Православие и русский характер  


В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Ковролин Fashion Star 806 купить Ковролин.
Авторство: Wak anukara

Православие и русский характер


18.10.2011 Статьи/РПЦ

Часть 1 (начало)
 
Однажды, на вопрос: Что будет с Церковью, когда русские вымрут?- настоятель одного из московских храмов полушутливо ответил: Китайцы примут православие,- а на вопрос: Как будет жить Москва без сибирской нефти и газа?- Будем православные книги издавать, китайцам продавать. Жители Поднебесной пока не знают, что их ждет. Впрочем, они не дикари, и соблазнить их золоченым убранством храмов, как некогда киевских послов, вряд ли возможно. Особенно теперь, когда уже видно, к чему приводит христианская проповедь народы, пытавшиеся по ней жить. Наиболее живучие из них вынуждены были прибегнуть к реформации, революции и даже уничтожению опиума для народа, но поменять идеологию, уже закрепившуюся на уровне коллективного бессознательного, не так-то просто.
 
Некоторые христианские постулаты, ввиду их явной несовместимости с жизнью, побуждают к самым неблаговидным поступкам. Так произошло с изуверским запретом предохранения в супружеской близости: результатом явились массовые аборты и процветание публичных домов. Известно, что длительное воздержание в посту чревато заболеванием простаты у мужчин и мучительными недугами у женщин. Недостаток животной пищи приводит к преждевременному старению и болезням, если постящийся не обладает специфическим метаболизмом. Тот, кто осознает пагубность для себя таких предписаний, уходит из Церкви.
 
Предписания же духовного свойства, как, например, не противься злому, не заботьтесь о завтрашнем дне (Мф.5:39;6:34), или продавайте имения ваши и давайте милостыню (Лк.12:33), не менее противоестественны, но не столь конкретны. Можно их по-разному толковать и не всегда им следовать. Вот тут уже начинается раздвоение личности. Человек верит в святость подобных изречений, но действует прямо наоборот, руководствуясь здравым смыслом. И духовник, как правило, поддерживает его в этом.
 
Что касается наставлений о терпении, смирении и всепрощении, верующие пропускают их мимо ушей в своих личных делах и активно сопротивляются обстоятельствам, зато в делах общественных оправдывают ими свою пассивность, боясь обличить злоумышленника и восстановить справедливость. Все это не способствует душевному здоровью.
 
Однако, есть еще и не явные факторы, воздействующие на сознание, постепенно формирующие стереотипы национального мышления и поведения. Так, вроде бы, христианское нравоучение не осуждает многодетность, даже вынуждает рожать до полного истощения, но в системе ценностей ее нет. Читаем Священное Писание: Возвеселись неплодная, не рождающая (Гал.4:27) и блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие (Лк.23:29). Неплодная Сара верою родила единственного ребенка, живя в инцесте с родным братом (Евр.11:11). Еле-еле по одному ребенку выродили святые Анна и Елисавета, по два- Ребекка и Рахиль. Апостол Павел посвящает целую главу преимуществам безбрачия (1Кор.7). Сын Божий возвещает, что если кто не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей... А при том и самой жизни своей, тот не может быть его учеником (Лк.14:26), и даже хорошо быть скопцом для Царства Небесного (Лк.14:26). Монашеская жизнь ставится выше семейной, брак рассматривается лишь как средство от блуда (1Кор.7:1,2,9), а чадородие- как возмездие женщине за первородный грех (Быт.3:16). Так что торжественные венчания в церкви- не более, чем дань традиции древнейших времен, когда супружеская жизнь почиталась святынею.
 
