Православно-фундаменталистическая интеллигенция будучи плоть от плоти советской интеллигенции, наделена всеми соответствующими чертами: уверенностью в наличии некоей "абсолютной истины", которая приведет ее адепта в светлое будущее (в данном случае, в "царство божье"), нетерпимостью к инакомыслию (особенно в своей среде), глубоким презрением к "народу" и в то же время уверенностью, что только интеллигенция знает, куда "вести" народ, и может его вести, высокой образованностью, а, следовательно, сосредоточенностью на интеллектуальной жизни и беспомощностью в практических житейских вопросах, комплексом вины и постоянными попытками привить его окружающим (чтобы одному не было скучно "каяться"), глубоким недоверием к власти, особенно если она не смотрит в рот интеллигенции.
Крах СССР, гибель советской идеологии и переоценка ценностей около 1989-1991 гг. застают православных идеологов врасплох. Они слишком неповоротливы, чтобы быстро реагировать. Главным событием этой эпохи для русской православной идеологии стало официальное празднование 1000-летия крещения Руси. Как и все общество, русские православные идеологи разделились на патриотов и западников, либералов и консерваторов. Впоследствии русская православная идеология ни разу не смогла принять сколько-нибудь крупные политические формы. И не только потому, что уже при Путине в России запрещено создавать политические организации по религиозному принципу. Христианские партии шли на выборы, но получали доли процента: в 1995 году "Христиане России" - 0,28%, в 2003 году Всероссийская политическая партия «За Русь Святую» - 0,49%. Руководство РПЦ еще в 1993 запретило священникам участвовать в выборах. При всей пестроте русской православной идеологии, она имеет общие основы: стремление заменить все иные идеологии единым православным мировоззрением, которое понимается, как возрождение традиционной русской общественной мысли (течения русской мысли, не соответствующие этой идеологеме, за русские не считаются), почвеничество а ля Достоевский, антисоветизм и антисоциализм (в результате чего русская православная идеология, сама того не желая, оказывается в рядах активных защитников капиталистического строя, даже в самых его диких формах), наивное народничество с идеализацией крестьянской общины (разумеется, очищенной от язычества), еще более наивный монархизм в духе псевдоромантизма и обскурантизма XIX века, явное недоверие к современной науке, в которой большинство русских православных идеологов видят "сатанинскую прелесть" (вплоть до глупых "опровержений" теории эволюции и возраста Вселенной с помощью перепечаток западных протестантско-фундаменталистических статеек), негативное отношение к современному образу жизни (от женской косметики до рок-музыки и интимных отношений, которые, если бы это не повлияло на рождаемость, православные идеологи совсем бы запретили). Особый колорит русской православной идеологии придает "духовный опыт" советских "гонений", в результате чего православные смотрят на себя как на перманентную жертву, против которой ополчился весь мир - от «либерал-сионистов» до сатанинских атеистов. Свое неумение ориентироваться в реальном мире они оправдывают его "греховностью", а свойственная интеллигенции манера жить передовицей (из "правильной" газеты) создает у адептов православной идеологии впечатление, что истинный православный человек должен жить православной жизнью, ни на что больше не размениваясь, свести "светскую" (что на православном языке равносильно "безбожной") жизнь к минимуму - вроде отправления нужд в сортире (в чем, естественно, ничего привлекательного нет). Будучи уверенными (а в этом православных читателей убеждает соответственно подобранная литература), что на протяжении русской истории все русские - от крещения Руси и до расстрела царской семьи - все "настоящие русские" занимались исключительно тем, что молились, держали посты, читали душеполезную литературу и без ума любили и почитали духовенство, православные публицисты в ужас приходят от осознания невозможности реализации этого идеала в наши дни. Виноваты в этом все - от сионистов до Пугачевой и Дарвина включительно. Изобретен специальный термин - "воцерковление", которым православные идеологи обозначают усилия среднестатистического человека приблизиться к этому идеалу. Реальность разочаровывает: лишь несколько процентов верующих действительно живут церковной жизнью - регулярно творят молитвы, посещают богослужения, держат посты и т.д. А ведь православные идеологи считали, что всего за одну "пятилетку воцерковления" можно привести к такому образу жизни минимум полстраны. Неудачи объясняются "греховностью" и "бездуховностью" народа-охлоса, "происками сатаны", советско-атеистическим прошлым и т.п.
