Репрессии против духовенства в 1918 году по документам  


В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика
Авторство: Шацкий Е.

Репрессии против духовенства в 1918 году по документам


22.10.2009 Церковные разборки/История

Предисловие

Исследование, посвящённое истории начала антицерковных репрессий в советской России. Выводы исследования:

1. Ни один из документов 1917-1918 года не предписывал наказаний за  религиозные взгляды или профессию священника. Церковные историки  полагают, что указание о расстрелах священников появилось 1 мая 1919 года, но приводимый им документ отсутствует в архивах и имеет все признаки фальсификации.
2. Отсутствуют донесения исполнителей об арестах по признаку религиозной принадлежности и протоколы допросов, содержащие требования отречения от тех или иных религиозных взглядов.
3. Первоначально гонениями РПЦ называла отделение церкви от государства и нарушение, вследствие этого, имущественных интересов церкви. В январе Собор РПЦ призвал всех православных сопротивляться исполнению декрета.
4. Вероятно, с этим следует связать частое участие духовенства в антибольшевистских выступлениях с начала 1918 года.
5. В апреле-августе следуют  репрессивные действия против отдельных представителей духовенства по обвинению в антиправительственной деятельности. Инициатива репрессий на этом этапе идёт от местных органов власти.
6. С сентября 1918 года, вместе с началом Красного террора, начались расстрелы представителей духовенства местными ЧК по обвинению в антибольшевистской агитации, участии в антибольшевистских восстаниях и поддержке белых.
7. В ноябре 1918 года появились первые приказы руководства ВЧК, направленные непосредственно против духовенства: Приказ председателя ЧК Чехословацкого фронта М. Лациса об «особом внимании к духовенству»  и расстреле, несмотря на сан, каждого, кто «словом или делом» выступит против власти, и Постановление Президиума ВЧК о нераспространении амнистии на священников, арестованных за антибольшевистскую агитацию.
8. Причины конфликта Церкви и правительства в 1918 году имели политико-экономический характер.
9. В дальнейшем, часть жертв конфликта была признана РПЦ мучениками за веру по формальному признаку принадлежности к духовенству.

Репрессии против духовенства в 1918 году по документам
В 1992 году Архиерейский Собор РПЦ официально объявил следующее:
«Попущением Божиим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. И вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, пролилась кровь мучеников. Святой Патриарх Всероссийский Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству, мужественно призвал ее разделить с ним чашу страданий: "Если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, - благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него".
Первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Он с духовным величием и евангельской простотой утвердил в своем архипастырском служении замечательное единство праведной жизни и мученической кончины, свидетельствуя о вере Христовой "даже до смерти" (Откр. 12, 11). Свое земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 года в граде Киеве - колыбели христианства на Руси, взойдя здесь на свою Голгофу.» [1]
Сразу скажем, что первый священномученник был убит из-за денег.
Рапорт секретаря  Киевской духовной  консистории в  канцелярию Св. Синода гласит:   «25-го  Января  вечером  зверски убит Киевский  Митрополит ВЛАДИМИР.  Преступники  в солдатских шинелях  несколько  раз являлись  к покойному якобы  с  целями обыска.  В  последний раз они  явились в  числе пяти человек  в  восьмом  часу  вечера.  Взяв  из  несгораемой кассы  принадлежавшие  Владыке Митрополиту денежные документы,  процентные  бумаги и  наличные  деньги, преступники  вывели Владыку  в  девятом  часу  вечера  за  стены  Лавры  и там злодейски  его расстреляли» [2]. Произошло это, то ли до установления в Киеве власти большевиков [3], то ли без их участия [4]. Митрополит пал от рук обычных бандитов.  

