В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Валка корчевка и опиловка деревьев www.crazyalp.ru.
Авторство: Цоглин Аркадий

«Церковные рассказы» Михаила Зощенко


03.02.2009 Статьи/Осторожно! Попы!

В творчестве известного писателя-сатирика Михаила Зощенко немалую роль играла церковно-религиозная тема. В 1922 году он написал «Рассказ про попа»,который и сегодня сохраняет актуальность. Его герой, поп Семен, любил размышлять на отвлеченные темы, в том числе о том, как устроено мироздание: «Обо всем поп Семен проникновенно думал, обо всем имел особое суждение и лишь об одном не смел думать – о боге. Иной раз воспарится в  мыслях — черт не брат. Зарождение первейшей жизни—органическая химия. Бог…Как до бога доходил, так и баста. Пугался поп. Не смел думать. А почему не смел, и сам не знал. В трепете перед богом воспитан был». Сомнения в существовании бога постоянно посещали Семена: «Но бог…  Ах, темная это сторона! Вилами все на воде писано… Есть ли бог или нету его? Власть ли это? А ежели власть, то какая же власть, что себя ни в какой мере не проявит? Но :
-- Замри, поп Семен, баста!»
Однажды у героя состоялся разговор с местной учительницей, убежденной атеисткой. Она в резкой форме высказала те мысли, которые Семен и сам втайне обдумывал: «Церковь? И церкви вашей не верю. Пустяки это. Идолопоклонство. Бог? И бога нету. Все есть органическая химия». Женщина предложила в виде опыта совершить какой-то поступок, который принято считать святотатством, например плюнуть на царские врата в церкви.: «Если есть бог, то допустит ли он меня преступление перед ним совершить, а»? После этого разговора Семен сильно разволновался. Его сомнения в существовании бога усилились. «И заболел поп с тех пор. Заболел сомнением. Не то что покой свой потерял, а окружающих извел до невозможности. Ненормальный стал». Семен захотел получить явное свидетельство о бытии бога—знамение.  «Но ежели есть бог, то должен он мне знаменье дать, что он точно существует. Кивнуть мне должен,  мигнуть; дескать, точно, существую, мол, и управляю вселенной. Ежели он знаменья не даст — нету его». Сельский священник выражает свои мысли в простой форме, как и его односельчане.
Семен задумал проверить, существует ли бог в действительности. Он решил по совету учительницы плюнуть в царские врата.  Ночью, дрожа от страха ,подошел к своей церкви и увидел, что в окне горит свет. Пробравшись в храм, поп увидел, что там орудуют воры, пытающиеся украсть иконы.
«На лесенке, над иконой чудотворца, стоял парень и ломиком долбил ризу.
-- Сволочи!— сказал парень.—Риза-то, брат, никакая—кастрюльного золота. Не стоит лап пачкать…и тут бога обманывают…»
Эта сцена окончательно убедила попа Семена в том, что его церковная вера была обманом. «Наутро поп собрал мужичков, поклонился им в пояс, расчесал свою гриву медным гребешком и овечьими ножницами обкорнал ее до затылка.
И стал с тех пор жить по- мужицки». Так закончил Зощенко свой рассказ. Он выразил современные события, когда церковь лишилась государственной опоры, и ей была предоставлена самостоятельность. В таких условиях многие служители культа  и  их прихожане испытали разочарование в былой вере, стали вести светский образ жизни. Оказалось, что религия может успешно  существовать только при поддержке власти, без которой она хиреет и становится уделом самых отсталых и невежественных слоев общества, в основном, стариков. На эту тему Михаил Зощенко написал в  1923 году рассказ  «Исповедь».
*                        *                           *
В рассказе «Исповедь» изображена сцена в сельской церкви во время церемонии исповеди. Героиня рассказа бабка Фекла — невежественная сельская женщина — пришла исповедоваться. Она купила свечку за 20 копеек и поставила ее перед иконой. Действия Феклы автор комментирует так: «Фекла долго и старательно прилаживала свечку поближе к образу. А когда приладила, отошла несколько поодаль и, любуясь на дело своих рук, принялась молиться и просить себе всяких льгот и милостей взамен истраченного двугривенного». В этих строках умственный уровень героини обрисован достаточно ясно. Далее описывается сама исповедь.
-- Ну, рассказывай, Фекла,  -- сказал поп,--  какие грехи? В чем грешна? Не злословишь ли по - пустому? Не редко ли к богу прибегаешь?
--Грешна, батюшка, конечно,--  сказала Фекла, кланяясь.
-- Бог простит,-- сказал поп, покрывая Феклу епитрахилью.
--В бога-то веруешь ли? Не сомневаешься ли?
--В бога-то верую, --сказала Фекла.— Сын, конечно, приходит, например, выражается, осуждает, одним словом. А я-то верую.
-- Это хорошо, матка, -- сказал поп.— Не поддавайся легкому соблазну. А чего, скажи, сын-то говорит? Как осуждает?
-- Осуждает,--сказала Фекла.— Это, говорит, пустяки — ихняя вера. Нету, говорит, не существует бога, хоть все небо и облака обыщи…
--Бог есть,--строго сказал поп.— Не поддавайся на это…»
Из дальнейшего разговора выяснилось, что сомнения в существовании бога посещали и самого попа:
--А может, и химия,-- задумчиво сказал поп.— Может, матка, конечно, и бога нету –химия все…
Бабка Фекла испуганно посмотрела на попа. Но тот положил ей на голову епитрахиль и стал бормотать слова молитвы.
--Ну, иди, иди,--уныло сказал поп.— Не задерживай верующих».
Это как будто обычный эпизод характерно показывает, что сами священники сомневались в проповедуемой ими вере. Церковное служение привлекало , в основном, темных людей, вроде Феклы. Они относились к богу как к высшему начальнику, у которого пытались вымолить жизненные блага.
Такова же основная масса верующих и в настоящее время. Внося свои деньги на нужды церкви, они откровенно рассчитывают купить этим благополучную жизнь на этом свете и блаженное бытие после смерти. Священники попросту эксплуатируют наивные мечты прихожан ради их денег. При этом ловко используют покровительство власти, опирающейся не изжившую себя христианскую идеологию.
Творчество такого мастера литературы как Михаил Зощенко помогает тем, кто не разучился думать, осмыслить реальную роль церковных догм в жизни общества.

Посмотреть и оставить отзывы (236)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Глава Магаданской епархии РПЦ архиепископ Иоанн плеснул кипятком в лицо человеку
  • Чудеса отменяются
  • Космические бомжи
  • Прижучивание владыки Тихона
  • Хам на крови
  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.