И речи не может идти ни о каком диалоге православной идеологии с иными мировоззрениями. Обладая единственно правильной верой (и соответственно, единственно правильной идеологией) православный идеолог смотрит на науку как на "служанку богословия" (и она должна помнить свое место), а инославные (начиная с католиков) для него что-то вроде сатанистов: отдельные иноверцы - просто дураки, а целые инославные нации по наущению сатаны специально приняли иные веры, чтобы нападать на "святую русь". Т.о. создается соответствующая "юдообразная" схема мировой истории.
Православный идеолог, как правило, не является представителем духовенства, хотя бывает и так. Хотя большинство православных идеологов подозревает или прямо обвиняет власть в сатанизме, они были бы очень даже не против стать советниками и серыми кардиналами российских руководителей (раз уж не получается победить на выборах). Не смотря на сильное желание быть руководящей и направляющей силой современного российского общества, успехи православной идеологии в этом направлении за последние 20 лет очень невелики. Власть в целом, не смотря на утверждения отдельных ее представителей о своем православии, относится к православной церкви (по старой советской привычке), как хозяйственники брежневских времен относились к идеологическому отделу ЦК КПСС. Его задача - обеспечивать "морально-политическое единство" и вообще для проформы. Но трудно представить губернатора или министра, который бы всерьез приносил покаяние и нес епитимью, а тем более всерьез воспринимал креационистские бредни "православных биологов" или "православных физиков". Влияние на массы современного русского православия минимально. Лишь 5-8 % населения "воцерковлено" - т.е. ведет жизнь более-менее в русле представлений православной идеологии. Это курьезным образом не превышает показателей религиозности в 1970-1980-х гг. Показательно также, что количество верующих, согласно последним соцопросам, всегда на 10-15% меньше количества крещеных. Это говорит о том, что люди на пике интереса к православию в начале 1990-х крестившиеся, в настоящее время - 15 лет спустя - от религии отошли. Трудно представить образ жизни более далекий от православного идеала, чем современная российская повседневная жизнь. Их соприкосновение предстает, как правило, в анекдотическом виде, и со временем ничего не меняется. Причин неспособности православной идеологии завоевать умы россиян и влиять на их поведение множество, но можно выделить основные три.
Во-первых, православие (в отличие, от католицизма) очень плохо взаимодействует вообще с повседневной жизнью. Там где католицизм пользовался малейшими зацепками, малейшими поводами внедриться в жизнь и быт паствы, обратить все "языческие" обычаи в свою веру (везде - от карнавалов до заумной философии), православие беспомощно разводит руками. С одной стороны, оно полагает слишком низменным и недостойным "истинной веры" возиться с бытовыми подробностями, с другой - все, что не укладывается в православный идеал, считается "бесовством", с которым не взаимодействовать, а которое уничтожать надо. Показательна история с отношением православия к скоморошьей культуре. Не будучи в состоянии освоить русскую смеховую культуру, православие попросту уничтожило ее. Таким образом, православие в значительно большей степени, чем иные основные христианские конфессии, "не от мира сего". И это даже нравится самим православным, которые считают это лишним доказательством "истинности". Нетрудно догадаться, что кабинетная, уже полностью оторванная от реальной жизни, современная православная идеология еще меньше склонна взаимодействовать с окружающей средой. Мир, с т.з. ее идеологов, тотально лежит во зле, враги "истинной веры" используют все - от рекламы мыла до экзистенциальной философии - с целью изничтожить "истинную веру", а поэтому неизбежен "уход из мира", замыкание в своей субкультуре, которая аналогично Диогену сидит в своей бочке и показывает всему миру фигу. В общем, ожидать от православной идеологии и православия в целом какой-либо широкой социальной работы не приходится. Искать причину можно в древнем разделении на католицизм и православие и в исторической специфике развития этих конфессий, но, скорее всего, ответ лежит гораздо ближе - православная идеология, изначально будучи (как это не покажется на первый взгляд, странным) разновидностью нигилизма, и не собиралась взаимодействовать с отрицаемой ею "светской" культурой и повседневной жизнью.
