Автор Тема: Материализм - это ....  (Прочитано 230358 раз)

0 Пользователей и 7 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 870
  • Репутация: +16/-1
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #240 : 11 Февраль, 2023, 00:55:26 am »
...Изначальный текст книги инвариантен физическому носителю и его оформлению, но перевод на язык другой языковой группы эту инвариантность нарушает...

Отличная иллюстрация!

Цитировать
Так что все философские концепции информации -- фуфло, бо "информация вообще" не существует. Инфузория реагирует не на информацию о наличии в растворе кислоты, а на САМУ КИСЛОТУ. Можете сравнить это с реакцией человеков на ИНФОРМАЦИЮ, что в помещении распылёно СДЯВ при отсутствии этого самого СДЯВ (сильно действующего ядовитого вещества).

Неоидеалисты пытаются запутать понятия: они и называют кислоту информацией :)
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 870
  • Репутация: +16/-1
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #241 : 11 Февраль, 2023, 01:03:13 am »
Все эти законы зиждятся на эмпирических фактах.

С Вашего позволения (если оно будет) я не стану отвечать на Ваши комментарии, так как, мне кажется, они получили освещение в ответе pmurov, хотя и не все, конечно. Если есть желание, то присоединяйтесь к нашей с pmurov беседе.
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".

Оффлайн pmurov

  • Модератор
  • Афтар
  • *********
  • Сообщений: 596
  • Репутация: +57/-17
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #242 : 11 Февраль, 2023, 03:15:27 am »
Верно, но явно не чайнику или иным неорганическим вещам. По-моему мнению, приписывание мышления неорганической материи - это анимизм как ранняя форма религии.

Исторически - да, это анимизм чистейшей воды. В настоящее время существуют сторонники материалистического панкогнитивизма, т.е. подхода, что мышление может быть свойственно также и неживым объектам, но как и в целом панкогнитивизм это явление крайне не мейнстримное.
Есть ли у Вас ссылки на работы, доказывающие наличие мышления у насекомых?

Таких источников информации через чур много к настоящему времени, так что не буду ссылаться на какую-то отдельную научную или научно-популярную статью, а с Вашего позволения отошлю к соответствующей статье в англоязычной Вики: https://en.wikipedia.org/wiki/Insect_cognition

На данный момент считается, что мышление есть как минимум у очень многих видов насекомых и, видимо, наиболее вероятно, что где-то в процессе эволюционного развития насекомых это самое мышление и возникло.

предполагаю, что трактовка Ж.Резниковой и Б. Рябко открытых ими явлений в химическим взаимодействии муравьев неверна.

Уверяю Вас, что эта трактовка совершенно базовая, тем более Резникова - выдающаяся специалистка в области мирмекологии (биологическая наука, изучающая муравьев), а сама Резникова известна во всем мире в профессиональной среде. Такой же трактовки придерживаются и крупнейшие в мире мирмекологические школы мира, бельгийская и французская. Более того, бельгийцы еще несколько лет назад обнаружили, что муравьи одного из видов проходят зеркальный тест, что указывает на наличие самосознания у них - https://elementy.ru/novosti_nauki/432881/Muravi_sposobny_uznavat_sebya_v_zerkale

С тех пор подобные эксперименты проводились многократно и сомнений в наличие самосознания у разных видов стало существенно меньше.
Я исхожу из такого определения информации

Видите, Ваше определение автоматически исходит из антропоцентрической концепции информации - я это говорю сейчас без всякого негативного или позитивного контекста, просто как факт. Соответственно спор теряет всякий смысл, так как уважаемый Jeremy H Boob PhD явно исходит из иного понимания термина "информация".
Однако даже правильное распределение среднего термина и безупречность самого силлогизма не гарантирует истинность вывода

Конечно же, ведь сами посылки могут быть неверными, а из неверных посылок могут быть получены любые выводы. А сама проблема объективности и субъективности же была разделена через субъективность и объективность формы и содержания, как Вы сами прекрасно это знаете.

я спорю с тем, что абстракция есть объективно существующая вещь

Опять же объективность и субъективность здесь не противоречат друг другу. Абстракция как субъективно или интерсубъективно переживаемый психический образ вполне идеальна, это мало у кого вызывает сомнений, но при этом электрохимически в основе своей она материальна. Мне здесь близка позиция Юлии Гиппенрейтер:

Цитировать
Имеется единый материальный процесс, и то, что называется физиологическим и психическим, — это просто две различные стороны единого процесса. (…) Дело обстоит не так, что существует мозговой физиологический процесс и в качестве его отсвета, или эпифеномена, психический процесс. И мозговые и психические „процессы“ (процессы в кавычках, ибо они не имеют самостоятельного существования) — это лишь две разные стороны из многих сторон, выделяемых нами, обобщённо говоря, в процессе жизнедеятельности.
Скорее, реализм, концептуализм и номинализм

Это конкретно по отношению к универсалиям, но логические конструкции ими же не ограничиваются, но в целом Вы все верно описываете. И да, антиреалистские подходы, такие как логицизм, концептуализм и номинализм оказались более подтвержденными и аргументированными к настоящему времени.
но и уже даже аристотелевская критика платоновских идей, делает концепцию Платона субъективной и иллюзорной.

Безусловно. Но неоплатонизм придумал множество способов обойти эту критику, поэтому одно аристотелевской критикой тут давно не обойтись.

Однако формулировка основного вопроса философии, который дал Ф. Энгельс, по-прежнему, имеет право на жизнь и актуальную философскую ценность.

Однозначно согласен, тем более в свете крайне большой популярности марксизма в мире, особенно в последние пару десятилетий, а с конца 2000ых годов и появления новых течений в диалектическом материализме.

Вопрос отношения мышления к бытию. Разве не из этого вопроса вытекают почти все остальные проблемы философии?

Этот вопрос, но только если мы в принципе разделяем и взгляд на реальность именно на онтологию/метафизику и гносеологию/эпистемологию. На этом исторически основывалась европейская, средиземноморская и ближневосточная философия, а в силу евроцентризма мира этот подход стал основным. Но были попытки и иного взгляда, например, в древнеиндийской и южнобуддийской философии, которые давно закончились.