 

      Но интереснее другое. Собор откровенно указал, почему для РПЦ так важен вопрос о мучениках. По христианскому учению, мученики, пострадавшие за дело Христа, свидетельствуют «о победе Христовой». Над абсурдностью подобной логики иронизировал ещё французский философ-просветитель Поль Гольбах: «МУЧЕНИКИ. Так называют упрямых святых, которые дают ввергать себя в темницы, бичевать, четвертовать и сжигать, чтобы доказать всему миру, что их духовенство не заблуждается. Каждая религия имеет своих мучеников; но истинные мученики - это те, которые приняли смерть за истинную религию; истинная же религия - это та, чье духовенство безусловно право». В 19 веке Гольбаху вторил его соотечественник публицист Лео Таксиль: «И  все   сонмы   мучеников   за   идею христианства, погибших  при  Домициане,  Траяне  и  прочих  императорах,  не доказывают в этом смысле ровно ничего,  во  всяком  случае  не  больше,  чем смерть  тысяч  мучеников  под  колесами  колесницы  Джаггернаута  доказывает реальность существования Будды и его воплощений» [5]. Имелся в виду следующий пример религиозного изуверства. Джаггернаут (Джаганнатха) - безрукий и безногий идол индуистского бога Кришны, находящийся в храме города Пури. Раз в год во время многолюдных празднеств Джаггернаута (буквально: владыка мира) вывозят  из  храма на огромной колеснице. Богомольцы-фанатики иногда бросаются в экстазе под колесницу и гибнут, "раздавленные Джаггернаутом". Естественно, что меньше всего это свидетельствует о «победе Кришны».

 

 

    Немало примеров мученичества во имя самых разных религий было и в русской истории. В 1553 году новгородский летописец рассказал об участи татар, взятых в плен под Казанью: «... месяца января в 1-вторник. давали дияки, по монастырям татар, которые сидели в тюрьме и захотели крестится; которые не захотели крестится, ино их метали в воду...» [6]. В 1654 году архидиакон Павел Алеппский записал рассказы о взятии православными войсками Смоленска, во время русско-польской войны: «Многие из ратников рассказывали нам об этом городе [Смоленске]  и его покоренииПо взятии города царь [Алексей Михайлович] нашел в нем много евреев, которые скрывали себя, переодевшись христианами, но московиты узнали их по неумению делать крестное знамение. По приказанию царя их всех собрали и потребовали, чтобы они крестились, если хотят спасти себе жизнь; кто уверовал и крестился, тот сохранил свою жизнь, а тех, кто не пожелал, приказано было посадить в деревянные дома, и всех их сожгли». [7] Как видим, чтобы быть логически последовательными православным пришлось бы признать «победу» ислама и иудаизма. Другое дело, что им не хотелось бы признавать подобное, но здесь дело уже не в логике.

