Авторство: Дулуман Е.
Посмотреть и оставить отзывы (2)
Бог всеведущий, всемогущий, несуществующий А есть ли бог, может ли он разрешит проблемы человечества? Искусство ловли душ Вера как ненадежный инструмент познания мира Бог – существо из бреда, сама религия свидетельствует об этом
Переписка с Тимофеем Поповым (2)
Тимофей Попов пишет:
----- Original Message -----
From: Тимофей Попов
To: dylyman9
Sent: Friday, September 26, 2008 7:25 AM
Subject: Re: Теизм/Атеизм
Здравствуйте!
большое спасибо за ответ. Но для многих людей ответ "довольствуйтесь" - это красная тряпка. Разум ищет объяснений. Может быть, это врожденное стремление к истине, может быть потому, что от ответа на этот вопрос зависит образ жизни. но, думаю, что лучшие представители рода человеческого (Г.Галилей, Колумб, и проч.), такой ответ не приняли бы. Точнее, факт, что они не приняли.
Может ли существовать жизнь на других планетах? теоретически, да. Может ли существовать Создатель? Теоретически да.
А может ли существовать физический мир, одним из законов которого является закон причинности без причины (и, далее, без первопричины)?
Теоретически, нет.
Это очень серьезный вопрос, профессор. Первопричина=Бог, и если это Личность, то желательно знать Её волю, законы, и заодно план (что такое план Путина?)
Получается, что наиболее логичным мировоззрением является пантеизм (ибо воля Творца проявляется, если это не сумасшедший дом, через законы созданного им мира).
Я не спорю и не переубеждаю. Просто по человеческому свойству проецирую на Вас себя, и предполагаю, что ваши рассуждения тоже когда-то текли по этому руслу, и каким-то ответом Вы себя успокоили. Но Вы - другой человек, и у вас могло быть иначе.
Отдельное спасибо за превосходный богословский сайт, первый раз вижу, чтобы люди так за истину бились. У меня вообще мелькнуло подозрение, что это ребята из МП не могут некоторые вопросы обсуждать в качестве ребят из МП, и создали виртуальную оффшорную зону.
С уважением, Тимофей
большое спасибо за ответ. Но для многих людей ответ "довольствуйтесь" - это красная тряпка. Разум ищет объяснений. Может быть, это врожденное стремление к истине, может быть потому, что от ответа на этот вопрос зависит образ жизни. но, думаю, что лучшие представители рода человеческого (Г.Галилей, Колумб, и проч.), такой ответ не приняли бы. Точнее, факт, что они не приняли.
Может ли существовать жизнь на других планетах? теоретически, да. Может ли существовать Создатель? Теоретически да.
А может ли существовать физический мир, одним из законов которого является закон причинности без причины (и, далее, без первопричины)?
Теоретически, нет.
Это очень серьезный вопрос, профессор. Первопричина=Бог, и если это Личность, то желательно знать Её волю, законы, и заодно план (что такое план Путина?)
Получается, что наиболее логичным мировоззрением является пантеизм (ибо воля Творца проявляется, если это не сумасшедший дом, через законы созданного им мира).
Я не спорю и не переубеждаю. Просто по человеческому свойству проецирую на Вас себя, и предполагаю, что ваши рассуждения тоже когда-то текли по этому руслу, и каким-то ответом Вы себя успокоили. Но Вы - другой человек, и у вас могло быть иначе.
Отдельное спасибо за превосходный богословский сайт, первый раз вижу, чтобы люди так за истину бились. У меня вообще мелькнуло подозрение, что это ребята из МП не могут некоторые вопросы обсуждать в качестве ребят из МП, и создали виртуальную оффшорную зону.
С уважением, Тимофей
Евграф Дулуман отвечает:
Тимофей!
Ваше предыдущее письмо и ответ на него опубликовано на А-сайте – http://www.ateism.ru/article.htm?no=1501. Нашу переписку уже комментируют посетители А-сайта. Прочитайте ещё раз предыдущее
содержание нашей переписки, прочитайте на том же сайте содержание и этой переписки
и включайтесь в коментирование. Я же ни на каких формумах не выступаю. Что нужно
и что думаю, говорю открыто безо всяких там Ников.