Второй момент, связанный с первым, это неумение православной идеологии вести дискуссии, убеждать своих оппонентов. Это разительно отличает ее от ее конкурентов - других российских идеологий (народничества, марксизма, либерализма и т.д.), которые, в принципе, никогда не чурались этой "черной" идеологической работы, могли находить удобоваримые аргументы и овладевать массами. Причина здесь кроется в самой природе русской православной идеологии. Она - в отличие от других (светских) идеологий - религиозная. Окружающий мир, следовательно, православный идеолог мыслит через призму религиозных представлений. А согласно этим представлениям, мир поделен на две части - "божью", "христианскую" и "антихристову". А какая может быть дискуссия с антихристианством? Поэтому все несогласные с православной идеологией, в лучшем случае - дураки, в худшем - враги и прислужники сатаны. Другие идеологии, будучи светскими, опирались на принцип гуманизма, согласно которому человек самодостаточен, хотя тоже неодобрительно относятся к инакомыслящим, полагая, что инакомыслие проистекает от неполного владения информацией, либо от "невыгодности" мыслить определенным образом, никогда не считали несогласного априори дураком или врагом. Хотя, по инерции склонности приписывать себе все заслуги человечества - от изобретения колеса до борьбы с курением, религиозная идеология не прочь присвоить себе и гуманизм (конечно, "истинный православный гуманизм"), она хорошо понимает несовместимость религиозного и гуманистического мировоззрений. Первое - теоцентрично, второе - антропоцентрично. И никакие разговоры в пользу бедных о "преображении" этого не изменят. За исключением некоторых наивных христианских философов (которых К.Леонтьев именовал "розовыми христианами"), историческая религиозность человеку доверять не склонна. Поэтому никакая равноправная дискуссия между верующими и неверующими в рамках религиозного этоса невозможна (в "светском" этосе других идеологий - вполне). Делать декларативные заявления, требовать "покаяния", "обличать" и потом отмалчиваться в ответ на "неудобные" вопросы - вот это только и умеет православный пропагандист. И еще жаловаться на "преследования", "гонения", "заговоры" и т.д., уповая (совершенно непонятно на каком основании), что в России "обиженных" любят. Нет, не любят. Это выдумали пустомели-журналисты, а православные идеологи (которым вообще свойственно доверие к желтой прессе) приняли всерьез.
В-третьих, существует еще один момент в православной идеологии, который, даже при исправлении предыдущих, однозначно портит все их дело. Все идеологии врут. Это коренной, неустранимый эффект любой идеологии. Причина его существования элементарна - любая идеология занята нелегкой (почти как у Корнея Чуковского) работой по наведению мостов, установлению соответствий своих принципов, идей и утверждений с окружающей реальной действительностью. А поскольку первое не всегда соответствует второму (и не только в целеполагании, но и онтологически: т.е. обезьяна не только не хочет плавать как дельфин, но и просто не может), приходится откровенно мухлевать, обманывать адептов, на всякий случай, оправдывая очевидный факт обмана определенной целесообразностью. Эта практика существует в любой идеологии, но в православной идеологии ложь превосходит все мыслимые пределы. "Светские" идеологии, как бы они не гнобили друг друга, имеют определенный культурно-исторический консенсус, т.е. некую общую систему знаний и представлений, которая есть "нейтральная зона" научного и житейского мировоззрений. "Чтобы спорить, надо быть хоть в чем-нибудь согласным" - заметил солженицынский герой. Православная идеология в больших контрах и с научным, и с житейским мировоззрением. Первое она критикует за разоблачение религиозных верований, второе - за недоверие к этим верованиям. Либерал и марксист могут часами спорить о достоинствах рыночной экономики и о том, были ли благом американские бомбардировки Ирака, но они согласны в том, что Земля круглая, что Вселенной миллиарды лет, что в ветхом завете записаны наивные представления древних евреев, частью позаимствованные ими у других народов, что отмена крепостного права была благом для России, наконец, что чудес не бывает. Православный идеолог не имеет таких точек соприкосновения с окружающими. Научную историю он подменяет "священной", "светские" праздники для него чужды и т.д. В итоге православная идеология сама загоняет себя в гетто, где предается самому фантастическому эскапизму.
Остается патриотизм, который православная идеология присвоила исключительно себе, однако сам по себе патриотизм - "языческое" мировоззрение, обожествляющее определенную территорию на поверхности планеты Земля, которая через соответствующую цепь исторических событий связана с существованием определенного этноса. Примириться с мыслью, что всего несколько сот или тысяч лет назад на этой территории жили другие народы, патриот не может, а поэтому национальное бытие "своего" народа патриот продлевает в прошлое до палеолита и даже палеозоя. Христиане в целом здесь оказываются в глупом положении - у них ведь как бы две "родины": по паспорту и по верованиям - т.е. земная и небесная. Последовательный патриотизм хорошо выразил С.Есенин:
Если кликнет рать святая:
"Кинь, ты, Русь! Живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая.