 
    Итак, для православных признание мученичества за веру принципиально важно, ибо свидетельствует об истинности их религии. Для атеистов не имеет значения, за какую религию погиб верующий в неё, – человека жаль, но его смерть ничего не доказывает.  В погоне за количеством мучеников, РПЦ, бывает, что и искажает реальную историю нашей страны, а это  вызывает возражения у любого  желающего знать правду, а не идеологические или религиозные мифы. Пример из 18 века. РПЦ причислила к лику священномучеников миссионера Ювеналия.  В разделе «Житие» Православного календаря [8] о кончине Ювеналия сообщается  следующее: «В 1796 году география поездок миссионеров стала расширяться, захватывая не только острова, но и Аляскинский материк, куда и направился иеромонах Ювеналий и где был зверски убит племенем юпиков, вероятно, потому что они боялись незнакомцев. Это произошло около озера Илиамна. Когда шаман, или колдун этого племени, после убийства священномученика Ювеналия надел на себя его крест, он уже не мог совершить языческого обряда. Тогда он сказал своему племени, что в будущем следует с уважением относиться и прислушиваться к тем, кто носит такой знак, т.е. крест. Впоследствии это племя стало глубоко верующими православными христианами. В 1980 году о. Ювеналий был прославлен в лике священномучеников. [Архивариус Православной Церкви в Америке] Либеровский А. П. "Православная Церковь в Америке: святые и соборы» Понятно, что даже если бы приведённый рассказ был правдой, он свидетельствовал бы не о мученичестве за Христа, а только о ксенофобии жителей Аляски. Но, к несчастью для РПЦ, о смерти святого Ювеналия сохранилось не только церковное предание, но и исторический документ. Современник, представитель Российско-американской компании Николай Петрович Резанов (прообраз героя оперы "Юнона и Авось") послал следующее донесение директорам Российско-американской компании: «На полуострове Аляске завелся было на острове Илямне, что названо озером Шелихова, торг с горными народами великие пользы открывавший, монах Ювеналий тотчас улетел туда для проповеди, крестил их насильно, венчал, отнимал девок у одних и отдавал другим. Американцы все буйство его и даже побои долго сносили, но наконец опомнились, что этого урода и избавиться можно и, посоветовавшись между собой, кончили тем, что убили преподобного» [9]. Как видим, православные историки не сочли нужным уведомить своих читателей, что так называемый «мученик» был убит за попытку крестить язычников побоями. Очевидно, чтобы различать людей,  действительно, пострадавших за свои убеждения от таких моральных уродов (согласимся с характеристикой документа), как преподобный Ювеналий, следует проверять христианские предания - документами. Именно этим, мы и предлагаем читателям заняться вместе с нами в отношении православных мучеников 20 века. Вследствие обширности темы, в данной статье мы ограничимся началом того, что РПЦ называет гонениями – 1918 годом.
Прежде всего, подумаем, какие же документы остаются от гонения за веру. Классический образец российских гонений – преследования старообрядцев в 17 веке. Прежде всего, старообрядчество было признано преступлением, подлежащим светскому суду. Решения церковных Соборов 1666-1667 гг.: «Аще ли же кто не послушает повелеваемых от нас и не покорится святой восточной церкви и сему освященному собору, или начнет прекословить и противиться нам, и мы такового противника данной нам властью… проклятию и анафеме предаем, как еретика», «мы таковых накажем духовно: аще же и духовное наказание наше начнут презирать, и мы таковым приложим и телесные озлобления». «Аще еретики и раскольники, подобает ли наказатися градским законом, или токмо церковным наказанием? Ответ: Ей подобает их наказати и градским казнением» [10]. В 1675 году появился специальный царский указ о сожжении упорствующих старообрядцев: «Раскольников, которые восточной апостольской церкви не повинуютца, говорить многажды, чтобы они от того расколства престали и покаяние принесли и на истину обратились. И буде которые росколники не покорятца и в познание не придут, и тех раскольников сжечь» [11]. Донесения следователей о старообрядцах выглядели следующим образом: «преосвященный Иона епископ им говорил, чтоб они на истину обратились, святой восточной соборной церкви повинились. И те де церковные раскольники, Симанко с товарыщи, 5 человек, не покорились и в сознание не пришли. И тех де церковных раскольников они по указу великого государя сожгли» [12]. Типичный протокол допроса старообрядки: «И она Маврутка пытана, а на пытке в три стряски двадцать пять ударов дано, а о пытке она говорила те ж свои прежние речи тремя де первыми персты во образ святые Троицы креститися и в церковь божию и к отцам духовным ходить исповедываться не будет» [13]. Итак, от гонений остаются указы, объявляющие преступлением те или иные религиозные взгляды, донесения исполнителей и протоколы допросов, содержащие требования отречения от преступных религиозных взглядов. Для проверки, приведу пример из 19 века.     Настоятель Соловецкого монастыря доносил о заключенном «жидовствующем» еретике П. Воронине в 1853 году: «Увещеваний не принимает, объявил себя, что он еврейской веры был и будет… По безнадежности к раскаянию должен быть заключен навсегда» [14]. Не вызывает сомнений, что Воронин сидел в монастырской тюрьме за упорство в своей вере и был истинным мучеником «жидовствующей ереси», что, впрочем, не свидетельствует о её истинности.
    Теперь поищем в 1917-18 годах соответствующие законы о православном духовенстве. Прежде всего, обратимся к трудам историков православной ориентации. Подобный закон ими опубликован. В 1999 году в журнале «Чудеса и приключения» появилась статья журналиста Г. А. Назарова «Какое-то безумие тлело в нём…», посвященная В. И. Ленину. В числе прочего, журналист сообщил о своей недавней находке:
«он подписал чудовищный, до сих пор скрываемый от народа документ, который мне удалось обнаружить в архиве:
«1 мая 1919 г
Строго секретно
Председателю В.Ч.К. № 13666/2 тов. Дзержинскому Ф. Э.
УКАЗАНИЕ
В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов. нар. комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией.
Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше.
Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады.
 
Председатель В.Ц.И.К. Калинин
Председатель Сов. нар. Комиссаров
Ульянов (Ленин)” [15].
 
