Автор Тема: Диалектико-материалистическая философия.  (Прочитано 63566 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Владимир Николаевич

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #40 : 24 Февраль, 2006, 09:45:32 am »
Цитата: "Коль-амба"
Но дело в другом - дело в том, что это деление по большому счету фикция чистейший воды, поскольку сам Карл Маркс подчеркивал, что диалектика - это лишь метод материалистической философии, а сочетания "исторический материализм" в его работах вообще нет.


Великую задачу разработки подлинно научной теории o6щества впервые решили К.Макрс  и Ф. Энгельс. Исторический материализм был создан ими в результате применения философского материализма   и   материалистически   переработанной   диалектики и изучению общества.
Раскрывая  внутреннюю,  неразрывную  связь  между  историческим     материализмом     и     общефилософским     материализмом В. И. Ленин писал: «Углубляя и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества. Величайшим завоеванием   научной   мысли  явился исторический материализм  Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий...» .
Наиболее   общие   законы,   раскрываемые   диалектическим материализмом, действуют и в обществе, но выступают здесь в особой, специфической форме. Поэтому, чтобы выявить закономерности развития  человеческого общества, недостаточно знать об принципы   философского   материализма   и   законы   диалектики необходимо еще изучить особые формы их действия в истории общества, в социальной жизни.

Диалектический метод, примененный к обществу, и метод исторического материализма — в сущности, тождественные понятия. Но в применении к обществу диалектический метод конкретизируется. Это означает разработку в дополнение к общефилософским категориям таких общесоциологических категорий, как общественно-экономическая формация, производительные силы и производственные отношения, способ производства, базис и надстроийка, общественные классы, нации и т. д. В таких категориях обобщаются и выражаются важнейшие закономерности социального бытия и общественно-исторического познания.
Основные положения исторического материализма были сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом в 40-х годах XIX в. в такмх произведениях, как «Экономическо-философские рукописи 1844  года», «Святое семейство» и в особенности «Немецкая идеологии».
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Владимир Николаевич »
Обустроим Россию
http://vrn-2007.flybb.ru/
 Помощь родителям: http://psi2006.3bb.ru/

Оффлайн burbaky

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 234
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #41 : 24 Февраль, 2006, 11:18:33 am »
:lol: Уважаемый Владимир Николаевич писал(а):
 
Великую задачу разработки подлинно научной теории o6щества впервые решили К.Макрс и Ф. Энгельс. Исторический материализм был создан ими в результате применения философского материализма и материалистически переработанной диалектики и изучению общества.

