В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

скрытая ip камера wifi
Авторство: Гордиенко Н.С.

Церковно-государственные отношения в современной России


18.02.2011 Статьи/Общество

Гордиенко Н.С.
доктор философских наук,
профессор
 
 
Проблема церковно-государственных отношений в равной степени актуальна как для религиоведов, так и для правоведов. Приходится лишь недоумевать и удивляться тому, что в нашем вузе в отличие от СПбГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, ЛГУ им. А.С. Пушкина курс религиоведения будущим юристам не читается, что, по моему мнению, не раз откликнется им в их последующей профессиональной деятельности. Профессионально важна она и для специалистов по связям с общественностью, которым то и дело приходится как-то смягчать напряженности, возникающие в нашем обществе из-за непонимания сути сложившихся у нас церковно-государственных отношений и некорректности тех, кто эти отношения должен устанавливать и поддерживать в соответствии с буквой и духом российского законодательства.
 
Каждый специалист в сфере PR должен понять и принять как непреложную истину тот факт, что в нашей стране церковно-государственные отношения базируются на принципе свободы совести, зафиксированном в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., и в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. в редакции от 26 марта 2000 г.).
Вот те статьи, которые содержат эту фиксацию:
 
Конституция РФ.
 
Статья 14. 
 
1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
 
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 19. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… отношения к религии, убеждений.
Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29. 2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие… религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда… религиозного… превосходства.
 
Практически все эти статьи повторены или пересказаны в Федеральном законе. Но ряд статей данного закона дополняют Конституцию РФ.
 
Федеральный закон.
 
Статья 3.6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом.
 
Статья 4.2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
 
Статья 26. Нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
Толковый и старательный студент, ознакомившись с вышеприведенными статьями в процессе подготовки к семинару или при работе над рефератом, не может не заметить в них если не погрешности, то, во всяком случае, недоработки. Действительно, некоторые из них сформулированы не лучшим образом.
 
Начать с того, что ни в Конституции РФ, ни в Федеральном законе не упомянут атеизм – вполне определенная и наиболее последовательная альтернатива религии как таковой: он как бы прикрыт неопределенным понятием «иные убеждения» и поэтому может восприниматься как нечто не совсем легитимное. Между тем легитимизация атеизма как равноправной с религией формы духовности очень важна для Российского государства, в котором значительная часть граждан  признает себя атеистами.
 
Непонятно, почему статья 3.6 Федерального закона запрещает оскорблять лишь «религиозные чувства» граждан (имеются в виду публичные антирелигиозные  мероприятия вблизи объектов религиозного почитания, размещение текстов и изображений такого же характера), не распространяя такое же запрещение на акции, оскорбляющие чувства атеистов.
 
Имеются и явные упущения. Не лишней была бы в Конституции РФ статья, декларирующая светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. Сейчас она имеется лишь в федеральных законах «О свободе совести…» /4.2/ и «Об образовании» /2.4/.
 
Было бы уместным указание Конституции РФ на то, что символика и атрибутика светского государства тоже должны быть светскими – нейтральными по отношению к любой имеющейся в стране религии. Не исключено, что именно из-за отсутствия такого указания произошли следующие накладки: в гербе оказался христианский крест, в гимн попала отнюдь не светская фраза «Хранимая Богом родная страна», вернулся крест на флаг ВМФ.
Еще заметнее то, что некоторые статьи Федерального закона сформулированы хорошо, но выполняются плохо, а то и совсем не выполняются.
 
Вот лишь несколько примеров такого невыполнения.
 
Светский характер государства автоматически обязывает государственных служащих всех рангов воспринимать свою религиозность как сугубо личное дело и избегать публичной демонстрации таковой. Они не должны использовать свои властные возможности (пресловутый административный ресурс») для проявления повышенного внимания к приверженцам своей конфессии и выражения невнимания к остальным.
 
Есть в Федеральном законе и соответствующая статья 4.4, которая гласит: «Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии».
 
Гласить-то она гласит, но не соблюдает ее никто из упомянутых должностных лиц, в том числе и находящихся на самой вершине государственной власти. Начнем с того, что всячески позиционирует себя как исповедующего православие В.В. Путин. Так, поздравляя главу Русской православной церкви патриарха Алексия II, он заявил:
«Мне хорошо известны слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о том, что нынешнее возрождение России было бы невозможным без помощи Божией. Как православный христианин, я принимаю их и поддерживаю всей душой» / «Журнал Московской Патриархии», 2004, №6, 56/.
 
Свою приверженность православию открыто и повсеместно (по крайне мере – публично – под фото- и телекамеры) демонстрирует Д.А. Медведев. В рождественские и пасхальные праздники государственные телеканалы показывают их молящимися в православных храмах, благоговейно общающимися с патриархом.
 
Руководствуясь чиновничьим этикетом, требующим единомыслия с начальством (в данном случае единоверия), стали подражать им полномочные представители в округах, министры и губернаторы, главы администраций всех уровней, мэры больших и малых городов – за исключением, разве, регионов, где преобладают приверженцы иноверия.
 Особо усердствуют в этом плане военные чины, пренебрегающие не только статьей 4.4 Федерального закона, но и статьей 8.I-2 закона «О статусе военнослужащих»: «I. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.
 