    Тот же журналист опубликовал в журнале «Русский вестник» и другой документ, как казалось, подтвердивший подлинность первого:
«Выписка из протокола № 88 заседания Политбюро ЦК от 11.11.1939г.   
"- По отношению к религии, служителям русской православной церкви и православноверующим ЦК постановляет:
2.Указание тов. Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919г. за №13666-2 "О борьбе с попами и религией", адресованное председателю ВЧК т. Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК-ОГПУ-НКВД, касающиеся служителей РПЦ и православноверующих, - отменить...   
Секретарь ЦК И. Сталин» [16]. 
    Находки вызвали большой интерес у историков, специализирующихся на взаимоотношениях Церкви и государства в СССР. В том же году её перепечатал кандидат исторических наук  В. А. Алексеев в брошюре «Тернистый путь к живому диалогу: Из истории церковно-государственных отношений в 30–50-е гг. ХХ столетия». Затем на них ссылались д. ист. н. Н. И. Нарочницкая в книге «Россия и русские в мировой истории» (М., 2001), д. ист. н. А.И. Вдовин (книга «Русские в ХХ веке». М., 2004), С. И. Васильцов (статья «ХХ съезд и русский вопрос в России»), Ю. А. Катунин (статья «Изменение политики партии и государства в отношении Православной Церкви в 1939 г.» и докторская диссертация с соответствующей главой на эту тему). Часть перечисленных авторов авторитетна в церковных кругах. В. А. Алексеев - президент Международного Фонда единства православных народов, награждён церковным орденом Сергия Радонежского. Н. И. Нарочницкая награждена церковным орденом княгини Ольги. Очевидно, что находка пришлась Церкви ко двору.
 
    Между тем, это очень странно по простой причине – при стандартной проверке документы оказались подделкой (И. КУРЛЯНДСКИЙ, старший научный сотрудник ИРИ РАН, кандидат исторических наук Протоколы церковных мудрецов: К истории мнимого поворота  Сталина к религии и Православной Церкви в 1930-е годы  [17]).
 
Основные доказательства подделки.

1. Старший научный сотрудник института Российской истории РАН И. Курляндский обратился в архивы. В Российском государственном архиве социально-политической истории хранится полный фонд документов Ленина. Многие десятилетия он целенаправленно формировался советским государством, в него включались тотально все ленинские документы. По свидетельству директора РГАСПИ К.М. Андерсона, все документы ленинского фонда рассекречены и доступны для исследователей, так как государственных тайн в них не содержится. «Указание Ленина от 1 мая 1919 г.» в РГАСПИ отсутствует (как и все остальные «Указания»). Все документы Ленина в РГАСПИ каталогизированы строго по датам. Среди бумаг Ленина, относящихся к 1 мая 1919 г., нет антирелигиозных – это несколько подписанных им постановлений Малого СНК, и все они касаются мелких хозяйственных вопросов. Отсутствует «Указание Ленина от 1 мая 1919 г.» и в Государственном архиве РФ, где хранятся фонды СНК и ВЦИК. Отрицательный отзыв о наличии этого «документа» дали в своих официальных письмах Центральный архив ФСБ России и Архив президента РФ. Итак, «Указание Ленина от 1 мая 1919 г.» отсутствует во всех профильных по этой тематике государственных и ведомственных архивах России. Равным образом не существовало никакого секретного «решения ВЦИК и СНК» 1917–1919 гг. о необходимости «как можно быстрее покончить с попами и религией», во исполнение которого «Указание Ленина от 1 мая 1919 г.» будто бы было выпущено. Не существует никаких «инструкций ВЧК–ОГПУ–НКВД» со ссылками на это «указание», нет никаких документов о его исполнении.
Все протоколы Политбюро ЦК РКП (б) – ВКП (б) за 1919–1952 гг. (и подлинные, и копии) хранятся в РГАСПИ (ф.17, оп.3, 163) и теперь доступны для исследователей. Рассекречены и материалы Особых папок к заседаниям Политбюро за все эти годы (ф.17, оп.162), куда откладывались постановления Политбюро по разным секретным вопросам. За 11 ноября 1939 г. решения Политбюро действительно были. Однако церковных вопросов они не касались (РГАСПИ.Ф. 17. Оп.3.Д.1016.) В этот день под грифом «Особой папки» рассматривался вопрос «об увеличении численности и материальном обеспечении конвойных войск НКВД», «о пересмотре караульной службы» и вопрос Комиссии обороны (РГАСПИ Ф.17.Оп.162.Д.26.Л.107, 108.).
2. № 13 666 - состоит из двух «дьявольских» цифр, воистину сверхъестественное совпадение для антицерковного документа. «Сатанинский» номер свидетельствует об озабоченности автора документа мистицизмом, проще говоря, его составил человек верующий. Если принять № 13666 на "указании" от 1 мая 1919 года всерьез, следовательно, за четыре первых месяца 1919 года появилось 13 с половиной тысяч "указаний". С учетом времени на сон, еду и отдых - Ленин должен был неутомимо подписывать по одному "указанию" каждые пять-десять минут.

