Автор Тема: Диалектический материализм  (Прочитано 670187 раз)

0 Пользователей и 7 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн DIV

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 76
  • Репутация: +6/-10
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1110 : 09 Апрель, 2020, 22:23:39 pm »
1) Качественное разнообразие явлений заложено уже на самом низовом уровне организации  материи: есть же разные фундаментальные взаимодействия, разные элементарные частицы и т.п. А остальное, в т.ч. люди и общество, собираются из них как из конструктора, и качественное разнообразие на этом уровне возникает из-за взаимодействия между разными частями системы, а не законов диалектики.

Замечу,  что качественное разнообразие возникает не в силу "законов" диалектики, а в силу объективных законов природы, а "законы" диалектики, - это философские тезисы, описывающие причины появления такого разнообразия.

Взаимодействие между разными частями системы, - это и есть тот материал, на котором основана теория диалектики, потому что эти взаимодействия успешно теорией диалектики описываются.

Цитировать
2) Что скажете о ситуациях, когда диамат превращался в агрессивную лженауку с административным ресурсом, пытавшимся "наезжать" на ту же квантовую химию из-за "редукционизма" (т.е. как раз из-за видения "механицизма" в современных физико-химических теориях)? Это - порок самого диамата или его извращение сталинских времён?

Думаю, что политика и наука - это разные качественные формы общественного сознания, которым лучше не встречаться. Политика - это, чаще всего, сфера обмана, выживания, борьбы за существование, убийств и пр. Вопрос истины в политике никогда не стоит. Наука - это радикальное иное общественное явление. Политика, по сути, всегда все убивает, к чему притрагивается.

Я против того, чтобы государство, политика использовала в своих всегда низких и грязных целях по выживанию, научные теории, гипотезы, предположения. Я, в целом, против государства как формы публичной власти, но понимаю, что на нынешнем этапе развития человечества, от государства невозможно отказаться, так как люди в большинстве своем глупы, злы и еще животны. Да и само государство, - отличный бизнес-проект для класса капиталистов, который сегодня господствует в мире.

Да, в СССР политика грубо вмешивалась в науку, уничтожая ее. Диамат и истмат, учение Маркса превратились в квазирелигию, были искажены, вульгаризированы, опошлены. Однако я оцениваю, что учение Маркса все равно намного лучше нынешней религиозности власти, где, кстати, та же религия государством также испошлилась.

Цитировать
Лично я думаю, что когда "вульгарный материализм" формировался, наука ещё просто не доросла до физикалистского подхода к сознанию и разуму. Но это не означает порочность самого подхода, а лишь недостаточную развитость науки того времени. Примерно как физика XIX века была не в состоянии объяснить химию, но сейчас это уже же не так. По мере развития инструментальных неинвазивных методов исследования мозга вульгарно-материалистический подход к человеку будет возрождаться.

Как хотите, так и думайте. Это Ваше право. Я не соглашусь. Почему, - сказал выше.

Цитировать
И уж если Вы заговорили о том, что заслуга диамата - социальная форма движения материи и её осмысление, то какие практические достижения у него тут есть по сравнению с вульгарным материализмом? Что даёт эта парадигма? Я вопрошаю именно с позиций "кондового" эмпиризма по типу позитивистского.

Я так не говорил, я говорил, что вульгарный материализм не учитывает социальный вид материи. Диамат же не отрицает качественное различие, поэтому понимает связь между биологическим и социальным, выделяя социальное не как биологическое, а как самостоятельный вид движения материи, возникший благодаря общению между людьми знаково-языковой системой абстрактного мышления.

Что дает диамат? Диамат имеет преимущество перед вульгарным материализмом в том, что диамат не отрицает социальный вид материи как самостоятельный вид и потенциально готов признать новые виды движения материи, а не сводить что-то новое к старому, отрицая движение материи и бесконечную ее разнообразность. Диамат описывает причины движения материи, предлагая сносную философскую систему тезисов. В других философских системах такого нет, если не считать идеалистические системы, где причиной движения назван, или бог, или человеческий дух.

Цитировать
Разница есть, но достаточна ли она для "новой формы движения материи"?

Конечно. Новый вид движения материи, - социальный, это набор конкретных общественных явлений, возникший благодаря знаково-языковой системе коммуникации, особенному головному мозгу человека и социальной природе сознания. Таких явлений у других животных нет, отсюда и философский тезис о наличии социального вида движения.

Цитировать
Среди сколь-либо заметных отличий вспоминаются разве что письменность и металлургия.

Это частные явления. Я говорю об общем, благодаря чему эти частности вообще возможны. Опять же, социальная природа сознания, абстрактное мышление, особенности мозга, знаково-языковая система коммуникации, - это общее, и на базе этого общего уже возникает потенциально весь спектр частного: письменность, металлургия, животноводство, торговля, формы общественного сознания и т.д.

Цитировать
Аналоги сельского хозяйства иногда встречаются у социальных насекомых,


Любители в сфере гуманитарных наук, - зоологи, неверно понимают содержание таких понятий как социальность, хозяйство. Да, у муравьев есть примеры того, как они "доят" тлей. Однако общего с сущностью производящего хозяйства у людей  - только внешняя видимость. Точно такая же, как у пчел с архитектором. Карл Маркс очень точно выразил в чем состоит различие между этими явлениями. То, что архитектор сначала представил в своем воображении будущую структуру, а потом создал ее, - это и есть выражение нового вида материи,  - социальности, которого нет у животных.