2. Военнослужащие не вправе <…> использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения и религии».
 
Вот лишь один из примеров тотального нарушения в пользу одной лишь Русской православной церкви упомянутых статьей гражданскими должностными лицами и военнослужащими высокого ранга:
«Адмирал Ф.Ф. Ушаков прославлен в лике святых. 4-5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Федора (Ушакова – Н.Г.), адмирала Российского флота <…>. Канонизация адмирала Ушакова стала торжеством и для Военно-Морского флота России, делегация которого тоже прибыла в Санаксар. В ее состав входили начальник Главного штаба ВМФ адмирал флота В.А. Кравченко, заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирала А.А. Побожий, командующий  Черноморским флотом адмирал В.П. Комоедов, командующий Балтийским флотом вице-адмирал В.П. Валуев, заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал В.Г. Доброскоченко и другие. Военно-морской флот Украины представлял главнокомандующий М.Б. Ежель. Активное участие в организации и проведении торжеств приняли глава Республики Мордовии Н.И. Меркушкин, члены правительства Республики. На торжества прибыли также председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев и руководитель Российского ядерного центра Р.И. Илькаев» / "Журнал Московской Патриархии", 2001, №9, с.46, 47/.
 
Согласно той же статье 4.4, не вправе были не только участвовать, но даже официально присутствовать на сугубо религиозной церемонии возвращения Русской православной церковью в г. Тихвин из США иконы Тихвинской Божией Матери президент РФ, губернатор Ленинградской области и другие высокопоставленные официальные лица. А они присутствовали и, как оказалось, не зря. Губернатор впоследствии заявил, что именно благодаря иконе Тихвинской Божией Матери область выкарабкалась из экономического спада / "Метро" 9 июля 2010 г./.
 
Один из пунктов статьи 4.2 Федерального закона предписывает государству «не возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления». А статья 5 того же закона обязывает религиозные объединения «не выполнять функции органов государственной власти, государственных учреждений и органов местного самоуправления».
 
Все эти статьи в той или мере нарушаются: с государственной стороны министерствами вооруженных сил, юстиции и внутренних дел, а с религиозной – уже сейчас Русской православной церковью, а в обозримом будущем - объединениями мусульман, буддистов и иудеев.
 
В чем конкретно это выражается?
 
1. Министерство обороны намерено передоверить такую важную функцию как воспитание солдат и офицеров религиозным объединениям – в первую очередь Русской православной церкви, а затем мусульманским, буддийским и иудейским конфессиям.
"С крестом и автоматом. Если более 10% личного состава бригады и дивизии заявят о принадлежности к какой-то из основных традиционных религий, священнослужитель этой конфессии может быть включен в ее штат + Священнику положат жалование – примерно на уровне заместителя командира" / "Российская газета" за 23 июля 2009 г./.
 
"Батюшка особого назначения. В январе в войсках Северокавказского военного округа появились первые штатные священнослужители. Правда, официальной должности "военный священник" в армии пока не будет. Представители духовенства будут называться помощниками командиров по работе с верующими военнослужащими. На базе Рязанского военного училища будет создан специальный факультет для подготовки военного духовенства"  /"Журнал Московской Патриархии",  2010, 2, с.74, 75/.
Само собой разумеется, что ничего такого в Федеральном законе не предусмотрено, равно как и в законе "О статусе военнослужащих", где статья 8.4 гласит: "Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозного культа".
 
2. Министерство юстиции тоже накопило немалый опыт перекладывания на духовенство (преимущественно православное) одной из важных своих служебных обязанностей – перевоспитание заключенных, отбывающих наказание в тюрьмах и колониях.
"Пять лет, – писал министр юстиции Ю.Чайка (ныне Генеральный прокурор РФ) в официальном органе Русской православной церкви – прошло с тех пор, как Министерство юстиции Российской Федерации и Русская православная церковь подписали Соглашение о сотрудничестве по духовно-нравственному просвещению осужденных. За прошедшее время проделана большая работа в этом направлении… Православные пастыри ведут трудную работу по духовному возрождению осужденных, совершают в исправительных учреждениях и следственных изоляторах богослужения, таинства Крещения, Исповеди, Венчания, организуют занятия в воскресных школах, участвуют в благотворительной и попечительской деятельности. При активном участии священнослужителей в пенитенциарных учреждений России построено 360 православных храмов, строится еще 72 церкви, действуют свыше 500 молитвенных комнат. Только на протяжении 2004 года православные храмы были открыты в исправительных учреждениях Карелии, Владимирской, Волгоградской, Ивановской, Кемеровской и Псковской и ряде других областей. В мероприятиях по их освещению принимали участие и архиереи Русской православной церкви" / "Журнал Московской Патриархии", 2005, 7, с.74, 75/.
Ситуация, прямо скажем, благостная, но не Конституцией РФ, ни Федеральным законом "О свободе совести…" не предусмотренная.
 