3. Выдумав фиктивный номер, фальсификатору пришлось выдумать и фиктивное название документа - "Указание". В практике партийно-государственного делопроизводства вообще никогда не существовало документов с названием «Указание». В частности, ВЦИК и Совнарком не издали ни одного документа с таким названием за все время своей деятельности. Существовали только постановления и декреты за подписями глав этих органов. Ленин не подписал за всю свою партийно-государственную деятельность ни одного документа, который носил бы название «Указание» в чем легко убедиться по его Полному собранию сочинений, «Биографической хронике», сборникам «Декреты советской власти».
 
4. В партийно-государственных документах Ленин никогда не назывался «товарищем Ульяновым (Лениным)». Принятые формы упоминания только «товарищ Ленин», «В.И. Ленин».
 
    Как видим, не требовалось ничего необыкновенного для проверки подлинности документов, – только элементарная делопроизводственная экспертиза. Почему же ряд профессиональных историков не совершили этих простых действий? Наш ответ дан в начале статьи. Историки оказались не просто историками, но и православными верующими. Решением Собора их Церкви, было признано, что в России были гонения за веру. От православных историков потребовалось отыскать соответствующие документы. Мудрая народная пословица гласит: «На безрыбье и рак рыба». Из поспешности, с которой православные историки поспешили объявить «рака» - «рыбой», т. е. грубую подделку – подлинным «указанием», следует, что подлинного документа аналогичного содержания им обнаружить не удалось. Несмотря на наличие возможностей и желания для подобного поиска. Следовательно, правительственного указа считать священнослужителей преступниками не существовало.
 
    За подлинной информацией об отношениях церкви и государства обратимся к протоколам заседаний Совнаркома 1917- 1918 годов и документам ВЧК того же периода. Протоколы заседаний Совнаркома до марта 1918 года, ранее засекреченные, были опубликованы Российским государственным архивом социально-политической истории в 2006 году. Впервые Церковь упомянута утром 21 ноября 1917 года: «Доклад Боголепова [наркомат Финансов] о запрещении (…) выдачи средств церковным учреждениям» [18]. Реакция представителей Церкви понятна. Ещё в июне 1917 года прошёл Всероссийский  съезд православного духовенства и мирян, на котором был «предрешён вопрос о том, что отделение церкви от государства не произойдёт, и что обеспечение духовенство будет получать от государства» [19]. Кем-то из священников проект прекращения финансирования был воспринят, как гонения на Православие. Кто-то  задумался о возможности сотрудничества с новой властью. На заседании Совнаркома 27 ноября было рассмотрено «письмо священника Галкина с предложением своих услуг Совету Народных Комиссаров в области отделения церкви от государства и ряде других областей». Совнарком поручил «вызвать Галкина для переговоров» и рассмотреть возможность «привлечения священника Галкина к активной деятельности и на какой пост» [20]. Сразу скажем, что о. Михаил (Галкин) (ум. в 1930 г.) стал одним из авторов Декрета об отделении Церкви от государства, но в дальнейшем ушёл из РПЦ (вероятно, из-за недовольства коллег) и работал экспертом в Наркомате Юстиции в отделе по проведению отделения церкви от государства. В мировоззрении постепенно пришёл к атеизму.
 
    Следующее упоминание Церкви опять-таки касалось имущественных вопросов - с 30 ноября по 6 декабря в повестку дня пять раз включался доклад Коллонтай о передаче монастырей в ведение Государственного призрения (для размещения инвалидов и престарелых), но каждый раз откладывался, так как находились более насущные вопросы [21].
 