Так же и труд- всего лишь наказание Адаму, а не исполнение божественного замысла, не участие в природных циклах и не внутренняя потребность. Он не может быть предметом радости или гордости человека (Быт.3:17,19). Православная Церковь прививала комплекс вины, греховности, униженности, убеждала в невозможности исправить мир, якобы проклятый за Адама (Быт.3:17) и лежащий во зле (1Ин.5:19). Задачей русского юноши-язычника было стать защитником и хозяином своей земли, праведная жизнь обеспечивала прохождение в Светлый мир, души злодеев падали с Млечного пути во мрак и холод Нижнего мира. А что слышит еще полный сил и желаний подросток с амвона? В этом мире все суета сует, земная жизнь- лишь миг перед вечной, ради которой надо непрестанно каяться и помнить о смерти.  Это противоестественно, и вызывает внутреннее недовольство, протест, озлобленность. Исчезло уважение к женщине- жене и матери, к мужчине - главе семьи, к старикам, к самому себе и ко всему на свете. Появился цинизм, матерщина, желание забыться. Пить стали не веселясь, как на старых пирах, а с горечи от бессмысленной жизни. Появилась поговорка дураков работа любит. Место Микулы Селяниновича занял Емеля на печи, надеющийся на щуку, а за ним явился современный пацан, которому лень дойти до мусоропровода- он кидает мусор за окно, и лень загасить костер и сигарету, чтобы лес не загорелся. Потребительское и наплевательское отношение не с неба свалилось, а выросло из поучений, что о земном пекутся только язычники, что Отец ваш знает, в чем имеете нужду, не заботьтесь о завтрашем дне, что вам есть и что пить, и во что одеться, это все приложится вам, если будете искать Царства Божия и правды его (Мф.6:25-34). Как искать? Продавайте имения ваши и давайте милостыню (Лк.12:33). И садитесь рядом с попрошайками на паперти - в этом вся правда евангельская. Уговоры ап.Павла не дармоедствовать (2Фес.3:10) сути отношения к труду не меняли.
 
Часть 2 (продолжение)
 
Были усвоены и другие наставления. Если вы будете любить любящих вас- какая вам награда? (Мф.6:46) Значит, можно вести себя по-хамски среди своих, тебя за это не осудят, да и вообще ни за что не осудят- сказано же: Не судите, да не судимы будете (Мф.7:1). А когда-то боялись не только наказаний, но и общественного мнения, чтобы не стать изгоем. Теперь всех преступников принято жалеть, многие даже восхищаются их удалью. А что, ведь сам Христос- друг мытарям и грешникам (Мф.11:19), и одна заблудшая овца ему милее 99-ти незаблудших (Мф.18:12,13). Если о раскаявшихся грешниках так сильно радуются на небесах, то вести праведную жизнь будет безрадостно, и покаяться не в чем, могут и в гордыне обвинить, и до Причастия не допустить.
 
Между тем, особым уважением пользуются нечистые на руку должностные лица, благодаря притче о вороватом управителе, растрогавшем самого Рассказчика особо циничной формой догадливости (Лк.16:1-8). Любовь к врагам у нас вышла на уровень внешней политики. Разрушена часть японского побережья, японцы не паникуют, ни о чем не просят. Мы исходимся в сострадании, собираем для них последние копейки с нищего населения. А ведь не сожги они наш флаг накануне, не пошли пулю в посольство - и не подумали бы. Даже на Евровидении почему-то Россия голосует за Грузию и Азербайджан.
 
В Евангелии нет прямых указаний: пьянствуйте и блудодействуйте. Но народ способен делать выводы. Люди пьющие в свое оправдание приводят историю в Кане Галилейской, а также тот факт, что Христос любил пить вино с друзьями и воспевать на улице (Мф.11:19;26:30).
 
Представительницы древнейшей профессии тоже не слышали от него укора. Они имели доступ к Сыну Человеческому во всякое время и во всяком месте, отирали его ноги своими пышными волосами и ласково называли раввуни. Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,- говорил он своим ученикам (Лк.7:29) и часто лобзал в уста Магдалину, как сообщает апокриф от Филиппа. Она называлась его спутницей. О жене и детях Спасителя нигде не упоминается, что дает повод предполагать, будто он пользовался услугами спутниц. Хотя некоторые усматривают странность в не по-мужски нежных отношениях Учителя с юным учеником, которого любил Иисус, и который возлежал у груди Иисуса (Ин.13:23), а впоследствии обзавелся своим постоянным спутником. Христианский Бог - молодой неординарный мужчина, при жизни увлекавший за собой толпы экзальтированных поклонниц, даже замужних (Мария Клеопова). А уж воссев одесную Отца, он превратился в мечту бесчисленных невест Христовых, не встретивших своего принца на Земле. Да и какой принц может сравниться с божеством! Как выясняется, оно, в свою очередь, тоже любит каждую из них, и до жгучей ревности! Причем, сразу ко всему миру! (Иак.4:4,5). Потрясающий накал страстей.
 