Ваш разум заела проблема Первопричины. И этот вопрос Вы пытаетесь решить 1. теоретически,
2. практически и еще с 3. представлением о том, что из разного теоретического
может быть, а чего быть не может. Вот над этими заданными разумом проблемы и бьются
Ваши мысли… Я так Вас понял? Или совсем не так? Или немного не так?
Впрочем, Ваш ответ на любой из предложенных мною вопросов не меняет положение.
На все три из них у меня будет один и тот же ответ.
Вопросом всеобщей причинности мира и причинноти всего мира в целом занималось
много светлых, не совсем светлых, сумеречных и совсем тёмных умов. Только напрасно
среди, как я понимаю из Вашего письма, Вы среди лучших умов по проблемам Первопричины
назвали почему-то достойного уважения в этом плане Галилей и совсем ни к чему
Колумба. Первый великий ученый, по моим оценкам, завершивший в области научного
познания мира Средневековье и вместе с философом Френсисом Беконом положивший
начало мировоззрению Нового времени. Второй, Колумб, тоже достойный уважения,
к проблемам мировоззрения лично не имел никакого отношения. Даже после открытия
Америки он лично был убеждён, что открыл восточные окраины Индии, что Земля хоть
и шаровидная, но находится в центре Вселенной.
Вопрос о Первопричине не может быть решен теоретически. Он ведет в бесконечность.
Полагая в конечную основу причинность, Вы по цепи причин и следствий свои теоретические
мысли отправляете в бесконечность. Вот Вы в своих письмах ко мне довели свою мыслю
до Бога, как Первопричины. Но если все имеет причину, то соскакивайте с Бога –
Причины мира и пускайте свою неуёмную мыслю в дальнейший путь. Если Бог есть причиной
Вселенной-Мира, то пусть Ваша мысля отправится в путь в посках причины существования
Бога. А потом - поиском причины причины Бога и так в бесконечность, - все выше
и выше вниз, все дальше и дальше назад: следствие – причина – следствие – причина
– следствие – причина… Таким образом Ваша мысля заведёт Ваш разум в беспросветную
бездну, а если говорить церковным языком – заведёт Ваш Разум «во мрак перисподней»,
откуда ему выход только в сумасшедший дом религии.
Впрочем, не принимайте высказанные мною мысли и Разуме на свой личный счёт. Разум,
интеллект, в самом деле, видит свое предназначении в том, чтобы, говоря словами
Пастернака: «Докопатся до причин, до самой сути».
На протяжении прошлых веков и, по-моему, навеки в будущем Разум будет искать
самую существенную/высшую/конечную/единственную причину нашего мира двояким способом:
абстрактно – теоретически и конкретно – научно.
Сначала об абстрактно теоретических поисках, о том, как Разум с помощью одной
мысли решает эту проблему. Доками здесь выступают философы и богословы. Именно
в их произведениях можно найти всевозможные попытки решить проблему и Первопричины,
и Бога. Этой проблемой занимались все без иключения более или мене значительные
философы в истории человечества. Если следовать не совсем корректному марксистскому
делению всех философов на идеалистов и материалистов, то среди идеалистов европейская
культура о соотношении Бога и мира обогащена мыслями Пифагора, Платона, Декарта,
Лейбница, Шеллинга. А из материалистов - Демокрита, Аристотеля, Эпикура, Лукреция
Кара, Кузанского, Бруно, Спинозы, плеяды французских материалистов 18 столетия,
Фейербаха, марксистской философией, позитивистами, экзистенциалистами, представителями
аналистической философии. Марксизм считает шотланского философа Давида Юма идеалистом.
Это так и есть. Юм по философским воззрениям является суб'эктивным идеаалистом.
Но по вопросам проблемы Бога Юм – атеист. Прочитайте его труды: «Естественная
история религии» и «Диалоги о естественной религии». Официальные, советские, атеисты
зачисляют Канта в идеалисты и верующие. Но Кант – атеист. В своём труде «Критика
чистого разума» он доказал, что для Разума существование Бога и творение им мире
в принципе недоказуемо (Сочинения, т.3. Москва 1964, стр. 366 – 692).