Дайте Родину мою!"
Православные идеологи не могут так сказать. Они - как и все верующие - своекорыстно и расчетливо, как биржевые маклеры, заняты зарабатыванием "царства божия". Логичнее в этом отношении было бы пойти по пути еврейских ортодоксов, которые соединяют национальное бытие и религиозные идеи в нераздельное целое (поэтому, если из иудаизма исключить национальную проблематику, 90% его исчезнет). Но стать на такую позицию для православных патриотов означает примириться с "язычеством" и самим стать "язычниками". Между прочим, вышеназванный К.Леонтьев со скепсисом относился к патриотизму, особенно славянскому, как истый рыцарь он не любил ни народничества, ни патриотизма, вообще народные массы он недолюбливал. Потому и непопулярен он в современной православной идеологии, которая желает овладеть массами "подмастерьев, измученных чувством собственного достоинства" (Леонтьев). Разумеется, оказаться эдакими адвентистами в России - без всякой связи с ее историей - православные идеологи тоже не могут. Вместо этого православная идеология предпочла "третий путь" - путь очень замороченно-идеологической интерпретации русской истории в своем идеологическом ключе. Они смотрят на Россию и Русь в прошлом как на учеников в православном классе, и считают "патриотическими" только те события и явления нашей истории, которые идут во благо православию. Все остальное или осуждается или игнорируется (и "массам" рекомендовано вообще не знать о таких явлениях). Создается совершенно искусственный, книжный образ "старого" или даже древнего русского, который интересовался исключительно религиозной жизнью, имел угрюмый, необщительный нрав, упаси боже, не смеялся и не веселился ни разу с рождения, и ко всему прочему чурался каких бы то ни было контактов с иноземцами, кроме как на войне, причем войны обязательно начинались по инициативе иноземцев. Это стойкое желание обвинить во всем противника и оправдать "свой народ" свойственно любому патриотическому менталитету, но у верующих патриотов это доходит до крайности, что является следствием ублюдочного комплекса жертвы, свойственного современным русским православным. Вместо того, чтобы честно признаться: да, мы напали на этих м...в и победили их, и праздновали победу, и пили, и веселились, православный патриот будет долго скулить о всемирном заговоре против него, а потом (из опасения ответственности) будет еще дольше отрицать свою заслугу в победе над врагом. Т.о. православный Давид будет отрицать, что это он убил Голиафа (Голиаф, с т.з. православных идеологов, "сам убился", а православный Давид ни в чем не виноват, и обвинять его в убийстве Голиафа нельзя). Впрочем, такая постановка вопроса характерна для любого современного патриотизма (например, для еврейского), с непонятной целью непременно желающего оправдаться перед каким-то там абстрактным мировым общественным мнением. При этом патриотические идеологи всех времен и народов испытывают патологические влечение к любым жертвам своего народа в исторической перспективе, заряжаются от них какой-то мрачной энергией и постоянно тычут их в лицо окружающим, как нищий свои язвы на паперти. Не будь этих жертв, патриотическая идеология очень потеряла бы. Из этого следует, что православные патриоты всего лишь проецируют на русскую историю свой образ мысли и свои комплексы. Явление опрокидывания современности в прошлое характерно для историософской мысли, но следует отдавать себе отчет в том, насколько это все далеко от реальной истории. Убедить собеседника в том, что все русское прошлое было точной копией мышления закомплексованного православного идеолога, а стало быть, он получает "историческую" санкцию своих убеждений - вот единственная цель таких построений.