Муравьи, пчелы и так далее, - не имеют никакой социальной жизни. Это вульгарное и неверное употребление слов. Почему? Потому что движение муравьев, пчел обусловлено химическими агентами без участия разума, мышления, абстракции, сознания, знаково-языковой системы коммуникации. Эволюция выточила такие формы инстинктивного поведения муравьев и пчел, и малейшее нарушение этих инстинктивных схем или радикальное изменение среды, - обречет на вымирание этих удивительных животных.

Десять-пятнадцать тысяч лет назад произошла неолитическая революция в общественной жизни людей, суть которой,  - переход от присваивающего хозяйства к производящему. Это поистине общественно-экономическая революция, которая отделила первобытно-общинный строй от классово-государственных обществ, породив основы последних. Производящее хозяйство, - это воспроизводство и создание источников питания самим человеком путем селекции. Социальная природа этого процесса очевидна: человек осознал, представил, понял, передал в письме, - знания о механизме изменения природы. Одомашнивание животных, выведение новых пород, создание орудий труда, превращение земли в средство производство источников питания, общественное разделение труда, отделение ремесла от сельского хозяйства, появление торговли, возникновение письменности, очагов металлургии, создание государственной формы власти, написание законов,  - это все продукты неолитической революции, связанной с новой социальной материей. Ничего подобного ни у одного вида животных не было и нет.

Я не говорю уже о мыслях и страданиях людей насчет осмысления своей смертности, несправедливости бытия, честности общественных отношений, - это вообще специфичные виды социального движения, присущие только человеку, и существующие только потому, что они социальны.

Цитировать
Как таким будете доказывать то, что первобытные племена или средневековые государства - это не обычные социальные животные? Или что нынешняя цивилизация - это не полуразумные дикари?

Это некорректно изначально. Кто наблюдатель? Если я сегодня полечу на Марс, и там бы существовало первобытное общество, то я без проблем бы его идентифицировал, выделив социальную природу сознания этих существ и т.д., потому что есть конкретные социальные явления, которых нет в биологическом виде движения. Социальность  - это сложное гуманитарное понятие, за которым стоит тысяча лет развития гуманитарных наук (если перефразировать Энгельса). Социальность - это не просто общение двух особей между собой, в таком общении нет ничего социального, пока не возникает сознание, абстрактное мышление, знаково-языковая форма коммуникации, производящее хозяйство, социальные регуляторы, - агенты поведения.

Я не согласен с Вами. Думаю, я объяснил выше причины несогласия. Грубо говоря, сводить социальный вид материи к биологическому виду, в частности, скажем, право как социальный регулятор поведения к химическому регулятору поведения, - это фундаментальная и грубейшая ошибка. Настолько фундаментальная, что ее и критиковать нет смысла.
« Последнее редактирование: 09 Апрель, 2020, 22:29:11 pm от DIV »
Veritas est adaequatio rei et intellectus - истина есть соответствие вещи и интеллекта.

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1111 : 10 Апрель, 2020, 09:36:06 am »
Цитата: DIV
Замечу,  что качественное разнообразие возникает не в силу "законов" диалектики, а в силу объективных законов природы, а "законы" диалектики, - это философские тезисы, описывающие причины появления такого разнообразия.
Взаимодействие между разными частями системы, - это и есть тот материал, на котором основана теория диалектики, потому что эти взаимодействия успешно теорией диалектики описываются.
А не отсеиваются ли в этом случае законы диалектики бритвой Оккама, если даже в вульгарном материализме описать систему без взаимодействия между её частями и со средой нельзя? Зачем в той же таблице Менделеева рассуждать о переходах количества в качество, когда на основе вульгарно-материалистического подхода в стиле "химия - часть физики" можно получить куда более содержательные результаты?

Цитировать
Диамат же не отрицает качественное различие, поэтому понимает связь между биологическим и социальным, выделяя социальное не как биологическое, а как самостоятельный вид движения материи, возникший благодаря общению между людьми знаково-языковой системой абстрактного мышления.
Но при этом у любого ментального состояния человека есть биологическая основа, т.е. работа сознания и разума всецело обусловлена физическими процессами в мозге. Да, социальное определённо стоит выделить в отдельную категорию, но оно вполне может так же "вырастать" из физики, химии и биологии, как химия "вырастает" из физики (т.е. в химии нет независимых от физики законов, но из-за колоссальной сложности нужны упрощённые и высокоуровневые модели).

Цитировать
Это некорректно изначально. Кто наблюдатель? Если я сегодня полечу на Марс, и там бы существовало первобытное общество, то я без проблем бы его идентифицировал, выделив социальную природу сознания этих существ и т.д., потому что есть конкретные социальные явления, которых нет в биологическом виде движения.
Давайте возьмём пример поближе: дельфины-афалины. Они социальны, у них есть имена собственные и даже какая-то не до конца расшифрованная система коммуникации (которая сложнее таковой у человекообразных обезьян и может быть именно языком). Также у них большой мозг и они явно не живут одними инстинктами, как общественные насекомые. Разумеется, водная среда и отсутствие рук не даёт им развиться до цивилизации. Но с точки зрения негуманоидного наблюдателя: чем принципиально отличались люди 100 тысяч лет назад от дельфинов? И те, и те - смышлёные социальные животные.