Более плодотворны и по объему и по содержанию труды о Боге христианских, остановимся
на близкой нам европейской культе, богословов: Тертуллиана, Оригена, Августина,
Дионисия Ареопагита, Анзельма Кентерберийского, Фомы Аквинского. Остальные богословы
в освещении проблемы Бога в том числе как Первопричины – не столько последователи
указанных выше богословов сколько – последыши, особенно в их русском православном
проявлении. Если трезвым разумом, а его не лишены и богословы, подытожить и проанализировать
содержательные труды богословов о Боге, то в сухом остатке у них для разума ничего
не остается. Итогом исследования богословами проблемы остается итоговое заключение:
«Существует ли Бог и как существует, что такое Бог и какой Бог – это никому не
ведомо. А поскольку это в самом деле так, то в Бога можно только верить или не
верить». А поскольку шкурные интересы – и никакие больше! – богословов и попов
требуют Бога, то они призывают верить в Бога, слепо верить и не беспокоить разум
поиском и познанием Бога.
Вера в Бога навязывается верующим путем превратного воспитания в омуте той или
иной религии. В России – верят в Бога по-православному, в Польше – по-католики,
в Иране – по-шиится, в Мньяме – по-буддистки, в Турции – по-суннитски … (Прочитайте
на А-сайте мои статьи «Как мне внушить, что Бога нет», «Откуда мы знаем, что Бога
нет? – Оттуда!». Это избавляет меня от повторения изложения мыслей, которые я
предлагаю Вам в ответ на вопрошания Ваших писем)
Теперь о научных изысканиях Первопричины нашего мира.
Они начались еще с доисторических времён. Уходя из животного мира в общественную
жизнь и вмеру пробуждения своего разума, человек не только интересовался Превопричинами,
но и в соответствии со своими знания решал для себя эти проблемы. Мне, живущему
в мире философских идей легко согласится с Вашими словами о том, что «от ответа
на этот вопрос зависит образ жизни» человека. (Опять посоветую Вам прочитать в
опубликованной на А сайте статье о Философской пропедевтике раздел о мировоззрении).
Первобытный человек жил на обозримой им территории своей земли и происходящие
вокруг себя явления объяснял, исходя из своего опыта, мифологически. Образ его
жизни не выходил за пределы той территории, которой он овладел. Для него обжитая
территория и была его Вселенной. С расширением своего опыта и с развитием «спекулятивного»
мышления человек в своем мировоззрении вырос до мироровоззрения религиозного,
в котоьром миром правят высшие сверхъестественные силы и лица. С развитием «всемирного»
общения (хотя оно, на деле ограничивалось для Месопотамии тольк5о известной месопотамцам
территорий с разными народами, с разными мифами и верованиями.
С началом научного – для дикарей нестественного: через обобщения, исчисления,
астрономические наблюдения и фиксировании в письменном виде – познания действительности,
которое по мнению немецкого философа Ясперса началось с 5-8 столетия до нашей
эри, с «осевого времени», создаются легенды о Вселенной. Это представление потом
было заимствовано от вавилонян евреями, начавшими писать свою Библию.Библия писалась
на протяжении 5 столетия до начала нашей эры, а редактировалась уже в условиях
эллинизма.
Согласно Библии, человечество живёт на Земле, вокруг которой вращаются: Солнце,
Луна и 5 известных им планет. Все это покрыто хрустальным куполом, к которому
прикреплены загорающиеся ночью звёзды. Ученые, познавая явления конкретного мира,
показали, что не Земля находится в центре Вселенной, а Солнце. Мы стали жить в
рамках солнечной системе в окружении купола неподвижных звезд. Гершель показал,
что Солнце – одна из многочисленных звезд, которые образую Галактику. Мы стали
жиль в мире нашей едиственной Галактики. На протяжении конца 19 века и до сих
пор наука показала нам наш мир до самых до окраин.
Ученые, причем все и единодушно, доказали тем, у кого разум не отравлен библейскими
легендами 2,5-тысячелетней давности, что наш мир, в котором мы живём от Земли
до самых до окраин в обе стороны на 20 миллиардов световых лет, имел свое начало,
которое отстоит от нас на 20-18-14 миллиардов лет. Доказано также, что вот этот
наш мир Вселенной самозамккнут. Мы и все звездные миры в нем находимся как бы
в аквариуме, в который ниоткуда со вне не проникают сигналы, и из этого коссального
мира ни до чего и никуда не достигают сигналы.
Мы живём в мире самозамкнутом. Наша самозамкнутая Вселенная расширяется и охлаждается.
