«Сеанс магии» с последующим ее «развенчанием»  


В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Авторство: Кредо.ru

«Сеанс магии» с последующим ее «развенчанием»


11.10.2005 СМИ/Чудеса

Попасть в офис Грабового, в отличие от счастливого корреспондента одной из столичных газет, удается не всем. Охрана там беспощадно аккуратна в исполнении своих обязанностей. А знакомые батюшки, готовые выделить на благое дело официального свидания с самым популярным в последние недели "мессией" аж 39 100 рублей, есть не у всех. Именно такая сумма требуется для того, чтобы только взглянуть на Григория Петровича, хотя за погляд, как известно, в России денег не берут. Наверное, об этом обстоятельстве каким-то образом догадалось руководство ОРТ и провело на первом канале для неимущих эфирное рандеву с "воскресителем мертвых" под названием "Пусть говорят", рассчитанное, надо думать, на его немедленное развенчание и общенародное порицание.

Судя по составу оппонентов афериста, ставшего в одночасье известным едва ли не всему миру, было задумано нечто, вроде описанного Михаилом Булгаковым в "Мастере и Маргарите" "сеанса магии с ее последующим развенчанием". Тем более, что "волшебник" обещал представить присутствующим воскресших из мертвых по его "благодати". Результат телесеанса оказался почти аналогичным финалу булгаковского циркового представления с участием Воланда. С тем же эффектом, но со знаком "строго наоборот" - Воланд из Грабового получился никакой, и всю инициативу взяли на себя разнообразные и многочисленные оппоненты.

Активные попытки найти однозначный ответ на вопрос, что такое Грабовой, как ему это удается и почему все сходит с рук, предпринимаются множеством российских СМИ и разного рода экспертами - от психиатров и сотрудников всевозможных "органов" до депутатов Государственной думы и старух на скамейках перед подъездами. Ответов дается, как известно, множество, но к единому мнению до сих пор придти не удается. Это, кстати, тоже непонятно и наводит на определенные мысли, не слишком комплиментарного порядка в адрес специалистов, представителей власти и всей общественности скопом.

Трудно сказать, как корреспондент "Портал-Credo.Ru" реагировал бы на Григория Грабового при личной встрече. Но после наблюдения со стороны, да еще после разговоров с его уверовавшими клиентами, или жертвами, что в принципе одно и то же, мнение о природе явления, в результате которого этот называющий себя Христом "чудотворец", имеет столь поразительный успех, вполне сформировалось. Тем более, что с подобного рода, несомненно талантливыми от рождения, но патологическими личностями сталкиваться приходилось не раз. Равно, как консультироваться по поводу природы подобных феноменов у очень крупных и серьезных специалистов в области феноменологии, психологии и психиатрии.

Науке довольно давно известно такое явление, как невербальная суггестия. Научный термин "суггестия" происходит от латинского [suggestio], и означает "внушение", которое может носить самый разнообразный характер, с достижением успеха при помощи разного рода суггестивных техник. Это могут быть и сторонняя гипнотизация, и аутогипноз (самовнушение). Может быть суггестия вербальная (при помощи произнесения или прослушивания специальных текстов с соблюдением определенных ритмов и эмоциональной окраски), может быть визуальной (с участием зрительных образов) или тактильной (посредством прикосновений) и т. д.

Понятие невербальной суггестии, используемое в феноменологии, не совсем точно отражает суть явления, о котором идет речь, но смысл ее в том, что субъект внушает объекту уверенность в истинности чего-либо или в необходимости произведения неких действий, не вступая с ним в какой-либо контакт вообще. Из наиболее широко известных наших соотечественников таким даром владел Вольф Мессинг, о практике которого в наши дни стало известно немало благодаря публикациям свидетельств и воспоминаний об этом уникальном человеке. Того же рода талантом обладает психотерапевт Анатолий Кашпировский, сеансы которого проводились по телевидению и транслировались на всю страну. Поэтому телеэфир с Григорием Грабовым можно считать подведением черты под предварительным изучением деятельности этого суггестора, и почти с полной уверенностью считать, что и он "того же поля ягода".

Надо сказать, что людей, обладающих паранормальными способностями в наши дни обнаруживается все больше и больше. Не считая уместным обсуждать в данном комментарии причину роста их "популяции", можно лишь констатировать, что необычные свойства и способности обнаруживаются как от рождения, так и возникают спонтанно, будучи благоприобретенными в результате не всегда ясных причин. Люди с подобными способностями и ранее, хотя значительно реже, встречались. Но они очень редко афишировали свой дар, так как это приводило их в лучшем случае в закрытые лаборатории КГБ, а в худшем - в психиатрические клиники. Но использование подобного дара во зло, так же, как с целью наживы или обмана, было явлением настолько редким, что им можно пренебречь. С подобными злодеями, как квалифицировали их в народе, довольно быстро разбирались те, кто воспринимал такие способности, как Божий Дар, сами обладая таковыми. В результате, аферисты былых времен, употребившие свой необычный талант во зло, своих способностей зачастую лишались и становились изгоями в среде порядочных людей.

