житии, — это просто какой-то странный выверт; в действительности, само житие является частью богослужения и принадлежностью культа, и в нем могут описываться события, исторически недостоверные, но не могут — не одобряемые.) Этот аргумент как раз иллюстрирует механизм юродства: Александр Шведов воспроизводит логику тех, кого юродивые провоцируют и пытаются вразумить, — чтобы они от такой логики перешли к вере в Бога. Когда всемирный светильник и общепризнанный основоположник подвига юродства святой Симеон Юродивый в VI веке опрокидывал лотки торговцев, чтобы вызвать их гнев, или доходил до совсем уже непотребств вроде публичной дефекации и посещения в голом виде женских бань, — каждый раз для того, чтобы быть обруганным и избитым, — он не давал времени подождать несколько десятков лет до вынесения церковного вердикта о своей деятельности или хотя бы нескольких часов для вопрошания "священноначалия". Напротив, он был готов обличить и само "священноначалие". Юродивые существуют для того, чтобы православные учились отвечать сами за себя, и немедленно. Они ставят тебя перед ситуацией, когда "как человек" ты будешь делать одно, хотя, как христианин ты должен делать что-то совсем другое. Но вот одумайся и начни быть христианином.
 
Голышев не сравнивает самих  девушек со Христом, а я не сравниваю самих девушек с Симеоном Юродивым. Хотя, конечно, я им желаю достигнуть настоящей святости, будь то в подвиге юродства или как угодно, потому что именно в этом смысл христианской жизни. Но, как говорит апостол Павел, "и звезда от звезды разнствует во славе". К подвигу юродства они приобщились. Православные — причем, из всех юрисдикций, включая мою собственную, — разделились во мнениях об их акции, и из этого видно, что акция удалась: православные спровоцировались. У кого-то пошла агрессия, у кого-то — все же христианское отношение. Бюрократия Московской патриархии твердо держится агрессии, но пусть это удивляет тех, кто мог от нее ожидать другого. Меня расстраивает агрессия со стороны многих истинно-православных.
 
Подвиг юродства включает три фазы. Первая уже позади —  сама провокация. Вторая идет сейчас: поношение, побои, всякие физические лишения и  опасности. А третья должна быть всегда — и до первой и второй фазы, и  во время, и после: это молитва. Вот  этого я и желаю больше всего авторам панк-молебна, где бы они ни находились. Пусть они держатся внутренней молитвы и помнят сказанные о ней слова Псалмопевца: обышедше обыдоша мя, именем Господним противляхся им. Эти слова всегда помогают. Проверено.
 
 
"КОНТРАБАНДА", 19 марта 2012 г.

Посмотреть и оставить отзывы (288)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Петиция в поддержку требований, выдвинутых Надеждой Толоконниковой в заявлении о голодовке
  • За торговлю футболками с «иконой» Pussy Riot Артему Лоскутову погрозили пальчиком
  • «С Pussy Riot Церковь зашла слишком далеко»
  • ПАСЕ призывает Москву к пересмотру дела Pussy Riot
  • Как Ваня пукнул в храме

    Пришествий на страницу: 11

  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму

    Faq по СССР


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.