    11 декабря был утвержден декрет о переходе церковно-приходских школ в ведение Государственной комиссии по просвещению. На том же заседании, наркому Просвещения Луначарскому, о. Михаилу (Галкину) и члену Коллегии наркомата Юстиции Стучке поручили выработать план действий по отделению Церкви от Государства [22]. 19 января 1918 года был рассмотрен доклад представителя наркомата государственного призрения о бестактностях, допущенных при занятии одного из монастырей (для Союза увечных воинов), и ожидающейся «клерикальной демонстрации» протеста. Было постановлено разрешить демонстрацию и опубликовать в газетах воззвание к населению о целях занятия монастыря. 20 января был утверждён Декрет об отделении Церкви от государства [23]. 24 января, было принято решение о закрытии домовых церквей при комиссариатах [24]. С 25 февраля по 4 марта рассматривался вопрос о передаче кредитов ликвидированных по Декрету об отделении Церкви от государства учреждений Наркомату Юстиции [25]. Это всё, – с какой либо иной точки зрения Церковь государство не интересовала. Ни одно из принятых постановлений не предусматривало наказаний за веру. Осуждалась бестактность по отношению к православным верующим. Была разрешена демонстрация верующих. Активным участником процесса отделения Церкви от государства стал православный священник.
 
    Больше всего интересы Церкви задел Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви от 20 января 1918 года. Французский советолог Николя Верт (один из авторов «Чёрной книги коммунизма») так оценил его содержание.
 
    «23 января 1918 г. советская власть обнародовала закон об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковь уже не была «юридическим лицом», не имела права на собственность, права получать субсидии и вести обучение в государственных и частных школах. Она могла бесплатно пользоваться культовыми сооружениями и предметами, а также свободно отправлять религиозные обряды, если они не нарушали общественного порядка. Каждый гражданин был свободен в выборе религии, которую он мог исповедовать или не исповедовать. Иерархи церкви сочли этот закон (имеющий определенные аналогии с французским законом 1905 г.) неприемлемым. Патриарх Тихон предал коммунистов анафеме. Священнослужители были объявлены «классовыми врагами» и стали жертвами репрессий, поскольку во время гражданской войны они часто оказывали поддержку контрреволюционерам» [26].
    Уточню, что патриарх Тихон предал коммунистов анафеме в день накануне принятия Декрета, 19 января. Но поскольку о подготовке Декрета патриарху было известно, следует согласиться, что патриарх был возмущён именно готовящимся ущербом имущественным интересам Церкви. Справедливо, что образцом для большевистского Декрета послужил французский закон об отделении Церкви от государства 1905 года. Как видим, Декрет не предусматривал наказаний за веру. Наиболее болезненной для Церкви стала потеря собственности, что, конечно, вызвало недовольство духовенства. 25 января Поместный Собор РПЦ постановил, что «изданный Советом Народных Комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собою, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против нее гонения. Всякое участие как в издании сего враждебного Церкви узаконения, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к Православной Церкви и навлекает на виновных кары вплоть до отлучения от Церкви» [27]. 27 января последовало «Воззвание Священного Собора к православному народу [по поводу декрета Совета Народных Комиссаров о свободе совести]»: «Даже татары больше уважали нашу святую веру, чем наши теперешние законодатели. Доселе Русь называлась святою, а теперь хотят сделать ее поганою. И слыхано ли, чтобы делами церковными управляли люди безбожные, не русские и не православные?.. составляйте союзы для защиты заветных святынь... Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание» [28]. Церковь призвала к сопротивлению новому правительству, не считаясь с тем, что это приведёт к крови.
    Теперь обратимся к документам ВЧК. В 2007 году Центральный Архив ФСБ России выпустил сборник документов «Архив ВЧК». Впервые церковь была упомянута на заседании ВЧК от 23 апреля 1918 г. «9. О делегировании на заседание Малого Совета Московской области 24 апреля представителя от ВЧК для участия в обсуждении вопроса об опии и готовящемся контрреволюционном выступлении духовенства. Делегировать тов. Полукарова.» [29]. На заседании 28 апреля того же года Полукаров отчитался: «монархическое духовенство контрреволюционны: за последнее время поступают сведения с мест, что при участии разложившихся военных отрядов, а также отрядов охраны жел[езных] дорог происходит организация пьяных бунтов и погромных выступлений» [30].
 