Отходя же от исторического контекста, у философии есть ряд серьезных проблем, и я бы отметил две наиболее значимые для нашего разговора:

1) методологическая авторефернтность - в процессе философии, если мы используем какую-то методологию философского исследования (были попытки и уйти от методологии как таковой), то мы утыкаемся на ограничения же самой философии. К примеру, мы отказывается от актуализма, так как он не проходит бритву Оккама, но тут же утыкаемся на то, что и сама бритва Оккама создана как философский инструмент, существующий в рамках философской методологии;

2) всеохватность - философия и метафилософия как абстрактные науки вообще тотально безначальны, всеохватны и бесконечны в своем разнообразии и позволяют придумать абсолютно все, что угодно (а еще больше мы не можем представить и допустить хотя бы в силу биологических ограничений развития нашей ЦНС и психики, ограничений языка и логики и пр.), однако, это не значит, что все эти бесчисленные варианты мы должны всерьез обсуждать, ибо в лучшем случае это просто интеллектуальная/языковая игра и не более того, а философия и метафилософия могут считаться науками только в некоторой своей части и с отдельными оговорками.

Именно тут надо решить метафилософские проблемы всеохватности философии и определения предмета философии, иначе под философию можно подвести все, что угодно, и не только познавательную деятельность человека, но и назвать предметом философии и саму реальность, и еще что-нибудь (можно, к примеру, придумать, что мироздание не ограничивается объективной реальностью и субъективными реальностями) и т.д., и т.д., и т.д. Чтобы не заниматься подобным дурдомом и не говорить, что куртка, голубь у соседнего подъезда или любая фантазия, пришедшая в голову любому человеку, могут являться предметом философии или по крайней мере философии как науки, пытаются разрабатываться критерии философии как науки и академической философии от всей остальной философии.
Если мы решаем вслед за Ф. Энгельсом и фактами естествознания, что мышление вторично по отношению к бытию, то значит, и бог вторичен по отношению к бытию, и дух, и информация.

Вторичность мышления и сознания сейчас наиболее мейнстримная позиция, но ведь идеальное в философии не ограничивается сознанием и мышлением. Отсюда и то, что существуют течения идеализма и дуализма, которые неплохо умудряются сочетаться с наукой в вопросах вторичности сознания и вполне проатеистичны, но при этом остаются идеализмом или дуализмом. Самый классический пример это как раз математический неоплатонизм.
что сама природа информации не является материальной, физико-химической

Опять же, зависит от терминологии. В целом абсолютное большинство подходов соглашаются с тем, что информация - это абстракция. Вопрос в том, насколько широко применима эта абстракция, и здесь мы упираемся во многом в терминологический спор.

исчезает содержание понятия "психика" (сознание, мышление) при таком расширении

Термины "психика" и "сознание" далеки от единых универсальных трактовок (хотя и есть базовые научные интерпретации), так что формально нарушения закон тождества здесь не происходит.
психика (мышление, сознание) есть свойство нервных клеток

Психика, как она понимается в нейронауках и большинстве течений психологии - да. Но панпсихизм и не исходит из биологической трактовки этого термина, более того, нормальные сторонники панпсихима в философии обычно категорически ругаются, когда их в этом обвиняют, т.к. указывают на то, что слова "психика" и "сознание" крайне многозначны и они их используют в своей философском толковании.


Мне эта позиция не близка, но я согласен, что она имеет право на жизнь.
Бесспорно: ненаучный, но не маргинальный (если мы говорим в общем), так как очень широко распространен в религиозных системах мира.

Тут я именно про науку. В наук онтологический панпсихизм крайне маргинален.
Ох, этот Чалмерс :)

Это да, он тот еще озорник.  :D
Информация - это бытие или мышление (да, в рамках основного вопроса по Энгельсу)?

В понимании Энгельса, видимо, мышление. Другое дело, а надо ли ограничивать себя даже в материализме только пониманием Энгельса. По мне так логика Гиппенрейтери здесь может прекрасно работать. Но опять же я функционалист по отношению к природе информации, поэтому понятно, почему мне близок этот подход.
Не соглашусь.

Так это просто факт: у меня одно из моих трех законченных образований философское, и получено оно в Швейцарии. Из советской философии в мире ограниченно, но известны как раз только Дубровский (и то из-за авторства термина "субъективная реальность" в философии) и Ильенков по этому вопросу, а уж из российской философии, наверное, и вовсе никто. Философией информации у нас в университете занималось целое научное подразделение и антропоцентристов так почти не было, но при этом чуть более чем все они были сторонниками атеизма и в большинстве своем и разных форм и видов материализма.
Сегодня, этот подход не популярен.

Этот подход непопулярен из-за непопулярности как такового антропоцентризма и тотального доминирования принципа Коперника в науке, включая философию в своей расширенной версии. Так что идеализм тут совсем ни при чем.
Ему, как физику, тяжело проповедовать теизм, но его философские убеждения рано или поздно могут привести его к теизму.

Крайне маловероятно. И Пенроуз, и Чалмерс очень активные сторонники атеизма: Пенроуз неоднократно об этом говорил в своих научно-популярных книгах, а Чалмерс - в лекциях.


атеизм, по-моему мнению, объективно несовместим с идеями о первичности мышления, логики, сознания, информации по отношению к бытию.

Это подход классического диамата: снова говорю это без какого-либо негатива или позитива, просто как факт. Мне симпатичны некоторые течения современного диамата, например, на базе развития итальянской и испанской школ диамата возникли интересные подходы в Латинской Америке и Африке, но от классического диамата я крайне далек. Но безусловно тут каждый имеет право на свое мнение.

