Православие восьмидесятипроцентной крепости
Если спрашивать просто о конфессии, не ставя вопрос о вере в Бога, тогда число
православных у нас составит 80% населения, сообщила руководитель отдела социологии
религии Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН Юлия Синелина
на круглом столе «Церковь и общество в России глазами социолога». Таким социологам
— респект за профессионализм. Хотя, быть может, иным и в голову не придет, что в России надо осведомляться
вообще о факте наличия веры перед вопросом о конфессии. Ведь слова «православный
атеист», которые так удачно ввел в оборот белорусский лидер Лукашенко, уже давно
воспринимаются не как оксюморон, а как суровая правда жизни. Достоевский просто в воду глядел, описывая символ веры этих 80% православных
атеистов. Это диалог Ставрогина с Шатовым в «Бесах»: « — Веруете вы сами в Бога или нет? — Я верую в Россию, я верую в ее православие... Я верую в тело Христово... Я
верую, что новое пришествие совершится в России... Я верую... — залепетал в исступлении
Шатов. — А в Бога? В Бога? — Я... я буду веровать в Бога». То есть в Бога еще можно успеть поверить, главное — будь православным и российским
патриотом. Вот без этого никуда. Проблемы никакой нет. Люди вольны верить или не верить, при этом считая себя
хоть православными, хоть огнепоклонниками — имеют полное право. Вот назвали же
себя эльфами в ходе переписи населения 2010 года аж 263 человека — и ничего, по
шапке им никто не дал. Вопрос в том, как может предстоятель РПЦ всерьез утверждать, что у нас православная
страна, опираясь именно на эти 80%, которые являются ничем иным, как фикцией со
строго социологической точки зрения. Потому что именно основываясь на тезисе о
православной стране в школу вводят изучение религии, а в законодательство — закон
о защите прав верующих (ну, тут-то мы точно знаем, какие верующие имеются в виду). Была ли православной Россия до революции? Нельзя сказать однозначно, потому что
в стране не было реальной свободы вероисповеданий, и за переход в иную конфессию
православных наказывали. В середине ХIХ века историк Погодин написал, что если
в России ввести свободу совести, то половина высшего класса перейдёт в католицизм,
а половина крестьян и мещан — в старообрядчество. А уж его было сложно заподозрить
в отсутствии лояльности режиму. Я знаю, что православие в школах может быть и другим, не вызывающим отторжения
у публики. В нашей школе в конце 80-х годов читал лекции отец Паисий из ближайшей
церкви. Путался и говорил сбивчиво, на многие вопросы ответить не умел. Специально
его не готовили, и это было видно. Он никого не поучал и пальцем не грозил, сам
очень стеснялся старшеклассников. Но мы все уходили с уроков и факультативов,
чтобы просто посмотреть на необычного человека в рясе и поговорить на нерядовые
темы. Он не агитировал, не показывал иконы и не раздавал брошюр, но демонстрировал
нам всем своим видом, что есть другое измерение у реальности — церковное. Удивительное
дело — православие с государством не ассоциировалось. Правовое сознание тогда
тоже было сильно непродвинутым, потому что ни одному родителю не приходило с голову
поднять хай из-за того, что ребенка без его согласия потчуют религиозной пропагандой.
Как же наша жизнь изменилась. И в церковь теперь заходить почему-то совсем не хочется. Даже если время года
холодное и на голове есть спасительный головной убор или на шее — шарф, который
может заменить его. Если раньше был риск нарваться самое большее на окрик не по
разуму благочестивой старушки, то теперь у порога церкви просто нельзя, невозможно
не думать про известный приговор и про оскорбления чувств. Обойти, пройти мимо.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3815