Измеряя ее ширь и скорость расширения, температуру и темпы ее выравнивания (энтропии,)
учены нашли возможность с начной достверностью двинутся назад и установить начальное
положение нашей Вселенной. Установленно, что она находилась в так называемом сингулярном
состоянии объемом величины постоянной Планка и температурой в десятки миллионов
градусов. 20-18-14 миллиардов лет тому назад эта, по словам Эйнштейна наших дней
Стефана Хавкина (Hawking) сингулярна точка, или по словам президента папской Академии
наук аббата Леметра, првоатом Отец, взорвалась и в результате Великого Взрыва
(Big Bahg) появилась наша Вселенная, которая начала расширятся, охлаждаться. Под
влиянием охлаждения содержание бывшей сингулярной точки начало замерзать и превращаться
в невещественный бульйон, в котором под влиянием дальнейшего охлаждения (из-за
расширения после Большого Взрыва) образовались кварки – элементарные частицы –
атомы – молекулы – химические элементы– куски физического вещества. Последние
(физическое вещество) под влиянием расширения разлетались, под влиянием гравитации
собирались в фрагментарные массы, вращались друг вокруг друга… 10 миллиардов лет
тому назад начали образовываться галактики, на прротяжении 2-3 миллиардов лет
в галактиках обазовывались звёзды. Наше Солнце образовалось 5-7 миллиардов лет
тому назад. Наша Земля появилась 4 миллиарда лет тому назад. Ее химический состав
из-за расстояния от Солнца и под влиянием гравитации образовался таким, каким
он есть сейчас. Расстояние от Солнца и пропорции химического вещества Земли способствовали
появлянию воды и континентов на ней. Ученые установили, что все нынешние континенты
Земли некогда были вместе, составляя сушу, которую назвали Говендой.Под лиянием
эруптивных (вулканических) процессов Говенда треснула и ее куски поплыли в разные
стороны. Контененты Земли сейчас плывут в заданом первичном направлении. 3 – 3,5
миллиардов лет тому назад в первичном океане-бульйоне появились органические соединения
– органические молекулы – коацерватные капли – первые органические тела – живые
синезелёные водоросли. Примерно 3 миллиарда лет тому назад живые организмы начали
процесс эволюции жизни на Земле. Появились водоплавающие, летающие и земноводные
животные, растения… Ну, а дальше читайте сами учебники по биологии, антропологии.
Далее. Вы пускаетесь в расуждения о теоретическом и практическом. Достоверные
теоретические знания органически связаны с практикой, опытом. Практика первична.
Она чувственна, предельно конкретна, мы её воспринимаем своими чувствами. Но истина
– дочь разума, а не чувств. Но доказательство истины доказывается практикой, а
не теоретизированием. К тому же теоретизирования может далеко уводить нас от практики
в дебри заблуждений. Возьмём наиболее теоретизированную отрасль знаний – математику.
Исходя из своих аксиоматических (ни раазумом, ни чувствами не доказанных положений)
постулатов, математика дошла до оперирования понятиям, как многомерные (до бесконечности)
пространства (мы живём в пространстве трёхмерном), до корня квадратного из минус
единицы (-1). Но исходя их тех же математических постулатов корня квадратного
из минус единицы в реальности не бывает и быть не может. Нет такой математической
величины которая будучи помноженной на саму себя дала бы минус единицу. Но этой
-1 в математике оперируют, она играет незаменимую роль в описаний процесса переменного
тока и так далее. То есть, вещь не существующая, но в чём-то полезная нам. Математики
корень квадратный из минус единицы (она обозначается симвлом і) назвали мнимой величиной. Впрочем, и Бог является подобной мнимой величиной. Его нет, он в реальности
не существует, он выдуман придуман (впрочем, - выдуман, придуман плохо и во вред
человечеству).
Вы говорите что теоретически можно допустить и то, и это, но нельзя теоретически
допустить что беспричнным может быть мир, Вселенная. Все в мире имеет свою причины,
значит и мир в целом должен иметь причину.