Оффлайн Shiva

  • Модератор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 631
  • Репутация: +378/-426
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #243 : 11 Февраль, 2023, 07:26:20 am »
Shiva
Цитировать
Градиент цен во времени в рынке тоже есть.
Есть. Он и есть атрибутивная информация рынка. Но Вы же про выгоду спрашивали. Выгода - продукт, получаемый не из рынка, но с использованием этой информации.
Т.е. информация - атрибут не только материальных объектов, но и таких социальных институтов как рынок?
Цитировать
Смею предположить...  Но подозреваю, что...
Ваши подозрения и предположения, безусловно, очень важны, познавательны и любопытны. Но мы не о них... Во всяком случае, мои подозрения и предположения о обоснованности ваших им ничем не уступают...
Цитировать
Обратимся снова к учебнику:
"37.22. Бактерии различают временной градиент, а не одномоментный пространственный градиент концентраций"
Ваш учебник противопоставляет временной градиент пространственному, а не отдельному раздражителю. Впрочем, вы понимаете это и сами раз дальше "смеете предполагать"...
Цитировать
37.23 "при  постоянном наличии аттрактанта [исчезновении градиента] бактерия теряет чувствительность к нему"
Т.е. при равномерном распределении дихлофоса таракан просто отправится в свой тараканий рай, ничего не подозревая? Гуманный способ дезинсекции, однако...
 А знаете как в армии проверяют исправность и плотность прилегания противогазов в палатке с равномерным распределение дыма? Активацией в этой палатке дымовой шашки. Равномерная концентрация дыма в палатке достигается довольно быстро. А градиент его проникновения в противогаз - величина сказочная. Он либо проникает, либо нет. Что и выявляют рецепторы... Аналоговая метода, не цифровая... :)
Цитировать
Так это не я их отождествляяю, кибернетика и есть наука  "об общих закономерностях получения, хранения, преобразования и передачи информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество."
Я именно об этом - отдельно взятый рецептор вы зачем-то отождествили со "сложной управляющей системой" так и не показав почему он именно снимает уже существующую вовне информацию, а не участвует в ее формировании. Именно не показали, продекларировав, конечно...
Цитировать
Она ощущает различие между температурой своего тела и тела ребенка, если она ничего не ощущает, значит различия нет,  мать может быть спокойна.
Т.е. если у нее тоже температура - наличие жара у ребенка она не уловит и "может быть спокойна"?
 А когда мы подкидывам арбуз в руке, прикидывая его вес, разницу с чем мы снимаем? С его отсутствием в руке? Или с наличием в ней кабачка?


Склеено 11 Февраль, 2023, 11:07:34 am
Только что ел красный перец и удивлялся... Допустим, первые оЧуЧения вызваны градиентом нарастания концентрации капсаицина во рту. Но непонятно, почему они не пропали сразу после прекращения этого нарастания. Ведь само наличие капсаицина рецепторы детектировать не должны, только  градиент его концентрации...
« Последнее редактирование: 11 Февраль, 2023, 11:29:04 am от Shiva »
Всё бы ничего, если б не конечно, а то, не приведи чего зря - вот тебе и пожалуйста.

Онлайн Jeremy H Boob PhD

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 390
  • Репутация: +159/-66
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #244 : 12 Февраль, 2023, 08:54:23 am »
Shiva
Цитировать
информация - атрибут не только материальных объектов, но и таких социальных институтов как рынок?
Разумеется. Любого объекта, от которого можно ее получить. Даже от идеального субъективного образа. Легко проверяется, заходите на investing.com и получаете информацию о градиенте цен.

Цитировать
Цитировать
"37.22. Бактерии различают временной градиент, а не одномоментный пространственный градиент концентраций"
Ваш учебник противопоставляет временной градиент пространственному, а не отдельному раздражителю.
Что ж, теперь осталось только найти учебник, в котором бактерии различают отдельный раздражитель. Я же говорил, аргументированная критика приветствуется.

Цитировать
Равномерная концентрация дыма в палатке достигается довольно быстро. А градиент его проникновения в противогаз - величина сказочная. Он либо проникает, либо нет. Что и выявляют рецепторы...
Градиент создается движением воздуха при вдохе/выдохе. В следующий раз, когда будете тестировать противогаз, попробуйте набрать воздуха и задержите дыхание. Будете ли Вы продолжать ощущать запах дыма?

Цитировать
отдельно взятый рецептор вы зачем-то отождествили со "сложной управляющей системой" так и не показав почему он именно снимает уже существующую вовне информацию
Я отождествил? Это вроде Вы тут утверждаете, что достаточно ОДНОЙ таблетки молекулы аттрактанта, чтобы бактерия на нее отреагировала - начала шевелить своими ресничками. Я же говорю, что информация, которую считывают рецепторы это временнОе различие между НЕСКОЛЬКИМИ молекулами, и информация эта не о молекуле, а о векторе градиента. Аттрактант реагирует с белком рецептора, получается например, несколько рецепторов с частично метилированным белком со степенью метилирования в точном соответствии с градиентом аттрактанта. Всё, внешняя информация о векторе считана. Она кодируется теперь не внешними молекулами аттрактанта, а внутренними молекулами белка. Дальше вступает в дело вычислительный комплекс (как он работает честно скажу, не знаю, да и в учебнике пишут: "каким образом эти молекулы определяют направление вращения жгутиков, остается неизвестным"), но это не столь важно, из информации о векторе, считанной рецепторами, бактерия "узнаёт" сам вектор - направление движения.
Еще раз скажу: информация не содержится в объекте, так же как не содержится в нем физ. свойство, а проявляется, как и свойство, только во взаимодействии с другим объектом, физическом (свойство) или информационном  (информация) взаимодействии.

Цитировать
когда мы подкидывам арбуз в руке, прикидывая его вес, разницу с чем мы снимаем?
А Вы не подкидывайте, Вы положите руку с арбузом на стол и попробуйте прикинуть его вес.