Цитировать
А про Гегеля Вы начисто забыли, а ведь он придал толчок к истинному направлению мышления, хоть и не сразу верному. Рискну добавить цитату.
«Гегель обобщил опыт натуралистов, наблюдавших развивающиеся системы (в первую очередь живые) и сформулировал его в виде ряда правил. Которым был придан статус законов природы. Так появился тезис о борьбе противоположностей и тезис об их смене в известной триаде: “тезис - антитезис - синтез”. Гегель, в отличие от Канта, не владел математикой профессионально и поэтому сформулировал эти правила в вербальной, но не математической форме. Справедливости ради отметим, что если бы Гегель и попытался это сделать, то всё равно не смог бы, поскольку необходимый для этого математический аппарат тогда  ещё не был создан, да и сейчас он ещё только строится.
В результате область применимости диалектической логики не была четко очерчена. Вопрос о том где и какую логику следует применять оставался не решенным. Гегель понимал это и будучи, как и Кант,  человеком религиозным, предоставил решение этого вопроса на усмотрение Божие. В результате диалектика Гегеля была отнесена к разряду идеалистических философий.  
Научная общественность восприняла диалектику не однозначно.  По существу  и сейчас отношение к ней двояко.
Многие представители точных наук (физики и математики) отнеслись к ней негативно, полагая, что это не более чем слова. Тому есть причины. С точки зрения представителя точных наук слова “закон природы” подразумевают, что имеется математический аппарат,  позволяющий делать однозначные предсказания. В диалектике Гегеля такого аппарата не было. Поэтому на  вопрос:  можно  ли рассчитать и предсказать когда именно одна "противоположность" сменит другую  и  когда  возникает "синтез", ответ был расплывчатый:  "синтез" обязательно будет,  но когда - не знаем.  Разумеется,  такой ответ представителей  точных наук не удовлетворял.
Представители описательных  (естественных  и гуманитарных)   наук встретили диалектику с энтузиазмом. Тому тоже есть причина. Гегелю удалось сформулировать основные и действительные достаточно  общие свойства, характерные для открытых, развивающихся систем.
Здесь мы используем современный язык,  поскольку  во  времена Гегеля понятия  "открытая"  и  "развивающаяся" система были еще не сформулированы. Сейчас можно сказать, что триада Гегеля - образное описание процесса генерации ценной информации. Действительно, как было показано выше, при этом прежний динамический режим (“порядок”) становится неустойчивым и система входит в перемешивающий слой. Возникает “хаос” - антитеза “порядка”. Затем система выходит из перемешивающего слоя и входит в новый динамический режим. Возникает новый “порядок” - синтез, в котором система уже обладает новой ценной информацией. В новом режиме система развивается динамично, вплоть до следующей точки бифуркации.  
Живые и социальные системы относятся именно к  таковым, что  и обеспечило популярность диалектики в среде биологов и гуманитариев.
Сейчас, опираясь на синергетику, можно сказать, что областью применимости диалектической логики являются все развивающиеся системы в том числе и в особенности живые. Как видим, область применимости диалектики очень широка, но не безгранична.
В неживой природе устойчивые процессы подчиняются формальной логике. Неустойчивые процессы в неживой природе тоже бывают и играют большую роль. Именно для их описания была создана теория динамического хаоса. Фактически эта теория играет роль звена, соединяющего формальную логику с диалектической.
Таким образом, области применимости формальной и диалектической логики сейчас уже определены. Сейчас сторонник диалектического мышления может ответить любому математику на его каверзный вопрос о том когда наступит “синтез”. Ответ прост: постройте математическую модель процесса и сами увидите когда именно тезис перейдет в антитезис и когда наступит синтез. В развивающейся живой системе это обязательно произойдет и это качественное утверждение диалектики остается в силе. Отметим, что ссылка на Бога при этом вовсе не обязательна (и не желательна).
Приведенные выше соображения выглядят вполне материалистическими.  Поэтому,  можно сказать, что современная синергетика является математической основой диалектического материализма.
В дискуссиях между сторонниками формальной логики и диалектики играло роль и другое обстоятельство, тоже не маловажное. Основы диалектики были сформулированы на вербальном (словесном) уровне, для их восприятия  не нужно было знать математику. До Гегеля известные философы (включая Канта) знали математику,  более того, считать себя философом не будучи знакомым с математикой было просто неприлично.
После Гегеля в философии появилось много представителей  описательных наук, не знакомых с математикой, а в последнее время можно стать философом вообще не будучи специалистом ни в каких других науках.
Для людей достаточно ленивых ,  но склонных пофилософствовать (а таковы почти  все  люди), освобождение от необходимости учить математику было благом. Сейчас ситуация меняется, интеграция наук становится насущной потребностью  и здесь знание смежных  дисциплин (включая математику) необходимо.
Подведем итог: диалектика в лице синергетики обрела, наконец, математическую опору, что позволило очертить область её применимости. Отпала необходимость привлекать Бога для решения научных проблем (т.е. поминать Имя Его всуе). Диалектический материализм стал действительно научной системой, в том смысле, в каком это принято понимать в естественных и точных науках.
Пожалуй, это и есть самое главное, что хотел сказать автор в этом разделе.
Сопоставляя диалектический материализм с разными вариантами логических схем, можно сказать, что он ближе всего к целесообразной логике, именно в той её части, где последняя становится не тривиальной. Можно сказать, также, что синергетика, как математический аппарат, охватывает не только формальную логику, но и диалектику».
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от burbaky »
«Кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном». Матвея 5:16.

Оффлайн WFKH

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 98
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #42 : 25 Февраль, 2006, 01:25:09 am »
Цитата: "burbaky"
А про Гегеля Вы начисто забыли, а ведь он придал толчок к истинному направлению мышления, хоть и не сразу верному.

Хорошая статья. Хочу предложить еще одну:
http://groups.rambler.ru/groups/rambler ... 61622.html
Русская цивилизация.  Православный эллинизм!

Возможно появчтся интересные мысли и комментарии!
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от WFKH »
Гармония - реализуемая функциональность!

Оффлайн WFKH

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 98
  • Репутация: +0/-0
ИДОЛОПОКЛОНСТВУ НЕТ!
« Ответ #43 : 25 Февраль, 2006, 12:31:14 pm »
Цитата: "burbaky"
С точки зрения представителя точных наук слова  закон природы" подразумевают, что имеется математический аппарат,  позволяющий делать однозначные предсказания.
Спасибо за статью,  Несколько комментариев.
Математики бывает посматривают свысока на "недоучек" философов и при этом иногда ошибаются. В чем причина?
С точки зрения представителей "точных наук", отгородившихся от остального мира "конфессиональными" значками и формулами, все, что не укладывается в их модели, не имеет права на существование. Они к сожалению забывают, что они все те же "землемеры", умудренные опытом тысячелетий.  Я вовсе не умаляю сложности современной математики, которая по косвенным признакам может вычислить существование неизвестной планеты, но не надо и абсолютизировать. Ведь по большому счету, это свод знаний "о количественных соотношениях и пространственных формах реального мира". Если и есть в этой науке нечто иррациональное, то не более как метод "идеализации" или "доказательства от противного".