    Содержание протоколов согласуется с ранее известными документами.
 
«Аналитическая записка Б.С. Шведова и Реденса [работники ВЧК] 
10.I 1923 г.
Секретно
Всем окружкомам
 
     Октябрьский переворот еще не был завершен, как патриарх Тихон, глава православной церкви, призвал к неповиновению новой власти, анафематствовал большевиков и тех, кто их признал и им подчиняется. Этот шаг был рассчитан на духовную темноту крестьянских масс. Выступления Тихона были задатком политике церкви на ближайшие годы.
Действительно, церковь стала гнездом не только присущей пассивной, но и активнейшей контрреволюции. Достаточно вспомнить о целом ряде крестьянских восстаний, где поп играл роль не только агитатора, но и часто организатора
» [31].
 
Тот же Центральный Архив ФСБ и Институт российской истории РАН выпустили многотомное издание донесений местных ЧК: «Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918-1939». В предисловии составители  отметили, что «многие из сельских священников принимали участие в крестьянских восстаниях, причем не только в качестве рядовых участников, но и руководителей. Монастыри, цер­кви и церковные помещения нередко становились местами хранения оружия антисоветских организаций, убежищем для их членов. Многие священники вели активную агитацию, скрытую или явную, против советской власти, устраивали панихиды по последним русским царям, призывали к восстановлению монархии. Советскую власть они счита­ли порождением антихриста и поэтому незаконной. Главная причина подобной позиции духовенства заключалась в политике советской власти по отношению к церкви. В большинстве своем сельские священники крайне негативно отнеслись к декретам большевиков о свободе совести и вероисповеданий и об отделении церкви от государства и школы от церкви. Их недовольство вызвала аграрная и продовольственная политика советской власти, так же как и упомянутые выше декреты, подрывающие основы их материального благосостояния. Данная тема постоянно звучала в антисоветских пропо­ведях и агитации духовенства» [32].
 
    В 1929 году Секретный отдел ГПУ сообщал об одной из местных банд: «В с. Марьевке Самарского округа ликвидирована группировка (…) Актив её – 16 чел. кулаков, попов, быв. полицейских. В 1918 г. участники группировки активно содействовали белым, затем оказывали содействие бандам» [33]. Муромский журналист В. И. Лепехин показал в ЧК о собрании 2 февраля 1918 года в городской церкви Ивана Предтечи: «офицер Мяздриков, впоследствии принимавший участие в восстании 8-9 июля, читал послание патриарха Тихона, где говорилось, что Советская власть посягает на церковь и её достояние. По прочтении послания Мяздриков говорил речь, где призывал народ сплотиться на защиту церкви, на которую посягают большевики. Говорили и другие ораторы о том, что большевики хотят обобрать церкви, притеснять веру христианскую, что власть захватили евреи и что надо твердо стать на оборону церкви. Епископ, стоя на амвоне, при мне речей не говорил, а лишь, по-видимому, сочувственно слушал и время от времени благословлял народ и ораторов» [34].
 
