Ну и что Вы мне тут предложили? Исключительно ради Вас начал читать в ожидании чуда, прочел от начала до конца, но на свой вопрос так и не нашел ответа. Зато потратил немало нервов, ибо меня крайне раздражают подобные претенциозные, но жалкие потуги придать явной ахинее наукообразность и видимость логического рассуждения (я говорю даже не о массе грамматических и орфографических ошибок, а о содержательной части). Какие-то глупые, абсолютно бесполезные блок-схемы, сложные, но топорные речевые обороты с сутью, которую можно было бы выразить в пяти словах и т.д. Все сводится к постулату: бог всевидящий, но человек и ангелы созданы со свободной солей и возможностью выбирать.
Я не спрашивал Вас, почему страдают люди и почему, если бог всеблагой и всемогущий, он допускает существование зла в мире. Меня эти вопросы ни секунды не интересуют в виду их частности и несущественности. Я спрашивал, как согласуется само наличие свободной воли со всеведением бога. На этот вопрос я ответа не нашел. И это понятно, потому что на него нет ответа. Этот тезис можно только догматизировать, что успешно и делается в предложенной Вами статье:
Почему страдают невинные люди?[/url]"]Бог не создавал зло и не несет ответственности за него и за грех. План Божий имел в себе только потенциальную возможность для зла, когда Он дал человеку свободу выбора, но фактически зло появилось в результате того, что человеческая воля была направлена против Бога, вслед за его собственными эгоистическими желаниями.
Нигде в статье не обосновывается сам тезис о совместимости всеведения и свободной воли. Он просто предполагается истинным, тогда как он противоречив.
По-прежнему остается неясным, как бог мог создать человека со свободной волей (которая предполагает полную неопределенность поступков и полную самоопределяемость человека) и при этом знать заранее о будущем грехопадении человека.
Забавны попытки увести бога от ответственности за сотворение зла путем перевода вопроса в «потенциальную» область:
Почему страдают невинные люди?[/url]"]…Бог допустил потенциальное зло, но это не сделало Его творцом зла. Начало зла имело место как результат волевого решения не слушаться Бога.
…План Божий имел в себе только потенциальную возможность для зла, когда Он дал человеку свободу выбора, но фактически зло появилось в результате того, что человеческая воля была направлена против Бога, вслед за его собственными эгоистическими желаниями.
…Божье творение имело в себе потенциал зла, но Бог никоем образом не содействовал ему. Оно появилось только тогда, когда человек решил игнорировать предупреждения и инструкции Бога.
Ну просто как дети, право слово.
1. Бог создал мир хорошим, но с потенциальным зародышем зла, актуализация которого возможна через волю человека и ангелов;
2. Бог всевидящий и всемогущий, поэтому все судьбы человека и ангелов для него открыты, он создал всех существ с их судьбами, следовательно, бог предвидел грехопадение ангелов и человека со 100% вероятностью;
3. Необходимость (а не просто возможность) грехопадения была заложена при Творении, иначе бог не мог бы знать наверняка, по какому пути пойдет человек;
4. Следовательно, бог сам создал зло, только хитро: создал «хороший» мир с потенциальной возможностью зла, которое
с необходимостью должно было реализоваться. Эквивалентная ситуация: добрый отец разрешает малышу поиграться боевой гранатой, но при этом походя намекает ему, что чеку выдергивать нехорошо. При этом отец знает почти наверняка (в случае бога слово «почти» вообще неуместно), что ребенок обязательно выдернет чеку. Пацан, естественно, ее выдергивает, разлетается на куски, а папа при этом считает, что он ни в чем не виноват, потмоу что он «не создавал зло и не несет ответственности за него и за грех» сына.
Ну и где тут вина человека? Бог сотворяет потенциальное зло, бог делает его реализацию необходимой, а человек получается виноват:
Почему страдают невинные люди?[/url]"]…зло - это не вещь, а извращение доброй вещи, сотворенной Богом. Бог сказал человеку, что делать, но человек извратился, выбрав непослушание Богу. Божий путь всегда самый лучший. Это путь полного послушания. Неполное послушание принесет проблемы. Бога нельзя обвинять в непослушании человека; человек - моральное существо, он сам несет ответственность за свои поступки.
Но человек может быть моральным существом только в том случае, когда есть свобода, которой, если принимать теологическую концепцию, нет и быть не может. Создается такое впечатление, что бог – просто выживший из ума идиот, если он наверняка, на 100 (сто) процентов знает, что человек совершит грех, но надеется на то, что все окажется не так. На что он надеется? На то, что законы, которые он сам устанавливает, дадут неожиданный сбой? Так если он всевидящий, то и этот сбой будет для него как на ладони до того, как он произойдет.
И уж совсем смешно звучит утверждение:
Почему страдают невинные люди?[/url]"]Бог больше зла, и Он на самом деле положит конец злу и страданиям. Христос победил зло, находясь на кресте (1Кор. 15:54-57) и Он проведет окончательное уничтожение зла и заключит его навечно в аду.
…Зло сильнее Бога. Этот вариант опирается на предположение, что Бог не способен победить зло, потому что до сих пор Ему не удалось его уничтожить. Это ложное предположение, а сама точка зрения противоречит Писанию.
То, что добро сильнее зла просто утверждается со ссылкой на Писание. Но если Писание – это слово бога, то каким же надо быть кретином, чтобы говорить своему народу, что зло сильнее? Естественно, бог говорит, что он сильнее зла. При этом он обещает когда-нибудь его уничтожить, но не сейчас. Вам это ни о чем не напоминает? «Кормление завтраками» - любимое занятие политиков. Жириновский выехал на том, что пообещал людям завоевать мир и помыть сапоги в Индийском океане. Обыкновенный, старый как мир
по-пу-ли-зм. Дурачит бог (в лице духовенства, конечно) свой народ. Цели очевидны.
Ну и на сладкое… Меня всегда веселила теологическая амбициозность и однобокость:
Почему страдают невинные люди?[/url]"]Зло не существует само по себе, потому что оно не существует в отрыве от добра. Например, гниение может быть на дереве, но только до тех пор, пока существует дерево. Нет такого понятия как совершенное состояние гниения. Ржавеющая машина и разлагающийся труп являются примерами того же понятия. Зло существует как извращение чего-то хорошего; это недостаток, который не имеет сущности сам по себе.
Это уж совсем паранойя. Назвать гниение – универсальный способ утилизации неокисленной органики – злом. Да если бы не было бы гниения, мы за пару десятков лет утопли бы в собственном дерьме, и никакие молитвы не помогли бы. В чем зло гниения? В том, что никому не нужное мясо вовлекается в круговорот веществ в природе, дающий начало новой жизни? Какой примитивизм!