Цитировать
Действительно, как было показано выше, при этом прежний динамический режим ( порядок") становится неустойчивым и система входит в перемешивающий слой. Возникает  хаос" - антитеза  порядка". Затем система выходит из перемешивающего слоя и входит в новый динамический режим. Возникает новый  порядок" - синтез, в котором система уже обладает новой ценной информацией. В новом режиме система развивается динамично, вплоть до следующей точки бифуркации.
Живые и социальные системы относятся именно к  таковым, что  и обеспечило популярность диалектики в среде биологов и гуманитариев.
Для апологетов авторитаризма оказывается легче "вымучить" понятие "хаос", чем подвергнуть сомнению "спираль" основоположников "материалистической религии".
Все доказывают свою "материалистичность", что нет ни одного беспричинного события во всей Вселенной, но для "удобства" обоснования ущербных моделей готовы жертвовать "здравым Рассудком".
Где же сидят все эти "очкарики" физики, неспособные проанализировать "закон эволюционного развития по спирали"?  Сорок лет тому, как шел шумный диспут "физиков и лириков". Победили "строители" коммунизма, впоследствии ставшие "прорабами перестройки и приватизации". На самом деле "грубая материальность" отказалась в угоду "идеологическому призраку власти" от его величества Вселенского СМЫСЛА!

[/quote]Как видим, область применимости диалектики очень широка, но не безгранична.
В неживой природе устойчивые процессы подчиняются формальной логике. Неустойчивые процессы в неживой природе тоже бывают и играют большую роль. Именно для их описания была создана теория динамического хаоса.[/quote]
Так-то! Легче создать новую ЛОЖЬ, чем решиться на развенчание укоренившейся ЛЖИ!
Я прекрасно знаю, эти нелепости видны или были видны многим мыслителям, но система "пенсионного обеспечения" принуждает обслуживать "кормушку". Как говорится: "Не Духом единым жив человечек".
Той системы уж нет, она одела на себя личину христианского словоблудия, что как говорится: "... редьки не слаще!", но страх перед ИДОЛАМИ заблуждения и демагогии еще не долго будет руководить эпигонами абсолютизма.

Цитировать
В дискуссиях между сторонниками формальной логики и диалектики играло роль и другое обстоятельство, тоже не маловажное. Основы диалектики были сформулированы на вербальном (словесном) уровне, для их восприятия  не нужно было знать математику.
Я веду диалог с одним из поборников "иероглифической" науки. Люди, привыкшие мыслить "логарифмической линейкой" не желают признавать, что вся и "китайская грамота" прекрасно перекладывается на "вербальные" языки, а если не перекладывается, то это их проблемы, а не языков. С обратным процессом намного сложнее, что лишний раз доказывает неправомочность притязаний "точных наук" на высшую универсальность.

Цитировать
Для людей достаточно ленивых ,  но склонных пофилософствовать (а таковы почти  все  люди), освобождение от необходимости учить математику было благом.
С учетом того, что не менее 1500 лет система" "казарменного" образования готовила не мыслителей, а ходячие "библиотеки цитатников" = "оловянных солдатиков" системы НАСИЛИЯ, трудно предъявлять претензии современным "калькуляторам". Но, что делать?  Эволюция требует отказа от догматизма и идолопоклонства или самоуничтожения, как "тупиковой ветви" обезьяноподобных варваров.

Цитировать
Подведем итог: диалектика в лице синергетики обрела, наконец, математическую опору, что позволило очертить область её применимости. ...
Можно сказать, также, что синергетика, как математический аппарат, охватывает не только формальную логику, но и диалектику".

В принципе, кто против? Пусть охватывает. Лишь бы не успела окончательно задушить этим охватом или захватом!
P.s.: Убедительно прошу не переводить мои высказывания в личные оскорбления или в претензии на исключительность. Этого не было, нет и не будет.
Желаю свежих МЫСЛЕЙ!  Владимир.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от WFKH »
Гармония - реализуемая функциональность!

Оффлайн KWAKS

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 9 587
  • Репутация: +1/-1
(Нет темы)
« Ответ #44 : 25 Февраль, 2006, 13:21:37 pm »
Цитата: "Коль-амба"
сам Карл Маркс подчеркивал, что диалектика - это лишь метод материалистической философии, а сочетания "исторический материализм" в его работах вообще нет.


А в "его работах" это "сочетание" должнО было быть ?
Уважаемый Коль-амба ! Вы всерьёз,что ли,полагаете,что у Маркса должнО было быть ВСЁ,
и очередным поколениям философов "прям такы" нЕчего добавить ?