3. Министерство внутренних дел и его службы тоже изыскивают возможности использования сотрудничества с церковью в собственных правоохранительных целях.
Вот лишь один из таких "изысканий", попавший на страницы центральной прессы.
"С Богом на дорогу. Сотрудники ГИБДД обратились за помощью к священникам. В Великом Новгороде внедряют новую методику борьбы с нарушителями правил дорожного движения… По поручению начальника отдела ГИБДД подполковника милиции Игоря Попова в Новгороде были выявлены и занесены на карту 39 наиболее неблагополучных, с точки зрения дорожной безопасности, зон. После этого начальник городской ГИБДД обратился к архиепископу Старорусскому и Новгородскому Льву за благословением на проведение молебнов о путешествующих… Мероприятие уже началось. Протоиерей Покровского собора Великого Новгорода отец Игорь уже провел первую службу из самых травмоопасных перекрестков города. Появление священнослужителя, совершавшего обход перекрестка в час пик, вызвало неподдельный интерес со стороны всех участников дорожного и пешеходного движения. А присутствие рядом с ним многочисленных милицейских чинов оказало на потенциальных нарушителей благотворное действие"/ "Российская газета" за 24 августа 2007 г./.
 
В заключение, обратимся к статье 6.3 все того же Федерального закона. Она конкретна и категорична: "Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органов местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается".
 
Между тем есть такие объединения не только в воинских подразделениях и местах заключения, но и таких государственных учреждениях, как Генеральный штаб Российской армии, Комитет государственной безопасности, Законодательное собрание Санкт-Петербурга и пр.
 
Имеются церкви, часовни или молитвенные комнаты с соответствующим обслуживающим персоналом в государственных больничных учреждениях: в частности, во всех петербургских больницах.
 
Есть где удовлетворять свои религиозные потребности сотрудникам Эрмитажа, Русского музея, а ведь это государственные учреждения.
 
Несмотря на отстаивание Федеральным законом принципа светскости образования в государственных и муниципальных учебных учреждениях, в очень многих вузах страны (в том числе, разумеется, и в нашем городе) действуют не просто культовые помещения с минимальной обслугой, а полноценные церковные приходы.
 
Следует отметить, что в некоторых случаях деятельность вузовских храмов непосредственно включается (разумеется с санкции соответствующих государственных структур) в учебно-воспитательный процесс. Весьма показательная в этом отношении информация о православном храме, открывшемся в Муромском филиале Владимирского государственного университета. Там под храм отведена самая большая аудитория, предназначенная для совершения богослужений, проведения лекций и семинарских занятий по учебному плану вуза, конференций и семинаров религиозного содержания, богословских собеседований. Сформирована православная приходская община, запланировано создание религиозной библиотеки, воскресной школы, катехизаторских курсов для взрослых. Ктитором (старостой) новообразованного церковного прихода стала ректор филиала профессор Н.В. Чайковская, либо не знакомая с Федеральным законом, либо сознательно игнорирующая его. /См.: "Журнал Московской Патриархии", 2005, 4, с.60-65/.
 
Недавно проведена кампания по координации деятельности вузовских храмов и приходских общин. Вот свидетельство тому:
"Университетские храмы объединились. Первая конференция домовых храмов российских вузов прошла в храме святой мученицы Татианы при МГУ. Более 60 преподавателей университетских приходов собрались, чтобы познакомиться друг с другом, поделиться опытом и разработать стратегию работы для «Ассоциации домовых храмов России». О том, какое значение этой встрече придала церковь, говорит и личное участие в ней Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, отслужившего литургию в храме при МГУ <…>. Общим итогом конференции стало избрание большинством голосов председателем Ассоциации домовых храмов России благочинного вузовских храмов Санкт-Петербурга протоиерея Петра Мухина".
 
Любопытно, что в ходе дебатов по меньшей мере дважды прозвучало признание нелегитимности с точки зрения современного законодательства открытия и функционирования домовых, в данном случае вузовских храмов. И оба признания сделал не дилетант в юриспруденции, а председатель профкома юридического факультета МГУ, в начале он посетовал на то, что "до сих пор существуют правовые нормы, которые не позволяют регистрировать домовые храмы", а затем констатировал: "Если студенты и преподаватели хотят молиться, то юридически храм нужно создавать не в составе вуза, а при нем, и для этого тоже нужны правовые нормы. / "Фома", 2009, май, с.9/.
 
Наконец, нельзя упомянуть еще один пункт статьи 4.2 Федерального закона, предписывающий государству "не вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону". Примером грубого нарушения данного закона является развернувшиеся в последние годы форменные гонения на законопослушную церковь Свидетелей Иеговы.  Можно добавить, что таким же незаконным преследованиям подвергают государственные следственные и судебные органы не нарушающую законы Церковь Сайентологии.

Посмотреть и оставить отзывы (17)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Дело Христоса живет
  • Блогер Соколовский как жертва борьбы кланов
  • Вечность несовременна
  • Воевал ли Николай 2-й во второй мировой?
  • Антисоветизм и религиозное мракобесие современной России
  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.