Цитировать
это все продукты неолитической революции, связанной с новой социальной материей. Ничего подобного ни у одного вида животных не было и нет.
А может, это всё в рамках биологической материи: социальные животные с разделением труда (разумеется, инстинктивным, Вы правильно это отметили) были и до людей, животные с большим мозгом, способные обучаться - тоже, системы коммуникации - тоже (у дельфинов), развитые манипуляторы - были и не раз (обезьяны, осьминоги). Цивилизация получилась из-за соединения в одном виде разных и уже существующих в природе качеств у животных. Аналогия: в химии есть углерод с уникальными свойствами и отдельный раздел, посвящённый химии углерода (органическая химия). Но при этом органические соединения не считают же новой формой организации материи?

Цитировать
пока не возникает сознание
Сознание - слишком размытый термин. Если взять его в смысле "феноменальное сознание" или "квалиа", то оно есть даже у кошек и крыс, т.к. они видят сны.

Цитировать
Грубо говоря, сводить социальный вид материи к биологическому виду, в частности, скажем, право как социальный регулятор поведения к химическому регулятору поведения, - это фундаментальная и грубейшая ошибка.
Такое сведение в настоящее время - ненаучная фантастика, т.к. общество слишком сложно для описания его в чисто биологических или физико-химических категориях. Но дело не в том, что социальность не сводится к физике и химии, но дело в том, что такое сведение чудовищно сложно и практически неосуществимо. С бензолом хотя бы справиться для начала. Хотя сомневаться с том, что сознание и разум - это движение электронов и ядер в мозгах людей - пока нет оснований. И защита от упрощённых версий вульгарного материализма - это опять же эмпиризм и научная честность, а не диалектика.

Оффлайн DIV

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 76
  • Репутация: +6/-10
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1112 : 10 Апрель, 2020, 21:44:12 pm »
А не отсеиваются ли в этом случае законы диалектики бритвой Оккама...

Нет, конечно. Причем тут принцип Оккама? Философия занимается своим предметом, и в рамках философии возникла теория диалектики, - самостоятельное и новое учение о причинах движения. Если бы Вы придумали "диалектику-2", то она бы "отсекалась" этой "бритвой".

Цитировать
если даже в вульгарном материализме описать систему без взаимодействия между её частями и со средой нельзя? Зачем в той же таблице Менделеева рассуждать о переходах количества в качество, когда на основе вульгарно-материалистического подхода в стиле "химия - часть физики" можно получить куда более содержательные результаты?

Причем тут таблица Менделеева? Я не понимаю Вас. Насчет вульгарного материализма я высказался выше.

Цитировать
Но при этом у любого ментального состояния человека есть биологическая основа, т.е. работа сознания и разума всецело обусловлена физическими процессами в мозге.

Ну, и что с того? Это не имеет значения для теории. Тем более, Вы ошибаетесь, не все процессы в сознании и разуме обусловлены физическими процессами в мозге. Вот, в самом мозге, - да, но в сознании и разуме некоторые процессы обусловлены социальной материей.

Цитировать
Да, социальное определённо стоит выделить в отдельную категорию, но оно вполне может так же "вырастать" из физики, химии и биологии, как химия "вырастает" из физики (т.е. в химии нет независимых от физики законов, но из-за колоссальной сложности нужны упрощённые и высокоуровневые модели).

Я снова не понимаю Вас. Диамат никогда не отрицал подобные тезисы. Взаимосвязь различных систем, - принцип диамата. Социальное не может существовать без биологического, биологическое - без химического, химическое - без физического, физическое - без квантового и т.д. Мир един в своей материальности, - это еще один принцип диамата.

Цитировать
Давайте возьмём пример поближе: дельфины-афалины. Они социальны, у них есть имена собственные и даже какая-то не до конца расшифрованная система коммуникации (которая сложнее таковой у человекообразных обезьян и может быть именно языком).

Вы ошибаетесь насчет социальности. Я писал выше, что понимается под социальностью. Социальности нет ни у одного вида животных, кроме человека, что обусловлено не чудом, а особенностью его мозга и наличием абстрактного мышления. Социальность - это в том числе идеально-субъективная реальность, существующая самостоятельно и выражающаяся в формах общественного сознания.

Идеализировать что муравьев, что пчел, что дельфинов не стоит. Никакой речи, знаковой системы, социальности сознания у них не обнаруживается. Обычная животная стая, прайд и т.д., хотя много общего между человеком и ними, конечно, есть, но намного ближе к нам, - высшие обезьяны. Зачем смотреть на дельфинов, если в любом зоопарке есть обезьяны? Обезьяны, которые, осваивают даже жестовую речь? Человек, естественно, животное, произошел от обезьян и является обезьяной, но благодаря особенностям строения его мозга, анатомического строения тела, гортани, он оказался способен создавать абстрактные идеальные объекты, явления, - общественные формы сознания. Они есть сущность социальности. Ни дельфины, ни обезьяны не могут подняться выше предметно-наглядного мышления, и то очень некоторые из них вообще способы даже к такому виду мышления. Хотя, признаем, что есть много людей, которые также никогда не смогут подняться до абстрактного мышления. Олигофренов и среди людей полно.