Цитировать
непонятно, почему они не пропали сразу после прекращения этого нарастания. Ведь само наличие капсаицина рецепторы детектировать не должны
Прижмите язык к нёбу чтобы исключить движение его и слюны  и подержите немного, вскоре  Вы перестанете чувствовать вкус капсаицина.
Однако, мы сильно отклонились от первоначального вопроса - речь шла не о механизме ощущения, а о механизме считывания информации, принцип которого ничем не отличается от считывания в искусственных информационных системах, вернее это в них он ничем не отличается от естественных. Задача сенсора/рецептора - транслировать информацию с внешнего по отношению к обрабатывающему комплексу носителя в "понятную" этому комплексу форму.

Склеено 12 Февраль, 2023, 08:57:58 am
mrAVA
Цитировать
Изначальный текст книги инвариантен физическому носителю и его оформлению, но перевод на язык другой языковой группы эту инвариантность нарушает.
С чего бы это?

Склеено 12 Февраль, 2023, 09:16:10 am
Цитировать
Инфузория реагирует не на информацию о наличии в растворе кислоты, а на САМУ КИСЛОТУ.
Можете написать химическое уравнение, где на входе будет кислота, а на выходе - направление движения ресничек?
« Последнее редактирование: 12 Февраль, 2023, 09:16:10 am от Jeremy H Boob PhD »
memento mori

Оффлайн Shiva

  • Модератор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 631
  • Репутация: +378/-426
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #245 : 12 Февраль, 2023, 09:40:29 am »
Shiva
Цитировать
информация - атрибут не только материальных объектов, но и таких социальных институтов как рынок?
Разумеется. Любого объекта, от которого можно ее получить. Даже от идеального субъективного образа. Легко проверяется, заходите на investing.com и получаете информацию о градиенте цен.
Она как... И что является носителем атрибута-информации о рынке, investing.com?
Цитировать
Что ж, теперь осталось только найти учебник,Что ж, теперь осталось только найти учебник, в котором бактерии различают отдельный раздражитель. Я же говорил, аргументированная критика приветствуется.. Я же говорил, аргументированная критика приветствуется.
От те раз... Вы так это выдаете, как будто привели учебник, в котором бактерии не различают отдельный раздражитель. В вашей цитате из учебника об этом ничего. Повторюсь, выявление динамики явления, без выявления самого явления - задача эпичная.

Цитировать
Градиент создается движением воздуха при вдохе/выдохе. В следующий раз, когда будете тестировать противогаз, попробуйте набрать воздуха и задержите дыхание. Будете ли Вы продолжать ощущать запах дыма?
Попробую обязательно во время следующего призыва на срочную. А пока припоминаю, что запах гари (и кашель) преследовал еще долго после самой процедуры.
Цитировать
Я отождествил? Это вроде Вы тут утверждаете, что достаточно ОДНОЙ таблетки молекулы аттрактанта, чтобы бактерия на нее отреагировала - начала шевелить своими ресничками. Я же говорю, что информация, которую считывают рецепторы это временнОе различие между НЕСКОЛЬКИМИ молекулами, и информация эта не о молекуле, а о векторе градиента.
...
Еще раз скажу: информация не содержится в объекте, так же как не содержится в нем физ. свойство, а проявляется, как и свойство, только во взаимодействии с другим объектом, физическом (свойство) или информационном  (информация) взаимодействии.

 Все верно. И для снятия временнОго различия, рецептор должен обрабатывать как уровень раздражителя, так и его изменение во времени. Т.е. быть таки своим собственным обрабатывающим центром и "сложной управляющей системой"...
 
Цитировать
А Вы не подкидывайте, Вы положите руку с арбузом на стол и попробуйте прикинуть его вес.
Весьма содержательно.И...? В этом случае разницу с чем я сниму? И зачем вы ограничили мне способы кинестезии?
 
Цитировать
Прижмите язык к нёбу чтобы исключить движение его и слюны  и подержите немного, вскоре  Вы перестанете чувствовать вкус капсаицина.
Попробовал специально. Не получилось. Жжет... Но, допустим, я что-то делаю неверно или я сам какой-то неправильный. Но что значит "вскоре", почему "вскоре" и почему не "сразу"?

Цитировать
Однако, мы сильно отклонились от первоначального вопроса - речь шла не о механизме ощущения, а о механизме считывания информации, принцип которого ничем не отличается от считывания в искусственных информационных системах, вернее это в них он ничем не отличается от естественных. Задача сенсора/рецептора - транслировать информацию с внешнего по отношению к обрабатывающему комплексу носителя в "понятную" этому комплексу форму.
Опять не так. Это ваши декларации. А речь шла о том, чтобы показать, что мы имеем дело именно со считыванием существующей заранее вне информации, а не с ее формированием в "сложной управляющей системе"... Чего пока не вышло...
Всё бы ничего, если б не конечно, а то, не приведи чего зря - вот тебе и пожалуйста.

Оффлайн mrAVA

  • НРЕ
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 4 353
  • Репутация: +241/-456
  • НГЕ
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #246 : 12 Февраль, 2023, 16:36:39 pm »
mrAVA
Цитировать
Изначальный текст книги инвариантен физическому носителю и его оформлению, но перевод на язык другой языковой группы эту инвариантность нарушает.
С чего бы это?
С того, что язык другой языковой группы -- другая культура, другой грамматический строй, другие идиомы. Существует не один художественный перевод разных произведений. Различный. Если перевести текст на другой язык, а потом обратно, то получится в итоге 2 разных текста, несущих не тождественную информацию.
Цитировать
Цитировать
Инфузория реагирует не на информацию о наличии в растворе кислоты, а на САМУ КИСЛОТУ.
Можете написать химическое уравнение, где на входе будет кислота, а на выходе - направление движения ресничек?
Как одно с другим связано? Инфузория реагирует на кислоту, такую же реакцию на ИНФОРМАЦИЮ о кислоте вы не получите. Вы не сможете вызвать такую же реакцию ничем, кроме кислоты (считаем, что на разные раздражители имеем разную реакцию, что вообще-то не так).