Здесь имеет смысл снова вернуться к телевизионному шоу с участием Грабового, потому что оно и оказалось для многих тем, заменяющим личное знакомство недостающим звеном, которое было необходимо, чтобы догадаться, в чем тут дело.

Исходя из цели, с которой собрались в телестудии врачи, священники, юристы, журналисты и известные представители общественности, выглядела передача достаточно странно. Грабовой сидел в кресле, как бы выставленный на всеобщее обозрение. Рядом с ним, тоже в кресле и в продолжение всей передачи - Максим Шевченко, представленный главным специалистом по религии в России. В третье кресло периодически подсаживались вызываемые ведущим эфир Андреем Малаховым разного рода свидетели, как верящие, так и не верящие в новоявленного "мессию". Сам же он, в процессе передачи заявил лишь, что "я считаю, что меня благословляет любой истинно верующий христианин, ибо Церковь и вера построены на воскресении Иисуса Христа". Что он видит свою миссию и задачу в том, чтобы преодолеть смерть посредством личной инициативы: "Мы верим, что воскрешение будет, мы истинные христиане. Более того, мы верим технологически. Я только добавил технологию". После чего практически ничего не сказал, но выглядело это так, будто ему высказываться не давали.

Дело в том, что все остальное время звучала преимущественно оппонирующая сторона, обвиняющая Грабового в жульничестве и сумасшествии. Если рассматривать каждый вопрос или реплику участников этой телевизионной экспертизы в отдельности, то все они были основаны на бесспорных и очевидных фактах, требуя ответов и самого серьезного отношения. Однако, никакой реакции со стороны самого "воскресителя" на них не воспоследовало. Нельзя упрекнуть его в том, что он не пытался отвечать на многочисленные обращения к нему и ведущего, и остальных участников программы, но все они сами же немедленно перебивали его. В результате почтенная аудитория, сама того не замечая, оказалась в крайне невыгодном положении. Это выражалось в том, что почти все вопрошающие и обвиняющие, буквально через две-три минуты после начала передачи перешли на крик, перебивали не только Грабового, но и друг друга, беспорядочно задавая абсолютно не связанные между собой вопросы, и не дожидаясь ответа, снова задавали уже новые. За исключением разве что архиепископа Ставропольского и Влдикавказского Феофана (Ашуркова), на которого общая истерика каким-то чудесным образом не распространилась. Ведущий, похоже, и вообще не слишком отдавал себе отчет в том, что цельпередачи - прояснение с помощью обсуждения специалистов отношения к явлению Грабового и определение некоего вывода. Затвердив несколько вопросов, он задавал их иной раз без всякой связи с контекстом, Грабовому, не слушая ответа перебивал "мессию" и снова спрашивал о том же, бегал по аудитории, смешивая попытки выступлений между собой. Словом, мешал всем.

Сам предмет внимания тем временем совершенно спокойно восседал в своем кресле и являл собой образец достойного постороннего, оказавшегося каким-то образом в одном вагоне с группой распоясавшихся подростков. Единственный уловленный оператором момент, когда на лице Грабового едва заметно мелькнуло беспокойство, так это после предложения архиепископа Феофана принести прямо сейчас в студию покойника и понаблюдать за тем, как "господин Грабовой будет его воскрешать".

Главный борец со всякого рода неправославными явлениями Александр Дворкин внезапно предложил "магу", заявляющему о себе, как о "Христе во втором пришествии", повторить положения Нагорной проповеди и назвать двух первых последователей Иисуса. Но, не дав Грабовому, которому все это явно неизвестно, даже растеряться, и сам же, в компании с другими участниками передачи, перевел разговор в иное русло. Ветеран НИИ психиатрии им. Сербского профессор Юрий Полищук высказал очень уместную при данных обстоятельствах мысль о возможной психической неадекватности "воскрешателя" и заключил, что "в этом случае необходимо проведение психолого-психиатрической экспертизы в процессе судебного разбирательства". Однако исполненный справедливого возмущения психиатр столь заметно нервничал во время своей реплики, что основа ее так и осталась туманной, а смысл превратился просто в обвинение Грабового в том, что он сумасшедший. Тогда как сам врач во время выступления красноречиво являл собой человека, явно находящегося не в себе.

