В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Авторство: Цоглин Аркадий

Кто написал десять заповедей?


20.05.2011 Статьи/Библия

В современной культуре все более заметную роль играет Библия, которую многие считают универсальной основой морали и законности. В частности, отмечают особое значение так называемого Декалога, знаменитых десяти заповедей, якобы переданных еврейскому патриарху Моисею самим Богом на горе Синай (Библия, Исход, 20 гл.). В обществе установилось мнение ( созданное церковными деятелями) о том, что эти заповеди во все времена должны регулировать отношения между всеми людьми. Однако при близком рассмотрении выясняется, что содержание Декалога тесно связано с древностью и вряд ли применимо в наше время.

Уже первая заповедь указывает на то, что ее объектом является только еврейский народ: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства…». Здесь имеются в виду события, описанные в первой книге Ветхого Завета, связанные с бегством евреев из египетского плена -- легендарное событие, произошедшее, как говорят ученые, в очень отдаленную эпоху. Заповедь закрепляет в сознании именно этого народа руководящую роль главного божества его мифологии ( постепенно оно трансформировалось в единственного Бога). Вторая заповедь требует от евреев верного служения этому Богу, который грозит наказывать «детей за вину отцов до третьего и четвертого рода». В старину такое наказание для нарушителей священной воли считали нормальным. Но возникает вопрос: насколько оправданно это требование долгой мести с точки зрения наших современных понятий о справедливости? Готовы ли мы сегодня нести ответственность за поступки своих дедов, которых даже не знали лично?

Третья заповедь запрещает употребление имени Бога напрасно (всуе) и угрожает наказанием тем, кто так поступает. Странное требование, так как не объясняется конкретно, что следует считать напрасным произнесением сакрального имени. Толкования этого предмета могут быть самыми широкими. Возможно, в древнееврейском обществе знали точный смысл этого запрета, но с течением времени он оказался забыт. И теперь имя Бога произносят, кому и как вздумается, не опасаясь нарушения этой непонятной заповеди. Его называют Иегова, Яхве, Всевышний и т.п. Четвертая заповедь относится к почитанию субботнего дня, как времени отдыха Бога после сотворения мира. Согласно ей, никто не должен работать в этот день, в том числе рабы и скот. Автор этого положения явно не предвидел, что рабство в будущем отменят, а субботу в христианских церквах заменят воскресеньем. Причем от верующих христиан их руководители сейчас уже не требуют полного отказа от каких-либо дел в воскресенье. В настоящее время субботу как священный день почитают только иудеи и некоторые христианские сектанты. Значит, в практике большинства библейских конфессий имеет место фактический отказ от исполнения этой архаичной заповеди.

В пятой заповеди, где речь идет о почитании родителей, приводится такая мотивировка: «чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Следовательно, эта заповедь тоже касается одних евреев, поскольку в Ветхом Завете рассказывается, как страна Ханаан (Палестина) по воле Бога была завоевана еврейскими племенами под руководством полководца Иисуса Навина. Причем, евреи, живущие в странах диаспоры, видимо, также не могут отнести ее на свой счет.

6-8 заповеди содержат краткие запреты на воровство, убийство и прелюбодейство (измена супругу). Ясно, что в любом обществе эти недостойные деяния осуждаемы и наказуемы, независимо от того, известна ли в нем Библия. Эти простые морально-юридические нормы принимаются в любой стране как условие нормального жизнеустройства. Вовсе не обязательно при этом ссылаться на волю Бога. То же касается девятой заповеди, осуждающей лжесвидетелей. Наконец, десятая заповедь фактически выступает дублированием восьмой: в ней более подробно излагается требование воздерживаться от присвоения чужого имущества. Причем, в состав этого имущества включаются рабы, жены, волы и ослы. И здесь очевидно, что эта заповедь появилась в стране, где было узаконено рабство, а волы и ослы считались самым ценным имуществом. Жены там тоже относились к числу объектов живого имущества, наряду с рабами и ослами. Такой страной и была древняя Иудея, в которой возникли все десять заповедей в качестве примитивного законодательства. Это произошло вскоре после заселения евреями завоеванной ими страны Ханаан. Новое государство нуждалось в законах, регулирующих всю его жизнь. Для придания авторитетности и значимости своим законам их настоящие авторы — вожди народа и жрецы храмового культа -- постановили, что источником закона и морали был сам Бог древних евреев -- Яхве.

Это было общим принципом в юридической практике всех древних стран. Социальные законы, как правило, провозглашались исходящими от богов, почитаемых в данном обществе. Так было в Египте, Вавилоне, Китае, Индии и далее везде.

В силу стечения исторических обстоятельств древнееврейское законодательство из книги Исход спустя многие века стала использовать в своих интересах христианская церковь. Этому способствовала главная идея Декалога -- люди должны покоряться воле Бога, а последняя, разумеется, оказалась направленной на защиту частной собственности, социального неравенства и привилегий священнослужителей. Поэтому в так называемых христианских странах с давних пор церковь воспитывала народы в духе признания десяти заповедей как проявления Божьей воли. То же самое священники христианских и других библейских организаций пытаются делать и сейчас.

В нашу просвещенную эпоху в цивилизованных странах в основу законодательства положен принцип защиты прав любого человека, независимо от его отношения к религии. Это противоречит, конечно, пресловутым десяти заповедям, которые, как и Библия в целом, сохраняют для культурных людей только исторический интерес, как свидетельство моральных принципов и мировоззрения ранних периодов человеческого общества.

Аркадий Цоглин,
г. Саратов  


Посмотреть и оставить отзывы (19)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Библия одобряет проституцию и сутенерство?
  • Исполнение всех без исключения заповедей Библии – принцип её объективного исследования
  • Осуществление ожидаемого...
  • Библия одобряет садистские преступления - жертвоприношения детей
  • Обитель Зла: Заповеди Господни
  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.