    В бюллетене № 9 Комиссии Деникина по расследованию злодеяний большевиков было описаны «Сведения о злодеяниях большевиков в отношении церкви и её служителей в Ставропольской епархии». Отмечалось, что «захват власти большевиками в Ставрополе произошел лишь в январе 1918 года, и в первые месяцы после этого ставшие у власти представители большевизма, занятые делом укрепления своей власти, мало уделяли внимания Церкви» [35]. «Приблизительно с апреля 1918 года, во главе власти в Ставрополе появляются бывшие каторжники, матросы из карательных отрядов и т. п. лица, с переходом власти к которым проведение в жизнь "новых большевистских" начал стало принимать уродливые и приводящие в ужас формы.  В частности, по выражению одного священнослужителя, "духовенство местного округа, как и везде на "святой" когда-то Руси, стало переживать тяжкий период всевозможных над собой гонений и издевательств со стороны людей, потерявших веру в Бога и совесть". С весны 1918 года в городах и селениях епархии при производстве обысков особенно тщательно таковые производятся у священнослужителей местных храмов (…) Объясняются эти обыски обыкновенно розыском пулеметов или иного оружия или же производятся без всякого объяснения причин и без предъявления каких-либо распоряжений центральной власти» [36]. Отделим эмоции. В сухом остатке остаётся, что с весны 1918 года местные власти начинают с подозрением относиться к духовенству, разыскивают у него спрятанное оружие. Вскоре, по тому же источнику, красноармейцы начали убивать священников.
    «Так, в станице Барсуковской весной 1918 года священник Григорий Златорунский, 40 лет, был убит красноармейцами за то, что служил молебен по просьбе казаков об избавлении от красноармейцев. В станице Попутной протоиерей Павел Васильевич Иванов, 60 лет, прослуживший в этой станице 36 лет, был заколот красноармейцами за то, что в проповедях указывал, что они ведут Россию к гибели.
    В станице Вознесенской священник Троицкой церкви Алексей Ивлев, 60 с лишним лет, был убит на площади за то, что сам происходил из казаков и когда-то служил в гвардии. Священник станицы Владимирской Александр Подольский, 50 с лишним лет, окончивший университет по юридическому факультету, был зверски убит за то, что служил молебен перед выступлениями своих прихожан-казаков против красноармейцев.
    Перед тем, как его убили, его долго водили по станице, глумились и били его, и потом вывели за село, изрубили его и бросили на свалочных местах, запретив кому бы то ни было его хоронить. Один пожилой прихожанин, желая оградить тело покойного от растерзания его собаками, ночью прошел туда и стал его закапывать, но был замечен пьяными красноармейцами, был тут же изрублен и брошен там же.
    В станице Удобной священник Федор Березовский, более 50 лет, убит красноармейцами также с запрещением погребать его тело за то, что он отзывался неодобрительно о большевиках. Священник станицы Усть-Лабинской Михаил Лисицын, около 50 лет, убит, причем перед убийством ему накинули на шею петлю и водили по станице, глумились и били его, так что под конец он уже сам, падая на колени, молил поскорее с ним покончить. Жене его пришлось заплатить 600 рублей, чтобы ей разрешили его похоронить.
Священник станицы Должанской Иоанн Краснов, 40 лет, убит за служение молебна перед выступлением прихожан против большевиков. Священник станицы Новощербиновской Алексей Малютинский, 50 лет, убит за осуждение красноармейцев в том, что они ведут Россию к гибели, и служил молебен перед выступлением казаков-прихожан. Священник станицы Георго-Афонской Александр Флегинский, 50 лет с лишним, после того как был избит, с бесконечным глумлением выведен за станицу и убит. Тело его было найдено много времени спустя.
    Священник станицы Незамаевской Иван Пригорский, 40 лет, направления крайне левого, в великую субботу выведен из храма на церковную площадь, где с руганью набросились на него красноармейцы, избили его, изуродовали лицо, окровавленного и полуживого вытащили за станицу и там убили, запретив хоронить.
    В селе Бешнагырь красноармейцы явились в дом священника Дмитрия Семенова, потребовали еды и после угощения обещали, что священник будет цел, и ушли, но затем прислали за ним, после чего на утро его тело было найдено брошенным за селом» [37].
    Итак, источник отмечает крайнее озлобление красноармейцев против свя
Посмотреть и оставить отзывы (81)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Немощь беззащитная
  • Воскресите гадину!
  • Отделение Церкви от Государства. 100-летие Декрета
  • Фильм "Столетие"
  • FAQ по СССР

    Пришествий на страницу: 4404

  • 
    ТЕМА ДНЯ
    Трагедия "Крещения Руси" 28 июля

    Добровольно-принудительное крещение Руси
    О крещении Киева через насилие и о цитатах Невзорова...
    Тысячелетию крещения Руси
    Насильственное насаждение православия среди народностей России
    Очерки по истории РПЦ: Церковь в древней Руси
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму

    Faq по СССР


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    Исток атеизма Форум
    Рубрики
    Темы
    Авторы
    Новости
    Новый русский атеизм
    Материалы РГО
    Поговорим о боге
    Дулуман
    Книги
    Галерея
    Юмор
    Анекдоты
    Страница Иисуса
    Танцующий Иисус
    Рейтинг@Mail.ru
    
    Copyright©1998-2018 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.