И самое главное, эмпирически ни у дельфинов, ни у муравьев, ни у обезьян не фиксируются формы общественного сознания: ни права, ни науки, ни философии, ни искусства, ни спорта, как и форм общественного бытия: государства, классов, общественного производства источников питания и т.д. Отсутствие таких эмпирических данных - достаточное доказательство того обстоятельства, что у данных видов животных нет сознания, социального вида материи.

Цитировать
А может, это всё в рамках биологической материи: социальные животные с разделением труда (разумеется, инстинктивным, Вы правильно это отметили) были и до людей, животные с большим мозгом, способные обучаться - тоже, системы коммуникации - тоже (у дельфинов), развитые манипуляторы - были и не раз (обезьяны, осьминоги).

Прошу прощения, но мне сильно начинает казаться, что Вы не понимаете о чем пишите.
Вы не правы, и Вам стоит почитать пару учебников по социологии.

Цитировать
Цивилизация получилась из-за соединения в одном виде разных и уже существующих в природе качеств у животных.

Это неверный тезис. Без определенных природных качеств, конечно, не обошлось, но цивилизация - продукт общественного сознания и общественного бытия.

Цитировать
Сознание - слишком размытый термин.

Нет, вполне четкий и ясный, если его знать, конечно. Для кого-то и закон добавочной стоимости "размыт" и "не ясен". Но это уже личные когнитивные вопросы, а не вопросы термина.
Сознание - это высшая форма отражения действительности, характеризующая духовную активность человека.
Данное определение можно найти во многих словарях.
Например,

Цитировать
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности.

Современная энциклопедия. 2000.
Хорошее определение и вполне научное, ясное и четкое.

Цитировать
Если взять его в смысле "феноменальное сознание" или "квалиа", то оно есть даже у кошек и крыс, т.к. они видят сны.

Знаете, я бы не советовал Вам, с учетом уже Вами сказанного, использовать термины, которые Вы, по-видимому, плохо понимаете. Я так понял, Вы имеете какое-то техническое или естественное образование, так как совокупность выданных вами ошибок в сфере гуманитарных наук, крайне характерно для "естественников", пытающихся самостоятельно читать какие-то гуманитарные тексты. Не стоит, сразу скажу.
ОТ "квалиа" до сознания, - очень большой путь, да и аналитическая философия сама запутана в собственных противоречиях, чтобы ссылаться на нее дилетантам в гуманитарных науках. Вы поймите, я не пытаюсь Вас унизить, просто "каждому свое". Спора у нас с Вами по гуманитарным дисциплинам не получится: я не буду повторять школьные знания, а Вы их не знаете.

Цитировать
Такое сведение в настоящее время - ненаучная фантастика, т.к. общество слишком сложно для описания его в чисто биологических или физико-химических категориях.

Да боже мой! Причем тут "сложно"? Вы зачем вставляете слова, которые не имеют смысла в контексте обсуждаемого предмета? Растекаетесь по древу, где Ваша дисциплина ума?

Общество не сложно описывается биологически или физико-химически, - оно вообще не описывается ими! Общество описывается и объясняется в гуманитарных терминах и теориях, а именно в исторических, социологических, философских. И описывается, объясняется очень хорошо. Таких теорий много, начиная с учений Платона и Аристотеля о государстве и политическом устройстве общества, заканчивая теориями общественно-экономических формаций и теории стадиальной или локальной цивилизации. Это колоссальная, на самом деле, литература, чтобы ее усвоить надо учиться этому в высшей школе и дома несколько лет, да еще нужны профессора, которые мы разжевывали прочитанное. Только так и происходит обучение еще со времен Ликея или академии древней Греции.
« Последнее редактирование: 10 Апрель, 2020, 21:51:31 pm от DIV »
Veritas est adaequatio rei et intellectus - истина есть соответствие вещи и интеллекта.

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1113 : 11 Апрель, 2020, 08:22:25 am »
Цитата: DIV
Причем тут таблица Менделеева? Я не понимаю Вас. Насчет вульгарного материализма я высказался выше.
[...]
Я снова не понимаю Вас. Диамат никогда не отрицал подобные тезисы. Взаимосвязь различных систем, - принцип диамата. Социальное не может существовать без биологического, биологическое - без химического, химическое - без физического, физическое - без квантового и т.д. Мир един в своей материальности, - это еще один принцип диамата.
Я отстаиваю более радикальную версию единства материи: классическая механика - частный случай квантовой, а химия - частный случай физического. И таблицу Менделеева я использую как иллюстрацию этого тезиса, т.к. она - следствие законов квантовой механики. В природе нет никакой "несводимости" химии или биологии к физике, уровни организации материи вводятся человеком для своего же удобства.