Скажу больше, кибернетические системы, не имеющие своим элементом человека, так же реагируют не на "информацию", и в общем случае даже не на сигналы, а на очень даже физические раздражители (воздействия). Причём системы рассчитаны на определённые воздействия некоего диапазона, поступающие на обозначенный вход. Именно эти воздействия и называются в кибернетике "информацией".
Твоя религия ничего МНЕ не запрещает. Она запрещает ТЕБЕ. Уясни это.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 870
  • Репутация: +16/-1
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #247 : 13 Февраль, 2023, 09:40:34 am »
Исторически - да, это анимизм чистейшей воды. В настоящее время существуют сторонники материалистического панкогнитивизма, т.е. подхода, что мышление может быть свойственно также и неживым объектам, но как и в целом панкогнитивизм это явление крайне не мейнстримное.


Вопрос тогда может быть задан так: не впадая в сциентизм, на каком научном основании существует философия панкогнитивизма? Мышление, все равно, процесс психический и без психики, нервной системы не существующий, - это научный факт. Если панкогнитивизм с данным утверждением согласен, то он расписывается в собственной ненаучности.

Цитировать
Таких источников информации через чур много к настоящему времени, так что не буду ссылаться на какую-то отдельную научную или научно-популярную статью, а с Вашего позволения отошлю к соответствующей статье в англоязычной Вики:

Хорошо. Я Вас прошу почаще отправлять меня к разным статьям, - это всегда полезно. Спасибо.

В данной статье описывается интеллект насекомых, способность обучения или осваиванию навыков на основе обобщения информации (преимущественно при помощи мозга) с их последующим рациональным использованием в условиях, отличных от исходных.

Со всеми этим, конечно, я спорить не буду, так как не специалист, да и не имею никаких оснований. Способность к обучению, обобщению информации у живых биологических существ известны. Более того, и должны быть.

Вопрос о мышлении.

Я исхожу их такого определения мышления: мышление - это процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Мышление  - продукт общественно-исторического развития, особая форма человеческой деятельности. Как писали классики марксизма: "Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность... Образование представлений, мышление, духовное общение людей является здесь ещё непосредственным порождением материального общения людей» (Маркс К. и Энгельс Ф.).

В этой связи, думаю, уместно вспомнить слова К. Маркса: "...Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека...".

В итоге, мышление - это психический процесс отражения объективной реальности в человеческом ее познании в рамках общественно-трудовой деятельности. Мышление порождает идеальную реальность, то есть реальность трансцендентную, сверхъестественную, - субъективную реальность (тот же Дубровский).

Не отрицая способность муравьев к обучению, получению навыков и так далее, я, все-таки, не могу согласиться с тем, что муравьи обладает мышлением, а значит, и своей субъективной реальностью. Не просто потому, что мы не видим следов наличия такой реальности (у муравьев нет религиозных культов, опредмеченного идеального, продуктов абстрактной мыслительной деятельности, форм общественного бытия и так далее), но и потому, что их головной мозг, состоящий из трех ганглиев, не имеет соответствующего нервного субстрата, необходимой коры мозга, которые бы позволяли полагать у муравьев даже потенциальную возможность мышления.

Цитировать
На данный момент считается, что мышление есть как минимум у очень многих видов насекомых и, видимо, наиболее вероятно, что где-то в процессе эволюционного развития насекомых это самое мышление и возникло.

Опять же, что понимать под "мышлением"? Способность к обучению, оперирование информацией в рамках генетически заданной схемы или продукт общественно-исторической деятельности по отражению объективной реальности в формах реальности субъективной?

Цитировать
Уверяю Вас, что эта трактовка совершенно базовая, тем более Резникова - выдающаяся специалистка в области мирмекологии (биологическая наука, изучающая муравьев), а сама Резникова известна во всем мире в профессиональной среде.

Абсолютно не оспариваю, отношусь с уважением. Я всего лишь позволил себе заметить, что у многих ученых-"физиков" есть проблемы со знаниями "лирики". А изучение мышления, познания, сознания, - это, все-таки, и предмет социально-гуманитарных наук.

Цитировать
С тех пор подобные эксперименты проводились многократно и сомнений в наличие самосознания у разных видов стало существенно меньше.

Хм. Сомнительно. Самосознание - это способность опредметить свое идеальное в формах общественного бытия. Не слишком ли поспешно утверждать, что у муравьев такое возможно? Не является ли это вульгаризацией понятия "социальная форма движения материи"?

Цитировать
Видите, Ваше определение автоматически исходит из антропоцентрической концепции информации - я это говорю сейчас без всякого негативного или позитивного контекста, просто как факт. Соответственно спор теряет всякий смысл, так как уважаемый Jeremy H Boob PhD явно исходит из иного понимания термина "информация".

Да, все верно. Спор и перешел в то, что считать информацией и "законно" ли расширять данное понятие "до небес". Я считаю, что нельзя.

Цитировать
Опять же объективность и субъективность здесь не противоречат друг другу. Абстракция как субъективно или интерсубъективно переживаемый психический образ вполне идеальна, это мало у кого вызывает сомнений, но при этом электрохимически в основе своей она материальна.

Это да, но я имел в виду, что понятие "розовый слон"  - нулевое понятие, так как ничего не отражает в реальности, то есть является иллюзорным понятием, содержание которого объективно не существует. Абстракция как форма мышления  - это, естественно, определенное движение нейросети головного мозга, то есть процесс электрохимический, но одновременно с этим, процесс идеальный, субъективный.

В принципе, это и есть "трудная проблема" Чалмерса. В самой нейросети, электрохимическом движении нейронов мозга самого "розового слона" нет. Он есть только субъективно, идеально. Я говорю, что это идеальное содержание данной нейросети существует только субъективно, а объективно не существует.

Цитировать
Но были попытки и иного взгляда, например, в древнеиндийской и южнобуддийской философии, которые давно закончились.

Разве они не были слишком уж религиозны? Движение чарваки-локаяты -  исключение, но и там ничего особенного, кажется, не было. Обычный вульгарный материализм. Современный индуизм приписывает локаяту богу Шиве.