Семейные ценности - вторая сфера, которую православные идеологи хотят присвоить себе, и которая должна, по идее, перекинуть мостки от заоблачных мечтаний православного эскапизма к реальной жизни нормальных людей. Но и здесь у православных идеологов все не слава богу. Согласно их представлениям, только истинно православные люди, а еще лучше иноки, принявшие обет безбрачия, способны создать полноценные семьи, а все семейные неурядицы - следствие измены православному идеалу. В прошлом все православные русские были целомудренны и плодовиты, и в семьях наличествовало минимум по 16 детей. Само по себе это представление о поголовной многодетности вступает в противоречие с элементарной демографической статистикой, ведь, если в каждой семье по 16 детей, это означает, что каждое последующее поколение в 8 раз превышает предыдущее, и если в момент крещения Киевской Руси ее население составляло 8 миллионов человек, то спустя 200 лет - ко временам татаро-монгольского нашествия, оно должно, исходя из ценностей православной семьи, возрасти до 134 триллионов человек - т.е. в 17 миллионов раз. Православные идеологи - эти кабинетные черви, живущие в ХХ веке, совсем позабыли, что многодетность - это не идейная прихоть, а суровая необходимость в условиях колоссальной даже по меркам начала XX века детской смертности. Если сейчас коэффициент дожития всех новорожденных до 25 лет составляет в нашей стране 95%, то в 1880-х он не превышал 45% (т.е. из 1000 родившихся 550 умирали в возрасте младше 25 лет), а младенческая смертность доходила до 30%. И это конец XIX века. Можно себе представить, что творилось в XIV-XV веках. В более позднюю эпоху из 12 детей Петра I семь умерли во младенчестве, еще двое не дожили до 10 лет, одна дочь - Анна скончалась в 20-летнем возрасте, и только двое - Елисавета и Алексей перешагнули через 25-летний возраст. А население Киевской Руси за 200 лет выросло всего на 38% (с 8 до 11 миллионов), что соответствует выживанию в среднем на каждую семью (а ведь были и несемейные люди) не более 2,5 детей. Следствием высокой детской смертности была очень невысокая ценность детей. Герой некрасовской поэмы произносит ужасную (с т.з. православных идеологов) фразу:
"Не вой!
Убилась - неважное дело!..
Девчонок ненадобно мне,
Еще вот такого пострела
Рожай мне, хозяйка, к весне!
Смотри же!.."
Не стоит забывать и о варварском обычае русских крестьян кормить новорожденных детей хлебным мякишем, что приводило более высокому уровню младенческой смертности именно у русских, даже по сравнению с татарами и башкирами. Понадобилось "преступнику" Сталину согнать крестьян в колхозы и усовершенствовать медицинское обслуживание на селе, чтобы эта практика прекратилась, и к 1950 году младенческая смертность в целом по СССР снизилась до 10%, а в конце брежневской эпохи - еще в 5 раз. Вот таким образом коммунисты «уничтожали русский народ», если верить православным идеологам.
Но современные православные идеологи, надежно огражденные от вышеизложенного успехами современной медицины, об этом думать не хотят. И не думают. Они (как и все иные представители интеллектуальных утопий) настроены перфекционистски - т.е. считают необходимым полное соответствие заявленным ценностям, но при этом, как говорится, любят посылать в разведку других, а сами не ходят. В реальности современной России религиозность практически не оказывает никакого влияния на демографические процессы. Уровень брачности, разводимости, рождаемости, смертности, абортов у верующих практически не отличается от такого же уровня в среде неверующих. Православные идеологи любят демонстрировать "богобоязненные" многодетные семьи, но, как и в целом по России, в рамках православной среды на одну такую семью приходится дюжина одиноких людей, и количество старых дев (ну а куда им еще податься?) среди православных активисток ничуть не меньше такового в среде любой другой современной идеологической секты. А активные и успешные православные бизнес-леди могут сколько угодно посылать проклятья "сатанинскому феминизму", они уверены, что мужчина, хотя он - еще один большой ребенок, должен быть главой семьи, и пусть попробует только ее не послушаться!
Русские - очень несемейственный народ (это честно заявил еще К.Леонтьев), чем он выделяется из других славянских народов, в среде которых семейственность больше развита. Плохо это или хорошо, но это факт русской истории, на всем ее протяжении - от Ивана Калиты, когда родовая древнерусская община Поднепровья сменилась соседской общиной Волго-Окского междуречья. Церковный приход той - исторической Русской православной церкви хотел стать основой социальной жизни, но таковой стал "мiр" - сельская община, вполне светское образование. Трудовой коллектив задолго до 1917 года был ячейкой нашего общества. Семья никогда не играла такой роли. Русский будет стремиться к признанию именно в "мiру", а не в семье, клане. Русский тяготится семейными узами, и не считает их отсутствие симптомом личной несостоятельности. Семейные ценности, пропагандируемые Голливудом везде и всегда, даже если речь идет о вторжении инопланетян или извержении вулкана, быстро приедаются русским зрителям, им подсознательно хотелось бы вырезать все соответствующие сцены из американских блокбастеров, как ненужные и даже неприличные. В семье русский ругается на порядок чаще, чем украинец, и, наоборот, на работе - в коллективе - он куда менее скандален. Это тоже всего лишь факт реальной окружающей действительности, и пропаганда семейственности русской православной идеологией - еще одна некозырная карта.