Наивный Вы человек. Вы считаете что сотканный из причин и следтсвий Мир нельзя
теоретически представить беспричинным, а вот от немощи разума придуманный Бог,
уж точно – не имеет Причину своего существования. Если все имеет причну, то эти
причину своего существования должен иметь и Бог. Яесли же Бог не имеет причины
своего существования, то его нет. ТО, что не имеет причины своего существования,
то не существует. А почему бы ему существовать если у негно нет причины. А если
уж Вы требуеете исключения из причинно-слкдственной связи придуманного Бога, то
почему мы не можем наделить реально существующий мир вцелом беспричинностью? Философ
Спиноза, размышляя над этой проблемой, пришел к заключению, что Мир имеет причину
своего существования в самом себе. Это причину существования мира он назвал Causa
sui – причина самого себя. Чувствами и разумомо мы чувствуем и знаем, что мир
существует. Хоть Вы себе и тресните, а мир существует, «И никаких гвоздей!», -
как писал Маяковский. Мир существует сам по себе, ничто чуждое миру не помогает
и не мешает его существованию. Следовательно, причина существования Мира в нем
самом, Мир причина самого себя. Богословы говорят, что это Бог существует сам
по себе, что он не являетс следствитем какой-то причины… Говорят? - Говорят! Ну,
и пусть говорят. А ведь когда учёные говорят о вечности мира, то этот мир существует.
Вот он – перед нами и вокруг нас. А что касается Бога, то где он? Покажите! Предлагаете
поверить в Бога? – Но в этом случае Вы обращаетесь уже не к разуму. Разум знает
и хочет знать. Истина – продукт разума, а не веры.
Как бы вскользь Вы называете себя пантеистом. С точки зрения религии пантеизм
– хула на Бога, ужасное еретичество. Пантеизм учит, что Бог «разлит» в природе,
что Бог – это сама Природа. Что Бог-Природа беличностен. Не будучи личностью,
пантеистический Бог, как и Природа, не считается ни личным существом, ни живым
существом, ни чем-то отличным от слепой и стихийной природы.
Фридрих Энгельс как-то говрил, что деизм и пантеизм для добропорядночных англичан
являестя благочестивой попыткой отделаться от Бога. Пантеизм и деизм развивались
в рамках философии и по сути были атеизмом, поскольку отрицали Бога и богов какой
бы то ни было религии. (Детально смотрите параграф «Идея Бога в философии» в моей
Философской пропедевтике, которая размещена на А-сайте)
Гвоздём Вашаго письма ко мне являтся вот эти слова: «Первопричина=Бог, и если это Личность, то желательно знать Её волю, законы, и
заодно план». Идеи пантеистического и деистического Бога рождались и развивались в философской
и научной среде.При помощи этой идеи интеллигенция пыталась отделаться от гнусного
церковного Бога. Но не только. Идеей Бога Разум пытался заполнить свои пробелы
в знаниях действительности. Луначарский в диспуте с митрополитом Александром Введенским
как-то говорил: «Бог – это затычка к дыре неизвестного».
Лично я считаю, что идея деистического и пантеистического Бога сыграла важную
положительную роль в познании человеком действительности. Она олицетворяла собой
попытку ученого, философа посмотреть на мир в целом, на начало и конец всего и
вся. Эта попытка благородна и плодотворна. Эту попытку осуждала и злостно преследовала
церковь. Но сейчас попы пользуясь невежеством своих верующих начинают разгагольствовать
перед пасомыми ими верующими овцами о том, что в Бога верили даже ученые. В какого
Бога и какие ученые, попы предпочитают об этом не говорить, но… Но жульнически
создают у верующих впечатление, что бог пантеистический, Бог деистический - этот
тот же Бог теистический, то есть – тот же Саваоф, или Аллах, или Будда, или Аматересу,
или Иегова, или Зевс, или православный Господь Бог…
Вот это шулерство проделываеете и Вы, уважаемый Тимофей Попов. Вы предлагаете
читателям и слушателям Ваших проповедей согласится, что интеллигент не очень будет
сопротивляться, если будете твердить, что Бог – это синоним Природы, что Природа
= Бог. Я, мол, за сингулярную точку Хавкина, за Первоатом Отец аббата Леметра,
за Прирду-Бога Спинозы и Эйнштейна… Добившись согласия у разынувшего рот интеллигента,
Вы осуществляеете свой шулерский замысел. Вы показываете рассслабившемуся слушателю
три шарика, на которых написано: «Бог пантеистический», «Бог деистический» и «Бог
теистический». Разъясняете ему, что все это значит, напирая на то, что эти Боги
близки между собой, подобны друг другу, но отличаются самым несущественным. Вот,
к примеру, Бог теистический – это по описанию самый близкий к заботам человека
Бог. Он Бог – Личный. А личный – это значит, что Бог, как и человек, имеет ум,
чувства и волю; слушает нас, заботится о порядке в Природе и о благополучии верующих
в него. А далее Вы проделывате перед обалденным слушателем фокус-покус. Вы предлагаете
слушателю: «А какого Бога выбрали бы Вы?» Притихший было слушатель начинает что-то
мычать и протягивает к шарикам с названиями богов руку. А вы уже тут как тут,
ибо изготовились заблаговременно: «Знаете, - останавливаете Вы его. Разобраться
между этими Богами трудно. А возможно и совсем никак! Давайте сначала положимся
на случай, вернее не на случай. А на такой себе до очевидности надблюдаемый эксперимент.
