Newman, притча про Васю Печкина, конечно, остроумная и смешная, но это очередная аналогия, и она тоже хромает....
...Именно так и поступают теологи, когда их прижимают к стенке, - говорят: "тайна" и требуют слепой веры. Но я хочу повторить повторить в свой вопрос " В чем ценность веры в непонятное"?
Алексей Славин, отвечаю на Ваши замечания и комментарии.
Часть 1.
Напомню, что мы разбираем догмат Каппадокийцев о Боге Троице. Цель - объективная оценка конструкции Отцов, насколько она отвечает требованиям логики и здравого смысла. Что это - плод воображения или отражение неких реально существующих явлений?
Попытаемся разобраться, как известно: Знание - Сила
А.С.: "Муж”, “отец” и “добытчик” – это имена Васи Печкина, а Ипостаси – это не имена Единого Бога, в конкретные Боги."
У нас есть максима, заданная Отцами: Бог Един в трех Лицах.
Бог только один. Троих Богов быть не может. Единый Бог так себя не ведет.
Будем держать ее в уме.
....
Живет на свете Вася Печкин, личность и человек.
Он - личность, имеющая три ипостаси: "муж", "отец" и "добытчик".
Что такое ипостаси Васи?
Это имена? Нет! Васю звать Вася, и это единственное имя, которым он располагает.
Вот ипостаси Васи:
Он - Вася Муж, Вася Отец и Вася Добытчик.
Он Вася и он играет ТРИ РОЛИ в семье: роль мужа, роль отца и роль добытчика. Ипостась - это не имя, не маска это роль, требующая определенных действий.
Что побуждает Васю играть эти роли? Его природа, он - человек. А человеку должно быть мужем, отцом и добытчиком.
Василий и образцовый муж. Он любит свою жену (человеческую природу) и блюдет ее чистоту.
Василий и образцовый отец. Он заботится о ребенке (новой жизни зачатой в природе), и оберегает его от напастей.
Василий и образцовый добытчик, он обеспечивает кровом, пищей и одеждой (условиями существования) своих подопечных (жену природу и их новую жизнь)
И все это одновременно.
Выше - это отношения трех ипостасей Васи с их общей человеческой природой.
Вася Муж берет от природы человека одно, Вася Отец другое, Вася Добытчик третье.
А.С.: Аспекты Бога – Волю, Разум и Чувство - невозможно свести к Ипостасям, потому что каждая Ипостась - это личностный Бог, а Воля или Разум Личностями не являются.
Верно, невозможно.
Ипостась - это САМА Личность ДВИЖИМАЯ одной из трех сил Сознания.
Сами Силы, верно, Личностями не являются,
Личность задействует эти Силы (как в православии) или эти Силы движут Личностью (как в католицизме) и благодаря наличию этих трех Сил, Личность действует как олицетворенные три Силы своей Природы, то есть как Ипостаси.
Личность (Бог) обладает Сознанием (Божеством). Сознание имеет три аспекта, три силы, три формы: Воля, Разум и Чувство. Личность задействует эти Силы, чтобы реализовать Себя.
Наше сознание хитрая штука - в нем все взаимно обусловленно.Чтобы мудро задействовать волю, нам необходима поддержка разума и чувства, чтобы активировать разум необходима воля поддерживаемая чувством, чтобы задействовать чувство, необходимы разум и воля (чувство объединяет разум и волю).
Личность четко знает когда она проявляет волю, задействует разум, использует чувство.
Она то волит (Отец), то размышляет (Сын), то соединяет волю с разумом посредством чувства (Св. Дух).
При этом когда она волит, она одновременно и разумеет и чувствует, когда разумеет одновременно и волит и чувствует, когда чувствует одновременно и волит и разумеет. Стоит убрать хотя бы одну из трех движущих сил, как движение остановится и личность впадет в ступор.
Поэтому, хотя личность одна, она всегда в трех ипостасях своего сознания.
Бог Один (Личность), Ипостаси Три, каждая Ипостась Бог, Но это не три Бога, а один Бог.
Личность (Бог) всегда и одновременно движима тремя силами Своего Сознания (Бог в Трех Лицах), причем в определенный момент времени всегда преобладает одна из сил. Когда Личность, задействует одну из трех сил, две другие обеспечивают функциональнось первой, напр. действует воля, а разум и чувство поддерживают ее.
В религии и идеализме Личность идеализируется, становится абстрактным Единым Я, Сознание отождествляется с Божественной Любовью, Высшей Силой, три движущие силы Сознания наделяются Божествеными свойствами и олицетворяются в виде Отца, Сына и Святого Духа т.е. Бога Троицы
...
Часть 2.
А.С.: "Но разве “муж”, “отец” и “добытчик” в Васе Печкине могут вступать друг с другом в “любовные отношения”?
Вася Печкин играет в семье одновременно три роли: роль мужа, роль отца и роль добытчика.
Каждая роль обусловлена двумя другими и имеет смысл только при наличии остальных двух.
Если Вася муж, то значит и отец и добытчик, если отец, то значит муж и добытчик, если добытчик, то значит муж и отец.