Отношение русской православной идеологии к науке – особая тема. Наука, постольку, поскольку она пришла в Россию с Запада, всегда была на подозрении у местных обскурантов, тем более что научное мировоззрение (так уж исторически сложилось) однозначно ассоциировалось в России XIX века с антимонархическими и антирелигиозными настроениями. Несколько деревянное определение марксистских времен о средневековой науке как о «служанке богословия» было всерьез воспринято современными православными идеологами, и они изготовились стать эдакой «владычицей морской», у которой наука должна быть на посылках. Наука должна доказывать: а) бытие божие, б) истинность православия. И точка. Иная наука им не нужна и неинтересна. Но это – лишь верхушка айсберга. т.е. гламурная и «просвещенная» часть православного бомонда. В глуби – в толще православной массы ситуация еще хуже. Там научное мировоззрение давно ассоциируется с сатанизмом: на всем пространстве – от археологов, продавших душу дьяволу, до сексологов, действующих по наущению этого самого сатаны. Это особое «подпольное» мировоззрение, наиболее радикально отрывающее человека от «мира сего». Наука в их представлении – это некий ужасный заговор против человечества, будь то прививки или полет на Луну. Криптомышление невероятно сильно развито у этой публики, и в этом плане можно оценить труды Фоменко и Постникова как откровенный феномен русского подпольно-исторического криптосознания. В исторической концепции Фоменко – «Новой Хронологии» – важно даже не то, что Скалигер и Петавиус неправильно посчитали даты, не то, что Иван Грозный – это четыре разных человека, и не то, что Тамерлан и Александр Македонский – одно лицо. Главное в этих построениях – упорное нежелание признать относительную молодость российской цивилизации по сравнению с Элладой и Древним Египтом и столь же упорное желание экстраполировать размеры и влияние нашей страны ХХ века на все века от начала времен. Сама по себе эта тенденция неуникальна – она находит аналоги в уверенности придурковатых протестантов, «доверяющих библии», и ополоумевших иудаистов в том, что до ноева ковчега не могло быть ни Древнего Египта, ни Шумера, а равно в полуофициальном желании идеологов «американской мечты» (не только в США) начинать мировую историю с 1776 года, а историю Европы – с норманнской высадки 1944 года. Бердяев в своей «Русской идее» полушутя-полусерьезно отмечал, что русские старообрядцы считают, что ветхозаветные пророки говорили по-русски. Это не случайно и не удивительно – такова естественная тяга удревнить свою историю хотя бы ценой отмены истории других народов. Впрочем, к реальной истории это отношения не имеет, вне зависимости от того, оскорбляет это чьи-либо «чувства» или нет. Здесь опять обнаруживаем резкое отличие русской православной идеологии от всех иных наших идеологий. Последние (даже монархическая) ничуть не чурались научного познания мира, более того, заявляли о своей принципиальной научности, и какие бы коррективы не старалась внести в научные данные, к примеру, коммунистическая идеология советского марксизма, это высокое просвещение по сравнению с антисциентизмом русской православной идеологии. Если ее адепты сочтут, что «нравственно» будет учить детей в школах тому, что земля плоская, а звезды к небу гвоздями приколочены, они и глазом не моргнут. В этой мистике находят даже особый смак, оправдывая себя тем, что наука бездушна и «античеловечна», и вообще она обанкротилась. Точка зрения, согласно которой распад СССР ознаменовал крах массового научного мировоззрения в мировом масштабе, справедлива лишь отчасти. Не смотря на нарастающие в два последние десятилетия обскурантинские и мистические настроения, ученые не стали служанками богословов, они продолжают свои труды. Чувствуется, пожалуй, лишь нехватка мощного популяризаторско-пропагандистского обеспечения научных знаний, которое наличествовало в СССР. Желание русской православной идеологии «отменить» целые области научных знаний (эволюционную биологию, к примеру), если они противоречат ее верованиям, примечательно в плане ее невозможности интегрировать внутрь себя элементы окружающего – неидеологического мира, что неизбежно требуется в случае превращения идеологии из «гонимой» секты в руководящую и направляющую силу (кстати, у советской идеологии это получилось совсем неплохо).