А "деление на истмат и диамат" ОООчень даже обоснованно "ввел его знакомый".
Поскольку даже "сам Карл Маркс подчеркивал,что диалектика - это лишь метод",
то сочетание "исторический материализм" и обозначает :
Применение диалектики при изучении истории.

Спасибо за внимание.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от KWAKS »
Заранее благодарен = [ KWAKS ]
______________________________
КWА-ффэсор
тИнно-болотнУтого Ничего Не ИследУюшшего И-а.

Оффлайн Коль-амба

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 319
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #45 : 26 Февраль, 2006, 08:03:45 am »
Даже если "истмат" и является правомочным термином, то только не в сочетании с "диамат"ом! Это не однопорядковые вещи. Это как зоология (диамат) и кинология (истмат). Такую интерпретацию еще можно приемлеть, но смысла в ней особого не вижу. Жу-жу.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Коль-амба »
тео(е)ретик КольАмба

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 873
  • Репутация: +16/-1
(Нет темы)
« Ответ #46 : 26 Февраль, 2006, 08:16:20 am »
Я может ошибаюсь, но мне всегда казалось, что исторический материализм не учитывает духовную сторону исторического процесса. Диалектика активных производительных сил и пассивных производственных отношений на основании которой выстраивается "надстройка" - право, политика, искусство, пр., ничего не говорит о влиянии идеальных фактор на историю.

Пусть Энгельс пытался подправить теорию - дескать, надстройка не пассивна, она тоже влияет и т.д. Все же эти замечания не исправляют ошибки. Мне лично истмат как теория нравится - логична, ясна, но это не значит, что она полностью и абсолютно верна. Отнюдь.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 816
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #47 : 26 Февраль, 2006, 10:07:02 am »
Цитата: "Vivekkk"
Я может ошибаюсь, но мне всегда казалось, что исторический материализм не учитывает духовную сторону исторического процесса. Диалектика активных производительных сил и пассивных производственных отношений на основании которой выстраивается "надстройка" - право, политика, искусство, пр., ничего не говорит о влиянии идеальных фактор на историю
Почему же? Истмат учитывает влияние личности на историю, но историческая роль личности, согласно истмату, определена условиями ее социального бытия. Поскольку личность формируется давлением общества, а само общество есть надстройка над экономическими отношениями его субъектов, личность определяется характером господствующих в данный исторический момент общественно-экономических отношений. Естественно, это влияние не однозначное. Но оно определяет рамки мировоззрения, за которые личность просто не может выйти - не дает уровень развития. Тем не менее, личность может влиять на развитие общества. Но ее влияние, опять же, определяется самим этим уровнем развития.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн KWAKS

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 9 587
  • Репутация: +1/-1
(Нет темы)
« Ответ #48 : 26 Февраль, 2006, 11:37:41 am »
Цитата: "Коль-амба"
Даже если "истмат" и является правомочным термином, то только не в сочетании с "диамат"ом!

А "в сочетании" с чЕм,"является правомочным" ?


Цитата: "Коль-амба"
Это не однопорядковые вещи.

Разумеется,"не однопорядковые" !
А какОв был бы смысл вводить разлИчные названия для однопорядковых вещей ?


Цитата: "Коль-амба"
Это как зоология (диамат) и кинология (истмат).

Хорошая аналогия ! И - по существу.


Цитата: "Коль-амба"
Такую интерпретацию еще можно приемлеть, но смысла в ней особого не вижу. Жу-жу.


"не вижу" - ещё не значит "нет в реале".
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от KWAKS »
Заранее благодарен = [ KWAKS ]
______________________________
КWА-ффэсор
тИнно-болотнУтого Ничего Не ИследУюшшего И-а.

Оффлайн Владимир Николаевич

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #49 : 26 Февраль, 2006, 20:46:38 pm »
Цитата: "Vivekkk"
Я может ошибаюсь, но мне всегда казалось, что исторический материализм не учитывает духовную сторону исторического процесса. Диалектика активных производительных сил и пассивных производственных отношений на основании которой выстраивается "надстройка" - право, политика, искусство, пр., ничего не говорит о влиянии идеальных фактор на историю.

Природа сделала мужчину более активным по отношению своей партнёрше,  производительные силы первичны, поэтому и активны, но производственные отношения не проститука, они не продаются и не назначаются волюнтаристически, как это сделали эксперементально большевики, производственные отношения по социальному закону обязаны соответствовать производительным силам. А если между ними противоречие, то два способа:1. ославлять производительные силы( в сталинские времена - уничтодение людей, главного звена производительных сил; при Брежневе - с помощью дефицитизма сдерживать производительность труда; сейчас - вялое использование стабилизационного фонда) 2.дать дорогу материальстической идеологии - станет прогрессивным  всё: право, политика, этика, эстетика, философия и религия.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Владимир Николаевич »
Обустроим Россию
http://vrn-2007.flybb.ru/
 Помощь родителям: http://psi2006.3bb.ru/