Цитировать
Тем более, Вы ошибаетесь, не все процессы в сознании и разуме обусловлены физическими процессами в мозге. Вот, в самом мозге, - да, но в сознании и разуме некоторые процессы обусловлены социальной материей.
Так одно другому же не мешает: социальная материя - удобное высокоуровневое описание, а на самом деле там - электроны и ядра, движущиеся по физическим законам и не оставляющие места идеалистическим штукам типа "свободы воли". Да, мы никогда не получим точного квантово-механического описания мозга, но это не значит, что природа "решает" прекратить действие этих законов в человеке и "придумывает" какую-то "социальную материю".

Цитировать
Идеализировать что муравьев, что пчел, что дельфинов не стоит. Никакой речи, знаковой системы, социальности сознания у них не обнаруживается.
В случае дельфинов можно поспорить, т.к. их звуковая система коммуникации довольно сложная и при этом не расшифрованная. Однозначных выводов о том, является ли она речью или нет, сделать пока нельзя. Взял их в качестве примера, т.к. они меньше похожи на человека, и их природная звуковая система коммуникации сложнее природных систем коммуникации у человекообразных обезьян.

Цитировать
И самое главное, эмпирически ни у дельфинов, ни у муравьев, ни у обезьян не фиксируются формы общественного сознания: ни права, ни науки, ни философии, ни искусства, ни спорта, как и форм общественного бытия
У нашего биологического вида эти вещи появились не так уж давно, от силы 5000 лет назад, ну разве что нечто похожее на искусство находили существенно раньше. И вот поэтому я спрашиваю: чем до появления всего этого человек принципиально отличался от тех же дельфинов или шимпанзе?

Цитировать
Да боже мой! Причем тут "сложно"? Вы зачем вставляете слова, которые не имеют смысла в контексте обсуждаемого предмета? Растекаетесь по древу, где Ваша дисциплина ума?
Очень даже причём: даже в одном мозге уже свыше 10^25 частиц, и  если решать задачу "в лоб" и записывать для них уравнения движения - то мы это никогда не решим и даже не запишем, хотя в природе сознание и разум, естественно, вторичны по отношению к законам физики и всецело ими обусловлены. Что уж говорить об обществе. Бензол упомянул, т.к. уже даже в случае молекулы бензола решать такую задачу "в лоб" пока не получается.

Цитировать
Хорошее определение и вполне научное, ясное и четкое.
Плохо, что оно привязано к одному биологическому виду, если бы оно было чёткое - этого было бы не нужно. А то получится - сделай из человека какого-нибудь мутанта - и уже сразу сознания нету :) И подход "сознание - только у человека" - не единственно признанный в науке, есть же "Cambridge Declaration on Consciousness", где открыто говорится о сознании у других животных.
« Последнее редактирование: 11 Апрель, 2020, 10:01:06 am от Dig386 »

Оффлайн Майла

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 189
  • Репутация: +144/-65
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1114 : 11 Апрель, 2020, 10:43:41 am »
 DIV:
Цитировать
Социальный вид материи, - очевидный факт реальности...
Философия и называет это все - социальной материей.
У классиков, кажется, у Энгельса перечисление форм движения материи завершается понятием "органическая природа". "Социальная материя", на мой взгляд -это какое -то псевдопонятие,поскольку все межчеловеческие отношения, все создаваемое человеком не является объективной реальностью по отношению к Человечеству как единому субъекту. Тем более исходя из Вашего понимания социальности.

Склеено 11 Апрель, 2020, 11:22:45 am
Цитировать
Вот, в самом мозге, - да, но в сознании и разуме некоторые процессы обусловлены социальной материей.
Опять социальная материя. Если материя в философии материализма- это субстанция, существующая в виде вещества, полей и объектов неясной физической природы, то у меня вопрос:социальная материя в каком виде  представлена?
« Последнее редактирование: 11 Апрель, 2020, 11:22:45 am от Майла »
Экстраординарные заявления требуют экстраординарных доказательств.

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1115 : 11 Апрель, 2020, 11:31:26 am »
Цитата: Майла
Опять социальная материя. Если материя в философии материализма- это субстанция, существующая в виде вещества, полей и объектов неясной физической природы, то у меня вопрос:социальная материя в каком виде  представлена?
Именно. Физикализм куда последовательнее: по-настоящему фундаментальны только физические законы, а биологическое и социальное получаются сугубо на их основе.

Оффлайн Майла

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 189
  • Репутация: +144/-65
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1116 : 11 Апрель, 2020, 11:45:58 am »
Dig386
Цитировать
Я отстаиваю более радикальную версию единства материи: классическая механика - частный случай квантовой, а химия - частный случай физического. И таблицу Менделеева я использую как иллюстрацию этого тезиса, т.к. она - следствие законов квантовой механики. В природе нет никакой "несводимости" химии или биологии к физике, уровни организации материи вводятся человеком для своего же удобства.
Мне кажется, что Вы в очередной раз воюете с ветряными мельницами.)) Никто вроде бы не утверждает, что существуют некие фундаментальные самостоятельные законы, управляющие повелением сложных физических, химических, биосистем. Просто нет нужды описывать структуру мозга уравнениями КМ, но нет и сомнения, что в этих структурах ничего не нарушает законы КМ.