Цитировать
1) методологическая авторефернтность - в процессе философии, если мы используем какую-то методологию философского исследования (были попытки и уйти от методологии как таковой), то мы утыкаемся на ограничения же самой философии. К примеру, мы отказывается от актуализма, так как он не проходит бритву Оккама, но тут же утыкаемся на то, что и сама бритва Оккама создана как философский инструмент, существующий в рамках философской методологии;

2) всеохватность - философия и метафилософия как абстрактные науки вообще тотально безначальны, всеохватны и бесконечны в своем разнообразии и позволяют придумать абсолютно все, что угодно (а еще больше мы не можем представить и допустить хотя бы в силу биологических ограничений развития нашей ЦНС и психики, ограничений языка и логики и пр.), однако, это не значит, что все эти бесчисленные варианты мы должны всерьез обсуждать, ибо в лучшем случае это просто интеллектуальная/языковая игра и не более того, а философия и метафилософия могут считаться науками только в некоторой своей части и с отдельными оговорками.

Прекрасно. И каковы выводы?

Цитировать
Чтобы не заниматься подобным дурдомом и не говорить, что куртка, голубь у соседнего подъезда или любая фантазия, пришедшая в голову любому человеку, могут являться предметом философии или по крайней мере философии как науки, пытаются разрабатываться критерии философии как науки и академической философии от всей остальной философии.

Согласен. Я тоже считаю, что необходимо выделить академическую научную философию или философию как науку, в отличие от всей остальной иррациональной, идеалистической и ненаучной философии. В рамках академической философии мы можем проводить предельные обобщения и формировать категории только в соответствии с научными фактами и научными теориями специальных наук.

Вспоминая вышесказанное, мы не можем предполагать мышление у небиологических объектов, так как научно доказано, что мышление - функция нервной системы, достигшей определенного этапа своей эволюции.

Цитировать
Вторичность мышления и сознания сейчас наиболее мейнстримная позиция, но ведь идеальное в философии не ограничивается сознанием и мышлением.

Да, но нам важно решение данного "основного вопроса". Идеальное разнообразно, может опредмечиваться в формах общественного бытия, - человек творит "вторую природу", сами идеи могут стать "материальной силой", если имеется индокринация сознания этими идеями и так далее. Однако это всё - опыт человека и социальной человеческой деятельности.

Цитировать
Отсюда и то, что существуют течения идеализма и дуализма, которые неплохо умудряются сочетаться с наукой в вопросах вторичности сознания и вполне проатеистичны, но при этом остаются идеализмом или дуализмом. Самый классический пример это как раз математический неоплатонизм.

Честно говоря, я понимаю категории идеализма и материализма классически, то есть в рамках решения основного вопроса философии, по Ф. Энгельсу.

Математический неоплатонизм. Честно говоря, плохо знаю. Это Бернайс? Фреге? Не думаю, что объекты математики имеют онтологический статус. Чем тогда данное учение отличается от реализма в вопросе существования универсалий или от философского учения Пифагора? 

Цитировать
Опять же, зависит от терминологии. В целом абсолютное большинство подходов соглашаются с тем, что информация - это абстракция. Вопрос в том, насколько широко применима эта абстракция, и здесь мы упираемся во многом в терминологический спор.

Да, терминологический спор, - он самый важный. Вот, мы и не можем никак не договориться. Я считаю, что основой для формирования философских (и не только) понятий должны быть реальные факты, научные теории. И в вопросе  об информации, мы имеем дело именно с такой информацией как сведением о чем-то, с определенной формой отражения в искусственных знаках реально или иллюзорно существующих вещей.

Цитировать
Термины "психика" и "сознание" далеки от единых универсальных трактовок (хотя и есть базовые научные интерпретации), так что формально нарушения закон тождества здесь не происходит.

Тогда надо сделать выбор: я выбираю понятие "психика", "сознание", которые определены и доказаны специальными науками (психологией, нейробиологией, нейрофизиологией). Философское определение категорий "сознания", "психики" обязано основываться на понятих "сознания", "психики" специальных наук. Это мое убеждение. Только тогда мы можем говорить об академической философии, философии как науки.

Цитировать
Но панпсихизм и не исходит из биологической трактовки этого термина, более того, нормальные сторонники панпсихима в философии обычно категорически ругаются, когда их в этом обвиняют, т.к. указывают на то, что слова "психика" и "сознание" крайне многозначны и они их используют в своей философском толковании.

Тем хуже для панспсихизма. Если панпсихизм отрицает научное экспериментальное понимание сознания, мышления, то значит, панпсихизм просто ненаучен, а значит, вся его "философия" ненаучная, иррациональная, мистическая, то есть обычная болтология, оторванная от фактов реальности.

Цитировать
Тут я именно про науку. В наук онтологический панпсихизм крайне маргинален.

Если в рамках науки, то мне ничего не остается, как абсолютно поддержать Ваше мнение.

Цитировать
В понимании Энгельса, видимо, мышление.

О, да.

Цитировать
Так это просто факт: у меня одно из моих трех законченных образований философское, и получено оно в Швейцарии. Из советской философии в мире ограниченно, но известны как раз только Дубровский (и то из-за авторства термина "субъективная реальность" в философии) и Ильенков по этому вопросу, а уж из российской философии, наверное, и вовсе никто. Философией информации у нас в университете занималось целое научное подразделение и антропоцентристов так почти не было, но при этом чуть более чем все они были сторонниками атеизма и в большинстве своем и разных форм и видов материализма.

Это просто отлично, что у Вас есть западное образование. Все мои высшие - российские  ;) Тем лучше, - будет интереснее беседовать.

Антропоцентризм - это, скорее, марксистско-ленинское понимание информации, связанное с тем, что и личность, и мышление, и идеальное, в целом, связывается данным пониманием с общественными отношениями между людьми, продуктом общественных отношений, трудовой концепцией Ф. Энгельса. Вне трудовой деятельности, вне общественно-исторической активности людей нет настоящего мышления, нет личности, нет языка, нет абстрактных форм, а значит, нет никакой информации как сведений о чем-то. Доказывается данный взгляд ссылками на факты "детей Маугли", факты необходимости социализации как фактора, триггера развития нервных связей в мозгу, формированием личности, речи, абстрактного мышления.