Божественной любви жаждут и мужчины. Правда, их сильнее манит образ Пречистой Девы. Так или иначе, русский человек, усвоивший церковные идеалы, основанные на монашеском опыте, не склонен довольствоваться земными радостями. И вместе с тем, по своей чувственной природе, остро нуждается в них. Тут снова являются раздвоенность, неудовлетворенность, скука, досада, мат и алкоголь. В этом суть загадочной русской души. А ведь в старину предки наши, судя по былинам и сказкам, по деревянному зодчеству, народным костюмам и предметам быта, отличались жизнерадостностью, творческой фантазией и трудолюбием. Совершенный по выразительности и логическому строю язык (ныне уже кое-что утративший) свидетельствует о чрезвычайной развитости мышления и эмоциональном богатстве. К сожалению, многовековая роль догоняющих в культуре, обусловленная религиозными запретами, вынуждает и язык все далее дрейфовать в англо-сакском направлении. Можно долго рассуждать, каким образом религия, заодно с государственным устройством (крепостным правом, больше навредившим, чем принесшем пользу), сузили понятия русское раздолье и русская удаль до русской тоски и русской лень-матушки.
 
Часть 3 (окончание)
 
Можно привести множество  примеров из Библии и святоотеческих писаний, и станет ясно: с моральной стороны, в самом невыгодном положении оказывается рачительный хозяин и заботливый семьянин. Он даже рискует пострадать наподобие праведного Иова. Вдобавок Новым Заветом исключается национальная идентичность и патриотизм: нет ни еллина, ни иудея (Кол.3,11), и настоящее Отечество - на небесах (Евр.11:15). Правда, одобряется душу положить за други своя (Ин.15:13). Поэтому ратное дело оказалось единственным, не считая церковного служения, которое уважалось в допетровской Руси. Хотя, при том отношении Церкви к естестественным наукам, отставание в качестве производимого оружия становилось неизбежным. Зато души всегда клали несметным числом, и если бы только по необходимости! Междоусобные войны, гражданские, напрасные - вроде Первой мировой, к тому же и многочисленные репрессии вопиют о том, что русские души во всю историю не ставились ни во грош. Наконец в ХХ веке, после двукратного восстановления страны из руин и форсированной индустриализации за счет села, жизненные силы нации иссякли окончательно, и скоро от нее ничего не останется. Как известно, история цивилизаций движется по кругу. Что в начале казалось благотворным, потом становится губительным. Так произошло и с христианством. Змея укусила себя за хвост, религия умрет раньше, чем последний из отравленного ею народа.
 
Находясь в эйфории от краха советского государства, Церковь совсем недавно осыпала наградами разрушителей всех основ существования его добросовестных граждан. И вот теперь Патриарх заговорил небиблейскими словами: честность, справедливость, патриотизм... Последние, кто жил по этим принципам, были расстреляны в октябре 1993-го. Капитализм, с Вашего благословения утвердившийся в стране, органически не приемлет ничего подобного, да и в странах золотого миллиарда высокий уровень потребления был дозволен среднему классу только в виду сильного социалистического соперника. Реванш крупного капитала, прикрываемый ссылками на кризисы, уже шагает по Европе. Пора осознать, что лоб дан человеку не только для того, чтоб им стучать об пол, вымаливая милости у бога, который к тому же чудовищно жесток и несправедлив. Так что без человеческих усилий мир не благоустроится.
 
Правда, у людей нет единого представления о добре и зле. Потому, что история с Древом их познания - выдумка. На самом деле, процесс всякого познания напоминает языческое Мировое Древо, по которому карабкаются народы, то оседая на ветках, то устремляясь к вершине. Бывают и падения, как сейчас в России, когда стимулом к развитию провозглашается личное обогащение. Куда мы двинемся дальше? Обзаведется ли капиталист рабами, или вспомнит о радости труда на общее благо? Что ему больше понравится: видеть окружающих униженными, голодными и злыми, или уважать человеческое достоинство, жить равным среди равных, ограничивая потребление возможностями своей страны? Церковь приложила немало усилий, чтобы ошельмовать социализм и стремление создать рай на Земле. Тем труднее будет предотвратить ад. Хотя, православие такой задачи и не ставит.

Посмотреть и оставить отзывы (75)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Очерки по истории РПЦ: Церковь в древней Руси
  • Очерки по истории РПЦ: Церковь и монголы
  • Очерки по истории РПЦ: От монголов до Грозного: церковь в 14-16 вв.
  • Очерки по истории РПЦ: Церковь в 17 в.: от Годунова до Никона
  • Очерки по истории РПЦ: 18 век: На пути к духовному ведомству

    Пришествий на страницу: 119

  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму

    Faq по СССР


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.