"Любовные отношения" - это причинно-следственные связи обусловленные необходимостью. Эти связи ценны тем, что придают смысл существованию каждой из ипостасей личности.
...
А.С.: "В такие отношения могут вступать только конкретные Боги-Личности, а не аспекты Единого Божества."
Есть Бог Личность и его Конкретные Ипостаси.
Вспоминаем максиму: Бог один в Трех Лицах.
(Иногда Лица называют Личностями. Это приводит к путанице. Лучше говорить одна Личность (Бог) в трех Ипостасях (Лицах))
Кто же вступает в отношения: Силы Сознания или Его Ипостаси?
Разумеется Ипостаси. Силы безличны.
Единая Личность активирующая определенную Силу Своего Сознания есть Его (Сознания) конкретная Ипостась.
Единая Личность одновременно существует как Личность Волящая, Личность Разумеющая, Личность Чувствующая.
Личность Волящая (Лицо Бог Отец) вечно рождает Личность Разумеющую (Лицо Бог Сын) и вечно изводит Личность Чувствующую (Лицо Святой Дух).
Пример: через Сына к Отцу в Духе
Задействуя Чистые Разум (правильные мысли) и Чувства (свободные от эгоизма) человек познает Высшую Волю (то есть начинает жить по высшим нравственным законам)
Часть 3.
А.С.: "То, что Вы написали напоминает не много ересь модализма, отвергнутую Церковью. В этой ереси Единый Бог проявляет Себя в различные времена как Отец, Сын и Дух. Но с точки зрения ортодоксального христианства – это неверная точка зрения.
Но ортодоксальное решение, предложенное Каппадокийцами, тоже вызывает возражения. Как я уже писал выше, оно приводит к тритеизму. Словом, стоит задуматься над проблемой Троицы и в голове начинают трещать противоречия. Остается только вслед за отцом Павлом Флоренским признать неустранимое противоречие, антиномию и призвать к слепой вере. Именно так и поступают теологи, когда их прижимают к стенке, - говорят: "тайна" и требуют слепой веры. Но я хочу повторить свой вопрос - в чем ценность веры в непонятное?"
.....
Действительно, модализм есть ересь с точки зрения тринитаризма.
Ведь Личность пребывает ОДНОВРЕМЕННО в Трех Своих Ипостасях, которые НЕИЗМЕННО ведут "триалог". И иначе Она не может.
Но это так в системе тринитаризма.
В других системах тоже все вполне логично и непротиворечиво. Но это другие системы и там все работает по другому.
К тритеизму приводит неправильное понимание догмата.
Надеюсь догмат стал более понятен. Если что, спрашивайте, с удовольствием отвечу.
P.S.Попробуйте себя поставить на место Васи Печкина. Почувствуйте себя в роли мужа (воли), отца (разума) и добытчика (чувства) - со всеми их связями и взаимодействиями.
Вы окунетесь в три разных мира неразрывно связанных между собой. И каждый из этих миров будет вынуждать Вас действовать определенным образом чтобы не разрушить два других. И каждый из этих миров - Вы.
И еще предлагаю изложить все своими словами, как Вы это поняли и поработать с этим, сверяя непонятные моменты с моим текстом.
Если обнаружите несоответствия и противоречия в моем описании, дайте, пожалуста, знать. При необходимости поправим.
....
А непонятному лучше не поклоняться.
И смысла, действительно, нет, да и чревато нехорошими последствиями.
Склеено 10 Ноябрь, 2023, 09:36:05 am
Я помогу...
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/83/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B0_1729.jpg)
В качестве иллюстрации привожу изображение от Shiva
Что видим на картинке?
На картинке человек у которого троится в голове.
Возможные аналогии:
Физическое тело - есть, изображен человек.
Дальше по парадигме идеализма: личность - сознание - троица:
Личность - есть. Пусть ею будет голова.
Сознание - есть. Это содержимое головы.
Три силы сознания - есть. В голове троится.
Силы сознания безличны - есть. Имеем три одинаковых лица.
И это все.
Что не показано:
То, что силы разные, хотя и безличные.
Отсутствуют Ипостаси.
Ипостась - это личность, задействующая конкретную силу своего сознания (волю, разум или чувство).
Художнику либо не хватило знаний, либо художественных средств чтобы предоставить полную картинку.
Что можно было бы сделать для исправления упущенного?
Окрасить лица в разный цвет, напр. белый (воля - источник единства), черный (разум - источник многообразия) красный (чувство - источник гармонии).
И на лица одеть шапочки с надписями ипостасных имен, символизирующих олицетворение этих сил личностью. В середине отец, одесную сын, слева дух.
Вот тогда бы картина была полной и наглядной.
Но это было бы неканонично и напоминало бы изображения индуистских богов. Поэтому не советую.
.....
С научной точки зрения (человек - сознание - личность) картинка тоже не полная.
Общая природа - есть, видим тело с головой, значит человек.
Сознание - есть. Голова на месте.
Три силы сознания - есть. Имеем три одинаковых лица.
И все.
Что силы безличны показано, а то что они разные - нет.
И нет ипостасей.