Ильенков - это апологет из 60-х данной точки зрения, а Дубровский упирал, что идеальное может возникнуть и вне общества и социализации, на базе внутренних нейронных субстратов отдельного индивида. Отсюда, Ильенкова можно назвать антропоцентристом-функционалистом, а Дубровского просто функционалистом, допускающего наличие информации и на уровне бактерий (хотя субъективную реальность в большинстве своих философских текстов он относит, все-таки, только к людям. У него субъективная реальность - одна из форм информации).

Я не назвал бы себя антропоцентристом, хотя я нахожусь под сильным влиянием данной концепции, но, все-таки, допускаю наличие информации, идеального и у других животных: собак, кошек, дельфинов, птиц. Это возможно и не противоречит фактам и принципам философии материализма. Однако в отношении насекомых у меня большие сомнения.

Цитировать
Этот подход непопулярен из-за непопулярности как такового антропоцентризма и тотального доминирования принципа Коперника в науке, включая философию в своей расширенной версии. Так что идеализм тут совсем ни при чем.

Да, идеализм ни при чем. Я не спорю.
Я отмечал, что идеалисты-философы или ученые, находящиеся под влиянием философии идеализма, антропоцентризм не переносят "на дух", у них "богоцентризм" или "центризм Высшего Разума, Мышления, Информации и так далее".
Функционалисты, конечно, это материалистическая позиция, "линия Демокрита", так сказать. Однако иногда они поспешно расширяют понятие функции и информации как функции, приписывая информацию как функцию и небиологическим объектам, а также вместе с водой выбрасывают и ребенка: игнорируя достижения диалектической философии в вопросе природы сознания, идеального, материального и информации.

Цитировать
Крайне маловероятно. И Пенроуз, и Чалмерс очень активные сторонники атеизма: Пенроуз неоднократно об этом говорил в своих научно-популярных книгах, а Чалмерс - в лекциях.

Я всего лишь предположил. Внутренние противоречия рано или поздно как-то, но вылезут. Посмотрим.

Цитировать
...но от классического диамата я крайне далек. Но безусловно тут каждый имеет право на свое мнение.

Это очень хорошо. Значит, интереснее будет спор.
« Последнее редактирование: 13 Февраль, 2023, 09:54:53 am от Vivekkk »
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".

Оффлайн pmurov

  • Модератор
  • Афтар
  • *********
  • Сообщений: 596
  • Репутация: +57/-17
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #248 : 13 Февраль, 2023, 19:14:14 pm »
Вопрос тогда может быть задан так: не впадая в сциентизм, на каком научном основании существует философия панкогнитивизма?

Основание всё тоже, гносеологическое понимание "мышления" в более широком, философском понимании, чем понимание, сложившееся в психологии, когнитивных науках, нейронауках.
Я исхожу их такого определения мышления: мышление - это процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания

Давайте смотреть.


Во-первых, это определение сразу же антропоцентрично, т.к. указывает только на человеческое познание. То есть априорно предполагается, что мышление это свойство развития только человеческой психики.

Во-вторых, это определение скорее философское, чем биологическое, и не просто философское, а характерно для классического диамата. Даже современные материалистические течения философии сознания с ним согласятся лишь частично.

Я исхожу из понимания "мышления" в когнитивных науках. Мышление - форма познавательной деятельности субъекта, определяющая внутренние связи между другими субъектами, предметами и явлениями, тесно связанная с памятью, речью, способностью к анализу и синтезу, обобщению накопленных ранее знаний и вновь приобретенной информации. Такое понимание используется в современных когнитивных науках и накопленный эмпирический материал не позволяет сомневаться в наличие мышления примерно с уровня развития психики высших (истинных) эусоциальных насекомых.

Опять же, что понимать под "мышлением"? Способность к обучению, оперирование информацией в рамках генетически заданной схемы или продукт общественно-исторической деятельности по отражению объективной реальности в формах реальности субъективной?

Первое. Второе - это понимание философии и ряда социальных общественно-политических доктрин, но точно не биологических и психологических наук.
А изучение мышления, познания, сознания, - это, все-таки, и предмет социально-гуманитарных наук.

Мне близок трансдисциплинарный подход. Это предмет как естественных наук (биология), так и социально-гуманитарных наук (психология), а также и абстрактных наук (философия).
Самосознание - это способность опредметить свое идеальное в формах общественного бытия

Опять же, это философское понимание самосознания в классическом диамате.


Сознание в современных когнитивных науках понимается многозначно, но в ином ключе.

Сознание - это сложный феномен, который включает в себя:
1) феноменальное сознание, т.е. способность испытывать возможные субъективные переживания;
2) целостную репрезентацию окружающего мира и самих себя в субъективную реальность;
3) режим работы организма, а вернее ЦНС, в котором имеется способность реагировать на внешнюю стимуляцию вне рамок примитивной реактивности организма;
4) бодрствование организма вне сновидений;
5) высшую психическую функцию по осуществлению доступа к выходным системам сбора информации организма, контролю над поведением и поведенческим взаимодействием с окружающим миром.

В отношении самосознания меня устраивает понимание, данное Антти Ревонсуо в его "Психология сознания", открывается на главе 3, разделе "Интроспекция", подразделе "Самосознание":
Цитировать
Самосознание  –  это  особая  форма  рефлексивного  сознания.  Для  самосознания необходимо следующее:
1. В феноменальном сознании должен быть опыт, относящийся к самому себе: опыт, имеющий специфическое отношение к телесному образу или к другим аспектам личности, имеющей данный опыт.
2. В долговременной памяти должны быть представление о самом себе (самооценка) и саморепрезентация. Обычно они образуют обширную систему памяти, которая называется «автобиографической памятью»;  автобиографическая  память  – это история  всей  жизни человека как он сам ее помнит. Кроме того, саморепрезентация включает семантические, или фактические, знания о самом себе, в частности индивидуальные особенности, планы на будущее, социальный статус, физический облик и т. д.
3.  Два  первых компонента  должны  встретиться  в  рефлексивном  сознании,  иными словами, текущий опыт в феноменальном сознании должен соединиться с активированной саморепрезентацией в долговременной памяти. Когда два этих компонента объединяются, в рефлексивном сознании возникает самосознание. Если, увидев свое отражение в зеркале, человек  понимает, что  это  «он»,  значит,  он  осознает  себя.  Зеркальное  изображение воспринимается человеком как находящееся вне его тела, однако человек понимает, что то,  что  он  видит  в  зеркале,  на  самом  деле «его» тело,  тело  человека,  находящегося здесь.