Склеено 11 Апрель, 2020, 12:08:46 pm
Цитировать
по-настоящему фундаментальны только физические законы, а биологическое и социальное получаются сугубо на их основе.
безусловно, это так. Но вот смотрите,- КМ вычислила и определила для химии свойства простейших химических объектов, дала ясное понимание фундаментального понятия  -химическая связь и т.д Ваша любимая квантовая химия создала способы расчетов молекулярных ансамблей. В них поведение ключевых атомов описывается КМ, а множество второстепенных атомов описывается уже методами молекулярной динамики. В случае с огромной молекулой ДНК такой расчет принципиально возможен, но он ничего не даст для понимания  функций ДНК.
« Последнее редактирование: 11 Апрель, 2020, 12:08:46 pm от Майла »
Экстраординарные заявления требуют экстраординарных доказательств.

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1117 : 11 Апрель, 2020, 16:21:02 pm »
Цитата: Майла
В них поведение ключевых атомов описывается КМ, а множество второстепенных атомов описывается уже методами молекулярной динамики. В случае с огромной молекулой ДНК такой расчет принципиально возможен, но он ничего не даст для понимания  функций ДНК.
Я это и не оспариваю, и считаю, что высокоуровневые модели нужны и полезны, без них - никуда. И прекрасно понимаю, что редукционизм не всегда целесообразен и возможен. Но если думать о том, как вещи устроены "на самом деле", то редукционизм мне куда ближе, чем холизм и диалектика.

Цитировать
В них поведение ключевых атомов описывается КМ, а множество второстепенных атомов описывается уже методами молекулярной динамики
Молекулярная динамика - это некое упрощение полноценной квантово-механической модели системы. На самом деле упрощения появляются ещё задолго до неё, в виде того же метода Хартри-Фока или DFT.

Оффлайн Майла

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 189
  • Репутация: +144/-65
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1118 : 11 Апрель, 2020, 18:29:51 pm »
 
Цитировать
Но если думать о том, как вещи устроены "на самом деле", то редукционизм мне куда ближе, чем холизм и диалектика.
А как оно устроено на микроуровне "на самом деле", мы пока не знаем. Объединяющей теории нет. Пока фундаментальные взаимодействия "выглядят" как автономные уровни организации , существующие по собственным законам. И ни один пока нельзя считать более фундаментальным.
Экстраординарные заявления требуют экстраординарных доказательств.

Оффлайн DIV

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 76
  • Репутация: +6/-10
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1119 : 11 Апрель, 2020, 22:20:25 pm »
Я отстаиваю более радикальную версию единства материи: классическая механика - частный случай квантовой, а химия - частный случай физического. И таблицу Менделеева я использую как иллюстрацию этого тезиса, т.к. она - следствие законов квантовой механики. В природе нет никакой "несводимости" химии или биологии к физике, уровни организации материи вводятся человеком для своего же удобства.

Пусть так. Мне кажется, что мы, скорее всего, говорим об одном и том же, но разными словами.

Цитировать
Так одно другому же не мешает: социальная материя - удобное высокоуровневое описание, а на самом деле там - электроны и ядра, движущиеся по физическим законам и не оставляющие места идеалистическим штукам типа "свободы воли".

Не мешает, но электроны сами по себе не образуют идеи и формы общественного сознания, иначе идеи были бы везде, в каждой точке вселенной.

Цитировать
Да, мы никогда не получим точного квантово-механического описания мозга, но это не значит, что природа "решает" прекратить действие этих законов в человеке и "придумывает" какую-то "социальную материю".

Квантово-механическое описание мозга в целях объяснения мышления и не нужно. Сами кванты мышление не порождают. Природа мышления уже объяснена как продукт работы нейросетей в социализированном головном мозгу. Сознание социально обусловлено, как и абстрактное мышление.

Цитировать
В случае дельфинов можно поспорить, т.к. их звуковая система коммуникации довольно сложная и при этом не расшифрованная.

Не думаю. У дельфинов, повторяю, эмпирически отсутствует знаковая речь, формы общественного сознания, целенаправленное производство источников пищи. Следовательно, эмпирических доказательств социальности дельфинов нет. Тогда бессмысленно строить какие-то теоретические схемы на этот счет.

Цитировать
Взял их в качестве примера, т.к. они меньше похожи на человека, и их природная звуковая система коммуникации сложнее природных систем коммуникации у человекообразных обезьян.

У высших обезьян можно фиксировать протосоциальность, но только у некоторых особей, при овладении ими жестовой речи. Однако, эмпирически, и у высших обезьян нет социальности.
Что касается, дельфинов и обезьян, то я, наоборот, считаю, что у обезьян звуковая система сложнее, дополняется жестовой системой, мимикой, сложным поведением и умением строить иерархические связи. Высшие обезьяны, в этом смысле, намного умнее дельфинов.

Цитировать
У нашего биологического вида эти вещи появились не так уж давно, от силы 5000 лет назад, ну разве что нечто похожее на искусство находили существенно раньше.

Намного раньше. Никакие 5000 лет назад, - не выдумывайте. Формы общественного сознания и бытия нам известны уже у неадертальцев (могильники, наскальные рисунки, орудия труда и произведения искусства), которые жили уже 700 тысяч лет назад. У австралопитеков , - спорно еще, но у поздних гоминид, - несомненно.
И конечно, у далеких наших предков не было социальности и общественных форм. Жили не обществом, а стадом. И поведение особей регулировалось не формами общественного сознания и абстрактными нормами, а биологическими инстинктами и, быть может, протосоциальными предметно-наглядными соображениями.

