Пиррова победа
09.02.2008 СМИ/Образование
Тему «Православные ценности и современное образование» обсуждали целую неделю.
Однако центральный доклад Чтений прозвучал еще в понедельник, 28 января, в Государственном
Кремлевском дворце. Автором доклада стал митрополит Калужский и Боровский Климент
(Капалин), управделами Московской Патриархии, правая рука Патриарха Алексия II
и едва ли не самая влиятельная фигура в нынешней РПЦ. Решающую роль в этом сыграл митрополит Климент. Именно он лоббировал эту идею
в декабре на совместной конференции с Минобрнауки в Калуге. Как утверждает православная
общественность, лоббировал успешно. Аппетит же приходит во время еды. Выступая
на Рождественских чтениях, митрополит Климент не стал скрывать, что аппетиты Церкви
введением ОПК в школьную программу не ограничиваются. Кстати, об ОПК. Если у кого-то и были иллюзии относительно этого предмета, то
митрополит Климент поспешил их развеять. Иллюзия первая: ОПК – культурологический, а не вероучительный предмет. Адресован
он не только православным, но всем и каждому. Потому что «все должны знать культуру
своей страны», насквозь пропитанную православием. Теперь же ОПК объявлены предметом
для православных школьников. В словаре митрополита Климента это называется «религиозный
культурологический предмет». Это, кажется, новый синоним для слова «вероучительный».
Катехизис, поданный не «в лоб», а обходными маневрами. Иллюзия вторая: ОПК – альтернатива и дополнение к светскому курсу истории мировых
религий для старшеклассников. Никак нет! ОПК школьники будут изучать с первого
по одиннадцатый класс (предлагаются, кстати, два часа в неделю). А история религий
– предмет вредный, развивающий у ребенка «индифферентность к вопросам духовной
жизни и нравственный релятивизм». Конечно, светский курс делает акцент на историческом и культурном аспектах религии.
Но разве интерес к иным ее сторонам должен прививаться ребенку в государственной
школе? Впрочем, митрополит Климент уже ответил на этот вопрос. На Рождественских
чтениях он заявил: «Школа призвана в первую очередь воспитывать в ребенке человека
как носителя образа Божьего». А кто-то до сих пор наивно полагает, что школа воспитывает
гражданина или учит ребенка не потеряться в окружающем мире. «Нас также беспокоит и содержание, и качество духовно-нравственной составляющей
гуманитарных дисциплин, таких как история, литература, русский язык и другие.
И считаю, что наши специалисты в этой области должны привлекаться более активно»,
– это снова пассажи из доклада митрополита Климента. Перед глазами всплывает пример
наших соседей-поляков. Их бывший министр образования Роман Гертых предлагал убрать
из школьной программы произведения «сомнительных» писателей, уличенных в гомосексуализме,
наркомании, масонстве или нелюбви к католицизму. РПЦ хочет чего-то подобного?
Зачем светской школе «церковные специалисты»? В школьных учебниках по истории
и без того немало лелеемых РПЦ патриотических клише. Касаются они истории древней
и средневековой Руси. Добавим еще штампов – и способность ребенка критически мыслить
начнет атрофироваться. Что является духовно-нравственной составляющей такой дисциплины, как русский
язык, – совершенно не понятно. Кажется, в школах пока не изучают сленг и нецензурную
брань. Это во-первых. Во-вторых, не далее как 30 января протоиерей Всеволод Чаплин,
выступая на Чтениях, отметил, что и проповеди в храмах подчас не соответствуют
нормам грамматики русского языка. Уточним: касается это не только проповедей.
Канцелярит, сдобренный забавными архаизмами и умными иноземными словесами вроде
«релятивизм», – вот они, языковые нормы нынешней РПЦ. У нас что ни церковная конференция, то ошибки в склонении, языковые ляпы, неспособность
прочитать текст даже по бумажке. Один священник на Рождественских чтениях вместо
«современные проблемы» прочитал «своевременные». Не навести ли «церковным специалистам»
порядок в своем огороде? В том, что притязания Церкви растут не по дням, а по часам, виновато государство.
Не министр образования и науки, а сама система, в которую он встроен. Ведь министр
в России – не самостоятельный политик, а чиновник, ждущий кивка сверху. Наверху
же никак границы дозволенного РПЦ не очертят. Удручающая картина нынешних Рождественских
чтений: митрополит Климент заявляет, что родители, решившие крестить ребенка,
уже сделали свой выбор в пользу ОПК, а министр Андрей Фурсенко этим словам аплодирует.
Государство у нас надувает щеки, но когда дело доходит до отношений с РПЦ, забывает,
где его, государства, территория. Одного моего знакомого крестили по настоянию бабушки. Дело в том, что ведунья
во дворе отказывалась... заговаривать от грыжи некрещеного младенца. Это не курьез,
а вполне нормальная для нашей «магической», а не «православной» религиозности
ситуация. Кто-то крестит детей «для здоровья», кто-то – чтобы не бурчали верующие
родственники, кто-то – «потому что Ивановы и Петровы крестили». В РПЦ любят оперировать
красивыми цифрами («три четверти крещенных в православии», «80% считающих себя
православными») и выбивать под них привилегии. О том, какие процессы скрываются
за этими цифрами, Церковь говорит крайне редко.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3282