Я эти три шарики на Ваших глазах накрою этими совершенно одинакового вида чашечками.
А вы потом вы подымите ту чашечку, которой я накрою приемлемого для вас Бога.
(Накрываете и, не спеша, пересовываете чашечки по столу). Следите за своей чашечкой.
А теперь берите своего Бога». Призванный к внимательности слушатель твердо знает,
что видит перед собой именну ту чашечку, которой Вы накрыли шарик «Бог пантеистический».
Он подымает эту чашечку и к своему удивлению видит под ней шарик на котором написано
«Бог теистический», вместо быввшего – «Бог пантеистический». Если бы это опаршивевший
интеллигант (мошенники таких называют лохами) имел мужество и хватился переворачивать
две другие чашечки, то увидел бы, что и на них написано «Бог теистический». Вы
сработали по принципу: «Ловкость рук и никакого мошенничества».
Таким образом, сказав о том, что вас вполне устраивает «Первопричина=Бог», что Вы стоите на Боге деистическом или пантеистическом, то есть – на Боге безличностном,
Вы так ехидненько-ехидненько тянете слушателя/читателя дальше: «А если мы уж
допустили, что ««Первопричина=Бог», и мы Его, Бога, не знаем, то почему не допусть что Бог – это Личность. И « если это Личность, то желательно знать Её волю, законы, и заодно план». Для пичкания жервы «желательными знаниями» Вы его, еще не очухавшегося от потресяния
Вашим мошенничеством, тащите к затокам по части Бога – к попу, в богослову, в
церковь. Крестите, выстраиваете в ряды смиренных верующих и – для чего и была
произведена предватительная манупуляция – материально и духовно обираете бедолашного
, как липку. Здесь и (Вашей) сказочке конец!
В заключение Вы пишите:
«Отдельное спасибо за превосходный богословский сайт, первый раз вижу, чтобы
люди так за истину бились. У меня вообще мелькнуло подозрение, что это ребята
из МП не могут некоторые вопросы обсуждать в качестве ребят из МП, и создали виртуальную
оффшорную зону»
Не понял? Это Вы о нашем А-сайте? За «превосходный», конечно, спасибо. Если Вы
под «богословский» имеете в виду превосходное знание авторами сайта богословия
и правдивое изложение сути богословских концерций в наших критических и аналитических
статьях, то это в самом деле так. Не находится ни одного попа или богослова, которые
утекнул бы нас в искажении смысла их религиозных верований. А что касается выступлений
богословов на нашем сайте, то такого не наблюдается. Попы и науськиваемые ими
верующие боятся нашего сайта, как черт ладана. И нас на свои сайты не пущают.
На этом разрешите воспользоваться трилемой Мюнхаузина и остановится. Конечно,
поднятые Вами проблемы можно обсуждать и обсууждать до бесконечности. И я готов
идти по этому пути хоть в бесконечность…
Семью идеолога и основателя старообрядчества протопопа Аввакума жестоко преследовали
попы Руской православной церкви. Вывалянная в снегу, доведенная до полного изнеможения
матушка обратилась к мужу: «Доколе терпеть муки-то будем, отче?» Аввакум ответил:
«Марковна! До самые до смерти!».
На этом будьте мне здоровы. В здоровом теле здоровый дух
С уважением – Е.К. Дулуман.
28 сентября 2008 года
Продолжение: http://www.ateism.ru/article.htm?no=1509
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3486