Цитировать
И вот поэтому я спрашиваю: чем до появления всего этого человек принципиально отличался от тех же дельфинов или шимпанзе?

Я писал об это выше несколько раз, перечисляя чем конкретно наш биологических вид отличается от других видов животных.

Цитировать
Очень даже причём: даже в одном мозге уже свыше 10^25 частиц, и  если решать задачу "в лоб" и записывать для них уравнения движения - то мы это никогда не решим и даже не запишем, хотя в природе сознание и разум, естественно, вторичны по отношению к законам физики и всецело ими обусловлены.

Вы совершаете подмену тезиса, что является грубой ошибкой в рассуждении. Предмет спора - социальная природа человека, а не количество квантов и электронов в его мозгу. Повторю, что сами кванты или элементарные частицы идеи не порождают и никакой связи с их генезисом не имеют. Что является аксиоматическим обстоятельством.

Цитировать
Плохо, что оно привязано к одному биологическому виду, если бы оно было чёткое - этого было бы не нужно.

А конкретнее? У Вас есть критика данного определения сознания? Так давайте ее сюда, - рассмотрим.
Данное определение - научно, так как отражает в себе объективные свойства сознания, выражающие суть сознания. Оно, сегодня, бесспорно принимается наукой. Я удивлен, что оно вызывало у Вас сомнения. В принципе, это хорошо, - давайте критику. Принцип фальсифицируемости требует попыток опровержения научных понятий и определений, - попробуйте опровергнуть данное определение, посмотрим устоит ли оно.
 
Цитировать
А то получится - сделай из человека какого-нибудь мутанта - и уже сразу сознания нету :) И подход "сознание - только у человека" - не единственно признанный в науке, есть же "Cambridge Declaration on Consciousness", где открыто говорится о сознании у других животных.

То, что говорится, - не значит, что есть на самом деле. Некоторые ученые широко, а другие узко трактуют те или иные понятия, - это их право, академическая свобода, но каждое определение должно быть доказано. Сознание имеет научное определение, причем в силу того, что сознание социально обусловленно, то определение дается гуманитарными науками. Ни биологи, ни физики не занимаются сознанием и идеальной сферой, - социальностью, потому что в природе ее нет.

Сознание, субъективная реальность,  - явления социальные, но, конечно, основанные на конкретных особенностях нашего биологического вида: особенный мозг (не только объем и количество нейронов в лобных долях, но и качественное разнообразие полей и подполей мозга, особенности его функционирования и питания кровью, образования нейросетей как нового вида работы нервной системы), целеполагающая трудовая и абстрактная деятельность, социальная природа сознания, знаково-языковая система коммуникации, регулирование поведения формами общественного сознания, то есть идеями, а не биологическо-химическими агентами.

В связи с чем, если некоторые группы ученых докажут эмпирическое существование перечисленных явлений у обезьян, дельфинов, муравьев и т.д., то, бесспорно, тезис о наличии сознания у других видов животных, будет принят.

Однако если некоторые группы ученых начнут мошенничать, меняя тезис по ходу исследования, понимая под сознанием все что им взбредет в голову, то ничего научного из этого никогда не получится. И их исследования умрут в разделе "заблуждения науки" или "ученые шутят".

Хочу добавить, что в науке есть такой принцип аргументации, - принцип совместимости, которые требует новые теории проверять на совместимость уже доказанных теорий, в том числе, в случае противоречия, доказывать неполноту или ошибочность предыдущих теорий и доказывать в чем новая теория полнее или правильнее объясняет теоретические проблемы или эмпирические факты.

Данный принцип распространяется и на теории сознания. В частности, мало дать новую идею, надо еще показать неполноту, слабость предыдущих теорий, доказать преимущество новой теории. Я хочу подчеркнуть, - доказать, а не просто сказать. Только тогда такие новые теория можно серьезно рассматривать с лупой и со всем вниманием.

Склеено 11 Апрель, 2020, 23:36:55 pm
У классиков, кажется, у Энгельса перечисление форм движения материи завершается понятием "органическая природа".

Ф. Энгельс - классик теории марксизма-ленинизма, а не научной сферы по изучению общества и сознания, хотя, конечно, его две работы мы помним и читали (о роли труда в превращении обезьяны в человека и происхождение классов, семьи, частной собственности и государства). Бесспорно, сильный ум, даже в XXI веке. И все же, не стоит переоценивать работы Энгельса и тем более, абсолютизировать их, он сам был бы против этого. Тем более, он сам пишет в Диалектике природы, что органические виды движения материи он не рассматривал (цит.: "Поэтому, исследуя здесь природу движения, мы вынуждены оставить в стороне органические формы движения. Сообразно с уровнем научного знания мы вынуждены будем ограничиться формами движения неживой природы". Энгельс Ф. Диалектика природы, – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 391-392.).