Это да, но я имел в виду, что понятие "розовый слон"  - нулевое понятие, так как ничего не отражает в реальности, то есть является иллюзорным понятием, содержание которого объективно не существует.

И с этой точкой зрения я скорее согласен.
Разве они не были слишком уж религиозны?

Многие течения да, но не все. В любом случае потенциал там был, но этого мы уже не узнаем. Получилась европоцентричная философия, и теперь во всем мире только она и есть по сути.

Прекрасно. И каковы выводы?

Нужно разделять философию на академическую и неакадемическую, а в академической выделять научную академическую и ненаучную академическую. В этом плане панпсихизм - это академическая философия, но скорее ненаучная академическая философия, крайне далекая от мейнстрима научной философии.
Вспоминая вышесказанное, мы не можем предполагать мышление у небиологических объектов, так как научно доказано, что мышление - функция нервной системы, достигшей определенного этапа своей эволюции.

Предполагать-то мы можем всё, что угодно. Вопрос тут в том, что это будет ненаучная философия, и с этим мнением я однозначно соглашусь.
Да, но нам важно решение данного "основного вопроса".

Согласен.

Математический неоплатонизм. Честно говоря, плохо знаю. Это Бернайс?
Да, в том числе. Сейчас виднейший сторонник как раз Пенроуз. При этом математический неоплатонизм это идеалистическая концепция, но вполне себе атеистическая, не предполагающая чего-либо сверхъестественного в религиозном понимании.
Если панпсихизм отрицает научное экспериментальное понимание сознания, мышления

Он не отрицает, а понимает его расширительно. Поэтому это и ненаучна, но вполне академическая философия. Я сам не сторонник панпсихизма, поэтому лучше сошлюсь на какое-нибудь простое разъяснение по этому поводу. Например у Виктора Аргонова есть статья на эту тему - https://argonov.livejournal.com/221400.html

Антропоцентризм - это, скорее, марксистско-ленинское понимание информации

Мне кажется важным отметить, что марксистская философия в классическом понимании 19-начала 20 веков это в принципе очень антропоцентричная философия, как и многие философские течения того времени. А в вопросах информации это просто одно из проявлений.
Ильенков - это апологет из 60-х данной точки зрения, а Дубровский упирал, что идеальное может возникнуть и вне общества и социализации, на базе внутренних нейронных субстратов отдельного индивида. Отсюда, Ильенкова можно назвать антропоцентристом-функционалистом, а Дубровского просто функционалистом, допускающего наличие информации и на уровне бактерий (хотя субъективную реальность в большинстве своих философских текстов он относит, все-таки, только к людям. У него субъективная реальность - одна из форм информации)

Мне ближе именно точка зрения Дубровского. Собственно говоря, я не скрывал, что являюсь функционалистом.
Я всего лишь предположил

В случае с Пенроузом вряд ли даже чисто по медицинским причинам: человеку почти 100 лет. С Чалмерсом возможно, но судя по его работам он с течением жизни становится все более и более жестким атеистом.
Это очень хорошо. Значит, интереснее будет спор.

Согласен, а то в ином случае на форуме становится просто слишком скучно, так как все со всем согласны. Продуктивная дискуссия нужна.
 

Оффлайн mrAVA

  • НРЕ
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 4 353
  • Репутация: +241/-456
  • НГЕ
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #249 : 13 Февраль, 2023, 19:30:52 pm »
Я исхожу из понимания "мышления" в когнитивных науках. Мышление - форма познавательной деятельности субъекта, определяющая внутренние связи между другими субъектами, предметами и явлениями, тесно связанная с памятью, речью, способностью к анализу и синтезу, обобщению накопленных ранее знаний и вновь приобретенной информации. Такое понимание используется в современных когнитивных науках и накопленный эмпирический материал не позволяет сомневаться в наличие мышления примерно с уровня развития психики высших (истинных) эусоциальных насекомых.
Ну, правильно всё же увязывать с языком, а не речью. Я согласен, что мышление неразрывно связано с языком и речью, потому сомневаюсь, что мышление может быть у кого-то, устройством проще, чем высшие специально обученные приматы. Просто из-за того, что ни у кого другого нет языка и речи. Звуковые, жестовые и химические сигналы есть, а вот языка нет. Оный даже у человеков появился существенно позже, чем появился речевой аппарат.


Память так же важна. Каков объём и какова продолжительность памяти у насекомых? Я вот слышал, что у некоторых птиц и рыб долговременная память не превышает нескольких секунд. Какое тут может быть мышление?

Опять же, что понимать под "мышлением"? Способность к обучению, оперирование информацией в рамках генетически заданной схемы или продукт общественно-исторической деятельности по отражению объективной реальности в формах реальности субъективной?
Первое. Второе - это понимание философии и ряда социальных общественно-политических доктрин, но точно не биологических и психологических наук.
Пусть первое. Ключевое -- способность к обучению. Насекомые способны к обучению? Т.е. приобретению умений и навыков, выходящих за рамки генетически заложенных шаблонов поведения? Рептилии, например, дрессировке не поддаются, т.е. мышления у них нет. Практически не поддаются дрессировке кошки, в отличии от собак. Но кошки и менее социальные животные, нежели собаки.
Твоя религия ничего МНЕ не запрещает. Она запрещает ТЕБЕ. Уясни это.