То же впечатление производил и бывший психиатр, а ныне священник о. Анатолий Берестов, не разделить возмущение которого кощунством Грабового было невозможно. Но на фоне прекрасно владеющего собой афериста, о. Анатолий, обвинявший его во всех грехах, и сам выглядел крайне болезненным и неубедительным. Кроме того, единственный его разумный аргумент о том, что "на земле сегодня три тысячи "христов", а Грабовой - три тысячи первый", был немедленно затушеван ведущим Андреем Малаховым, внезапно извлекшим из публики довольно-таки мрачного вида три тысячи второго "мессию". А справедливое, но бесцветное выступление одного из лидеров пятидесятников епископа Сергея Ряховского, заявившего, что занятия Грабового, это "сатанизм, помноженный на паранойю", вообще не вызвало никакой реакции.

Адепты "мессии" в лице пожилого журналиста, писателя и пары дам средних лет, излучали спокойную уверенность, полностью копируя позу Грабового. Единственное, что выдавало их зомбированность безумными идеями "учителя", это неколебимая вера в то, что он "Бог и творит чудеса, контролируя все процессы в мире", с помощью "управления событиями, управления погодой" и "наблюдения за полетами самолетов". Да периодические извлечения из своих закромов прекрасно изданных трудов своего манипулятора, которые они вежливо предлагали подарить ведущему и другим участникам программы. Точно так же вел себя и приглашенный в студию самим Грабовым некий "воскрешенный" - Борис Пилипчук, скончавшийся, якобы, девять лет назад.

Зал, тем временем, будучи заведомо разделенным на сторонников и противников Грабового, время от времени взрывался аплодисментами, либо возмущенным улюлюканьем, которое на фоне непрекращающегося ора самих участников, выглядело неубедительным и лишним.

По мере наблюдения со стороны за развитием событий в передаче, подозрение о том, что дирижирует ею … сам Грабовой, только крепло, превращаясь в полную уверенность. Во всяком случае, "мессия", сидящий в кресле, оставался единственным, кто вел себя достойно и уверенно, не ответив, по сути, ни на одну реплику. Талантливый суггестор, в процессе съемки передачи "Пусть говорят", похоже, сумел взять ситуацию в свои руки, в результате чего его оппоненты вели себя именно так, как ему было выгодней всего. Выглядели не представителями научной и иной общественности, а просто сорвавшейся "с катушек" толпой, которая и сама не понимает, чего хочет.

Похожие ситуации и на телевидении, и непосредственно в присутствии людей, обладающих даром, идентичным способностям Грабового, наблюдать приходилось не раз. Взять хотя бы наиболее всем известный пример с сеансами психотерапевта Анатолия Кашпировского, о которых знают не понаслышке не только в России, но и за рубежом. В процессе встреч с "чудо-доктором" и телетрансляции их по телевидению, громадное количество наших соотечественников, в том числе настроенных весьма скептически, вынуждены были признавать, что, не желая того, все же повинуются воле проводящего сеансы. Действенность бесконтактного и невербального внушения Анатолия Кашпировского в смысле технологии ничем не отличается от преподачи "учения о воскрешении" Григория Грабового. Единственная условная разница между ними в том, что если врачом, в меру уровня его интеллектуального развития руководило, вероятно, честолюбие и стремление к массовому признанию, то нашим математиком по образованию и несомненно более высокоразвитым Грабовым - страсть к наживе, допускающая даже такой бесчеловечный цинизм, как обман потерявших в одночасье своих детей женщин из Беслана.

Возвращаясь к передаче, нельзя не заметить, что подобного рода спорные обсуждения и разбирательства с сомнительными личностями в телевизионных программах в эфире периодически появляются. Как правило, подготовившиеся к ним стороны ведут себя достаточно профессионально и адекватно, что дает возможность в результате получать основания для формулирования вполне конкретной позиции в отношении обсуждаемой проблемы. В данном случае все происходило с точностью до наоборот, и возможность вынудить Грабового объясниться в присутствии многомиллионной телевизионной аудитории, была бездарно упущена. Хотя, казалось бы, "выстроить" этот эфир было проще некуда. Достаточно было просто установить регламент и очередность задавания Грабовому вопросов, дожидаться ахинеи, которой он на них ответит, и предоставлять слово специалистам для спокойного и объективного заключения. Благо, квалифицированных и авторитетных экспертов по всем направлениям в студии вполне хватало.

Таким образом, ожидаемый всеми эфир обернулся для имеющих справедливые и обоснованные претензии к даровитому мошеннику, некрасивым балаганом. А для него самого - отлично выдержанной рекламной акцией, в результате которой количество жертв Грабового скорее всего заметно увеличится.

Михаил Ситников,
для "Портала-Credo.Ru".


Посмотреть и оставить отзывы (0)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Чудеса случаются
  • Не лечит, а калечит
  • Доказательства чуда Иисуса Навина
  • Сколько воду не вари — всё вода будет
  • Санал Эдамаруку под угрозой после раскрытия католического «чуда»

    Пришествий на страницу: 17

  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму

    Faq по СССР


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.