Цитировать
"Социальная материя", на мой взгляд -это какое -то псевдопонятие,поскольку все межчеловеческие отношения, все создаваемое человеком не является объективной реальностью по отношению к Человечеству как единому субъекту. Тем более исходя из Вашего понимания социальности.

Социальный вид материи или социальная материя,  - научный ясный термин, который говорит нам, что социальная материя - особый вид объективной реальности, данный в ощущениях человеку, выражающийся в социальных законах, явлениях, формах общественного сознания и общественного бытия, субъективно-идеальной реальности, в том числе конкретный способ производства материальных благ, формы трудовой деятельности, классово-государственно организованной публичной власти. Перечисленные явления носят общий, необходимый характер, они объективно существуют, действуют при наличии причинно-следственных связей, везде и всегда, спецификой которых является  - способ проявления, а именно через волю и сознание людей как биологических особей. Объективность социальной материи и ее законов состоит в том, что они действуют независимо от того, признаете Вы ее или нет. Факт-пример, "если человек вынужден выбирать место работы из двух вариантов, которые одинаковы во всем, кроме зарплаты, и зарплата есть единственный источник существования для него, то он выберет тот вариант, где платят больше" или "прогул - основание увольнения".

Таким образом, напротив, межчеловеческие отношения - это отношения социальные, являющиеся объективной реальностью для каждого человека, а значит, для такой абстракции как человечество, в целом. Для красного словца, скажу, что правовые законы убили больше людей, чем зубы диких зверей.

Цитировать
Опять социальная материя. Если материя в философии материализма- это субстанция, существующая в виде вещества, полей и объектов неясной физической природы, то у меня вопрос:социальная материя в каком виде  представлена?

Субстанция - это понятие старое и противоречивое. Оно, несмотря на попытки некоторых философов, реанимировать его в неоспинозовской философии, исторически устарело и связано с натурфилософией древних греков.

Я понимаю материю как абстракцию, которая включает весь наблюдаемый и ненаблюдаемый мир, который существует независимо от моих мыслей, идей и желания, и который познается мной через мои ощущения, мой разум.

В связи с этим, поле, вещество, различные объекты - это неполный ряд материальных явлений, процессов, вещей, который познается нами в научной практике. Сводить их к материи неправильно. Материя - это и поле, и вещество, и общество, но поле, вещество, общество не исчерпывают содержание категории "материя". Это важно, думаю, подчеркнуть.

Теперь насчет Вашего вопроса. Он неверно составлен, так как социальная материя не может быть представлена в каком-то виде, так как сама является видом материи. Существенные признаки социального вида материи я перечислил выше. Они самостоятельны, объективны, генетически связаны с биологическим видом материи. Аналогично, Вы можете задать вопрос: что за вид биологической материи или химической? И если Вы будете искать "вещество", "первоматерию", "субстанцию", то не получите ответа, потому что никакой субстанции, первоматерии, первовещества не существует.

Что касается природы социальной материи, то она, повторюсь, связана с особенным мозгом человека, знаково-языковой системой коммуникации, сознанием как идеальным отражением объективной действительности, формами общественного сознания и бытия. Идеи существуют как сложный комплекс работы нейросетей в головном мозгу, где есть электрические, химические, физиологические, механические, квантовые и иные процессы, содержание таких нейросетей - социально, и заполняется наглядно-предметным восприятием мира и абстрактно-теоретическими конструкциями через знаковую систему коммуникации. Естественно, к слову сказать, что объем нейросети у каждого человека разный и определяется не биологией или химией мозга, а социализацией, уровнем и качеством образования, обучения, воспитания, усердности. И еще вот почему, мы умнее своих предков.

Природа способа производства, форм общественного сознания  и т.д.  - социально в том же смысле, но, важно отметить, опредмечена в физических объектах: книгах, зданиях, бумаге, электронных видов информации, компьютерах, картинах, кино, играх и т.д. Это третий уровень реальности, как говорят.

Таким образом, социальный вид материи, социальная материя - устоявшийся научный термин, которые содержит в себе существенные и объективно существующие признаки, отражающие реальные явления, процессы и вещи, существующие также объективно в мире и влияющие на наши органы чувств.

Склеено 11 Апрель, 2020, 23:48:38 pm
Хочу добавить, учитывая цель данного форума, что граница между материальным и идеальным совпадает с границей моего сознания и моего тела. Материя как абстракция, - универсально-философская категория, на сегодня, высший уровень понимания объективно существующего мира. Мы все  - явления материи, но материя - это не только мы, не только я. Более того, боги, ангелы, демоны - это тоже материя, то не материальные явления, а явления идеальные, созданные в моей нейросети искусственно, произвольно, социально. Если бы бог существовал объективно, он был бы материальным явлением.

Сразу оговорюсь, что не упираю на дуалистическое понимание материи, дуализм - это признание равноправных начал. Нет, считаю, что материальное - причина появления и смерти идеального, а само идеальное - условное слово обозначающее продукты социального вида материи, которые условно, относительно противостоят материальному, но в целом являются видом материи. Это, как я думаю, и есть диалектическо-материалистическое понимание материи, материального и идеального.
« Последнее редактирование: 11 Апрель, 2020, 23:52:02 pm от DIV »
Veritas est adaequatio rei et intellectus - истина есть соответствие вещи и интеллекта.